Преимущества использования е-mail-проектов в процессе развития языковой одаренности личности обучающихся в образовательном пространстве современного учебного заведения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Азмина (Густомясова) Т. И. Преимущества использования е-mail-проектов в процессе развития языковой одаренности личности обучающихся в образовательном пространстве современного учебного заведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 281–285. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970071.htm.
Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению необходимости изучения проблемы развития языковой одаренности личности с помощью компьютерно-опосредованной коммуникации. Анализируется эффективность применения проектной технологии в процессе работы с одаренными обучающимися. Предлагаются методические рекомендации организации научно-исследовательской деятельности лингвистически одаренных обучающихся на материале е-mail-проектов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
АзминаТатьяна Ильинична,кандидат педагогических наук, доцент, Волжский гуманитарный институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования, «Волгоградский государственный университет», г. Волжскийt1i9vgi@gmail.com

Преимущества использования Emailпроектов в процессе развитияязыковой одаренностиличностиобучающихся

в образовательном пространстве современного учебного заведения

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению необходимостиизучения проблемы развития языковой одаренности личности с помощью компьютерноопосредованной коммуникации. Анализируется эффективность применения проектной технологии в процессе работы с одаренными обучающимися. Предлагаются методические рекомендации организации научноисследовательской деятельности лингвистически одаренныхобучающихсяна материале Emailпроектов.Ключевые слова:одаренность, языковая одаренность, образовательное пространство, Emailпроект, социолингвистическая компетенция.

Актуальность заявленной темы и необходимость её дальнейшего изучения заключается в том, что одаренная личность нуждается в особом внимании со стороны преподавателей образовательного учреждения и, соответственно,работать с такими обучающимисянадо в другом «ключе».Популярной идеей в современном мире стала идея«концепции человеческого потенциала» американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик[1, c. 10].

В современном мире есть большое количество определений понятия одаренности, но многие из них очень противоречивы. Исходя из этого, будем придерживаться нескольких определенийодаренности, одно из которых, в частности, указывает на то, что одаренность является индивидуальным сочетаниемспособностей,которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности[1, c. 1112].

По мнению Т. А.Семенихиной,одаренностьпредставляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, котороеопределяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одномили нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное илипотенциальноуспешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленныхобластях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленныйкомпонент способностей –«дар», взначительной мере определяющий как итог развития, так и еготемп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает емураскрыться.Одарённая личность –личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными илипотенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой,художественной, психомоторной сфере общения (лидерство) [3].На сегодняшний деньпроблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых молодыхлюдейочень актуальны, т.к. правильное построение взаимоотношений одаренной личности с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности[1, c. 1112].Очевидно, что, прежде чем приступать к планированию работы по развитиюязыковой одаренности личности, необходимо выявить обучающихсяс признаками одаренности. Каким образом преподаватель может провести диагностику и выявить одаренных обучающихся?С этой целью можно использовать методикуоценки общей одаренноА.И. Савенков); Дж. Рензулли и соавторометодику«Карта одареннос«Уровень сформированности свойств личности, характеризующих одаренность унаблюдаемого А.И. Савенков).Важным моментом в выявлении одаренности обучающегося являются его достижения, отраженные в портфолио (участие в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах,соревнованиях и т.п.), а также дальнейшая поддержка и сопровождение[2, c. 1819].Во всех стратегических документах федерального уровняподдержка одаренной, талантливой личности является приоритетной государственнойзадачей.Обществу вовсе времена были нужны одарённые люди. Однако, далеко не каждый человек способенбез чьей –либо поддержки реализовать свои способностив любом виде деятельности, в частности научноисследовательской.При этом существует главное правило участия в таком виде деятельности учеников –никакого принуждения, только личный интерес, личнаяувлечённость[3].Интересной является идея М. С. Якушкиной, которая касается понимания сущности понятия «образовательное пространство». Понятие «образовательное пространство» органично вошло в систему философских представлений, представлений социальных наук, педагогики. Оно соотносится в научных исследованиях с такими понятиями, как образовательная система, образовательная структура, непрерывное образование, социальные институты образования и т.д. Важной характеристикой пространства является его активность, понимаемая как способность поддерживать достаточный для всех участников взаимодействия уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности, стимулировать творческий поиск [4, с. 6869]. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования,педагогических технологий, имеющих дело с творческим развитием личности, навыка самостоятельного движения, формирование у учащегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание одаренной личности, формирование у обучающихсяспособности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Это требует введения в образовательный процесс методов и технологий исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной деятельности. Главное отличие обучающихся, способных принимать участие в исследовательской работе, наличие у них потребности узнавать новое[5, с. 45].Можно с уверенностью, говорить о том, что личная увлеченность возникает в том случае, если обучающимся предлагаются интересные, интерактивные, личностнозначимыеформы организации деятельности, например, участие в еmailпроектах. Известно, что выделяются несколько видов одаренности. Под видами одаренности понимают, как правило,ту область знаний или сферу жизни, в которой обозначились способностиличности. Таким образом, можно говорить о спортивной, литературной,музыкальной, научной, изобразительной, лингвистической(языковой)одаренности. Отечественные ученые В.М.Панфиловаи А.Н. Панфиловотмечают, чтопроблема лингвистических способностей является одной из сложных ивсе еще недостаточно изученной.Следует отметить, что наряду с понятием лингвистические способности, ученые используют такие синонимичные понятия, как иноязычные способности, языковые способности, иноязычноречевые способности. К определению иноязычных способностей подходят с трех сторон: с позиции выявления способностей к различным аспектам языка, речевым умениям, речевым процессам рецепции и продукции; с позиции определения особенностей речевых процессов, являющихся ядром структуры способностей (восприятия, памяти, мышления), применительно к усвоению языкового материала; с точки зрения определения влияния индивидуальнопсихологических, характерологических, личностных особенностей человека (воли, эмоций, типа темперамента, экстраверсии/интроверсии) на успешность овладения и владения иностранным языком.Лингвистические способности к овладению иностранным языком включают следующие характеристики: комплекс способностей, обеспечивающих овладение языковыми аспектами (фонетика, грамматика, лексика) и видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование); когнитивные способности поразному соотносятся с аспектами языка (это объясняет наблюдаемую при изучении иностранного языка асимметрию успешности овладения тем или иным аспектом языка или видом речевой деятельности); языковые способности являются специфическим психофизиологическим механизмом, формирующимся на основе нейрофизиологических предпосылок; языковые способности определяют готовность к пониманию и производству речи; языковые способности, языковая догадка и чувство языка подлежат развитию; развитие языковых способностей происходит на основе накопления речевого опыта, в результате речевой деятельности и под влиянием социальных воздействий. Ученые подчеркивают, что в основе лингвистической одаренности лежат лингвистические способности, которые в свою очередь опосредованы уровнем развития когнитивных способностей, вербального интеллекта, характерологическими и личностными особенностями, способностями к продуктивной и репродуктивной речевой иноязычной деятельности. Лингвистическая одаренность понимается как индивидуальнопсихологические особенности личности, характеризующие повышенный уровень интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических способностей, обеспечивающих устойчивую мотивацию в изучении языка, легкость и быстроту приобретения лингвистических знаний, скорость овладения языком, креативность в выборе способов общения на иностранном языке, эффективность использования языка в процессе профессионально ориентированной иноязычной коммуникации[6].

В даннойстатьеособенностилингвистической (языковой) одаренности будутраскрытыпосредствомрассмотрения понятия «социолингвистическая компетенция», и эффективного средство ее формирования. Социолингвистическая компетенция представляет собой способность коммуникантов модифицировать языковые формы в соответствии с особенностями ситуации общения в отличном от собственного лингвосоциуме, владение вариативностью языка в процессе коммуникативной деятельности с представителями иной лингвокультуры; знание фоновых лингвострановедческих реалий, лингвистические и языковые способности обучающихся.Как средство формирования социолингвистической компетенции обучающихсяEmailпроекты позволяют сформировать следующие способности и умения: способность продуцировать собственные высказывания, учитывая особенности структурной организации сообщений в формате email и воспринимать подобные сообщения от партнера по общению; умение установить и поддержать контакт с собеседником; умение проводить селекцию соответствующих языковых форм согласно установленному стилю общения и правилам сетевого этикета; умение оперировать набором социальных и ситуативных ролей; углубление фоновых социокультурных знаний о стране изучаемого языка; расширение знаний обучающихсяв профессиональном и личном планах.

С точки зрения эффективности использования emailпроектов в научноисследовательской следует отметить, что среди задачработы над Emailпроектамивыделяются: формирование учебноинтеллектуальных умений в процессе исследовательской работы с учебной, научной литературой на иностранном (английском) языке; формирование учебноисследовательских умений: умение обобщать материал в виде статьи, доклада, тезисов, отчёта, реферата, иллюстрировать схемы, диаграммы, работать с научными текстами, составлять анкеты, тесты, пользоваться библиографическими, справочными, указательными каталогами, составлять библиографию; формирование коммуникативных умений в процессе совместного планирования проекта как внутри группы, так и с зарубежными партнёрами, а также комментария и составления резюме прочитанного. В контексте данной статьик учебноисследовательским умениям мы относим следующие:–учебноисследовательские умения, представляющие собой совокупность общеучебных и специальных учебных умений: умение обобщать материал в виде статьи, доклада, тезисов, отчёта, реферата, составлять схемы, диаграммы, работать с научными текстами, составлять анкеты, тесты, пользоваться библиографическими, справочными, указательными каталогами, составлять библиографию, осуществлять фильтрацию информации и т. д. Данные умения становятся необходимыми для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения.Приобретение лингвистических знаний в процессе овладения лексикограмматическим материалом по теме исследования. Развитие самостоятельного, критического мышления. Этому способствует предоставленная преподавателем возможность самостоятельно сформулировать проблему, гипотезу исследования; определить предмет, объект, цели, задачи исследования; выбрать методы исследования с целью последующего сравнения собственных составляющих научного компонента с составляющими, предложенными преподавателем.Содержание процесса формирования социолингвистической компетенции обучающихсяв условиях Интернеткоммуникации включает следующие шаги: 1) рассмотрение общей характеристики проектов: уточнение цели, задачи, условий успешного выполнения Emailпроектов. К условиям, выделяемым в рамках данного компонента можно отнести следующие: социолингвистическая направленность тематики проектных заданий в рамках выделенных преподавателем тематических блоков; проблемность, актуальность предложенных тем для участников проекта; активная вовлеченность студентов в проектную деятельность; однородность состава участников проектных групп; организация обратной связи с проектантами, самооценка студентов и система оценки работы групп над проектом; 2) уточнение совокупности умений, необходимых студентам для выполнения проектов, а также умений и знаний, формируемых и приобретаемых в ходе проектной деятельности; 3) рассмотрение поуровневого планирования работы в проектных группах; выделение тематических блоков проектных заданий; 4) определение планируемого продукта проектной деятельности; 5) выделение параметров внешней оценки проектов; 6) завершение работы над Emailпроектами, уточнение результата проектноориентированного обучения.Таким образом, одарённая личность отличаетсяот среднего уровня своими функциональными илипотенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой,художественной, психомоторной сфере общения. На сегодняшний день современное обществонуждается в одаренных личностях, способных к организации иноязычной коммуникации в процессе осуществления исследовательской деятельности с зарубежными партнёрамив образовательном пространстве, которое обеспечивает поддержание достаточногодля всех участников взаимодействия уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности, стимулирование творческогопоиска. Лингвистическая(языковая)одаренность понимается как индивидуальнопсихологические особенности личности, характеризующие повышенный уровень интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических способностей, обеспечивающих устойчивую мотивацию в изучении языка, легкость и быстроту приобретения лингвистических знаний, скорость овладения языком, креативность в выборе способов общения на иностранном языке, эффективность использования языка в процессе профессионально ориентированной иноязычной коммуникации. Уникальные черты лингвистической (языковой) одаренности мы раскрылипосредством рассмотрения особенностей понятия «социолингвистическая компетенция»котороебыло определено,как способность коммуникантов модифицировать языковые формы в соответствии с особенностями ситуации общения в отличном от собственного лингвосоциуме, владение вариативностью языка в процессе коммуникативной деятельности с представителями иной лингвокультуры; знание фоновых лингвострановедческих реалий, лингвистические и языковые способности обучающихся. В качестве эффективного средствоформированиясоциолингвистической компетенции мы предлагаем использовать Emailпроекты.

Использование Emailпроектов для формированиясоциолингвистической компетенции является перспективной и эффективной технологией, т. к. общение с помощью электронной почты предоставляет обучающимся возможность реального общения с носителями языка, что является важным условием в процессе формирования социолингвистической компетенции. Применение в процессе обучения электронной почты допускает включение в определение социолингвистическойкомпетенции знаниеправил оформления письменных текстовых сообщений. Целенаправленное использование электронной почты в учебном процессе, отрегулированное преподавателем предоставляет обучающимся возможность общения с реальным партнёромносителем языка в режиме отложенного времени. Заметно улучшение в умении понимать партнера по общению, контролировать собственное коммуникативное поведение и поведение собеседника; структурировать электронное текстовое сообщение, выбирать уместный стиль общения; восстанавливать недостающую информацию в зависимости от ситуации общения; использовать выражения корректной обращенности к собеседнику, в процессе коммуникативного взаимодействия учитывать специфику речи партнера по общению.Навыки осуществления научноисследовательскойдеятельности готовят обучающихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемамив будущем. Развитие интеллекта,творческого потенциала, формирование личности происходит наиболее эффективно, если в учебном процессе важное место отведено научному эксперименту, учебноисследовательской деятельности учащихся.В качестве рекомендации для преподавателей, занимающихся развитием лингвистической (языковой) одаренности обучающихсяс помощью проектной технологии, в частности Emailпроектов, мы предлагаем методикуформирования социолингвистической компетенции обучающихся на материале Emailпроектов, состоящую из4х(четырех) этапов: 1. Инициирующий этапвключал шесть фаз. Фаза 1. Определение темы и постановка проблемы исследования. Фаза 2. Установление степени актуальности и личностной значимости исследования. Фаза 3. Определение объекта / предмета исследования. Фаза 4. Определение целей / формулирование гипотезы. Фаза 5. Постановка задач исследования. Фаза 6. Выбор методов исследования.2. Этап сотрудничества. Фаза 1. Формирование проектных групп; определение типа проекта. Фаза 2. Выполнение подготовительных упражнений по написанию электронных текстовых сообщений; написание представительских писем, установление контактов с зарубежными партнёрами. Фаза 3. Передача материалов для организации проектной работы координатором в зарубежном вузе. Фаза 4. Подготовительная работа над проектами. Фаза 5. Создание информационной базы; изучение материалов по исследуемой проблеме. Фаза 6. Осуществление селекции материала подходящего для выполнения проектного задания. Фаза 7. Проведение обработки материала.3. Интегрирующий этап. Фаза 1. Изучение материаловзарубежных партнёров. Фаза 2. Работа над промежуточным проектом. Фаза 3. Консультация с зарубежными проектантами по поводу объективности представленных в промежуточном варианте проекта выводов. Фаза 4.Создание итогового проекта с учетом полученных рекомендаций.4. Результирующий этап. Фаза 1. Подведение итогов выполненной работы, формулирование вывода об истинности / ложности выдвигаемой гипотезы. Фаза 2. Коррекция,подготовка проекта для презентации. Фаза 3. Презентация проекта. Фаза 4. Оценивание работы групп и каждого проектанта над проектом.

Ссылки на источники1.Гайделис Ю.Б. Понятие «одаренность» в современном мире [Текст] / Ю.Б. Гайделис // Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад –школа –университет: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции: В 4х частях. Часть III: Педагогика одаренности: Региональные практики / Под ред. Тоболкиной И.Н., Ремез О.В.. 3031 октября 2014 г., г. Томск. –Томск: Томский ЦНТИ, 2014. –С. 1012.2.Составление программы «Одаренный ребенок» в организациях дополнительного образования детей : методические рекомендации [Электронный ресурс] / авт.сост. Л.Е. Вотякова ; Минво образования Респ. Коми, Коми респ. инт развития образования. –Сыктывкар : КРИРО, 2015. –35 с.3.Семенихина, Т. А. Работа с одарёнными детьми // URL: http://journalpro.ru 4.Якушкина, М. С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки[Текст] / М. С. Якушкина // Человек и образование. –2013. –Вып. № 2 (35). –С. 6669.5.Гузеева, А. В.,Плеханова Т.В. Развитие творческой одарённости учеников через научноисследовательскую деятельность (из опыта работы) [Текст] / А. В.Гузеева, Т. В. Плеханова // Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад –школа –университет: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции: В 4х частях. Часть III: Педагогика одаренности: Региональные практики / Под ред. Тоболкиной И.Н., Ремез О.В.. 3031 октября 2014 г., г. Томск. –Томск: Томский ЦНТИ, 2014. –С.4548.6.Панфилова, В. М., Панфилов А.Н. Признаки лингвистической одаренности студентов разного пола //URL: https://www.scienceeducation.ru