Полный текст статьи
Печать

В современном российском обществе обозначилась устойчивая тенденция, увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья (за последние пять лет показатель вырос на 9,2 %).  Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять какую-либо деятельность (временными или постоянными, прогрессирующими и регрессивными) [1, с. 58]. «Психологию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья определяет его семья, поэтому психологическая помощь нужна не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и их родителям...» (А. Васильева). В связи с этим актуальным направлением современных исследований является разработка теоретических и прикладных основ психолого-педагогического сопровождения семьи как основного института социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Исходным пунктом в построении технологии психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является анализ трансформаций, деформаций и искажений ее функционирования в результате воздействия комплекса внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов [3]:

- политика государства в области социальной защиты и поддержки, реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей;

- специфическое отношение окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья в виде негативных стереотипных установок, явлений интолерантности;

- материальная нагрузка на семью;

- специфика дефекта ребенка (выраженность, длительность, обратимость / необратимость), психологические и психические особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;  

- личностные особенности родителей и их психоэмоциональное состояние (пролонгированный стресс, депрессия, страх и др.) и др.

Рождение ребенка с ОВЗ трансформирует жизненные перспективы семьи, определяет возникновение ряда специфических трудностей и проблем. Систематизируем происходящие изменения, деформации и искажения социально-психологического функционирования семьи [2; 3; 4]:  

1. Основные функции семьи (воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовного общения и др.) не выполняются  или нарушается их выполнение в связи с дополнительными эмоциональными, физическими и материальными нагрузками.

2. Деформируются  и искажаются внутрисемейные (супружеские, детско-родительские, родительско-детские, сиблинговые) отношения, а также отношения семьи с социумом (изолирование, ограничение контактов).

Безусловно, ключевым моментом является родительское отношение как система, включающая когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты отношения к ребенку. Остановимся на наиболее распространенной типологии родительских отношений (Н.А. Першина, 2014):

– гиперопекающие отношения с изменением в сторону гиперпротекции – ребенок становится центром жизнедеятельности семьи, коммуникативные связи с окружением деформируются (неадекватные представления о возможностях ребенка, у матери – гипертрофированное чувство тревожности, систематические супружеские конфликты);  постоянная зависимость от родителей, отсутствие собственной активности в действиях определяют формирование заниженной самооценки у ребенка с ОВЗ;

– «холодные» отношения с ребенком, гипопротекция, снижение эмоциональных контактов; внимание акцентируется на медицинской стороне проблемы, компенсируя таким образом психологический дискомфорт; воспитание по такому типу обусловливает эмоциональную неуравновешенность, высокую тревожность, нервно-психическое напряжение, комплекс неполноценности, беззащитность и неуверенность в себе;

– конструктивные и ответственные отношения с ребенком – родители осознали проблему, верят в успех, знают все сильные стороны личности ребенка, развивают его самостоятельность; родители имеют, как правило, высокий образовательный уровень, проявляют постоянный интерес к организации социально-педагогического развития ребенка, поддерживают проявления его самостоятельности, налаживают контакты с внешним миром; при таких условиях у ребенка развивается чувство защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений не только с ближайшим окружением, но и с внешней действительностью целом;

– репрессивный стиль семейного общения (авторитарная родительская позиция); пессимизм, ограничения прав ребенка; постоянные требования соблюдения определенных правил, а при отказе – возможны физические наказания, что в результате определяет формирование аффективно-агрессивного поведения, плаксивости, повышенной возбудимости, раздражительности.

Среди форм отношения родителей к детям с проблемами в развитии можно отметить [5, с.53]:

а) стеснение своего ребёнка и его особенностей;

б) ощущение вины перед ребёнком;

в) отказ от воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья передача его на попечение государства;

г) преувеличение его возможностей, игнорирование дефекта и предъявление завышенных требований;

д) принятие ребёнка и его дефекта.

3. Изменения в соматической и психосоматической сферах родителей.

Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Наиболее стресогенными являются следующие периоды и стадии жизненного цикла семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья [6, с.12]:

- появление на свет ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: установление диагноза, эмоциональное «вживание» в сложившуюся ситуацию, информирование других членов семьи;

- школьный возраст: решение вопросов, связанных с поступлением в школу;

- подростковый возраст: возникновение проблем, связанных с сексуальностью;

- период «выпуска»: привыкание к семейной ответственности, переживание недостатка возможностей для социализации и адаптации семьи; 

- постродительский период: преобразование взаимоотношений между супругами (если ребёнок уже начал самостоятельную жизнь).

Основная цель психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ направлена на содействие семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в разностороннем развитии ребёнка, его успешной социальной адаптации и социализации, (ре)абилитации.

Основными задачами являются:

- оказание психологической поддержки ребёнку с ограниченными возможностями здоровья и его родителям;

- оптимизация детско-родительских отношений;

- создание условий для успешной социализации и интеграции в общество;

- улучшение эмоционального состояния членов семьи;

- гармонизация супружеских отношений.

Вслед за рядом авторов (В.В. Ткачева [3], И.И. Мамайчук [7], В. Сатир [5, с. 6] и др.) выделяем алгоритм психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:

1. Нахождение контакта с семьей особого ребёнка, мотивирование всех членов семьи на сотрудничество и взаимодействие.

2. Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ресурсного потенциала.

3. Оценка возможностей оказания психологической помощи.

4. Выбор методов и направлений работы в зависимости от результатов диагностирования.

5. Комплексная работа специалистов по оказанию консультативной и коррекционной помощи.    

6. Анализ полученных результатов.

В рамках данного алгоритма реализуются следующие направления психологической деятельности:

- психологическая диагностика;

- психологическое консультирование;

- психологическая коррекция.

Психологическая диагностика основывается на ряде принципов, которые были сформулированы В.И. Лубовским, Т.В. Розановой и др. [8]:

- гуманность: создание условий, при которых ребёнок сможет максимально развивать свои способности;

- комплексность: данный принцип говорит о том, что в обследовании ребёнка с ОВЗ должны участвовать все специалисты;

- всестороннее и целостное изучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: исследовать необходимо не только познавательную деятельность, но и эмоционально-волевую сферу и поведенческую;

- динамическое изучение: при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и умеют в момент диагностирования, но и их возможности и способности в обучении;

- качественно-количественный подход к анализу результатов: при оценивании выполнения задания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать способ решения той или иной задачи, а не сам результат.

Помимо этого психологическая диагностика должна отвечать следующим аспектам:

1) Целостно-системному.

2) Структурно-динамическому.

3) Конкретности и точности.

4) Единству психологического развития и ведущего вида деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическое диагностирование включает: исследование особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (сбор анамнеза, исследование особенностей развития познавательной, аффективно-волевой и межличностной сфер ребенка,  состояния успеваемости [9, с. 25]) и членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (личностных особенностей родителей, родительско-детских и сиблинговых отношений) [3].

Психокоррекционная работа базируется на ряде принципов (В.В. Ткачева [3]):

  • · Принцип единства диагностики и коррекции развития.
  • · Принцип гуманистической направленности психологической помощи.
  • · Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психокоррекционных методов и приемов.
  • · Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
  • · Принцип оказания личностно-ориентированной помощи.
  • · Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
  • · Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.
  • · Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья  являются:

- создание игровых ситуаций;

- использование дидактических игр;

- проведение тренингов;

- включение в работу психогимнастики и релаксации для снятия мышечного напряжения.

По мнению В.В. Ткачёвой, работа с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья включает [3]:

- формирование / повышение психолого-педагогической компетентности родителей (обучение специальным коррекционным, методическим, воспитательным приёмам);

- коррекция нарушенного психологического состояния родителей и взаимоотношений между всеми членами семьи.

Формы и методы работы с родителями [2, 3]:

  • Дниоткрытых дверей  – родители посещают группу совместно с ребенком, наблюдают за работой всех специалистов.
  • Семинары-практикумы – родители знакомятся со специализированной литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздниковпозволяющих родителю увидеть успехи и достижения своего ребенка.
  • Создание родительских сообществ, кружков родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в целях расширения круга общения, эмоциональной поддержки и др.
  • Выпуск специализированных журналов или отдельных статей в медицинских, педагогических, психологических или образовательных изданиях, направленной на повышение информационной осведомлённости родителей в вопросах развития, обучения, воспитания, защиты прав и интересов ребенка.
  • Помощь в поиске источников поддержки семьи (материальной, социальной, медицинской, образовательной, психолого-педагогической, духовной).
  • Тренинговые занятия, направленные на понимание и осознание своих скрытых возможностей и резервов, переосмысление проблем с целью уменьшения стресса, депрессии и др.
  • Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с использованием элементов сказкотерапии, игротерапии, хореотерапии, песочной терапии, арт-терапии и др.

Психологическое консультирование – практическая помощь семье, которая заключается в поиске решений проблемных ситуаций (психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального) характера. В процессе психологического консультирования обсуждаются трудности, возникающие на разных этапах жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: восприятие физического дефекта ребёнка с ОВЗ родителями и социумом; формирование  навыков самообслуживания, воспитание «бытовой самостоятельности»; необходимость предоставления «пространства» для детской инициативы; формирование адекватных представлений о возможностях ребёнка, раскрытии его дальнейших горизонтов и перспектив и др. Психологические консультации проводятся регулярно с целью выявления и обсуждения выработки стратегии и тактики поведения родителей в трудных ситуациях [10].

В.В. Ткачева  выделяет следующую организационную форму консультирования семьи [3]:

Первый этап. Знакомство. Установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

Второй этап. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих. На данном этапе консультирования психолог должен сориентироваться в мотивах обращения родителей (деловая, потребительская, игровая [7]), а также определить проблемы, волнующие родителей (трудности в обучении и воспитании ребенка; неадекватные поведенческие реакции ребенка;  негармоничные межличностные отношения со сверстниками и окружающими и др.) и степень их обоснованности (необоснованные и абсолютно необоснованные [7]).

Третий этап. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка, включающая диагностику особенностей  моторных, сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций, особенностей личности.

Четвертый этап. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств.

Пятый этап. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье, направленное на обращение внимания родителей ребенка на наиболее значимые стороны и аспекты проблемы.

Шестой этап.Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.

Седьмой этап. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

На основании вышеизложенного позволим сформулировать ряд выводов:

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – технология, позволяющая оказать помощь семье ребенка с ОВЗ в решении проблем ее функционирования, возникающих на всех стадиях жизненного цикла семьи. Основной целевой ориентир – максимальное содействие семьям в разностороннем развитии, позитивной социализации, социальной адаптации и (ре)абилитации ребенка.

Технология психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья базируется на принципах системного и комплексного подхода, включает основные направления психологической деятельности – психологическую диагностику, коррекцию и консультирование, реализация которых предусматривает вариативность, а также опору на психологические ресурсы [11].