Full text

В процессе овладения иностранным языком обучающиеся вовлекаются в учебную деятельность, которая нацелена на формирование всех компонентов коммуникативной компетенции. Учебная деятельность является специфическим видом деятельности, а также моделью, которая, с одной стороны, должна обеспечить формирование речевых навыков, с другой – приближает учебную ситуацию к реальной ситуации иноязычного общения, в случае обучения иностранному языку для специальных целей – к реальной ситуации иноязычного общения в профессиональной сфере.

Данная статья рассматривает некоторые теоретические и практические вопросы подготовки электронных учебных пособий и основные аспекты электронного учебного пособия как модели обучения иностранному языку. Электронные учебные пособия (ЭУП) по иностранному языку становятся все более популярными в последние годы среди как изучающих иностранный язык, так и преподавателей и методистов. Это происходит в силу ряда причин: во-первых, массового использования цифровых технологий в повседневной личной жизни и профессиональной деятельности, во-вторых, в связи с теми преимуществами и возможностями, которые предоставляет web 2.0 при изучении иностранных языков, в-третьих, возможности создавать пособия с учетом потребностей отдельных групп обучаемых, а также экономического и временного факторов.

В 2013 г. в США Образовательным аналитическим исследовательским центром проводилось исследование по изучению потребностей высшей школы в электронных учебниках. В исследовании принимало участие 23 колледжа и университета, электронные учебные пособия предоставлялись более 5000 студентов различных факультетов, обучающихся на 329 курсах. Исследование выявило, что прежде всего является важным для студентов и факультетов. Согласно данным этого исследования, ценной и значимой для студентов и факультетов является возможность адаптировать материалы курса (электронного пособия). Помимо этого, если указывать в порядке значимости, важными были также такие критерии, как стоимость, доступность, удобство в ношении, функциональность и инновации.

В последние годы появились международные проекты, которые оказывают поддержку преподавателям в создании электронных учебных пособий. Так, например, в рамках проекта “Electronic Village Online”, организованного TESOL в январе – феврале 2014–2016 гг., преподаватели ежегодно получают возможность обогатить свой опыт и обсудить вопросы, связанные с созданием электронных учебников, под руководством опытных экспертов и энтузиастов, курирующих секцию “Crafting e-textbook”.

В целях освещения практических вопросов создания электронного учебника прежде всего хотелось бы поделиться личным опытом участия авторов данной статьи в секции “Crafting e-textbook”. В течение пяти недель более 500 преподавателей в формате сотрудничества и совместной работы принимали участие в онлайн-сессиях, выполняли задания и в соответствии с потребностями обучающихся создавали одну главу разрабатываемого в дальнейшем электронного учебника. Помимо этого 20 опытных модераторов – экспертов в области разработки и издания учебных материалов оказывали поддержку участникам курса и предоставляли отзывы об их работах. Курс дал представление о различных ресурсах и платформах, полезных для создания электронных учебников, например Google.doc, Adobe, Issu, Glossi, Popplet.com, а также других ресурсах и помог участникам проекта разобраться в том, как с ними работать. Также курс предоставил информацию о лицензиях и правовых инструментах Creative Commons и сайтах, с которых можно загружать музыку и изображения для создаваемых электронных учебников.

Лицензии и правовые инструменты Creative Commons дают авторам простой стандартизированный способ, с помощью которого создатель учебника может выдать разрешение на использование своего произведения (в рамках авторского права). Например, лицензия, которая была выбрана для пособия “Professional and Personal Development” [1], созданного авторами данной статьи на кафедре иностранных языков № 1 РЭУ им. Г. В. Плеханова для курса «Профессиональное развитие личности» для магистрантов профиля «Экономика труда», позволяет другим коллегам использовать, редактировать и распространять данную работу в некоммерческих целях при условии, если указываются авторы и новые работы лицензируются на идентичных условиях “Attribution-NonCommercial-ShareAlike”.

Отметим основные этапы при работе над созданием электронного учебного пособия как модели обучения иностранному языку для специальных целей:

1)     определение целей и составление содержания учебника,

2)     решение вопроса авторских прав и выбора лицензии,

3)     определение структуры и дизайна,

4)     работа с интернет-ресурсами и выбор электронного формата для издания,

5)     выбор и внедрение технологий, используемых в электронных учебниках,

6)     публикация учебника,

7)     регистрация.

При создании электронного пособия необходимо учитывать характеристики ЭУП, которые мы сочли целесообразным рассматривать с нескольких точек зрения:

-          характеристик и особенностей дискурса ЭУП;

-          компетенций обучаемых, которые должны быть сформированы в процессе обучения;

-          системы упражнений, способствующих формированию этих компетенций.

Остановимся сначала на основных отличиях дискурса традиционного печатного учебного пособия и дискурса электронного учебного пособия. Следует отметить, что под дискурсом учебного пособия по иностранному языку для студентов неязыковых вузов понимается модель общения в профессиональной сфере, заложенная в учебнике, учитывающая отражение дидактических задач по развитию навыков овладения иностранным языком.

На основе изучения работ и исследований по дискурсу электронных учебников при разработке электронного учебного пособия были сделаны и учитывались следующие выводы: 1) личность обучаемого, мотивация и цели обучения лежат в основе отбора материала и создания системы упражнений; 2) в пособие следует включать новые формы социального взаимодействия (например, блоги, чаты, форумы, коллаборативное письмо), характерные для web 2.0, поскольку эти формы взаимодействия являются значимыми для интернализации содержания и языковых форм; 3) необходимо учитывать и использовать различные способы передачи содержания, включая письменный текст и речь, изображения, анимацию, цвет и графический дизайн.

Основные признаки дискурса электронного учебника, отмечаемые рядом исследователей [2–5], – это гипертекстуальность, поликодовый характер текста, интерактивность, фреймовая структура главы, четкая структурированность материала, особое графическое оформление.

Эти особенности дискурса электронного учебника учитывались при создании электронного учебного пособия по курсу “Professional and Personal Development”. Обобщим самые основные из них:

  1. Тексты, предлагаемые для чтения и обсуждения, освещают фундаментальные вопросы по теме курса и относятся к научно-популярному жанру.
  2. Гипертексуальность. Гиперссылки на основные понятия курса и изучаемые лексические единицы помогают студентам находить и закреплять изучаемый материал.
  3. Поликодовость и мультимедийность: учебное пособие включает ссылки на мультимедийные файлы, в частности видео, документы в Google для интерактивной совместной проектной работы, содержит иллюстрации и изображения.
  4. Структурные особенности. Учебник характеризуется фреймовой структурой главы, четкой структурированностью материала в рамках главы и пособия. Структура рассматриваемого созданного авторами учебного пособия следующая: учебник включает шесть разделов по темам: How People Learn, Training Needs Analysis, Core Training Programs and Activities, Mentoring Coaching and Counselling, Organisation Development, Management Development. Разделы разбиты на части, соответствующие подтемам основной темы, и включают специально разработанную для данного курса систему упражнений.

Помимо учета особенностей дискурса электронного учебника при создании ЭУП необходимо применение компетентностного подхода и создание системы упражнений, способствующих формированию необходимых компетенций.

В последние годы очень много исследований посвящено рассмотрению компетенций и изучению компетентностного подхода при обучении иностранному языку. При создании электронного учебного пособия авторы статьи обратили внимание на практические вопросы и более подробно рассматривали задачи формирования коммуникативной компетенции изучающих иностранный язык магистрантов общеэкономического факультета, компоненты которой изложены в рабочей программе [6]. Прежде всего, ставилась задача «обучения языку как реальному средству общения между специалистами разных стран, причем общения как в письменной форме, так и устной» [7]. Обобщая, можно заключить, что компетентностный подход как принцип построения учебника предполагает такую организацию материала, которая обеспечит взаимосвязанное развитие всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции: языковой, речевой, профессиональной, социокультурной, общекультурной. Задачами курса являются дальнейшее совершенствование умений и навыков всех видов речевой деятельности при профессиональном общении, имеющем коммуникативную направленность: развитие умения находить, анализировать и представлять устно или письменно профессиональную информацию на иностранном языке. Особенное внимание уделяется «развитию рефлекторного или критического мышления», авторы пособия стремились найти «разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями» [8].

Упражнения являются органической частью формирования компетенций, и закономерно соответствие их характера структуре коммуникации.

В электронном пособии “Professional and Personal Development” разработаны различные виды упражнений.

  1. Упражнения для развития языковой компетенции.
  2. Упражнения для работы с текстом.
  3. Упражнения для развития навыков говорения и обсуждения проблемных вопросов на профессиональные темы.
  4. Упражнения по поиску информации на профессиональные темы в Интернете.
  5. Составление когнитивных карт, обобщение изучаемой темы.
  6. Упражнения для работы с видео: сопоставление различных точек зрения и решение вопросов, пересекающихся в различных материалах раздела/главы (текст для чтения, видео, собственное мнение студентов).
  7. Обсуждение личного опыта обучающихся.

Кратко изложим практические технические вопросы создания электронного пособия. Пособие создавалось первоначально в Google.doc. Этот формат подобен программе Word, но с помощью Google.doc возможно интегрировать изображения, например из Google, а также хранить в облаке и по усмотрению создателя файла делать его доступным для работы другим пользователям. При этом пользователи по желанию создателя могут получить права на редактирование файла, что позволяет сделать учебник интерактивным. Документ Google.doc можно легко конвертировать в pdf. Pdf является достаточно популярным и очень удобным форматом, особенно в тех случаях, когда нет возможности подключения к Интернету, и студенты могут загрузить учебник и просматривать его в офлайн-режиме. Для публикации учебника использовался популярный интернет-ресурс www.issu.com, хотя, как уже отмечалось, в настоящее время существует много других ресурсов. Ресурс Issu является бесплатным, имеет достаточно удобный интерфейс, при просмотре применяется звуковой и визуальный эффект пролистывания страниц, а также этот ресурс достаточно прост в использовании. В систему ресурса учебник загружается в pdf-формате и через выбор опции «публикация» – публикуется на данном ресурсе. В любой момент учебник может быть обновлен, при желании авторов и выборе соответствующих иконок, работа может быть также опубликована в социальных сетях, в частности Facebook. Также ресурс http://www.issu.com оптимизирован как для компьютеров, так и для планшетов и смартфонов, поэтому студенты могут использовать учебник на уроке с любого устройства.

В завершение хотелось бы поделиться опытом регистрации электронных учебных пособий. Регистрацией в России занимается объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО) http://ofernio.ru; http://ofernio.ru/portal/modules/mydownloads/index.php.

ОФЭРНиО просматривает и подтверждает допущение работы к регистрации на основе новизны и приоритетности работы авторов. Свидетельство о регистрации электронного ресурса выдается через месяц после сдачи документов для регистрации.

В данной статье были затронуты практические вопросы создания электронного учебного пособия как модели обучения иностранному языку для специальных целей: этапы работы над созданием учебного пособия (от определения целей и задач до публикации и регистрации), основные характеристики и признаки.

Дальнейшее изучение и развитие в области электронных учебников связаны со многими аспектами. Это вопросы технологии и потенциала технических возможностей, отбора материала, баланса и использования интерактивных видов деятельности, мультимедийного содержания и «повышения эффективности контроля» [9], «самостоятельной работы над текстом как одного из средства развития других видов речевой деятельности» [10], новых форм социального взаимодействия, дизайна и оформления.

Согласно отраслевому докладу о положении дел в книжной отрасли России, опубликованном на сайте Роспечати, рынок образовательного контента в 2014 г. вырос на 55%. Статистики по бесплатным изданиям, к сожалению, нет, но очевидно, что за электронными учебниками – будущее. Помимо этого, как показал опыт работы авторов данной статьи, электронный учебник позитивно воспринимается студентами и повышает мотивацию обучения.