Полный текст статьи
Печать

Термин подход к обучению (англ. approach – подход, подступ) впервые в научную литературу был введен английским методистом А. Энтони для обозначения основных положений, которыми пользуется исследователь для изучения природы языка и способов овладения им.

Являясь одним из компонентов системы обучения подход представлен как методологическая основа обучения иностранному языку, характеризующая точки зрения на предмет обучения (язык) и возможности овладения им в процессе обучения. А.А. Леонтьев и М.В. Ляховский определяют подход как стратегию обучения иностранному языку, включающую три основных компонента: основные понятия, принципы, методы и приемы построения образовательного процесса [4].

Развитие общества и системы образования на современном этапе предъявляют новые требования к системе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе. На первый план выдвигается задача на формирование образа «человека-деятеля», готового к принятию ответственных решений в постоянно меняющихся условиях и готового к свободному выбору и творчеству. Одним из механизмов формирования «человека-деятеля» признан системно-деятельностный подход, который ориентирован на обучающегося и предполагает организацию уроков как учебной деятельности, направленной на постановку и решение школьниками конкретных учебных задач.

Основы системно-деятельностного подхода к обучению были заложены в работах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, рассматривающей деятельность в качестве основы и движущей силы развития личности. Системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС второго поколения общего образования, отражает требования личностно-ориентированной парадигмы. Это значит, что каждый участник образовательного процесса создает свой продукт, проектирует что-то новое.

В методике преподавания иностранных языков системно-деятельностный подход получил свое воплощение в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, предложенного И.А. Зимней (1991) и разработанного в трудах И.Л. Бим (2002). Суть такого подхода означает, что организация обучения иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на уроках иностранного языка осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решить реальные и воображаемые задачи. Средствами осуществления такой деятельности являются задания следующих видов.

1. Проблемное обучение, с помощью которого организуется учебное общение, предполагает создание в сознании обучающихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей [6]. В обучении иностранному языку проблемное обучение имеет место при работе над всеми видами речевой деятельности и применяется в вопросно-ответном ходе размышления и дискуссии по какой-либо проблеме. Например, при работе над темой урока по иностранному языку «A Healthy way of life» формулируется проблема: Children don't pay enough attention to their health, проблемный вопрос: How do people can keep their health? Варианты решения: 1) to take food in a correctly way; 2) to refuse from bad habits; 3) to be active. Тезис: «My health is in my hands». На данном уроке предлагается одно из заданий, направленное на развитие диалогических умений, например, Make up dialogue «At the doctor's». Проблемные ситуации основаны на критическом рассуждении, на предложении, на догадке, интерпретации фактов, на умозаключении.

2. Развитие критического мышления, которое рассматривается не как негативность суждений или критика, а как разумное рассмотрение разнообразия подходов. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям [5]. Методика развития критического мышления позволяет создать условия на уроке иностранного языка, в которых обучающихся работает самостоятельно, порождает, а затем обосновывает свои идеи, задает себе и другим вопросы, осуществляет рефлексию своей деятельности и деятельности других людей [1]. Данная методика реализуется на практике в следующих заданиях: «Warming-up»; «What do you know?»; «Look at the picture and say. – What is the text about? What is the situation of communication? What can children speak in this situation? Can you predict their conversation? – Make up the dialogue, using given situation»; «Make up the dialogue, using information from the texts»; «What does the picture tell you about......? – Find in 2 minutes the information that supports your prediction». Развитие критического мышления на уроках иностранного языка дает возможность обучающимся находить, устанавливать, наблюдать, отличать, оценивать, критически анализировать, принимать обдуманные решения, делать выводы.

3. Ролевая игра. Учебное общение предполагает наличие активных субъектов общения, которые стремятся не только воспринять сообщение и отреагировать на него, а стараются выразить свое отношение к происходящему в соответствии со своей ролью, т.е. проявляют свои личностные характеристики. Поэтому очень важно учитывать личностные свойства и психологические особенности обучаемых. По мнению М.Л. Вайсбурда и Л.Н. Пустосмеховой, игровая деятельность должна быть соотнесена с реальными условиями, это поможет найти эталоны поведения в деятельности и средства описания речевых намерений. По мере работы над учебным материалом ролевые игры с жесткой заданностью условий и речевых средств (этап тренировки в общении) как средство развития творческих способностей перерастают в ролевые игры, предполагающие относительную свободу и импровизацию в исполнении роли и выборе формы и содержания высказывания (этап практики и общения) [2]. О.В. Калимулина констатирует, что ролевые игры могут быть представлены различными формами работы: этюдами, обсуждениями, дискуссиями, беседами за «круглыми столами» и различными формами общения: в форме диад, триад, четверок, команд, групп. Практика показывает, что последовательное исполнение ролевых игр на всех этапах обучения иностранному языку способствует эффективности процесса за счет роста мотивации и интереса к изучаемому предмету, формирования навыков познавать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения.

4. Обучение в сотрудничестве базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идеи взаимного обучения, при котором обучающиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач. Обучение через сотрудничество (cooperative learning) – один из наиболее эффективных путей объединения обучающихся разного уровня языковой подготовленности, что способствует обучению всех учеников [3]. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке. В современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию и усваивать ее.

Таким образом, методическим содержанием системно-деятельностного подхода в рамках обучения иностранному языку являются способы организации учебной деятельности, связанные с широким использованием в урочной деятельности коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством преподавателя и обучающихся. Суть подхода сводится не столько к созданию условий, в которых обучающимся предстоит действовать, сколько к самой деятельности в предполагаемых ситуациях.