Организация виртуальных экскурсий на уроках русского языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Астахова А. В., Налимова Т. А. Организация виртуальных экскурсий на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2836–2840. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970894.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с организацией и проведением на уроках в начальной школе виртуальных экскурсий. Автор рассказывает о специфике виртуальных экскурсий, их значении в современном учебном процессе, о роли учителя-экскурсовода, о возможностях привлечения детей к проведению таких экскурсий, делится опытом организации виртуальных экскурсий на уроках русского языка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Астахова Анна Владиславовна,студентка 5 курса факультета педагогики и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецкangelaastahova.72@mail.ru

Научный руководитель: Налимова Татьяна Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецкnalimova7@rambler.ru

Организация виртуальных экскурсий на уроках русского языка

Аннотация.Статья посвящена вопросам, связанным с организацией и проведением на уроках в начальной школе виртуальных экскурсий. Автор рассказывает о специфике виртуальных экскурсий, из значении в современном учебном процессе, о роли учителя –экскурсовода, о возможностях привлечения детей к проведению таких экскурсий, делится опытом организации виртуальных экскурсий на уроках русского языка.Ключевые слова:учебная экскурсия, виртуальная экскурсия, начальная школа, уроки русского языка.

Учитель всегда задумывается над тем, как заинтересовать учеников и как ввести школьников в мир, который будет близок к реальности. Существуют различные формы и методы, которые стимулируют учебную деятельность учащихся. Традиционно эффективнойформой организации учебного процесса является экскурсия.В «Словаре русского языка» А.П. Евгеньевой учебная экскурсия трактуется как «организованный, сопровождаемый объяснениями показ чеголибо (произведений искусства, памятников прошлого, какихлибо сооружений, механизмов и т.д.), проводимыйпо определенному плану с образовательной или ознакомительной целью» [1].Отметим, что экскурсия как форма обучения давно используется в школьной практике. Истоки учебных экскурсий относятся к 18 в., когда передовые педагоги того времени В.Ф. Зуев, Н.И.Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево высказывали идеи о целесообразности организации для детей экскурсии в природу. Именно краеведение способствовало использованию экскурсий на уроках. В начале 20 века известные методисты Н.П. Анциферов, В.А. Герд, И.М.Гревс, Е.А. Звягинцев, Д.Н. Кайгородов, Б.Е. Райков, Н.Г. Тарасов начали обобщать вопросы экскурсионного общения. М.А. Рыбниковой были сделаны попытки осмыслить экскурсию как учебновоспитательный процесс на уроках литературы. Заслуга виднейшего методисталитератора в том, что она предложила располагать показ так, чтобы впечатления чередовались, контрастировали, оттеняли друг друга и чтобы они сами собой вели к выводу.В настоящее время экскурсии широко используются на разных уроках и во внеурочной работе с учащимися. Специфика урокаэкскурсии заключается в следующем: 1) тема и содержание такого урока зависят от школьной программы, новая информация органично связана с уже полученными учащимися на уроках знаниями; 2) основным источником новой информации для учащихся является не только речь учителяэкскурсовода, но и памятники природы, истории и культуры (подлинные или представленные на фотографиях, репродукциях и т.д.); 3) при объяснении нового материала учитель пользуется приемами и методикой экскурсии (ведет экскурсантов по заранее намеченному маршруту, показывает и рассказывает одновременно).Учебные экскурсии можно классифицировать по характеру наблюдаемых объектов на:

реальные экскурсии;

виртуальные экскурсии.Сегодня вучебном процессе и во внеурочной работе всеактивнее используется потенциал виртуальной экскурсии, которая пришла на смену традиционной реальной экскурсии.Термин «виртуальный» происходит от латинского слова virtus –доблесть, состояние душевного подъема римского воина. В современном понимании этоттермин обозначает нечто порождаемое, кажущееся, мнимое.Виртуальная экскурсия отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (ими могут быть музеи, парки, улицы городов и пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции.Виртуальная экскурсия может использоваться на уроках литературного чтения для погружения школьников в мир, созданный писателем, на уроках окружающего мира для введения учеников в особый мир живой природы, на уроках иностранного языка для показа младшим школьникам иной культуры зарубежной страны, на уроках русского языка для организации виртуального путешествия с мир грамматики или фонетики. В любом случае, продумывая виртуальную экскурсию, необходимо определить набор визуальных объектов и сформировать для каждого из них заданный объем информации. Проведение виртуальной экскурсии учителяэкскурсоводы обычно начинают со вступительной беседы с учащимися, где педагог определяет цели и задачи экскурсии,может раздать«маршрутные»листыс определенными заданиями по материалам экскурсии. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки обучающихся, намечает творческие задания для них (написать эссе, сочинение, подготовить доклады, рефераты, составить альбомы, разработать собственные маршруты виртуальных экскурсий). Особенности деятельности учителя при проведении виртуальных экскурсий и специфика речевого сопровождения виртуальной образовательной экскурсии представлена в одной из наших публикаций[2].Виртуальные экскурсиидают возможность творчески подойти к образовательному процессу. Использование ИКТ развивает интерес ребенка к образовательному процессу; развивает умение и навыки работы с информационными ресурсами; способствует эффективному управлению внимания учащихся; активизации познавательной деятельности; формированию навыков исследовательской работы; повышению информационной культуры.Основным преимуществом организации виртуальной экскурсии является доступностьпосещения экскурсионных объектовбез больших материальных и временных затрат.Речь экскурсовода и графическая информация составляют основу экскурсии. Иногда такжеуместна звуковаяинформация либо видеоинформация, котораяможет также оживить виртуальную экскурсию, однако работа с ней в высшей степени сложна и требует наличия специальных технических компонентов.Подготовка экскурсионного высказывания занимает определенноевремя. Учителю экскурсоводу необходимо не только отобрать материал, но и переработать его, учитывая учебные задачи, особенности детского восприятия предмета речи.При подготовке виртуальной экскурсии для урокаучителюнеобходимо простроить работу следующим образом: 1) выбиратьобъект, 2) выяснитьобразовательное значение, определитьсодержание, цели и задачи виртуальной экскурсии, 3) сообщитьребятам тему экскурсии, познакомитьих с тематической лексикой, дать краткую информационную справку о «месте проведения» экскурсии, 4) разъяснитьпорядок дальнейшей работы, подвести итог.По охвату материала экскурсионная речьбывает обзорнойи тематической.Как правило, обзорное экскурсионное высказывание используется на вводных и заключительных уроках, а тематические могут звучать на разных этапах изучения темына уроке русского языка.Экскурсионная речь вызовет эстетические чувства по поводу увиденного, услышанного, поможет школьникам глубоко усвоить учебный материал.Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеурочной проектной деятельности школьников, если в 12 классах учащиеся выступают вроли путешествующих, то в 34 классах они не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу, селу. Необходимость планирования работы над проектомсоздания экскурсии, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы,продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, развитию значимых личностных качеств. Младшим школьникам близка форма экскурсии как с точки зрения психологических особенностей, так и с учетом их возрастных особенностей. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития; закрепляются и развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Виртуальная экскурсия на урокерусского языкаувеличивает словарный запас ребенка, он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов.Развитость, глубина восприятия виртуального тура зависит от развитости ощущений, мышления, накопленного ранее опыта. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственночувственную ориентировку в окружающем мире. Для учеников начальных классов виртуальная экскурсия –это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, это переход в иное состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. В качестве примера расскажем обурокерусского языка, на котором мы проводили виртуальную экскурсию по родному городу Новокузнецку с использованием Гуглкарты города.Материал виртуальной экскурсии использовался в качестве языкового материала, на основе которого четвероклассники впоследствии выполняли упражнения. В виртуальной экскурсии мы рассказали младшим школьникам о самомбольшомв Кузбассе Дворцекультуры«Алюминщик», о КузнецкойКрепости, «прокатились» по улице Кирова, посетили мемориальныйансамбльв честь воиновновокузнечан, погибшихв годы Великой Отечественной войны, а завершили виртуальное путешествие в культурном центре города –Драматическомтеатре.После виртуальной экскурсиимы предложили школьникам работу в группах. Задачей школьников являлось оформление советов впервые приехавшему в наш город путешественнику (что посмотреть гостю сначала, что потом), используя простые, сложные предложения, предложения с прямой речью.Все задания после виртуальной экскурсии были тесно связаны с увиденными достопримечательностями. После этой экскурсии многие ребята в классе провели вечер с родителями, вновь посещая удивительные места Новокузнецка и обсуждая увиденное.С целью расширения кругозора школьников, мы предложили продолжить изучение достопримечательностей города Новокузнецка, предлагая им темы экскурсий –«Новокузнецк исторический», «Новокузнецк героический», «Новокузнецк культурный», которые они должны были приготовить и провести самостоятельно.Для того чтобы подготовить школьников к роли экскурсовода,нами были разработаны памятки, где мы постарались наиболее понятно рассказатьмладшим школьникам об их роли при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:Советы начинающемуэкскурсоводу

подбери необходимый фактический материал;

изучиего;

подготовьиндивидуальный текст экскурсии на заданнуютему;

используйнаглядные материалы;

руководи группой туристов (экскурсантов), будьготовым ответить на вопросы;

соблюдай заранее придуманный маршрутэкскурсии (путешествия);

прослушайболее опытных экскурсоводов. На одном из уроков русского языка мы заслушали подготовленные детьми небольшие виртуальные экскурсии. Отметим, что детям удалось подобрать материал, найти «зрительные» экспонаты, однако сами тексты экскурсий не всегда были оригинальными и интересными. Очевидно, требуется проведение специальной работы по обучению детей непосредственной экскурсионной речи. Некоторые рекомендации для обучения младших школьников созданию экскурсионных высказываний на основе произведений живописи учитель может найти в публикации Т.А. Налимовой [3].Таким образом,для учеников начальных классов виртуальная экскурсия –это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества. Любая подготовка к экскурсии требует больших затрат сил и времени. Для того чтобы успешно подготовить и провести виртуальное путешествие,экскурсовод (как и ученик, так и учитель) должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать современным требованиям, основным из которых является хорошее знание материала. Виртуальную экскурсию рекомендовано проводить 12 раза в год,на уроке должна занимать не более 10 минут.Таким образом, мы видим, что виртуальная учебная экскурсия, отличаясь формой подачи экскурсионного материала, схожа с традиционной учебной экскурсией в том, что важная роль в таком экскурсионном общении принадлежит учителю или ребенку –экскурсоводу, он является организатором процесса восприятия. От подготовки экскурсовода, его эрудиции, умения организовать деятельность экскурсантов по восприятию объектов экскурсии зависит эффективность воспитательного и обучающего воздействия экскурсии.

Ссылки на источники1.ЕвгеньеваА.П.Словарь русского языка[Электронный ресурс] / А.П. Евгеньева. URL:. http://www.вокабула.рф/словари/толковыйсловарьевгеньевой/экскурсия[Дата обращения 22.04.2017]2.Астахова А.В. Особенности речевого сопровождения учебной виртуальной экскурсии в начальной школе [Текст] /А.В. Астахова, Т.А. Налимова //Академическая наука –проблемы и достижения: материалы Х международной научнопрактической конференции 2425 октября 2016. Т. 1. / NorthCharleston, USA, 2016. –С. 2931.3.Налимова Т.А. Новый взгляд на традиционное сочинение по картине [Текст] / Т.А. Налимова // Начальнаяшкола, 2013. № 10. –С. 25 –32.