Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого потенциала с помощью инновационных методов
Выпуск:
ART 970602
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Толмачева
В.
В.,
Передерей
Е.
П. Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого потенциала с помощью инновационных методов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1376–1380. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970602.htm.
Аннотация. В данной статье актуализируется тема развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, а также описываются эффективные инновационные методы, с помощью которых можно добиться больших результатов в воспитании и развитии способностей детей. Изучение данной темы говорит нам о том, что существует необходимость внедрения инновационных методов в современное образовательное пространство детского сада.
Текст статьи
Передерей Екатерина Петровна,студент,Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургутperederey95@mail.ru
Научный руководитель: Толмачева Вера Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методикидошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого потенциала с помощью инновационных методов
Аннотация.В данной статье актуализируется тема развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, а также описываются эффективные инновационные методы, с помощью которых можно добиться больших результатов в воспитании и развитии способностей детей. Изучение данной темы говорит намо том, что существует необходимость внедрения инновационных методов в современное образовательное пространство детского сада. Ключевые слова:дошкольный возраст, творческий потенциал, инновационные методы,педагог.
Тема детского творчества и развития креативных способностейу детейинтересовала педагогов во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особенные, отражающие именно ее уникальные установки, взгляды,методыи приемы.Каждый ребенок обладает большимивозможностями развития способностей в области всех видовчеловеческой деятельности. Однако, чем старше становится человек, тем тяжелее формироватьего творческие способности, которые могут совершенствоватьсятольколишьв творческой деятельности.Следовательно, творческий потенциал ребенка не может развиватьсясамостоятельно, егоразвитиепроисходит благодаря закрепленномужизненномуопыту. И чем раньше ребенок познает этот опыт, тем лучше для успешногоразвития его способностей.
Всвязис этимобратимся к одному из основных направлений в понимании процессов развития творческого потенциала дошкольника. Представители данного направления –многочисленные педагоги и психологи (Т.Я.Шпикалова, Т.С.Комарова,Н.П.Сакулина, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Б.М.Теплов,В.С.Кузин,Е.А.Флерина,О.В.Дыбинаи другие) утверждают, что творчество–это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Творчеству можно научить,и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепеннопод воздействием воспитания и обучения[3, с.74]. В то же время творчество дошкольника –это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается искренностью переживаний, неповторимостью, и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются инновационные методыобучения детей. Одним из таких методов является педагогика Монтессори. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какоелибо авторитарное давление на развивающегося человека.
М. Монтессори создавала свою методику, наблюдая за детьми в естественных условиях. В таких условиях детям указывают,что именно они должны сделать и какой должен получиться результат. Так дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу.Поэтому одна из главных задачпедагога–помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере.Основная идеяданной педагогикизаключается в том, что ребенок сам учится выбирать интересные для него занятия и в ходе этих занятий применять свои знания. Естественно в ходе таких занятийу ребенка вырабатывается мотивация и интерес к познавательной деятельности. Девиз метода гласит: "Помоги мне сделать это самому". Втакойокружающей средезаложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль педагогасостоитлишьв помощи ребенку во время егосамостоятельной деятельности[1, с. 93].Также одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г. С.Альтшулером. Главнымположением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.Дошкольный возраст уникален потому, что, от того как сформируется ребенок, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытиятворческого потенциала каждого ребенка. Ум детейещене ограничен опытом жизнии традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.Влияние стереотипов и однобокого видения жизни может отрицательно сказаться на становлении личности ребенка.А для этого надо научиться видеть в каждом предмете и явлении разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решении разных задач.
Программа ТРИЗ для дошкольников состоит из занятий с пробными методическими рекомендациями для воспитателей, а также из коллективных игр. Данные игры и занятия дают ребенку право выбора темы, вида деятельности и материала. Такие занятия учат детей самостоятельно находить противоречия в окружающих их явлениях и предметах, а также разрешать эти противоречия. Это и есть ключ к творческому и креативному мышлению детей.
Целью использования ТРИЗ в детском саду является развитие поисковой активности, стремления к новизне, развития речи и творческого воображения детей, а такжетаких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность. Творчество –самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире[2, с. 57].
Также одним из инновационных методов воспитания детей является театрализованная игра. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, так как в процессе данных занятий ребенок получает необходимый опыт общения со сверстниками в неформальной обстановке. Также во время театрализованной игры дети, примеряя на себя различные роли, знакомятся с чувствами и переживаниями героев. Тактеатрализованная игра является способом самовыражения детей и положительно влияет на взаимодействие детей в коллективе. Таким образом, можно сказать, что инновационные методы воспитания являются очень эффективным средством развития творческого потенциала детей. Инновационные методы –это широкое пространство для новаторскихидей, которое требует создания новыхметодов воспитания, шагающих в ногу со временем.Но очень важно, чтобы использование данных методов имело комплексный характер ичеткую программу развития. Следовательно,педагоги дошкольных учреждений должны применять в своей работе новые приемы и методы воспитания и обучения детей.Так, помогая ребенку развить его потенциал и выбрать свой путь, мы закладываем надежный фундамент для его дальнейшей успешной жизни.
Ссылки на источники1.Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет.–СанктПетербург: Эксмо, 2008 .–224 с.2.Жихар О.П. ОТСМТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / О.П. Жихар, А.В. Корзун; [под общ.ред. А.В. Корзун]. –МОЗЫРЬ: ООО изд. «Белый Ветер», 2006. –100 с.3.Сластенин В. А. , Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.–М, 2003.–275 с.
Научный руководитель: Толмачева Вера Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методикидошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого потенциала с помощью инновационных методов
Аннотация.В данной статье актуализируется тема развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, а также описываются эффективные инновационные методы, с помощью которых можно добиться больших результатов в воспитании и развитии способностей детей. Изучение данной темы говорит намо том, что существует необходимость внедрения инновационных методов в современное образовательное пространство детского сада. Ключевые слова:дошкольный возраст, творческий потенциал, инновационные методы,педагог.
Тема детского творчества и развития креативных способностейу детейинтересовала педагогов во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особенные, отражающие именно ее уникальные установки, взгляды,методыи приемы.Каждый ребенок обладает большимивозможностями развития способностей в области всех видовчеловеческой деятельности. Однако, чем старше становится человек, тем тяжелее формироватьего творческие способности, которые могут совершенствоватьсятольколишьв творческой деятельности.Следовательно, творческий потенциал ребенка не может развиватьсясамостоятельно, егоразвитиепроисходит благодаря закрепленномужизненномуопыту. И чем раньше ребенок познает этот опыт, тем лучше для успешногоразвития его способностей.
Всвязис этимобратимся к одному из основных направлений в понимании процессов развития творческого потенциала дошкольника. Представители данного направления –многочисленные педагоги и психологи (Т.Я.Шпикалова, Т.С.Комарова,Н.П.Сакулина, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Б.М.Теплов,В.С.Кузин,Е.А.Флерина,О.В.Дыбинаи другие) утверждают, что творчество–это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Творчеству можно научить,и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепеннопод воздействием воспитания и обучения[3, с.74]. В то же время творчество дошкольника –это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается искренностью переживаний, неповторимостью, и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются инновационные методыобучения детей. Одним из таких методов является педагогика Монтессори. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какоелибо авторитарное давление на развивающегося человека.
М. Монтессори создавала свою методику, наблюдая за детьми в естественных условиях. В таких условиях детям указывают,что именно они должны сделать и какой должен получиться результат. Так дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу.Поэтому одна из главных задачпедагога–помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере.Основная идеяданной педагогикизаключается в том, что ребенок сам учится выбирать интересные для него занятия и в ходе этих занятий применять свои знания. Естественно в ходе таких занятийу ребенка вырабатывается мотивация и интерес к познавательной деятельности. Девиз метода гласит: "Помоги мне сделать это самому". Втакойокружающей средезаложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль педагогасостоитлишьв помощи ребенку во время егосамостоятельной деятельности[1, с. 93].Также одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г. С.Альтшулером. Главнымположением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.Дошкольный возраст уникален потому, что, от того как сформируется ребенок, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытиятворческого потенциала каждого ребенка. Ум детейещене ограничен опытом жизнии традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.Влияние стереотипов и однобокого видения жизни может отрицательно сказаться на становлении личности ребенка.А для этого надо научиться видеть в каждом предмете и явлении разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решении разных задач.
Программа ТРИЗ для дошкольников состоит из занятий с пробными методическими рекомендациями для воспитателей, а также из коллективных игр. Данные игры и занятия дают ребенку право выбора темы, вида деятельности и материала. Такие занятия учат детей самостоятельно находить противоречия в окружающих их явлениях и предметах, а также разрешать эти противоречия. Это и есть ключ к творческому и креативному мышлению детей.
Целью использования ТРИЗ в детском саду является развитие поисковой активности, стремления к новизне, развития речи и творческого воображения детей, а такжетаких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность. Творчество –самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире[2, с. 57].
Также одним из инновационных методов воспитания детей является театрализованная игра. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, так как в процессе данных занятий ребенок получает необходимый опыт общения со сверстниками в неформальной обстановке. Также во время театрализованной игры дети, примеряя на себя различные роли, знакомятся с чувствами и переживаниями героев. Тактеатрализованная игра является способом самовыражения детей и положительно влияет на взаимодействие детей в коллективе. Таким образом, можно сказать, что инновационные методы воспитания являются очень эффективным средством развития творческого потенциала детей. Инновационные методы –это широкое пространство для новаторскихидей, которое требует создания новыхметодов воспитания, шагающих в ногу со временем.Но очень важно, чтобы использование данных методов имело комплексный характер ичеткую программу развития. Следовательно,педагоги дошкольных учреждений должны применять в своей работе новые приемы и методы воспитания и обучения детей.Так, помогая ребенку развить его потенциал и выбрать свой путь, мы закладываем надежный фундамент для его дальнейшей успешной жизни.
Ссылки на источники1.Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет.–СанктПетербург: Эксмо, 2008 .–224 с.2.Жихар О.П. ОТСМТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / О.П. Жихар, А.В. Корзун; [под общ.ред. А.В. Корзун]. –МОЗЫРЬ: ООО изд. «Белый Ветер», 2006. –100 с.3.Сластенин В. А. , Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.–М, 2003.–275 с.