Организация эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чунарева О. А. Организация эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3951–3955. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971117.htm.
Аннотация. В статье представлены особенности организации художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении; даны специфические аспекты организации форм деятельности по эстетическому воспитанию детей; представлены рекомендации по организации художественно-эстетического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гордеева Ольга Алексеевна,студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Кировolcka.gordeeva@yandex.ru

Организация эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены особенности организации художественноэстетического развитиядетей в дошкольном учреждении; даны специфические аспекты организации форм деятельности поэстетического воспитания детей; представлены рекомендации в организации художественноэстетического воспитанияс детьми старшего дошкольного возраста.Ключевые слова: форма организации, дошкольный возраст, воспитание дошкольников, старший дошкольный возраст, эстетического воспитание, художественноэстетическое развитие.

На протяжении жизни человеку свойственны изменения в физиологических, психологических, социальныхи познавательных сферах. Главным движущим толчком этих изменений является воспитание, которое непосредственно помогает в овладении человеком общественного опыта.

Большое внимание в воспитании детей дошкольного возраста уделяется не только содержательной стороне этого процесса, но и формам организации воспитательной работы в дошкольном учреждении. Проблемой организации воспитательной работы в детском саду занималисьследующие педагоги: Ю. К. Бабанский (изучал процесс воспитательной работы в дошкольном учреждении), Л. И. Божович (занималась проблемой формирования личности в процессе воспитания ребенка), Е. В. Титова (предложила классификацию форм воспитательной работыв дошкольном учреждении) и другие. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность организации воспитательного процесса, которая состоит в том, что формы и методы воспитательной работы помогают развить у дошкольника умения взаимодействовать с внешним миром, формируют представления и способствуют усвоению новых знаний, умений и навыков.Содержание воспитания дошкольника отражает в себе единство целей, задач и сторон целостного педагогического процесса, которое соединяется в единую систему воспитания. Существует несколько классификаций воспитания детей, обратимся к ним:В классификации В. А. Сластенина представлены следующие виды: 1)гуманистическое (экологическое) воспитание, 2)патриотическое (гражданское) воспитание, 3)нравственное воспитание, 4)трудовое воспитание, 5)эстетическое воспитание, 6)воспитание физической культуры личности [1].Подробнее рассмотрим эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.Эстетическое воспитание –составляет систему знаний и представлений, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценка прекрасного в природе, искусстве, труде и обществе.Форма воспитательной работы способствует организации обеспечения целей, содержания, принципов и методов воспитания дошкольников. Выбор форм воспитательной работы воспитателем, по мнению Е. В. Титовой,зависит от следующих факторов:1)Цель воспитания;2)Содержание воспитательной задачи;3)Возраст воспитанников;4)Уровень личного социального опыта детей;5)Особенности детского коллектива;6)Технические и материальные возможности дошкольного образовательного учреждения;7)Уровеньпрофессионализма воспитателя [2].На основании этих факторов, а они непосредственно взаимосвязаны между собой, педагог выбирает ту или иную форму организации воспитательной работы в дошкольном учреждении. Перейдем к классификациям форм воспитательной работы, которые применимы почти во всех возрастных группах.Н. И. Болдырев предложил классификацию, в которой отразил формы воспитательной работы детского сада в соответствии с методами воспитательного воздействия:1)

словесные: минисобрания, устные газеты, радиожурналы;2) практические: экскурсии (со средней группы), соревнования (со средней группы), конкурсы, субботники;3)

наглядные: выставки, стенные газеты, минимузеи и лаборатории [3].В классификации Е. В. Титовой отражены формы воспитательной работы в соответствии с субъектом организации деятельности дошкольника:1)Мероприятия –события, ситуации в группе, занятия;2)Дела –общая работа детей, творческие дела, коллективные дела;3)Игры –деловые игры, сюжетноролевые игры, дидактические игры, игрыдраматизация [2].Рассмотрев формы воспитательной работы в разных классификаций, мы хотим выделить особенности организации этих форм в дошкольном учреждении наразных возрастных этапах [4, 2].Таблица 1Особенности организации форм воспитательной работы

в разных возрастных группах, по данным Е. В. Титовой и Е. В. Мухиной

Критерииорганизации воспитательной работыМладшая дошкольная группаСредняя дошкольная группаСтаршая дошкольная группаВозрастные особенностиРебенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!». Внимание малыша неустойчиво, быстро отвлекаетсяДля ребенка характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитиепреднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное и слуховое, осязательное восприятие. Начинают различать формы предметов, развивается мышление, увеличивается словарный запасВ этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому и необычному.Анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным.Время проведения воспитательной работыИспользуются в утренние или вечерние часы режимного дня детского сада, обычно проходит спонтанно без осознания ребенком воспитательного процессаТребования к воспитателю при организации воспитательной Большая требовательность предъявляется к жестам, мимике, Эмоциональность, правильность произношения словЧеткость, эмоциональность, выразительность речиработыправильности произношения словаГрупповые формы работыЦелевые прогулки, беседаКонструирование, экскурсии, минисобрания, соревнования, беседа, спектакли, спортивные соревнования, экспериментированиеЭкскурсии, игры, минисобрания, соревнования, минимузеи, беседа, спектакли, спортивные соревнования, экспериментированиеИндивидуальные формы работыДидактические игры с куклой Катей, конструирование, индивидуальные порученияИгры, моделирование, экспериментированиеИгры, моделирование, экспериментированиеКоллективные формы работыМероприятия, выставки детских работИгры, соревнования, конкурсы, субботники,дела, совместные поручения, экспериментированиеИгры, устные газеты, радиожурналы, соревнования, конкурсы, совместные поручения, субботники,дела, экспериментирование

Сравнив особенности организациивоспитательной работы в разных возрастных группах, следует отметить, что проведения воспитательной деятельности педагога усложняются по мере перехода с одного возрастного этапа на другой. При анализе воспитательной работы во всех группах детского сада мы пришли к выводу, что одинаковым является время проведения воспитательной работы: проводится в утренние и вечерние часы в качестве занятий и имеет спонтанный не спланированный характер, потому что педагог и дети не всегда знают, когда будет происходит то или иное воспитательное воздействие; педагог в воспитательной работе чаще всего использует игры или поручения, которые носяткак индивидуальный, так и групповой характер. Этот выбор можно определить тем, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте воспитательная работа имеет большие преимущества, так как этот возраст подвержен более глубокому закреплению, сложившегося у детей ранее, опыта, который закладывается в воспитании ребенка. Из анализа выше представленной таблицы мы выделили ряд особенностей организации воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

дети 5 –6 лет активно участвуют в процессе воспитательной работы, проводимой педагогом, так как в этом возрасте более любознательны, способны более продуктивному восприятию воспитательного воздействия;

при проведении воспитательной работы с детьми 5 –6 лет от воспитателя требуется четкая, эмоциональная и выразительная речь, потому что дети этого возраста более восприимчивы к яркой деятельности педагога;

при организации воспитательной работы в группе старшего дошкольного возраста педагог использует следующие методы: игры, минисобрания, минимузеи, соревнования в содержании разного воспитания, экскурсии в школу, на улицу, в музеи, парки; беседы по содержанию всех видов воспитания, групповое экспериментирование;

в индивидуальной воспитательной работе педагог использует различные игры, индивидуальное моделирование, индивидуальное экспериментирование;

при организации коллективных форм воспитательной работы в старшей группе воспитатель использует подвижные игры, радиожурналы, конкурсы, субботники в рамках экологического воспитания. Организация воспитательной работы характеризуется методами, средствами и формами воспитания детей в дошкольном учреждении. На основе эстетического воспитания детей мы рассмотрели особенности организации форм воспитательной работы.

Особенности организации воспитательной работы в рамках эстетического воспитания детей формируются на основании всех аспектов, входящих в воспитательную работу дошкольного учреждения, поэтому при создании условий, способствующих реализации задач эстетического воспитания детей, следует учитывать, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, которые должен учитывать педагог при организации воспитательной работы в рамках эстетического воспитания детей.На основании проведенной нами теоретической и практической части работы, мы постарались составить рекомендации для педагогов при организации воспитательной работы с детьми 5 –6 лет.1)При организации воспитательной работы, важно постоянное наблюдение за детьми при возникновении проблем в рамках эстетического воспитания;2)Необходимо своевременное проведение диагностического обследования направленного на выявление уровня развития эстетических способностей детей;3)Отслеживание динамики эстетического воспитания детей в разное время. После каждой проведенной формы воспитательной работы фиксируются результаты по каждому ребенку:

изменилась ли общая картина развития эстетических способностей детей;

использует ли ребенок, приобретенные умения, в своем опыте;

способен ли ребенок к самостоятельному образованию форм эстетического воспитания; 4)

Составление цикла воспитательной работы по следующим направлениям:

развитие эстетических чувств и способностей чувственного переживания и восприятия предметов окружающего мира;

развитие художественноэстетическое сознания и мировосприятия;

развитие основ художественноэстетических потребностей детей;

освоение модели культурных действий по отношению к художественноэстетическим, социальным и природным объектам, передавать знания, ценностные ориентации традиционного и актуального характера;

активизацию творческого отношения к миру, к себе, к деятельности других людей в процессе формирования личности;

способствовать накоплению опыта творческой деятельности в любых сферах деятельности.5) Важно взаимодействие педагогов с родителями. Это может помочь в упрощении процесса воспитательной работы в раках эстетического воспитания детей: размещение в группе информации для родителей по теме эстетического воспитания детей в старшем дошкольном возрасте; выступление на собраниях, с целью помощи родителям способствовать правильному эстетическому воспитанию детей; встречи с родителями и детьми, а также возможность участия в процессе воспитательной работы родителей.6) При организации воспитательной работы эстетической направленности от педагога требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, сюрпризных моментов.Таким образом, основываясь проведённой нами практической работы, мы разработали ряд рекомендаций для педагогов по организации воспитательной работы в рамках эстетического воспитания детей 5 –6 лет.

Ссылки на источники1.Макаренко, А. С. Художественная литература о воспитании детей [Текст] / А. С. Макаренко. –Соч. Т.4. –М., 1958. –363 с.2.Ермакова Е. С. Эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства [Текс] / Е. С. Ермакова // Сбоник конференции НИЦ Социосфера, 2012. №39. –С. 52 –56.3.Кириллова, Е. И. Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредствам художественноэстетической деятельности [Электронный ресурс] / Е. И. Кириллова // Науковедение. Интернетжурнал. 2013 №6(19), 187 с. –Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/95PVN613.pdf (дата обращения: 24.04.17)4.Николаенко, В. М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / В. М. Николаенко, Г. М. Залесов, Т. В. Андрюшина и др., ответ. ред. канд. филос. наук, доцент В. И. Николаенко. –М.: ИНФА –М; Новосибирск; НГАЭиУ, 2000. –175 с.