Нарушения интонационной выразительности речи у младших школьников со стертой дизартрией

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лыхенко Ю. В. Нарушения интонационной выразительности речи у младших школьников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1381–1385. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970603.htm.
Аннотация. В статье раскрываются нарушения интонации речи у младших школьников со стёртой формой дизартрии на основе анализа исследований известных авторов. Автор также описывает методики некоторых исследователей для формирования интонационной выразительности у младших школьников со стёртой формой дизартрии. Данная статья будет полезна студентам дефектологических факультетов, преподавателям, дефектологам, психологам, логопедам и специальным психологам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лыхенко Юлия Владимировна,Студент, ОмГПУ,г.Омскlyxenko50@mail.ru

Научный руководитель: Викжанович Светлана Николаевна,к.п.н., доцент

Нарушения интонационной выразительности речи у младших школьников

со стертой дизартрией

Аннотация.В статье раскрываются нарушения интонации речи у младших школьников со стёртой формой дизартрии на основе анализа исследований известных авторов. Автор также описывает методики некоторых исследователей для формирования интонационной выразительности у младших школьников со стёртой формой дизартрии. Данная статья будет полезна студентам дефектологических факультетов, преподавателям, дефектологам, психологам, логопедам и специальным психологам.Ключевые слова:стёртая форма дизартрии, младшие школьники, интонация, методики.

Стёртая форма дизартрии характеризуется нарушением просодической стороны речи, что обусловлено присутствием неврологической симптоматики. У младших школьников со стёртой дизартрией, при логопедическом обследовании обычно выявляются такие нарушения интонационной стороны речи[1]:

недостаточность модуляции голоса по высоте, силе (голос либо «иссякающий», либо чрезмерно громкий или тихий);

нарушение тембра голоса (дрожащий, хриплый, глухой, напряжённый);

недостаточность скоординированности движений артикуляторной, голосовой и дыхательной мускулатуры;

нарушения мелодической выразительности высказывания (нарушение оформления предложений, различных по мелодической организации, невыразительность речи);

недостаточность навыка восприятия и произведения детьми эмоциональных характеристик интонации;

нарушения ритма (растянутый, скандированный) и темпа (замедленный, либо ускоренный) речи;

нарушения дыхания (ослаблено речевое дыхание, укорочен речевой выдох, дыхательный ритм сбивается во время речи);Е.Ф. Архипова в своих исследованиях отмечает, что у детей более нарушенным оказывается процесс дифференциации на слух интонационных структур, чем их самостоятельное воспроизведение [2].Е.М. Мастюковаотмечает у таких детей нарушения темпа речи, трудности в использовании мелодического, ритмического и динамического ударений[3]. Интонационно –выразительная окраска речи оказывается нарушена. Сильно страдает голос: он становится слишком тихим, либо чрезмерно громким; у ребёнка не получается совершать модуляции голоса по силе, высоте. Так же нарушается такой компонент интонационной выразительности как тембр. Иногда голос приобретает назальный оттенок. Темп речи либо замедлен, либо ускорен. Дети, у которых преобладают в нервной системе процессы возбуждения, имеют высокий тембр голоса, ускоренный темп речи, громкий по силе голос, срывающийся на фальцетное произношение. Ритм речи изменчивый, это обусловлено патологическим типом дыхания, гиперкинезами в дыхательной мускулатуре и нарушением тонуса мышц. Дети с преобладание процесса торможения имеют замедленный темп речи, его нарушение обусловлено нарушением равновесия между нервными процессами, а также нарушение нормативной длительности гласных звуков. При её увеличении темп речи замедляется, а при уменьшении наиболее ускорен, ребёнок может проглатывать целые слоги[3].Л. В. Лопатиной были выделены следующие нарушения интонационной выразительности речи[4]:Отсутствие или трудности при дифееренциации различий интонации на неосознанном, практическом уровне (53,3% и 40% детей);Недостаточность сформированности интонации на практическом уровне (13% детей);Замена вопросительной интонации на повествовательную (33% детей);Изменение силы голоса при воспроизведении воспросительной интонации (13% детей);Перенос логического ударения в предложении с нужного слова на другое (3% детей);Воспроизведение всех предложений только на одной интонации (обычно вопросительной);Необоснованное повышение или понижение голоса внутри предложения (1% детей);Все перечисленные нарушения просодии сильно влияют на качество речи детей со стёртой дизартрией. Обычно речь неразборчива, невнятна, монотонна, нарушен эмоциональный рисунок речи. При большой речевой нагрузке эти нарушения усугубляются. Если говорить о процессе дыхания, то у многих детей отмечается патологический тип дыхания верхнеключичное. У детей появляется фальцет, вдох происходит с придыханием и поднятием плеч, речевой выдох ослаблен. Некоторые дети со стертой формой дизартрии говорят на вдохе, речевой выдох укорочен, речь становится захлёбывающейся, голос угасает к концу фразы. Отмечается, что наиболее сохранна имитация ребёнком повествовательной и вопросительной интонации[1].Многие исследования интонации у младших школьников со стёртой формой дизартрии показывают, что в первую очередь, помимо нарушения воспроизведения интонаций, у них нарушается восприятие и дифференцирование на слух интонационных структур высказывания. У детей имеются трудности при восприятии ритма, также недоступны задания на воспроизведение ритмов. Для восприятия и воспроизведения интонации детям требуется помощь взрослого, своих ошибок они не замечают. Им не удаются задания на изменение интонации одной и той же фразы. Иногда им недоступны задания с выделением логического ударения, они не могут произносить определённое слово в предложении акцентировано, на слух его также не выделяют[5]. Что касается модуляций голоса, то здесь важно сказать о том, что ребёнку не удаётся интонировать мелодии ни по высоте, ни посиле звучания[1]. Диапазон голоса у детей сужен, и находится в пределах 3 –4 тонов. Голос нарушается изза патологии афферентного и эфферентного звеньев управления интонационной выразительностью. Паретичность голосовых складок приводит к нарушению эфферентного звена, а нарушение проприоцептивной импульсации от органов дыхания и голосообразования приводит к афферентной патологии.Можно сказать о неоднородности и вариативности нарушений просодической стороны речи у младших школьников со стёртой формой дизартрии, фонетико –фонематическим нарушением и общим недоразвитием речи. Исследователи обнаружили корреляционную зависимость просодики и степени выраженности дефекта речи. Л.И. Белякова и И.З. Романчук провели исследование, посвящённое изучению особенностейинтонационновыразительной стороны речи у учащихся школ для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями[6]. Авторами было выявлено, что в 1112 лет у детей также остаются выраженными нарушения просодической стороны речи. Им не удавались задания на преобразование повествовательных предложений в вопросительные, выразительное чтение предложений, различных по типу. В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что с взрослением ребёнка и переходом его в младший школьный возраст спонтанного улучшения просодической стороны речи не отмечается[6].Е.Э. Артёмова выявила зависимость между уровнем сформированности просодики и уровнем сформированности навыков слухового самоконтроля. Используемая автором методика Й. Паана позволила выявить характер нарушения просодики у детей: моторный, сенсорный, смешанный [7]. Рассмотрим этот вопрос подробнее.Моторный характер нарушения просодической стороны речи выявился у детей с нарушением речи в случае низкого уровня сформированности просодики, но при достаточной степени слухового самоконтроля. Дети, у которых нарушения просодической стороны речи сочетаются с недостаточно сформированным слуховым самоконтролем, имеют сенсорный характер нарушения просодики. Смешанный же характер нарушений просодической стороны речи наблюдается при нарушениях просодики, которые протекают на фоне только формирующегося слухового самоконтроля [7]. Также Е.Э. Артёмова выделила 4 степени сформированности просодики у дошкольников со стёртой формой дизартрии, которые можно применить и к характеристике просодики младших школьников с той же патологией [7].1 степень. Является низкой степенью. Характеризуется грубыми нарушениями интонационных компонентов, они носят стабильный характер. Недостатки ярко выражены, их замечают сам ребёнок и окружающие. Нарушается процесс коммуникации. Дети не справляются с заданиями на изменение ритма и модуляций голоса. 2 степень носит название недостаточной. Изменения голоса и просодики незначительны, касаются отдельных её компонентов. Ребёнок не может выполнить задания на воспроизведение интонационных и ритмических структур. Спонтанная речь достаточно выразительна, особенно вэмоциональной для ребёнка ситуации.3 степень является средней. Характеризуется непостоянным или нестойким отклонением от нормы одной или нескольких просодических характеристик. Выполнение специальных заданий обычно с неточностями, но спонтанная речь хорошо интонирована.На 4 степени (высокой) сформированы все просодические характеристики. У детей отмечается нормальный тембр речи, темп и ритм, диапазон голоса соответствует возрастной норме. Дети с уверенностью пользуются всеми средствами интонационной выразительности как при выполнении специальных заданий, так и в спонтанной речи [7].Таким образом, можно сделать вывод о том, что у младших школьников со стёртой формой дизартрии так же, как и в дошкольном возрасте, наблюдаются нарушения интонационной выразительности речи, которые не проходят спонтанно. Можно проследить вариативность нарушений просодики. Для их устранения требуется комплексная логопедическая работа. Мы предлагаем использовать методики, рассмотренные ниже.Е.С. Алмазова предлагает методику восстановления и развития голоса у детей, которая состоит из двух этапов –подготовительный и восстановительный [8]. В занятия включаются психотерапия, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика и упражнения для голоса. Автор подчёркивает, что именно согласованная работа артикуляционной, дыхательной и голосовой систем обеспечивает нормальное функционирование процесса голосообразования.На этапе закрепления вызванного голоса немаловажную роль играют упражнения на развитие интонационной стороны речи. Они направлены на развитие тембра, диапазона и модуляций голоса. Е.С. Алмазовой предлагаются упражнения с использованием междометий, а также чтение сказок и стихотворений с подражанием голосам героев. Для работы используются инсценировки, небольшие этюды, где дети перевоплощаются вгероев стихотворений, сказок [8]. Ещё одну методику по развитию интонационной выразительности у детей разработали Л. А. Позднякова и Г.А. Османова[9]. В своём пособии авторы предлагают работу по таким направлениям как:1.Развитие речевого слуха (научить ребёнка восприятию изменений высоты, силы голоса, темпа, тембра речи);2.Развитие восприятия и произведения речевого ритма, ритмических структур;3.Развитие речевого дыхания;4.Развитие координации артикуляции, голосообразования, дыхания;5.Развитие выразительности движений и мимики;6.Развитие умения понимать и использовать в речи интонационные средства для передачи различных эмоций;7.Развитие силы и диапазона голоса;8.Развитие восприятия и произведения ударения;9.Развитие восприятия и произведения мелодики вопросительных, повествовательных, восклицательных предложений;10.

Формирование темпоритмической организации речи;11.

Развитие умения использовать все средства интонационной выразительности в общении;Работа ведётся комплексно, задания постепенноусложняются. Главный акцент в работе поставлен на то, чтобы научить детей свободно использовать интонационные средства в связной речи и повседневном общении[9]. Рассмотрим содержание работы по формированию интонационной стороны речи, предлагаемую И.Ю. Кондратенко[10]. Автором предлагаются упражнения на формирование умение воспроизводить ритм, выразительность в экспрессивной речи. Работа начинается с обучения детей пониманию общих представлений об интонации, для этого им предлагается послушать рассказ или сказку. Также используются игры, где детям нужно послушать одно и то же высказывание, но произнесённое с разной интонацией. Для работы над умением пользоваться интонацией в речи используются упражнения, включающие различные междометия и стихи. Далее детям предлагается отработать умение на материале сказок и коротких рассказов. Важно сказать, что при выполнении упражнений необходимо научить детей использовать паралингвистические средства выражения эмоций: мимику, пантомимику, жесты. Последующая работа усложняется посредством разыгрывания детьми различных инсценировок[10].Также представляет интерес методика Л.В. Лопатиной и Л.А. Поздняковой[4]. Авторами предлагается поэтапность в работе над интонацией:1.На первом этапе необходимо сформировать у детей основные представления об интонационных средствах импрессивной речи.Детей знакомят с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями, а также со средствами их выражения и способами обозначения;

Обучение дифференциации интонационных структур в импрессивной речи;2.На втором этапе необходимо сформировать у детей навык использования интонационной выразительности в экспрессивной речи. Предлагается работа над интонационной выразительностью повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений[4].На основе анализа методик по формированию интонационной выразительности у дошкольников со стёртой формой дизартрии важно сделать вывод о том, что для работы с младшими школьниками со стёртой дизартрией можно также использовать рассмотренные методики, необходимо лишь подобрать речевой материал с учётом возрастных особенностей и интересов младших школьников.

Ссылки на источники1.Киселёва, В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В.А. Киселёва. –М.: Школьная Пресса, 2007. –48 с.2.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей/ Е.Ф. Архипова. М.: АСТ, 2007.342 с. 3.Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. –М.: Эксмо, 2011. –53 с.4.Лопатина, Л.В., Позднякова, Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников/ Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. –Спб.: Издво «Союз», 2006. –151 с.5.Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. –Спб.: Издво «СОЮЗ», 2000. –192 с.6.Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.7.Артёмова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография/ Е.Э. Артёмова.–М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. –123 с.8.Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей /Под общей ред. Г.В. Чиркиной.

М.: Айриспресс, 2005. –16 с.9.Позднякова, Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Диссертация / Л.А. Позднякова. –Спб., 2004. –4784 с.10.Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / И.Ю. Кондратенко. –Спб.: Каро, 2006. –240 с.