Полный текст статьи
Печать

В России на протяжении более чем двадцати лет происходят кардинальные изменения социально-экономических условий жиз­ни, социокультурного уклада, норм и ценностей, что обусловливает интерес исследователей к феномену социальной идентичности. В настоящее время социальная политика государства направлена на обеспечение полноправного функционирования в обществе всех людей, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. По данным Федеральной службы государственной статистики [1] численность детей-инвалидов в 2014 году составляла 580 тыс. человек, а в 2015 уже 617 тыс. человек.

Таким образом, динамика общественных процессов, социальная политика государства и увеличение числа детей-инвалидов актуализируют изучение развития социальной идентичности у детей и подростков с отклонениями в развитии.

Исследованию идентичности личности и связанных с нею феноменов посвящены труды зарубежных (М. Вебер, Э. Гидденс, И. Гоффман, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, Э. Эриксон и др.) и отечественных (В. С. Агеев, Т. С. Баранова, Е.Н. Данилова, Л. М. Дробижева, С. Г. Климова, И.С. Кон, А.В. Мальцева, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, И.С. Самошкина и др.) ученых.

Социальная идентичность возникает в результате осознания своего членства в социальной группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Основатель теории идентичности Э.Эриксон, определял социальную идентичность как  личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу «Я»-категоризации. Социальная идентичность состоит из множества идентичностей или социальных ролей, «масок», составляющих форму и содержание человеческого поведения и часто подчиняющих себе сущность, или Я-идентичность человека [2]. Жесткий диктат социальных установлений принуждает индивида постоянно проигрывать роли, интерпретировать ситуации с помощью предписанных «рамок», строить стратегии для адаптации и достижения своих целей. Среди видов социальной идентичности  выделяют: гендерную идентичность, этническую, профессиональную и т.д.

Человек стремится к  позитивной идентичности посредством определения себя в ту или иную социальную группу; если же ее идентичность оценивается им как негативная, то индивид стремится найти новую группу. При этом он может относиться сразу к нескольким группам и иметь множественное число ролей [2].

В эпигенезе идентичности – жизненном  цикле  человека – Э. Эриксон  выделяет восемь стадий, каждая из которых имеет свою центральную проблему, требующую разрешения. Каждая  стадия  вносит  своей непосредственный вклад в развитие идентичности.

На трансформацию идентичности влияют три взаимосвязанных фактора: сознания и активация мозга; врожденных потребности и приобретенных в течение жизни мотивации; аффективные компоненты – эмоции и чувства. При наличии у индивида каких либо отклонений в развитии эти факторы будут изменяться, преломляться через особенности дизонтогенетического развития и влиять на формирование идентичности [3].

Выделяют следующие механизмы формирования идентичности [4]:

  1. Идентификация со значимыми другими, в результате которой происходит некритическое, часто неосознаваемое принятие ценностей, убеждений, взглядов значимых других. З. Фрейд рассматривал идентификацию как процесс, посредством которого ребенок присваивает характеристики другого лица, обычно родителя, чтобы освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты.

Таким образом, первичными объектами идентификации для ребенка являются его родители, семейное окружение. Семья является первой социальной средой, которая окружает ребенка на протяжении длительного времени и играет первостепенную роль в формировании его личности [5]. Семья выступает связующим звеном между поколениями, она служит передатчиком культуры, традиций, нравственных установок и т.д. Важным фактором, оказывающим влияние на успешность процесса идентификации, являются психологический климат семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии может по-разному действовать на родителей, однако первоначальной реакцией является шок и сильнейший психологический стресс.

Факторы, приводящие к травматизации родителей ребенка с отклонениями в развитии [6]: длительная нервно-психическая и физическая нагрузка, усталость, напряжение, тревога, неуверенность в отношении будущего ребенка;  личностные проявления и поведение ребенка не отвечающие ожиданиям родителей и, как следствие, вызывающие у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; нарушения внутрисемейных отношений и т.д.  Перечисленные факторы нарушают психологический климат семьи, вызывают личностные деформации у родителей, что в свою очередь негативно сказывается на идентификации ребенка с родителями.

  1. Интериоризация мнений, высказываний других людей о себе – таким образом формируется так называемое «отраженное», или «зеркальное Я» – представления человека о себе, своих качествах и особенностях, основанные на мнении других людей о себе.

Мнение других людей о детях и подростков с различными психофизическими нарушениями часто можно охарактеризовать как стигматизацию [7] – процесс приписывания отрицательных черт или выделение из общества посредством дискриминации из-за наличия у человека признака какого-либо расстройства или из-за отклонения от социальных норм. Алан Маршалл, в своей автобиографии писал [8, с. 116]: «Слово «калека» в моем представлении можно было отнести к другим людям, но никак не ко мне. Однако мне все чаще приходилось слышать, как меня называют калекой, и я, в конце концов, вынужден был признать, что подхожу под это определение». По-прежнему значимой в данном механизме является роль семьи. Родители зачастую чрезмерно контролируют ребенка, подавляют инициативность, что приводит к инвалидизации ребенка, а затем и подростка.

Можно предположить, что идентификация и интериоризация как менее трудоемкие по сравнению с самоопределением механизмы формирования идентичности характерны для детей вплоть до подросткового возраста, во время которого появляется такое новообразование как самосознание, которое позволяет подростку использовать механизм самоопределения.

3. Самоопределение – принятие решений относительно самого себя, собственных качеств, убеждений, целей и ценностей – наиболее сложный процесс, запускающийся в момент кризиса идентичности и приводящий к формированию достигнутой идентичности. У подростков, имеющих какие либо нарушения, самоопределение будет обусловлено перечисленными выше семейными и социальными установками, которые на данном возрастном этапе могут занять прочное место в структуре личности.

Таким образом, неадаптивные когнитивные и поведенческие установки семьи и общества влияют на механизмы формирования идентичности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и могут привести к формированию негативной социальной идентичности.

По результатам теоретического исследования, можно определить ряд проблемных вопросов, требующих дальнейшего изучения:

  1. В каком возрасте в структуре личности закрепляются инвалидизиирующие или рентные установки?
  2. Каково соотношение влияния социума и семьи в формировании этих установок?
  3. Какие качества личности определяют формирование позитивной или негативной социальной идентичности у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья?

Рецензент: Додзина О.Б., кандидат психологических наук, доценткафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург