Психологическая компетентность, как и популярный в научных кругах термин компетентность, относительно новы, но при этом уже имеют множество трактовок [1]. В рамках нашей работы психологическая компетентность рассматривается не как компонент профессиональной подготовки, а как критерий эффективности жизнедеятельности личности, ее умение конструктивно преодолевать трудные жизненные ситуации, конструктивно выстраивать межличностные отношения и ориентироваться на субъектное социальное функционирование. На наш взгляд, наиболее адекватным и перспективным методом развития психологической компетентности является когнитивный тренинг.
Когнитивный тренинг – это особый метод обучения и научения, предполагающий активную интеллектуальную и мыслительную деятельность участников, которая трансформирует качество их социального функционирования.
Когнитивный тренинг предполагает наличие некой проблемной ситуации, которую ведущий тренинга использует для стимуляции мыслительной деятельности и познания у участников. В качестве источников проблемных ситуаций могут выступать видеоматериалы (рефлексивный видеотренинг, описанный в наших работах и прошедший апробацию в 2004-2006гг), ситуации жизненного опыта и книги. [2,3].
Книги и сам процесс чтения обладает мощным развивающим потенциалом. Развивает и сам процесс чтения и то, что личность читает. Однако, для получения эффекта необходимо обладать навыком и умением продуктивного чтения. Искусство чтения и состоит в том, чтобы научиться читать лучше и продуктивнее. Читать так, чтобы использовать весь потенциал книги: узнать новое, быть способным применять это новое в реальной жизни, иметь собственную позицию о прочитанном.
Поэтому работа в рамках когнитивного тренинга «Мир психологических книг» предполагает две фундаментальные цели:
1) научить участников тренинга продуктивно читать (этот блок реализуется за счет методики М. Адлера) [4]. Чтение в таком ракурсе становится действенным инструментом познания ;
2) создать условия для развития психологической компетентности у участников тренинга (в ее когнитивной составляющей).
Эскиз алгоритма анализа книги: 1этап: аналитический: анализ структуры книги; краткое изложение содержания книги; выделение ключевых проблем книги. 2 этап: интерпретативный: выделение базовых концептов в книге; выявление фундаментальных идей автора и его аргументов; обнаружение проблем, решенных автором в процессе написания книги. 3 этап: критический; оценка достижения автором поставленной цели; перенос информации книги на реальные жизненные ситуации (иллюстрация); выявление уязвимых мест или противоречий в книге [4].
Важным моментом является формат проведения когнитивного тренинга. Занятия лишены академизма, ничего общего с лекциями и семинарами. Это своеобразное интеллектуальное общение на психологические темы, в котором участники получают возможность расширить свои социальные контакты, завести новые знакомства.
Таким образом, когнитивный тренинг «Мир психологических книг» является перспективным методом развития психологической компетентности, который может быть использован для различной аудитории. Форма – тренинг отвечает последним психологическим тенденциям. Фокусировка на книгах и процессе чтения как базовых инструментах развития личности значительно отличает данный тренинг от уже существующих и делает его особенно интересным.