Социализация воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения как двуединый процесс их адаптации и профессионального самоопределения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванов
Е.
Ю. Социализация воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения как двуединый процесс их адаптации и профессионального самоопределения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 7 (июль). – С.
247–262. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241117.htm.
Аннотация. Актуальность исследования определяется повышенным вниманием со стороны государства к проблеме воспитания будущих защитников Отечества, что обусловлено сложной для России международной и внутриполитической обстановкой. Сохранение и укрепление традиций профессий служения, к которым относится служба в полиции, становится приоритетной воспитательной задачей, стоящей перед педагогическими коллективами суворовских военных училищ МВД России. Одним из наиболее трудных периодов в училище для суворовцев считается начальный этап обучения, на котором происходит адаптация и автономизация старшего подростка в новой среде, то есть социализация. В таком случае целью данной работы стало уточнение понятия социализации воспитанников, его структуры и признаков. В ходе обзора отечественной и зарубежной литературы были конкретизированы современные представления о социализации, ее смысловой нагрузке, возрастных особенностях старших подростков, отдельных аспектах процессов адаптации и самоопределения, значении традиции в этих процессах. Методологической базой исследования стали философия традиции, концепция социализации, теория оптимального социального окружения подростка и гуманистические идеи в построении воспитывающей среды современных авторов. Для достижения поставленной в исследовании цели использовались теоретические методы синтеза и анализа, в том числе герменевтического и сравнительного. В результате исследования социализация воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения определена как двуединый процесс адаптации старших подростков к субординационной среде и их самореализации в будущей профессии полицейского. Отображена структура социализации первокурсников, представляющая сложный комплекс из двух разнонаправленных процессов приспособления и обособления, разновозрастного сообщества воспитателей и воспитанников, а также способов взаимодействия между ними. Выявлены признаки социализации: культуросообразное осмысление полицейской службы как профессии служения, осознание и положительное восприятие принадлежности к суворовскому братству, деятельное принятие норм общежития училища, активное включение в созидание воспитательных событий. Эффективность социализации состоит в сохранении баланса между приспособлением и обособлением. Полученные в исследовании выводы обогащают теоретическую базу в сфере подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, задают необходимое направление в разработке современного воспитательного инструментария в суворовских военных училищах МВД России.
Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, адаптация, социализация, начальный этап обучения, суворовские военные училища мвд россии
Похожие статьи
- Исследование особенностей адаптации лиц с девиантными формами поведения
- Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза
- Девиантогенные риски социализации творчески одарённых детей
- КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ КАК СРЕДСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
- ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ