Разработка методов нематериального стимулирования трудовой деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова М. С., Елфимова Я. А. Разработка методов нематериального стимулирования трудовой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 166–170. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970360.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам нематериального стимулирования и мотивации персонала организации. Предложены самые эффективные нематериальные методы стимулирования для современной экономической ситуации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru

Елфимова Яна Андреевна, студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежyanaelfimova@mail.ru

Разработка методовнематериального стимулирования

трудовой деятельности

Аннотация. Статья посвящена вопросам нематериального стимулирования и мотивации персонала организации. Предложены самые эффективныенематериальныеметодыстимулирования для современной экономической ситуации.Ключевые слова: персонал, стимулирование, мотивация, методы стимулирования, нематериальные стимулы.

С давнего времени основной деятельностью человека является труд, который занимает примерно одну третью его осознанной самостоятельной жизни. Следовательно, становится очевидным, какую важную роль труд и всё что с ним связанно играет в жизни каждого из нас.В последнее время все больше руководителей прибегают к созданию системы стимулирования, которая будет успешно активизировать человеческую деятельность и повышать её эффективность. Чтобы системы стимулирования привела к наибольшему успеху, управляющий должен решить ряд поставленных задач: 1) какую деятельность необходимо совершить; 2) какие цели несет эта деятельность; 3) когда, как и кто должен осуществить эту деятельность. Решив задачи эффективно, руководитель может скоординировать усилия своих подчиненных и сообща реализовывать их возможности. Готовность и желание человека работать –важнейшие факторы, влияющие на функционирование любой организации. Управляющие воплощают свои решения в действия за счет применения методов мотивации. В системе управления мотивацияявляется средством достижения наиболее эффективного использования ресурсов предприятия, мобилизации имеющегося кадрового потенциала[2]. Также мотивация понимается как система внутренних и внешних сил, побуждающих человека к какойлибо деятельностидля удовлетворенияличных потребностейи достижения целей организации[2]. Существует множество проблем, связанных с мотивацией персонала, наиболее яркими считаются: текучесть кадров, конфликты в коллективе, некачественный труд, слабая связь между деятельностью работника и поощрения за эту деятельность. Часто можно услышать, что мотивации приписывают такой синоним, как стимулирование. С этим можно и нужно поспорить. Значения этих терминов имеют абсолютно разную структуру. Мотивирование –это стремление работника получить вознаграждение, когда стимулирование заключает в себе избежание работником наказания. Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от того как развита сама система стимулирования на предприятии. Наиболее типичными методами считаются карьерный рост, профессиональное признание, материальное вознаграждение, отпуск вне очереди, медицинские услуги, оплата затрат на ремонт автомобиля, бензин, питание, заслуженная благодарность от руководителя, предоставление скидки на выпускаемую продукцию сотрудникам предприятия и т.д. Все методы можно объединить в 2 большие группы: материальные и нематериальные(НС)[1]. Нематериальные механизмы стимулирования рассмотрим наиболее тщательнее. Нематериальному виду стимулированияна современном рынке труда отводится особое место, так как за последнее время в экономической сфере возрастает роль человека. Главной целью такого вида стимулирования является повышения интереса работника к исполнению своей служебной деятельности, от чего зависит эффективность производительности предприятия. Нематериальным стимулированием принято считать все те вознаграждения, которые не имеют денежнойформы инаправлены на признание сотрудника в коллективе и организации в целом[3]. Под НС понимаются такие типичные методы:1.«Социальный пакет». В социальный пакет могут входить отпуска, выплаты за увольнение и оплаты больничных листов, страхование здоровья, оплата обучения, переквалификация работников, возмещение затрат на питание, аренду жилья, предоставление декретного отпуска. Главным минусом такого метода стимулирования является восприятие сотрудником социальной помощи как нечто должного, а не способа мотивирования за трудовую деятельность.2.

Награды. К ним относятся подарки, сувениры, различные медали, ордена, билеты на культурные мероприятия, карьерный рост и т.д. В отличии от пособий такой вид стимулирования предоставляется за успехи.3.Психологические методы, то есть те факторы, которые увеличивают ценность работы, интерес к служебной деятельности.4.Автономность –некоторая независимость и возможность действовать по своему усмотрению.5.Целостность работы, то есть завершение этапов работы от началадо конца с видимым результатом.6.Обратная связь, то есть выполнение определённого задания сопровождается получением информации об эффективности работы. Это очень важный метод, так как каждый сотрудник должен быть проинформирован о минусах в исполнении своей деятельности, чтобы устранить ошибки. Дополнительными и неформальными видами нематериального стимулирования можно считать словесную похвалу сотрудника за хорошую работу, письменная благодарность, угощение сотрудников примерно раз в месяц чемнибудь вкусным, сближение с каждым сотрудником, внедрение в их проблемы, предложение своей помощи. Существует несколько форм нематериального стимулирования. Такие, как моральное стимулирование, организационное стимулирование и стимулирование свободным временем. Рассмотрим каждое из них подробно.Моральное стимулирование –это стимулирование трудовой деятельности персонала, целью которого является выражение признания сотрудника и повышение его имиджа[1]. Оно осуществляется за счет следующих механизмов –1) информирование персонала, то есть предоставление какихлибо положительных сведений, 2) корпоративные мероприятия –инструменты, формирующие имидж компании, 3) признание заслуг и достижений сотрудника, выраженное в публичной и официальной форме.Организационное стимулирование –стимулирование сотрудника за счет изменения чувства удовлетворенности своей службой в организации[1]. Этот метод стимулирования осуществляется с помощью таких механизмов, как:1) увеличение качества труда, 2) управление деловой карьерой, 3) вовлечение сотрудников в систему управления, 4) проведение состязания сторон в достижении одной цели. Цель всех этих методов заключается в повышение производительности труда.Стимулирование свободным временем –регулирование поведения сотрудника посредством изменения времени его занятости[1]. Суть заключается в избежание ущерба личной жизни и отдыха сотрудников. Целью такого стимулирование является поощрение работников предоставлением дополнительного отдыха, установление сменного и гибкого режима занятости. Стимулирование свободным временем в настоящее время не получило широкого распространения в отечественной практике. Но, несмотря на это, этот вид стимулирования очень эффективен и должен использоваться в системе стимулирования организации, потому что делает условия работы наиболее благоприятными для сотрудников. Ведь потеря уникального специалиста обходится фирме куда дороже, нежели НС этого самого специалиста.Нематериальное стимулирование прекрасно дополняет материальное, но не может вытеснить и заменить егополностью. Например, если сотрудник имеет ипотечный кредит, то вряд ли нематериальное вознаграждение вызывает у него восторг и радость.Материальное вознаграждение мотивирует человека в течение нескольких недель, пока это денежное вознаграждение не станет обыденным при том, что моральное стимулирование сопутствует сотрудника в каждую минуту его рабочей деятельности. Нужно всегда помнить, что лучшая мотивация –это самомотивация. Если руководство компании изначально нанимает персонал, который стремится к работе, заинтересован в ней и готов принести компании некоторый успех и прибыль, то на стимулирование таких сотрудников понадобится меньше усилий и средств.Для того, чтобы система мотивации приносила эффективный результат, необходимо постоянно учитывать отношение сотрудников организации к этой системе. Такой вид деятельности совершают следующие формы связи:1.постоянные исследования удовлетворенности персонала;2.фокус

группы;3.проведение интервью с сотрудниками;4.встречи с руководством компании.Привыборе эффективных способов нематериального стимулирования необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника. Ведь, что является стимулом для одного работника, может быть не подходящим способом стимулированиядлядругого. Использование наиболее эффективных методов НС несет эффективную работу организации, к тому же без них предприятию вряд ли удастся занять лидирующие позиции. Поэтому одной из главных задач различного рода организаций в настоящее время является внедрение системы стимулирования.Не стоит забывать о правильном функционировании системы НС. Главную роль здесь играет финансовое обоснование эффективности работы системы НС, грамотное распределение денежных средств на затраты, используемые при внедрении данной системы. В деятельности работы системы НС главным моментом является анализ эффективности проделанных изменений и внедрение новшеств. Я бы хотела привести пример компании, которой необходимо внедрение системы нематериального стимулирования для более успешного функционирования. Допустим, существует некая компания «Альфа», которая специализируется на выпуске бытовой техники. Управление компании реализуется по принципу вертикальныхсвязейна основе четко выделенных направлениями своей деятельности. Сотрудники работают «каждый сам за себя». Никто из них не проинформирован о целях организации. Средний уровень заработной платы 1213 тысяч рублей. Плюсом этой компании является социальный пакет и «белая зарплата». В данный период компания находится на стадии крупного роста. И наконец, организация в настоящее время не использует нематериальные методы стимулирования своих работников. Чтобы внедрить систему немонетарной системы стимулирования необходимо решить ряд задач: 1) предложить принципы формирования системы и ее структуру, 2) понять, какие ресурсы необходимы для внедрения, 3) какие плюсы и минусы будет иметь результат. Ответив на эти вопросы, нужно совершить некоторые шаги. Первым шагом является совместное обсуждение с руководителем компании. Второй –изучение персонала организации (личную информацию, жизненные цели, удовлетворенность работой). На завершающем этапе необходимо на основе собранной информации выделить наиболее эффективные методы нематериального стимулирования для каждого сотрудника. В организации «Альфа» такими будут являться предоставление путевок, организация праздников и мероприятий, обучение, переквалификация персонала, поощрение тех сотрудников, у которых родился ребенок, карьерный рост, похвала лучших работников. Таким образом, не следует забывать о нематериальном стимулировании, не всегда можно добиться хороших результатов только лишь с помощью материальных стимулов. Нематериальное стимулирование это поле для творчества каждого руководителя. Чем более креативными и нестандартными будут методы, чем больше в них будет заботы о людях, тем богаче будет репертуар воздействий на мотивацию подчиненных.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Свиридова И.Н. Мотивация деятельности в менеджменте // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 72. С. 135. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21407140.2.Агафонова М. С., Турищева Е. С. Механизм устойчивого развития экономики предприятия и его стабилизация // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 2. –С. 421–425. –URL: http://ekoncept.ru/2016/46099.htm. 3.Лихачева Т.Г., Агафонова М.С., Родионова Н.С. Специфика российского менеджмента// Международный студенческий научный вестник. 2015. № 42. С. 214215. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23653504.