Деятельность туристского центра, его стабильная наполняемость могут быть обеспечены только при условии, что каждый туристский комплекс проектируют и рассчитывают не изолированно, а как одно из звеньев целостной системы туристских маршрутов и сценарных планов путешествий по этим маршрутам.
Сценарные планы разрабатываются с учетом всех видов деятельности туристов: познавательных экскурсий, транспортных переездов, отдыха, занятий в свободное время, а также на основе анализа факторов потенциальных возможностей развития туризма и схем их размещения. При этом формируется наиболее увлекательная и содержательная программа ознакомления с достопримечательностями осваиваемой зоны. Главная задача авторов сценария – максимальный охват всего, что может представлять интерес для туриста.
В основу принципов туристского маршрутирования территории закладывают физико-географические признаки (рельеф местности, особенности климата, флоры, фауны, наличие геотермальных ресурсов), а также наличие культурно-исторического потенциала и развитость туристической инфраструктуры.
Существуют три основные категории, опорных архитектурно-градостроительных принципа проектирования туристического маршрута: сложившийся градостроительный каркас, природно-географический каркас, историко-культурное наследие территории [1].
Градостроительный каркас территории составляют крупные населенные пункты и соединяющие их транспортные и инженерные коммуникации. Наибольшее значение имеют региональные столицы, так как преимущественно они представляют собой концентрацию памяти прошлого (музеи, памятники архитектуры) и культуры настоящего (современная архитектура, театры, развлекательные центры), являются центрами притяжения и значимыми объектами для познавательного туризма.
Природно-географический каркас территории – горные ландшафты, особо охраняемые природные территории (ООПТ), национальные и природные парки, заказники, водные ресурсы, минеральные ресурсы и т. д. Здесь маршрут должен проектироваться с учетом не только уже созданных, но и планируемых ООПТ.
Историко-культурный каркас территории состоит из объектов историко-культурное наследия, которые включают археологические памятники, этнографические и исторические объекты, памятники архитектуры, зоны исторической застройки и исторические ансамбли. Необходима детальная проработка всего массива культурно-исторического наследия, определение степени доступности туристов и возможности представления информации.
Маршруты предложено классифицировать: по особенностям трассировки – основной кольцевой маршрут, дополнительные кольцевые маршруты, линейные маршруты; по местоположению – городские, пригородные, межселенные; по способам передвижения туристов – автомобильные, железнодорожные, пешеходные, конные, велосипедные, водные (рис. 1–4) [2].
Рис. 1. Международный туристский маршрут «Золотое кольцо Алтая» [3] |
Рис. 2. Федеральный туристский маршрут «Золотое кольцо России» [4] |
Рис. 3. Региональный туристский маршрут «Золотое кольцо Башкортостана» [5] |
Рис. 4. Городской туристский маршрут г. Псков [6] |
Потенциальные возможности развития туризма. Исходя из задач данной работы по формированию системы сценарных планов маршрутных связей, необходимо подготовить основу для организации региональной межселенной маршрутной сети, которую составляют стационарные рекреационные и туристские комплексы и объекты круглогодичного использования, которые могут быть универсальными или специализированными. Назначение сезонных и мобильных комплексов – развить и насытить сеть, сделать ее гибкой, универсальной, маневренной.
Изучение историко-архитектурных ресурсов региона позволит в полной мере ознакомиться с туристским потенциалом региона и отобразить его на карте туристского и рекреационного районирования [7]. Активное вовлечение в туристскую сферу объектов историко-культурного наследия, ценных градоформирующих объектов, архитектурных ансамблей, объектов, обладающих региональными особенностями и т. д., – основной фактор создания архитектурной среды для реализации устойчивой туристской деятельности. Создание регионального комплекса как целостной системы неразрывно связано с объективными условиями, которые создаются для этого в сфере его функционирования. Анализ этих условий необходимо проводить в рамках накопленного историко-архитектурного, природного наследия и обширного рекреационного потенциала. Метод выявления и оценки архитектурно-туристского потенциала применялся нами ранее на примерах малых и средних городских поселений, а также крупных и крупнейших городов – туристских центров как начальных и конечных пунктах любого туристского маршрута [8].
Составление карты-схемы оценки потенциальных возможностей развития туризма является важным начальным этапом для дальнейшего маршрутирования предполагаемой туристско-рекреационной зоны. Выявление данных центров, позволит определить места размещения крупных туристских комплексов. Примеры выполнения первого этапа работы представлены на рис. 5–6.
Рис. 5. Карта-схема размещения туристских ресурсов в Уральском регионе [9]
|
Рис. 6. Карта-схема размещения ресурсов культурно-познавательного туризма в Брянской области |
Наиболее важным при составлении карты-схемы является творческий поиск формы включения объектов в систему туризма, определение путей их наиболее полного раскрытия, а в некоторых случаях расширения и дополнения. Все объекты определяют возможности развития конкретных видов туризма, а также его тематическую направленность.
Туристские региональные зоны. На данном этапе на основе анализа потенциальных возможностей развития туризма, проведенного выше, разрабатывается схема основных туристских зон региона. Схема туристских зон создается путем территориального объединения туристских ресурсов. Для этого выявленные туристские ресурсы объединяются в группы по степени соответствия туристских и рекреационных функций [10]. Условия функционирования данных зон определяются путем анализа возможностей использования ресурсов в общем русле всей культурно-туристской работы региона, областей, городов. Примеры выполнения второго этапа работы приведены на рис. 7–9.
Рис. 7. Карта-схема обозначения туристских зон Урала [11]
|
Рис. 8. Карта-схема обозначения туристских зон Калининградской области |
Рис. 9. Карта-схема территориального планирования туристских зон Брянской области |
Обозначение возможных для реализации видов рекреационной деятельности. На основании оценки туристского потенциала региона необходимо определить перспективные для развития виды туристской деятельности, в зависимости от главной цели путешествия сопоставить общую классификацию разновидностей туров с возможностью Уральского региона.
Основными видами рекреационной деятельности населения являются: отдых – общение с природой, развлечения, любительский спорт; санаторно-курортное лечение – оздоровление, климато-, бальнео-, грязелечение; туризм – путешествия, посещение исторических, культурных, природных достопримечательностей. Формы рекреационной деятельности (экскурсии, купание, загорание, сбор грибов и ягод, прогулки и др.) разнообразны и зависят от рекреационных потребностей человека, условий и имеющихся возможностей их реализации [12].
В большинстве источников за основу при построении классификации видов туристической деятельности принята основная цель путешествия. Выделено десять основных видов туризма: рекреационный туризм (отдых, лечение); экскурсионный туризм (знакомство с культурными, историческими и природными достопримечательностями); научный туризм (участие в научных совещаниях, знакомство с научными открытиями и т. д.); деловой туризм (визиты для проведения деловых встреч); этнический туризм (путешествия для встреч с родственниками); приключенческий туризм (походные экспедиции, охота и т. д.); спортивный туризм (путешествия для занятия спортом); религиозный туризм (путешествия к местам, которые почитаются верующими); обучающий туризм; развлекательный туризм (посещение праздничных мероприятий) [13].
В большинстве случаев указанные виды туристической деятельности пересекаются между собой, но главная ценность такой классификации состоит в том, что она указывает основное направление развития туристской ориентации региона в зависимости от целей и задач, с которыми туристы его посещают.
Составление географических (для зоны) и градостроительных (для узловых пунктов) схем размещения выявленных элементов потенциальных возможностей туризма. На данном этапе необходимо, исходя из обозначенных архитектурно-градостроительных принципов проектирования туристического маршрута (опора на градостроительный, природно-географический и историко-культурный каркасы территории), сделать предварительные предложения по трассировке маршрута.
Чтобы выбрать оптимальный маршрут, рассчитывается каждый из его вариантов. Выбор окончательного проекта системы маршрутов, организация сценарного действия соответственно в пределах проектируемой зоны или центра, их наполняемость, количество и мощность объектов обслуживания определяются исходя из количества потенциала данной территории и инфраструктурного каркаса туристских комплексов.
Для включения определенного объекта в систему маршрутных связей необходимо их глубокое творческое осмысление. Прежде всего, это выбор главных, имеющих познавательную ценность объектов показа, анализ градостроительных или природных условий окружающей эти объекты среды, оценка тематической целесообразности включения объекта в систему туристских маршрутов. Но самое важное в анализе этих факторов – творческий поиск формы включения элементов в систему туризма, определение путей их наиболее полного раскрытия, расширения и дополнения. Схемы размещения тематических потенциальных возможностей рассмотрены на примере Псковской области (рис. 10–12).
Рис. 10–11. Схемы размещения традиционных народных ремёсел и промыслов [14]
|
Рис. 12. Схема расположения мест, связанных с историческими событиями, деятельностью выдающихся людей [15] |
Разработка сети межселенных маршрутных связей. Проект маршрута объединяет множество уже существующих и вновь проектируемых, до настоящего времени пока разрозненных туристических комплексов. Этот маршрут, соединяя комплексы единой сетью дорог и инфраструктурных элементов, как бы охватывает их своеобразным кольцом.
На данном этапе необходимо на основе проведенного в предыдущих пунктах комплексного анализа территории, оценки климатических, социально-демографических, культурно-этнических факторов на карте-схеме выявленных объектов туристского притяжения разработать проект сети сценарных туристических маршрутов. При этом учитывать культурное и природно-историческое наследие региона как основные целевые объекты туристских путешествий. В основу сценария маршрута необходимо закладывать каркас территории (градостроительный, природно-географический, историко-культурный), необходимый для развития данного туристического направления.
При организации сети туристских маршрутов необходимо классифицировать разработанные маршруты, учитывая разный по продолжительности отдых туристов (длительный отдых – основной кольцевой маршрут – продолжительностью до 21 дня, дополнительные кольцевые маршруты и линейные – 7–14 дней, кратковременный отдых – дополнительные кольцевые маршруты и линейные, рассчитанные на 3–5 дней). Примеры выполнения пятого этапа работы см. на рис. 13–14.
Рис. 13. Карта-схема туристских маршрутов Брянской области
|
Рис. 14. Схема-сценарий маршрута Старица – Торжок – оз. Селигер в Калининской (Тверской) области [16] |
В результате проведенного исследования решена важная для архитектурной науки задача –разработан метод создания системы сценарных планов маршрутных связей, который включает: знакомство с историко-архитектурным, природным, археологическим наследием исследуемого региона и обширным туристско-рекреационным потенциалом; творческую оценку выявленных потенциальных возможностей развития туризма на выбранной территории; территориальное объединение туристских ресурсов в туристские зоны; ознакомление с классификацией видов туристской деятельности по основной цели путешествия; определение главных и дополнительных объектов показа по основной цели путешествия каждого тематического тура для определенного вида туристской деятельности; знакомство с видами и классификацией туристских маршрутов, методами их составления.