В современном российском обществе обозначилась устойчивая тенденция, увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья (за последние пять лет показатель вырос на 9,2 %). Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять какую-либо деятельность (временными или постоянными, прогрессирующими и регрессивными) [1, с. 58]. «Психологию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья определяет его семья, поэтому психологическая помощь нужна не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и их родителям...» (А. Васильева). В связи с этим актуальным направлением современных исследований является разработка теоретических и прикладных основ психолого-педагогического сопровождения семьи как основного института социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Исходным пунктом в построении технологии психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является анализ трансформаций, деформаций и искажений ее функционирования в результате воздействия комплекса внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов [3]:
- политика государства в области социальной защиты и поддержки, реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей;
- специфическое отношение окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья в виде негативных стереотипных установок, явлений интолерантности;
- материальная нагрузка на семью;
- специфика дефекта ребенка (выраженность, длительность, обратимость / необратимость), психологические и психические особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- личностные особенности родителей и их психоэмоциональное состояние (пролонгированный стресс, депрессия, страх и др.) и др.
Рождение ребенка с ОВЗ трансформирует жизненные перспективы семьи, определяет возникновение ряда специфических трудностей и проблем. Систематизируем происходящие изменения, деформации и искажения социально-психологического функционирования семьи [2; 3; 4]:
1. Основные функции семьи (воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовного общения и др.) не выполняются или нарушается их выполнение в связи с дополнительными эмоциональными, физическими и материальными нагрузками.
2. Деформируются и искажаются внутрисемейные (супружеские, детско-родительские, родительско-детские, сиблинговые) отношения, а также отношения семьи с социумом (изолирование, ограничение контактов).
Безусловно, ключевым моментом является родительское отношение как система, включающая когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты отношения к ребенку. Остановимся на наиболее распространенной типологии родительских отношений (Н.А. Першина, 2014):
– гиперопекающие отношения с изменением в сторону гиперпротекции – ребенок становится центром жизнедеятельности семьи, коммуникативные связи с окружением деформируются (неадекватные представления о возможностях ребенка, у матери – гипертрофированное чувство тревожности, систематические супружеские конфликты); постоянная зависимость от родителей, отсутствие собственной активности в действиях определяют формирование заниженной самооценки у ребенка с ОВЗ;
– «холодные» отношения с ребенком, гипопротекция, снижение эмоциональных контактов; внимание акцентируется на медицинской стороне проблемы, компенсируя таким образом психологический дискомфорт; воспитание по такому типу обусловливает эмоциональную неуравновешенность, высокую тревожность, нервно-психическое напряжение, комплекс неполноценности, беззащитность и неуверенность в себе;
– конструктивные и ответственные отношения с ребенком – родители осознали проблему, верят в успех, знают все сильные стороны личности ребенка, развивают его самостоятельность; родители имеют, как правило, высокий образовательный уровень, проявляют постоянный интерес к организации социально-педагогического развития ребенка, поддерживают проявления его самостоятельности, налаживают контакты с внешним миром; при таких условиях у ребенка развивается чувство защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений не только с ближайшим окружением, но и с внешней действительностью целом;
– репрессивный стиль семейного общения (авторитарная родительская позиция); пессимизм, ограничения прав ребенка; постоянные требования соблюдения определенных правил, а при отказе – возможны физические наказания, что в результате определяет формирование аффективно-агрессивного поведения, плаксивости, повышенной возбудимости, раздражительности.
Среди форм отношения родителей к детям с проблемами в развитии можно отметить [5, с.53]:
а) стеснение своего ребёнка и его особенностей;
б) ощущение вины перед ребёнком;
в) отказ от воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья передача его на попечение государства;
г) преувеличение его возможностей, игнорирование дефекта и предъявление завышенных требований;
д) принятие ребёнка и его дефекта.
3. Изменения в соматической и психосоматической сферах родителей.
Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Наиболее стресогенными являются следующие периоды и стадии жизненного цикла семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья [6, с.12]:
- появление на свет ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: установление диагноза, эмоциональное «вживание» в сложившуюся ситуацию, информирование других членов семьи;
- школьный возраст: решение вопросов, связанных с поступлением в школу;
- подростковый возраст: возникновение проблем, связанных с сексуальностью;
- период «выпуска»: привыкание к семейной ответственности, переживание недостатка возможностей для социализации и адаптации семьи;
- постродительский период: преобразование взаимоотношений между супругами (если ребёнок уже начал самостоятельную жизнь).
Основная цель психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ направлена на содействие семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в разностороннем развитии ребёнка, его успешной социальной адаптации и социализации, (ре)абилитации.
Основными задачами являются:
- оказание психологической поддержки ребёнку с ограниченными возможностями здоровья и его родителям;
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание условий для успешной социализации и интеграции в общество;
- улучшение эмоционального состояния членов семьи;
- гармонизация супружеских отношений.
Вслед за рядом авторов (В.В. Ткачева [3], И.И. Мамайчук [7], В. Сатир [5, с. 6] и др.) выделяем алгоритм психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:
1. Нахождение контакта с семьей особого ребёнка, мотивирование всех членов семьи на сотрудничество и взаимодействие.
2. Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ресурсного потенциала.
3. Оценка возможностей оказания психологической помощи.
4. Выбор методов и направлений работы в зависимости от результатов диагностирования.
5. Комплексная работа специалистов по оказанию консультативной и коррекционной помощи.
6. Анализ полученных результатов.
В рамках данного алгоритма реализуются следующие направления психологической деятельности:
- психологическая диагностика;
- психологическое консультирование;
- психологическая коррекция.
Психологическая диагностика основывается на ряде принципов, которые были сформулированы В.И. Лубовским, Т.В. Розановой и др. [8]:
- гуманность: создание условий, при которых ребёнок сможет максимально развивать свои способности;
- комплексность: данный принцип говорит о том, что в обследовании ребёнка с ОВЗ должны участвовать все специалисты;
- всестороннее и целостное изучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: исследовать необходимо не только познавательную деятельность, но и эмоционально-волевую сферу и поведенческую;
- динамическое изучение: при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и умеют в момент диагностирования, но и их возможности и способности в обучении;
- качественно-количественный подход к анализу результатов: при оценивании выполнения задания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать способ решения той или иной задачи, а не сам результат.
Помимо этого психологическая диагностика должна отвечать следующим аспектам:
1) Целостно-системному.
2) Структурно-динамическому.
3) Конкретности и точности.
4) Единству психологического развития и ведущего вида деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическое диагностирование включает: исследование особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (сбор анамнеза, исследование особенностей развития познавательной, аффективно-волевой и межличностной сфер ребенка, состояния успеваемости [9, с. 25]) и членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (личностных особенностей родителей, родительско-детских и сиблинговых отношений) [3].
Психокоррекционная работа базируется на ряде принципов (В.В. Ткачева [3]):
- · Принцип единства диагностики и коррекции развития.
- · Принцип гуманистической направленности психологической помощи.
- · Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психокоррекционных методов и приемов.
- · Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
- · Принцип оказания личностно-ориентированной помощи.
- · Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
- · Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.
- · Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- создание игровых ситуаций;
- использование дидактических игр;
- проведение тренингов;
- включение в работу психогимнастики и релаксации для снятия мышечного напряжения.
По мнению В.В. Ткачёвой, работа с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья включает [3]:
- формирование / повышение психолого-педагогической компетентности родителей (обучение специальным коррекционным, методическим, воспитательным приёмам);
- коррекция нарушенного психологического состояния родителей и взаимоотношений между всеми членами семьи.
Формы и методы работы с родителями [2, 3]:
- Дниоткрытых дверей – родители посещают группу совместно с ребенком, наблюдают за работой всех специалистов.
- Семинары-практикумы – родители знакомятся со специализированной литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Проведение совместных праздников, позволяющих родителю увидеть успехи и достижения своего ребенка.
- Создание родительских сообществ, кружков родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в целях расширения круга общения, эмоциональной поддержки и др.
- Выпуск специализированных журналов или отдельных статей в медицинских, педагогических, психологических или образовательных изданиях, направленной на повышение информационной осведомлённости родителей в вопросах развития, обучения, воспитания, защиты прав и интересов ребенка.
- Помощь в поиске источников поддержки семьи (материальной, социальной, медицинской, образовательной, психолого-педагогической, духовной).
- Тренинговые занятия, направленные на понимание и осознание своих скрытых возможностей и резервов, переосмысление проблем с целью уменьшения стресса, депрессии и др.
- Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с использованием элементов сказкотерапии, игротерапии, хореотерапии, песочной терапии, арт-терапии и др.
Психологическое консультирование – практическая помощь семье, которая заключается в поиске решений проблемных ситуаций (психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального) характера. В процессе психологического консультирования обсуждаются трудности, возникающие на разных этапах жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: восприятие физического дефекта ребёнка с ОВЗ родителями и социумом; формирование навыков самообслуживания, воспитание «бытовой самостоятельности»; необходимость предоставления «пространства» для детской инициативы; формирование адекватных представлений о возможностях ребёнка, раскрытии его дальнейших горизонтов и перспектив и др. Психологические консультации проводятся регулярно с целью выявления и обсуждения выработки стратегии и тактики поведения родителей в трудных ситуациях [10].
В.В. Ткачева выделяет следующую организационную форму консультирования семьи [3]:
Первый этап. Знакомство. Установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
Второй этап. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих. На данном этапе консультирования психолог должен сориентироваться в мотивах обращения родителей (деловая, потребительская, игровая [7]), а также определить проблемы, волнующие родителей (трудности в обучении и воспитании ребенка; неадекватные поведенческие реакции ребенка; негармоничные межличностные отношения со сверстниками и окружающими и др.) и степень их обоснованности (необоснованные и абсолютно необоснованные [7]).
Третий этап. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка, включающая диагностику особенностей моторных, сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций, особенностей личности.
Четвертый этап. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств.
Пятый этап. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье, направленное на обращение внимания родителей ребенка на наиболее значимые стороны и аспекты проблемы.
Шестой этап.Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
Седьмой этап. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
На основании вышеизложенного позволим сформулировать ряд выводов:
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – технология, позволяющая оказать помощь семье ребенка с ОВЗ в решении проблем ее функционирования, возникающих на всех стадиях жизненного цикла семьи. Основной целевой ориентир – максимальное содействие семьям в разностороннем развитии, позитивной социализации, социальной адаптации и (ре)абилитации ребенка.
Технология психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья базируется на принципах системного и комплексного подхода, включает основные направления психологической деятельности – психологическую диагностику, коррекцию и консультирование, реализация которых предусматривает вариативность, а также опору на психологические ресурсы [11].