Читательская грамотность обучающихся-билингвов: контекстное исследование
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Унарова
В.
Я.
Читательская грамотность обучающихся-билингвов: контекстное исследование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 2 (февраль). – С.
76–92. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251021.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на родном (якутском) и русском языках. Актуальность исследования обусловлена в первую очередь значимостью успешного становления читательских умений у младших школьников как базового результата образовательной деятельности и компонента функциональной грамотности, а также отсутствием актуальных данных о состоянии читательской деятельности на двух языках и методик ее диагностики на современном этапе развития билингвального образования в Республике Саха (Якутия). Цель исследования – описать современное состояние читательской деятельности на якутском и русском языках и разработать материалы диагностики качества читательской грамотности у детей-билингвов. Методологическую основу исследования составляют ситуационный, компетентностный и эмпирический подходы; проведено педагогическое наблюдение в городских и сельских школах, контекстное анкетирование трех целевых групп (учителей начальных классов, родителей младших школьников и обучающихся 1–4-х классов якутских школ), по-новому интерпретированы в аспекте читательских умений результаты прошлых исследований по теме билингвального образования, изучены международные методики измерения читательской грамотности у младших школьников и отдельные методические разработки. В результате исследования получены эмпирические данные, в том числе в сравнительно-сопоставительном аспекте, о современном состоянии читательской деятельности младших школьников на двух языках и разработаны диагностические материалы, предназначенные для выявления качества читательской грамотности на родном и русском языках. Автор пришел к выводу, что диагностические материалы требуют продолжительной экспериментальной проверки, апробации в начальной школе с якутским языком обучения. Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации методологических и лингводидактических основ формирования читательской грамотности у обучающихся-билингвов. Практическая значимость определена перспективами дальнейшего применения учителями в образовательной деятельности якутских школ методических рекомендаций и учебно практических материалов по формированию у младших школьников читательской грамотности на языке саха.
Ключевые слова:
младшие школьники, читательская грамотность, методический инструментарий, смысловое чтение, билингвальное образование, якутский и русский языки
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по государственному заданию Академии наук Республики Саха (Якутия) «Исследование методологических и лингводидактических основ формирования коммуникативной и функциональной грамотности у детей-билингвов и проектирование учебно-методических материалов на родном (якутском) языке».
Похожие статьи
В.
Я. Унарова