Особенности самооценки младших подростков с ЗПР

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панарина Е. И., Капитанец Е. Г. Особенности самооценки младших подростков с ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2386–2390. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970804.htm.
Аннотация. Статья посвящена феномену самооценки, ее особенностям и развитию у младших подростков с ЗПР. Представлены результаты диагностики по методикам: Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан и шкале самоуважения М. Розенцвейга. Даны рекомендации по формированию адекватной самооценки младших подростков с ЗПР.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панарина Екатерина Игоревна,студент факультета психологии ФГБОУ ВО«ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскanatoliymetallist@mail.ru

Научный руководитель:Капитанец Елена Германовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскelena030801@mail.ru

Особенности самооценки младших подростков с ЗПР

Аннотация.Статья посвящена феномену самооценки, ее особенностям и развитию у младших подростков с ЗПР. Представлены результаты диагностики по методикам: ДембоРубинштейн в модификации А.М. Прихожанишкале самоуважения М. Розенцвейга.Даны рекомендации по формированию адекватной самооценки младших подростков с ЗПР.Ключевые слова:самооценка, младшие подростки, диагностические методики, задержка психического развития (ЗПР).

Актуальность проблем изучения развития ребенка с особенностями здоровья увеличивается с каждым годом. Это обоснованно частотой проявления различных нарушений в современном обществе. По статистическим данным Всемирной организации здоровья, у каждого десятогочеловека имеютсяотклонения развития. Формирование личности в данном случае происходит под влиянием различных факторов: биологических, социальных, психологических и педагогических. Глубина социальнокультурной дезадаптации ребенка в большой степени определяется силой воздействия этих факторов. Это становиться причиной возникновения особой необходимости ранней комплексной помощи педагогов, психологов и врачей ребенку с ограниченными возможностями здоровья [1].Вопрос приобретает особую важность, когда речь заходит о формировании самооценки детей с особенностями в развитии. Немалая роль в жизни такого ребенка отводиться осознанию себя как личности, оценке своих качеств, пониманию причин того или иного отношения окружающих к себе. Самооценка для таких детей является способом определения успешности их интеграции в общество. Это побуждает специальную психологию рассматривать в качестве наиболее актуальной проблему изучения особенностей формирования и коррекции самооценки у младших подростков с ЗПР, так как это нарушение встречается довольно часто и в большинстве случаев поддается коррекции при своевременно оказанной помощи [2].Нарушения в познавательном и личностном развитии в совокупности с негативным влиянием социальных факторов детерминируют своеобразие самооценки учащихся с ЗПР. Их самооценка отличается большей зависимостью от мнения окружающих, в сравнении с самооценкой обычных детей. Исследования показали, что для формирования самооценки детей с ЗПР характерно сильное отставание от нормы и свойственна нерасчлененность, упрощенность, часто она бывает противоречива и неустойчива [3].В качестве еще одной характерной особенности самооценки в этом возрасте выступает ее нестабильность и недифференцированность. В разном возрасте подростки оценивают себя поразному. Самооценка младших подростков отличается нецелостностью и противоречивостью[4].Благодаря изучению А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельниковым самооценки детей и подростков с задержкой психического развития было выявлено влияние обучения детей с ЗПР в общеобразовательной школе до поступления в школу специальную. Дети, пережившие такой опыт, показали низкий уровень самооценки и неуверенность в себе. Это связанно с тем, что дети претерпевали учебные неудачи на фоне учеников с нормальным развитием. И.В.Коротенко сделала вывод, что «положительныеоценки в свой адрес» провоцируют младших школьников с ЗПР стремление переоценивать себя. Это способ компенсировать свою малоценность «искусственной» переоценкой себя, при чем данный процесс часто не осознается ребенком с ЗПР. По мнению И. В Коротенко, это психозащитная тенденция обусловлена особенностями личностного развития таких детей, а так же психологическим давлением, которое оказывают значимые для них взрослые. Исходя их вышесказанного, можно говорить о том, что у младших школьников с ЗПР проявляется неадекватная самооценка, которая чаще бывает завышенной [5].В исследованиях личностных особенностей подростков с ЗПР Г.В. Грибанова особо выделяет неустойчивость и незрелость самооценки у подростков, ее некритичность и недостаточный уровень осознания своего «Я». По мнению автора, именно это приводит к повышению внушаемости, несамостоятельности и неустойчивости поведения этих детей. Автор так же выявляет закономерность во влиянии места обучения подростка с ЗПР: удетей, обучающихся в специальных школах, внутренние критерии оценивания себя сформированы куда более прочно, в сравнении с теми, кто обучался в общеобразовательной школе. Однако, у детей, из специальных школ самооценка ниже, что в свою очередь стимулирует развитие критического сравнения себя с другими и самоанализа [6].При сравнении подростков с нормальным психическим развитием и подростков с ЗПР церебральноорганического генеза Е. Г. Дузгкоева приходит к такому же выводу –исследователем обнаружено завышение самооценки, повышенная внушаемость иинфантильность у подростков с ЗПР [7].Исследования И. А. Коневой показали, что подростки с ЗПР, обучающиеся в коррекционноразвивающих классах общеобразовательных школ, больше склонны негативно характеризовать и оценивать себя, чем подростки с ЗПР, проходящие обучение в специальных школах [8].В ходе исследования по методике ДембоРубинштейн в адаптации А.М.Прихожан были получены следующие результаты (рис.1):

Рис.1Результаты исследования самооценки младших подростков с ЗПР по методике ДембоРубинштейн в адаптации А. М. Прихожан

У 75,0% младших подростков с ЗПР была выявлена тенденция к завышенной самооценке. Эти дети быстрее и увереннее других справились с выполнением задания. Отметки уровня развитости качества, при котором они будут счастливы и 75,0%16,6%8,4%0,0%10,0%20,0%30,0%40,0%50,0%60,0%70,0%80,0%Тенденция к завишенной Реалистичная ЗаниженнаяКоличество человек в %Уровень самооценкиуровня, на котором это качество развитосейчас, у них находились на небольшом расстоянии. При выполнении данного задания не вызвало особых затруднений. Большинство детей ненадолго задумывались перед тем, как поставить отметку на шкале. Адекватный уровень был диагностирован у 16,6% детей. Во время выполнения задания некоторые из них проговаривали, что хотели бы иметь высокий уровень развитости качества (90% –100%), но при этом понимают, что для его достижения нужно работать над собой. 8,4% учащихся с ЗПР имеет заниженную самооценку.По шкалесамоуважения М. Розенцвейгарезультаты распределились следующим образом (рис.2):

Рис.2. Результаты исследования самооценки у младших подростков с ЗПР пошкале самоуважения М. Розенцвейга

Очень высокий уровень самооценки показал 8,4% младших подростков с ЗПР. Задание не вызвало затруднений и они оперативно справились. Более тонкая дифференциация вызвала некоторые трудности при выполнении задания по данной методике. Однако, это не помешало классу справиться достаточно быстро.Выставление оценкиниже 3 не рассматривали дети, у которых был выявлен высокий уровень самооценки(33,4%). У 25,0% учащихся был выявлен средний уровень самооценки. Эти ученики дольше остальных работали по данной методике, сомневались, какую оценку себе поставить. 33,4% показали низкие результатыдиагностики. Стоит отметить, что в бланках этих учеников было больше всего исправлений, что свидетельствует об их неуверенности.Анализируя результаты диагностики можем свидетельствовать о преобладании завышенной самооценки у младших подростков с ЗПР.В воспитании детей с ЗПР большая роль отводиться родителям. При негативном отношении к ребенку, у него формируются неуспешные модели социальнопсихологических отношений в социуме. Появление в семье ребенка даже с подобным нарушением, имеющим благоприятный прогноз в большинстве случаев, является стрессом для всей семьи. Часто диагноз ЗПР является причиной дезадаптации всей семьи. Нарушается взаимодействие с социумом, ухудшается эмоциональный фон внутри семьи. Перед родителями встает вопрос о необходимости реорганизации семейной жизни. Их так же преследует чувство вины, обида, эмоциональное напряжение. Разработанные нами рекомендации помогут вам с пониманием относиться к ребенку, их соблюдение поспособствует более грамотному распределению нагрузки, окажет содействие в социализации. 8,4%33,4%25,0%33,4%0,0%5,0%10,0%15,0%20,0%25,0%30,0%35,0%40,0%Очень высокийВысокийСреднийНизкийКоличество человек в %Уровень самоуваженияСтоит адекватно оценивать возможности ребенка, особенно в младшем подростковом возрасте. Контроль каждого действия, сбор портфеля в школу, решение домашних заданий приводит к серьезным последствиям. Лишая своего ребенка возможности выполнять простые действия самостоятельно, родители лишают его ситуации достижения успеха, развивают в нем несамостоятельность и безответственность. Следует дозировать нагрузки и избегать завышенных требований. Последствием перегрузок в интеллектуальном плане могут стать снижение работоспособности, заторможенность, повышается уровень агрессивности, появляются срывы в поведении, резкие перепады настроения. Изза излишне высоких требований ребенок, по причине невозможности выполнения задания, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.Задачей родителей так же является правильная организация труда и отдыха. Это позволит сохранить здоровье ребенка и сохранить высокий уровень работоспособности.На самооценку детей сильно влияет мнение окружающих. Вера ребенка в свои силы, его нахождение в комфортных условиях, чувство защищенности, интерес к жизни и позитивное восприятие окружающего мира очень важны в его жизни. Важно поддерживать акцент на том, чего ребенок смог добиться сам и не фокусироваться на неудачах.Эту сторону психики ребенка поможет развить общение. Простые вопросы запускают работу мысли, которая, в свою очередь, стимулирует работу памяти. Интересный и легкий для ребенка материал способствует формированию познавательной активности, побуждает стремление к умственному труду. Помимо уверенности в себе, заинтересованность и достижение успеха будут способствовать поддержанию активности ребенка, создавать комфортные условия для него, снимать напряженность.Следует обучить родителейребенка способам развития познавательным процессам, дабы образовалась преемственность с семейным воспитанием. Предлагайте ребенку задания, на выполнение которых не требуется много времени, либо разделите большое задание на дватри действия. Так же необходимо давать задания последовательно, по мере их выполнения.Школьникам с ЗПР сложно переключаться с одного вида деятельности на другой. Сложность при вхождении в работу поможет сгладить введение более длительного организационного момента на каждом уроке, чем при работе с детьми с нормой развития.Выводы:изучение самооценки детей и подростков с ЗПР показало, что она имеет определенное своеобразие, которое, по мнению ученых, является результатом специфического действия психического дефекта и влияния микросоциальных факторов. Часто такие подростки склонны переоценивать себя изза более острой реакции на воздействие окружающей их социальной среды, что, в свою очередь, приводит к преобладанию завышенной самооценки.Для самораскрытия ребенка, проявления его сильных сторон необходимо создавать ситуацию успеха, давать ребенку задания, с которыми он справиться.

Ссылки на источники1.Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Лаврух // Современная педагогика. 2012. № 1. С. 12 2.Капитанец Е. Г., Панарина Е. И. Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 44. –С. 22–27.3.Зеленина Н. Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта. Пермь: Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет, 2014.—50 c.4.Капитанец Е. Г., Коробейникова Е. Ю. Программа психологопедагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 7. –С. 91–95.5.Коротенко И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития. И.В./Коротенко.Дис…канд. псих. наук.Н.Новгород, 2005.6.Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психологомедикопедагогических комиссий (ПМПК) /Г.В. Грибанова//Дефектология: научнометодический журнал / Ред.В.И. Лубовский,А.И. Чайкина. –2001. –№6. –С. 6694.7.Дзугкоева Е.Г.Особенности личности и их проявления в поведении подростков с ЗПР//Дефектология : научнометодический журнал / Ред. В.И. Лубовский, А.И. Чайкина. –2000. –№2. –С. 1925. 8.Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР /И.А.Конева: Дисс…канд. псих. наук.Н.Новгород, 2002.217с.