Полный текст статьи
Печать

Декоративно-прикладное искусство является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Чтобы  развить у учащихся творческие способности, преподаватель  должен прежде  всего  обращать  их  внимание  на  красивое  в  жизни,  научить  их замечать,  чувствовать,  воспринимать красоту,  любоваться  ею,  радоваться ей.  Вкус – это  не  прирожденное  качество  человека,  он  развивается,  и развивать  его  в школе должен в первую  очередь  преподаватель декоративно-прикладного искусства.

Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, но и знание основ композиции, цветоведения, единых как для станкового, так и для декоративного искусства. Без этих знаний невозможно избежать досадных ошибок в процессе создания декоративного изделия, не появится уверенность в собственных силах.

Творчество как высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека рассматривали отечественные и зарубежные педагоги и психологи П.Р. Атутов, В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, А.М. Матюшин, В.А. Моляко, Э.И. Монозон, В.А. Поляков, Б.М. Теплов, А. Фомин, и др.

Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.

Методологические аспекты формирования технологической культуры учащихся раскрываются в работах П.Р.Атутова, О.А. Кожиной, В.П. Овечкина, Б.И. Орлова, В.Д. Симоненко, К.А. Скворцова, Ю.Л. Хотунцева и др.

Начиная с 1937 года, проведена огромная работа по сохранению лучших традиций, развитию народного творчества, накоплен огромный материал культурного наследия и развитию культуры и искусства республики. Разработана целевая программа по развитию народного творчества.

Разработаны методические пособия:

- «Саха орнаменнара» (Б.Ф. Неустроев-Мандар),

- «Саха музыкальнай инструменнара» (Чахов и Мохначевский),

- «Якутские узоры» (А.Н.Мохотчунова),

- «Айыы уорэ5э» (Л.А.Афанасьев – Тэрис),

- «Кылыhах үөскээhинэ» (А.С.Федоров),

- «О5ону тойукка үөрэтии» (Г.Г.Федорова),

- пособия творческой мастерской «Хомус», руководителем которой является И.Е.Алексеев – Хомус Уйбаан,

- сборники якутских самодеятельных композиторов, мелодистов (А.Н.Семенова) и др.

Большой интерес представляют работы, раскрывающие технологию изготовления национальной одежды и украшений:

Акимова В.С. Вопросы производства верхней одежды для работников традиционных отраслей // Проблемы обеспечения рациональной занятости малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в общественном производстве. - Якутск, 1992. - С. 104-107.

Бисер в культуре народов мира: Альбом-каталог Первой междунар. выставки / Введение Т. Косоурова. - Л., 1990. - 58 с., ил., 25 л. цв. ил.

Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества: Одежда. Украшения. Бытовые изделия / Предисл. Р.С. Гаврильевой. - Якутск: Бичик, 1994. - 91 с., 83 л. ил.

В методическом пособии «Преемственность ступеней образования на основе периодизации детского развития», составленном авторами Н.А.Шиловой, Н.В.Ершовой представлены результаты экспериментальной работы школ, их поиск, направленный на решение проблемы непрерывного образования через преемственность всех ступеней образования на основе периодизации детского развития.

В методическом пособии «Совершенствование трудового воспитания школьников средствами декоративно – прикладного искусства народов севера», составленном А.В.Татарниковым, к.пед.н., доцентом  кафедры технологии и предпринимательства педагогического института СВФУ рассматриваются научно – педагогические предпосылки трудового воспитания школьников средствами народного прикладного искусства. В нем раскрываются философско – психологические предпосылки трудового воспитания сельских школьников в современных условиях. На основе проведенной опытно – экспериментальной работы автор разрабатывает эффективные пути и методы трудового воспитания школьников средствами декоративно – прикладного искусства. Работа предназначена для преподавателей вузов, руководителей учебных заведений, учителей общеобразовательных школ, студентов и, аспирантов.

               В настоящее время декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в содержании курса технологии. Преподавание основ декоративно – прикладного искусства (ДПИ) в сельской школе требует разработки содержания обучения, его научно-методического обоснования и практических рекомендаций, а также необходимых методических пособий, т.е. необходимы новые методические подходы в обучении.