Опытно-поисковая работа как основной метод диссертационного исследования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Москвина
Ю.
А. Опытно-поисковая работа как основной метод диссертационного исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2018. – № 2 (февраль). – С.
38–48. – URL:
http://e-koncept.ru/2018/181007.htm.
Аннотация. Актуальность представленного материала обусловлена сложностью определения основного метода практического исследования на начальных этапах работы аспиранта. Начало любого диссертационного исследования представляет определенную трудность для специалиста с любым педагогическим опытом. Таким образом, основная цель статьи – подготовка ряда рекомендаций для проведения опытно-поисковой работы. Рекомендации основаны как на опыте заслуженных зарубежных и отечественных педагогов-новаторов, так и на опыте осуществления собственного диссертационного исследования. Главная цель исследования состоит в разработке научно обоснованной и проверенной опытно-поисковым способом методики формирования необходимых компетенций будущих инженеров. Ведущим методом при подготовке данной статьи стал метод анализа собственного педагогического опыта, позволивший сформулировать основные принципы организации опытно-поисковой работы. В рамках нашего диссертационного исследования с помощью опытно-поисковой работы были апробированы методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) студентов технического профиля. Данная компетенция формируется при освоении курса «Иностранный язык» как в рамках школьной программы, так и в системе высшего профессионального образования. Исследование проводилось с 2014 года и заняло более трех лет. Однако работа представляет интерес не только для преподавателей иностранных языков высшей школы, поскольку дает универсальные и практические рекомендации для исследователя любой сферы науки. В частности, во-первых, статья дает рекомендации по проведению первичной диагностики студентов и ее интерпретации. Во-вторых, указывает на особенности построения целей, задач и гипотезы опытно-поисковой работы. В-третьих, актуализирует необходимость корректного этапирования (выделение основных этапов) хода опытно-поисковой работы. Особое внимание уделено правилам формирования контрольных и экспериментальных групп. Практическая значимость исследования определяется и анализом типичных ошибок, которые может допустить аспирант при проведении опытно-поисковой работы.
Ключевые слова:
контрольная группа, экспериментальная группа, педагогическая диагностика, опытно-поисковая работа, диссертационное исследование