Полный текст статьи
Печать

На протяжении десятилетий в РС (Я) немало сделано для сохранения и возрождения духовных ценностей, накопленных на протяжении столетий многими поколениями. Но обращение к этнической культуре как средству развития творческой личности, способной генерировать идеи, анализировать опыт нравственного воспитания, носит фрагментарный и несистемный характер. Надо отметить также слабый интерес молодого поколения к богатейшему опыту народных традиций, что не может не вызывать тревогу за возможную утрату механизма естественной передачи традиций.

  На сегодняшний день среди основных видов традиционных народных художественных промыслов и ремесел Якутии можно назвать следующие: пошив национальной одежды, обуви народов; художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога; создание художественных изделий из меха, кожи, сукна и бисера (обрядовые и праздничные изделия);

резьба по дереву; художественная обработка бересты; художественная обработка металла.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что декоративно-прикладное искусство как народная культура  особенно  очевидна  в  широком  и  высокопрофессиональном  освоении  природных  материалов:  якутским  ремесленникам  были  подвластны  и  дерево,  и  кость,  и  металл;  они – творцы  великолепных  вышивок  и  аппликаций  из  сукна,  ровдуги,  меха,  бересты. Высокое   техническое  мастерство  и  художественное  чутье,  отразившееся  в  красоте  пропорций,  пластическом  совершенстве  форм,  своеобразии  цветовых  и  ритмических  построений,  сделало  простые  предметы  быта  подлинными  произведениями  народного  прикладного  искусства,  при создании которых якутские мастера показывают не только эстетическую  ценность, но и свое мастерство, умения и навыки, использование многих сфер бытия человека в экстремальных условиях Севера [1].

Одна из ведущих задач декоративно-прикладного искусства — творческое развитие личности ребёнка, и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей. Поскольку в младшем подростковом периоде свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Все это становится основой для внеурочного углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики на уровне восприятия, в практической учебно-творческой деятельности во внеурочной деятельности. Поэтому на занятиях по декоративно-прикладному искусству у детей есть возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов, тем самым высвобождается их творческая энергия.

Получают распространение такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливаются программные межпредметные связи, а также связи между практическим применением и дальнейшим развитием знаний и умений, приобретенных школьниками.         

Важно отметить, что эффективность образовательного процесса во внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству во многом зависит от того, насколько соблюдается принцип органичного сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, что ярко проявляется у учащихся во время занятий декоративно-прикладным искусством, где практическая деятельность невозможна без создания условий для равноправного взаимодействия участников образовательного процесса (учителя и ученика).

При разработке и реализации учебных курсов, ориентированных на изучение этнических традиций посредством изучения декоративно-прикладного искусства, создаются объективные условия для развития диалога между всеми участниками образовательного процесса в различных формах. Особый акцент при этом делается на творческие акты, связанные с процессом изготовления конкретных предметов декоративно-прикладного искусства, которые имеют как практическое, так и художественное назначение. Таким образом, основная задача педагога в обучении декоративно-прикладному искусству – организация учебной деятельности школьника, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование творческих способностей, активной жизненной позиции, способности понимать истинную ценность предметов, а также вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий и методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, толерантности, чувства прекрасного.

Следовательно, включение в содержание основного образования специального курса декоративно-прикладного искусства создает благоприятные условия для формирования не только художественной и духовно-нравственной культуры учащегося, но и развития полученных метапредметных компетенций у подростков на предыдущих этапах обучения. Использование учащимися знаний истории малой родины, особенностей его культуры, познания в области физики, химии, черчения, технологии и др. в изготовлении предметов быта на основе народных традиций способствуют развитию их метапредметных компетенций (общеучебные, межпредметные и надпредметные умения).

Таким образом, сформированное в течение тысячелетий декоративно-прикладное искусство народов Севера как форма народной культуры этносов, населяющих республику, обладает значительным педагогическим потенциалом для общего развития детей, в том числе, говоря современным языком,  и метапредметных компетенций.