Современные профессиональные стандарты: импульс к саморазвитию или «тиски» для педагога?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грищенко Е. Г. Современные профессиональные стандарты: импульс к саморазвитию или «тиски» для педагога? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2031–2035. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970733.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся современных профессиональных стандартов в области образования. По мнению автора, сегодня на первый план выходят не личностные качества работников образования, а их умения в области применения современных технологий, работы с разными группами детей, знания иностранных языков, что зачастую не совсем оправданно. Автор, поднимая проблему завышенных требований, которые современные профессиональные стандарты предъявляют к учителям, говорит о том, что данные запросы государства ставят перед педагогами порой невыполнимые задачи, тем самым усложняя организацию образовательного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Грищенко Екатерина Геннадьевна,студентка 2 курса, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,г. Белгородgrichenko.ekaterina2016@yandex.ru

Современные профессиональные стандарты:импульс к саморазвитию или «тиски»для педагога?

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся современных профессиональных стандартов в области образования. По мнению автора, сегодня на первый план выходят не личностные качества работников образования, а их умения в области применения современных технологий, работы с разными группами детей, знания иностранных языков, что зачастую не совсем оправдано. Автор,поднимая проблему завышенных требований, которые современные профессиональные стандарты предъявляют к учителям, говорит о том, что данные запросы государства ставят перед педагогами порой невыполнимые задачи, тем самым усложняя организацию образовательного процесса. Ключевые слова: педагог, учитель, компетентность, образовательные стандарты,профессиональные требования.

Учитель. Во все времена к служителям педагогики относились с уважением, почитали их и ценили. Профессия педагога и сегодня является одной из самых уважаемых и почитаемых в обществе. Более того, можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день она востребована, пожалуй, как никогда прежде. Стоит отметить тот факт, что если раньше учителя ассоциировались исключительно со школой, то в наш век ситуация в корне изменилась. Из стен учебных заведений выходит все больше педагогов разных профилей, и они необходимы в самых различных сферах нашей жизни, в этом и заключается одна из особенностей профессии учителя.Но что же в конечном счете значит быть хорошим педагогом, учителем, воспитателем, преподавателем в XXIвеке? Какие требования предъявляются к современным хранителям знаний и опыта, и как эти требования сказываются на деятельности педагога: раскрывают новые горизонты для творчества и саморазвития или «оквадрачивают», загоняют в «тиски» и тяжелым грузом ложатся на плечи работников образования? Прежде чем давать характеристику современной системе образования стоит определить место педагога в ней, какая роль в педагогическом процессе сегодня отводится учителю: главная или эпизодическая? Для ответа на эти вопросы вспомним, как относились к учителям хотя бы век или полвека назад?Бесспорно, педагогу отводилось одно из первыхмест, ведь именно от него зависело то, насколько высоким будет качество передаваемых знаний, умений и навыков. И чем опытнее и сильнее педагог, тем лучше во всех отношениях были егоученики. Отношение к учителю, воспитателюбыло трепетное. Ученики уважали педагога, а учителя гордились своей профессией и требовали от себя полной самоотдачи. Вспомним слова выдающегося педагога всех времен и народов К.Д. Ушинского, который писал, что «воспитатель–этоживоезвеномежду прошлыми будущим» [1]. И действительно, это время подарило нам таких выдающихся педагогов, без которых уже немыслимо представить педагогическую теорию и практику. Это и П.П. Блонский, и Н.К. Крупская, и С.Т. Шацкий, и А.С. Макаренко, и А.В. Луначарский,а также работающие вслед за ними В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин и многие другие.Необходимо отметить, что в прошлом столетии тоже заботились о качестве преподавания, разрабатывались профессиограммы педагогов, выделялись виды и функции педагогической деятельности (И.Ф. Харламов, Н.В. Кузьмина и др.). Ктрадиционным из нихотносились, в основном:обучающая, воспитывающая, общественнопедагогическая. Изучив традиции русской интеллигенции, мы видим, что учитель никогда не ограничивался в своей деятельности только служебными рамками. Он вел и просветительскую деятельность, и осуществлял взаимодействие с родителями,и др. Что же мы наблюдаем в настоящее время? Функции педагогической деятельности постоянно обновляются, уже совершенно нормально воспринимаются педагогами методическая, исследовательская, инновационная, самообразовательная и другие функции. Сегодня полной самоотдачи от учителя требуют образовательные законы, нормативноправовые акты и всевозможные стандарты, которые выдвигают все больше требований к личности педагога, причем эти требования порой кажутся невыполнимыми и для опытных учителей, а выпускники педагогических ВУЗов, зачастую, просто оказываются в безвыходных ситуациях отрыва теории от реалий практики. Тем не менее, государство воспринимает необходимость введения профессионального стандарта как системного механизма оценки практикующих учителей при проведении аттестационных испытаний, ресурс профессионального карьерного роста. Как утверждал в 2015 году Д.В. Ливанов, профессиональный стандарт каждый педагог должен воспринимать как систему координат, которая поможет каждому учителю выстроить свою индивидуальную траекторию профессионального и личностного роста [2].Анализ ответов педагогов на вопрос «Считаете ли Вы, что профессиональный стандарт может служить инструментом развития педагога?» по данным сайта http://profstandart.blogs.imc.edu.ru/анкета/результатыанкетирования/[3], позволили установить, что не все педагоги (29 %, околотрети опрошенных) не видят развивающего потенциала для педагогов в профессиональном стандарте, хотя большая часть респондентов (71% опрошенных) воспринимают профессиональный стандарт как импульс к саморазвитию (рис. 1).

Рис. 1 Ответы педагогов на вопрос «Считаете ли Вы, что профессиональный стандарт может служить инструментом развития педагога?»

Тем не менее, говоряопрофессии педагогасегодня и воспринимая ее в современном контексте национальной системы учительского роста и успеха, мы с уверенностью можем утверждать, что каждый воспитатель, учитель, преподаватель должен быть готов к тому, что в современных социальноэкономических условиях от него потребуются особенные знания ивладения. Это объясняется высокой ролью педагога в жизни своих воспитанников. Ведь именно педагог имеет возможность формирования личности, настоящего человека. Следуя из этого, в конечном итоге, учитель обязан не просто донести до ребенка нужную информацию, а научить его самостоятельно ее искать, осваивать и делать выводы. То есть помочь ему приобрести те необходимые и важные навыки, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни. Да и к тому же никто иной как педагогзакладывает в сознании ребенка первые основы личностной культуры, соответствующие общечеловеческим духовным и нравственным ценностям [4].В связи с тем, что на сегодняшний день, при демократическом государстве, человек, как личность, требующий к себе внимания и уважительного отношения выходит на первый план для учителей воссоздают все более жесткие идеалы.Да, действительно, учитель играет немаловажную роль в формировании психики своего учащегося, его характера, отношения к окружающему миру, а так же тех знаний и умений, которые выступают в качестве «заделов» на будущее. Поэтому особенно важно, чтобы в этот период окружение ребенка составляли люди, действующие исходя из правил, установленных профессиональными кодексами. Но даже самому опытному и квалифицированному педагогу сегодня все сложнее соответствовать в полной мере этим самым кодексам, установленным обществом.С каждым годом характеристики учителя, достойного права называться компетентным, меняются. Появляются новые профессиональные стандарты, которые, как нам кажется,все дальше и дальше отдаляют педагогов от заветной цели –соответствовать современным требованиям, заниматься любимым делом, обучая и воспитывая обучающихся различных категорий. Новые профессиональные стандарты диктуют все новые и новые обязанности,в которых все меньше места отводится правам. «Документ отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя», –такими словами охарактеризовал новый профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу в 2015 году по поручению президента Владимира Путина, Дмитрий Ливанов тогда действующий министр образования [2]. Если мы проанализируем данные требования, то, позволим себе предположить, что в полной мере им соответствуют около 100 человек по всей стране. С 2015 года педагогдолжен не только организовывать проведение занятий, вести воспитательную работу, но и знать особенности взаимодействия со всеми категориями детей: отстающими в развитии, одаренными, имеющими ограниченные возможности здоровья, инвалидами, теми, для кого русский язык не является родным. Также по новым требованиям учитель обязан быть хорошим психологом, понимать кризисы развития ребенка, его индивидуальные особенности, выстраивать в соответствии с ними индивидуальные траектории развития, знать иностранный язык. В разделе «Необходимые умения» сказано, что педагог должен уметь применять все эти умения независимо от возраста детей во всех типах классов [5]. Комментируя данные критерии, Всеволод Луховицкий отметил, что это требования, предъявляемые к идеальному учителю, которому смело можно присуждать звание заслуженного учителя России [6].Дмитрий Ливанов, характеризуя новый стандарт, уверял, что он полностью готов к реализации, но готовы ли к нему сами учителя? Да и готово ли к этому само государство? По нашему мнению, для того, чтобы все педагоги России соответствовали требованиям профессиональных стандартов, необходимо полностью менять систему подготовки кадров. За период, который выделяется на повышение квалификации, невозможно обучить тонкостям внедрения педагогических инноваций, дефектологии, психологии, логопедии и т.д. Стоит признать, что в современных условиях вышеперечисленные требования практически невыполнимы, хотя бы потому, что в настоящее время в полной мере отсутствуют условия для их выполнения. В подтверждение этой мысли стоит обратить внимание на то, что сегодня многие дети, обучающиеся в общеобразовательных учебных заведениях?требуют специализированное сопровождение: медицинское, психологическое, дефектологическое. Нельзя поспорить с тем, что детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья очень много. В связи с этим в полный рост встает проблема инклюзивного образования, то есть совместного обучения разных по состоянию здоровья детей. Решение ее требует новых компетенций от учителя, серьезного расширения психологопедагогического контента подготовки педагогов. Большие трудности, возникающие перед педагогом, делают его беспомощным.Детиинвалиды требуют к себе особого отношения со стороны не только педагогов, но и всех людей, находящихся вучреждении. Так, слабослышащие дети нуждаются в помощи коррекционных педагогов, с таким детьми важно правильно говорить, они часто могут не понимать речь других участников педагогического процесса, даже громкую. Сегодня учитель, как правило, к работе в таких условиях не готов, его этому не учат –ни в педагогическом вузе, ни в институте повышения квалификации. Но,несмотря на это,мы продолжаем активно развивать тему совместного обучения детей разных групп здоровья, забывая о том, что инклюзивное образование это не просто совместное обучение детейинвалидов и детей с нормой, это сложный процесс перестройки всей педагогической системы, к которой не готовы,прежде всего,педагоги [7].В преамбуле к профессиональному стандарту педагога сказано, что нельзя требовать от учителя то, чему его никто никогда не учил, но данные слова уже давно стали не актуальны. В связи с этим, наиболее правильным будет,если вслед за обсуждением и внедрением новых стандартов, регламентирующих работу педагогов и новых требований к ним,должна идти разработка стандарта подготовки педагогов: и в высшей школе, и в институтах повышения квалификации учителей[5].Как мы можем говорить о полном переходе на индивидуализацию процесса обучения, когда в группах дошкольных организаций насчитывается обычно около тридцати человек? О каком знании иностранного языка может идти речь, когда в некоторых округах России не знают даже, что такое лингафонные кабинеты? Но всего этого требуют от современных педагогов, отодвигая тем самым их опыт работы, любовь детей, уважение родителей на второй план в образовательной ступени и поднимая на первую ступень пьедестала признанные стандарты качества.Здесь возникает вопрос, над которым, пожалуй, стоит серьезно задуматься: а правильно ли то, что квалификация педагога измеряется его всевозможными умениями в области современных технологий, знаниями иностранных языков и талантами в работе с одаренными детьми? Может, всетаки, главным показателем того, что человек действительно имеет полное право гордо носить звание учителя, –является уважительное, трепетное отношение к нему его учеников? Стоит и помнить о том факте, что только личное непосредственное влияние воспитателя на воспитанника –истинное воспитание, которое в будущем проникает в характер и сказывается на его формировании, именно личное, а не то, которое диктует очередной стандарт. Важно помнить, что, пожалуй, самые главные стандарты, определяющие требования к педагогу, критерии, на которые должен опираться каждый истинный учитель были заложены много десятилетий назад. Еще Константин Дмитриевич Ушинский основоположник русской научной педагогики в своих трудах писал, что только личности подвластно подействовать на развитие и определение личности, что лишь характером можно образовать характер. Именно характером, а не написанными на бумаге законами и постановлениями, которые уже завтра могут потерять свою силу [3]. Так на что же всетаки стоит опираться при воспитании нового поколения? К чему стремиться? К проверенным годами эталонам качества обучения и воспитания или к новым идеалам мастерства преподавания? Нам –будущим и нынешним педагогам–остается только продолжать рассуждать на эту тему и с тревогой или надеждой ждать новых профессиональных стандартов.

Ссылки на источники1.Сидоров С.В. // Сайт педагогаисследователя. –URL: http://sisv.com/board/131036 [Дата обращения: 10.03.2017].2.Ливанов Д.В. Вступительное слово к тематическому выпуску «Профессиональный стандарт педагога» / Д.В. Ливанов // Психологическая наука и образование. –2016. Том 21. –№2. –С. 56.3.Профессиональный стандарт педагога. «Информационнометодический центр» Красносельского района. Результаты анкетирования. –URL:http://profstandart.blogs.imc.edu.ru/анкета/результатыанкетирования/ [Дата обращения 03/04/2017].4.Зимняя, И.А. Коммуникативная компетентность учителя // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы межд. конф. Ростов:Донской изд. дом,2000.16 с.5.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». С. 44.6.Черных А. Учителям выдвинули повышенные требования / А.Черных // Коммерсантъ. –2013. 7 декабря.7.Успенский В.Б.Введение в психологопедагогическую деятельность: учеб. пособие / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. –М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. –176 с.