Клиент считается одним из главных действующих лиц при управлении заказами на предприятии: сам клиент начинает запуск производства либо цепь логистических мероприятий на предприятии. Правильно сформированная система по управлению заказами дает возможность снизить до минимальных значений время и число операций с того момента, как был оформлен заказ потребителем, и до момента его окончания.
Когда разрабатывается система управления заказами на предприятии, в обязательном порядке надо обращать внимание как на их вид, так и на их эффективность для этой логистической системы. Заказы могут быть классифицированы по форме и времени обработки и по субъекту и объекту заказа. Главная роль в данном случае отводится субъекту заказа, то есть потребителю. Заказчиками могут быть:
- отделы, цеха либо филиалы компаний («внутренний» потребитель);
- торговые компании либо производственные организации, а также частные лица.
Процесс обработки заказов имеет несколько соответствующих этапов:
- Документальное оформление.
- Отправка заказа поставщику либо производителю.
- Собственно выполнение заказа (производство, поставка от оптовика или производителя).
- Непосредственная доставка заказчику.
Для любого из данных этапов необходима отдельная проработка. Если в организации будет отработан весь процесс управления, то тогда сроки ожидания клиента, а также затраты изготовителя будут сокращены до наименьших размеров.
Заказ создается в документе определенной формы, в котором должна быть представлена вся нужная информация, а именно: наименование товаров/услуг; их объем либо количество; дата и сроки доставки заказа; стоимость и условия оплаты. Приемщик должен заполнить два экземпляра, один из которых останется у поставщика, а второй будет передан клиенту [1].
Документ должен быть оформлен в присутствии клиента, заверен его подписью, а также подписями ответственных за обработку заказа лиц. Затем заказ поступает в базу данных и будет обработан в порядке очереди или на условиях, которые были оговорены с клиентом.
В документе обязательно должно быть указано название организации; если клиентом выступает юридическое лицо – все его реквизиты; если заказчиком является физическое лицо, то должны быть указаны паспортные данные и контактная информация. Вся информация, которая может потребоваться, а именно телефонные номера, реквизиты, фамилия или наименование заказчика, должна быть внесена в базу данных, так же как и сведения о сроках и времени поставки заказа.
Следующим этапом, после формирования заказа, будет его обработка. Заказ подвергается обработке:
1) на производстве (если требуется продукция по индивидуальным заказам);
2) складе (отбор товара необходимого вида в нужном количестве). После этого идет:
- комплектация;
- проверка;
- упаковка;
- отгрузка.
Последней стадией процесса выполнения заказов, осуществляемой в определенные сроки и время, является его доставка. По окончании доставки заказ будет отгружен клиенту, которому необходимо поставить свою подпись на документах, предоставленных перевозчиком, произвести оплату, в случае если этого не было сделано ранее, и принять заказ.
Все этапы по обработке заказов обязательно должны быть зафиксированы в документах либо базе данных, вплоть до того момента, пока заказ полностью не будет выполнен. Данные процедуры должны быть проведены с целью того, чтобы в любой момент времени было возможно отследить стадию осуществления заказа, а также имелась возможность его ускорения и обеспечения его сохранности [2].
Все сведения по выполнению заказов и их обработке должны храниться в делопроизводстве и в базе данных компаний. Хранить эту информацию надо для бухгалтерского и налогового учета, анализа работы предприятия, получения финансовых результатов (прибыли).
К тому же, располагая информацией обо всех выполненных заказах за последний отчетный период, руководитель либо финансовый аналитик компании будет иметь возможность прогнозирования будущей прибыли, а также разработки эффективного бизнес-плана на дальнейшие периоды (месяцы, кварталы либо год).
Эффективное осуществление управления заказами в наше время нельзя представить без применения современных автоматизированных CRM-систем.
Заниматься систематизацией сведений об уже осуществленных и текущих заказах весьма трудно в том случае, когда данная информация хранится лишь в бумажном виде, вносится в таблицу Excel либо же фиксируется другими малоэффективными способами.
Далее будет представлено сопоставление возможностей нескольких CR-программ. Выбирать программу надо опираясь на сведения о затратах на ее приобретение, установку, настройку, а также на последующее сопровождение (стоимость владения).
Сравнение программных продуктов представлено ниже в табл. 1.
В соответствии с анализом функций программных продуктов наиболее подходящей CRM-системой была признана программа «1С:Предприятие 8 CRM».
Таблица 1
Сравнительные показатели CRM-систем в России
Функции |
Siebele Finance |
Sales Expert II |
1С:Предприятие 8 CRM |
Управление контактами |
+ |
+ |
+ |
Управление заказами |
– |
+ |
+ |
Поддержка и обслуживание клиентов |
+ |
+ |
+ |
Возможность составления отчетов для руководства |
+ |
+ |
+ |
Планирование задач |
– |
+ |
+ |
Доступность внедрения |
– |
– |
+ |
Интеграция с другими системами, используемыми на предприятии |
– |
– |
+ |
Синхронизация данных |
+ |
+ |
+ |
Применение CRM-системы «1С:Предприятие 8 CRM» с модулем «Управление заказами» в целях автоматизации деятельности даст возможность обработки и контроля процессов осуществления заказов в автоматическом режиме. «1С:Предприятие 8 CRM» с модулем «Управление заказами» позволит:
- существенно снизить сроки времени при приемке, обработке и анализе заказов и тем самым улучшить качество выполнения заказа;
- разработать эффективную схему осуществления заказов;
- провести анализ выполнения заказов, прибыльности компании, составить прогноз и бизнес-план с минимальными трудозатратами;
- увеличить лояльность заказчиков и стимулировать их делать заказы в дальнейшем.
Результатами использования в компании системы управлением заказами на базе платформы «1С:Предприятие 8 CRM» являются следующие:
- уменьшение объемов документов в бумажном виде;
- увеличение точности посредством снижения количества ручных операций;
- рост скорости передачи заказов и других данных;
- снижение действий в области канцелярии и административной работы, сопряженной с получением информации, ее обработкой, отправкой и решением сопутствующих с этим задач;
- увеличение круга возможностей для активизации функций работников в связи с тем, что им надо будет тратить меньшее количество времени на канцелярские действия;
- снижение издержек, связанных с размещением заказов;
- лучший доступ к информации за счет большей скорости подтверждения и рекомендаций по отгрузке;
- уменьшение рабочей нагрузки, а также более высокая точность работы остальных подразделений компании благодаря соединениям CRM с другими системами, такими как управление запасами;
- снижение запасов благодаря росту точности и сокращению общих сроков выполнения заказов.
Система обработки заказов может задействовать следующие логистические виды деятельности:
- установление варианта транспортировки, выбор перевозчика, а также расчет порядка загрузки;
- распределение запасов и подготовка комплектовочных и упаковочных документов;
- осуществление комплектации и упаковывания на складе;
- фиксация произведенных изменений в файле о запасах с учетом фактически отгруженной продукции;
- автоматическая распечатка списков пополнения;
- отправка заказа клиенту [3].
Целью проекта по внедрению CRM-системы на предприятиях является создание общей базы данных для работы с клиентами, получение конкурентных преимуществ в области автоматизации учета и управления посредством роста уровня сервиса заказчиков [4].
Основные задачи и возможности внедряемой CRM-системы состоят в следующем:
- автоматизированное управление базой данных клиентов, подробная характеристика заказчиков и соответствующих контактных лиц, организованный быстрый ввод информации о заказчиках и возможность получения доступа к подобного рода информации;
- автоматизированное управление контактами с заказчиками, хранение предыдущих контактов с ними;
- организация управления рабочим временем персонала компании, планирование контактов и выдача заданий;
- запуск бизнес-процессов по работе с заказчиками, проектным работам и сервисному обслуживанию;
- систематический мониторинг состояния открытых вопросов в разрезе клиентов;
- управление бизнес-процессами по работе с клиентами, формирование правил по работе с заказчиками, а также стандартов типовых процедур, связанных с продажей и сервисным обслуживанием;
- организация работы с просьбами и заявлениями, поступающими от клиентов, контроль времени и качества ответов, пополнение базы данных;
- возможности планировать, вести контроль за действиями, возможностями и координацией проделанной работы во времени, имеется система напоминаний и выдачи заданий;
- управление продажами, формирование методики продажи различных групп товаров;
- механизм оперативного управления и анализ цикла продаж – «воронка» продаж;
- регулирование процесса управления запасами и закупками;
- имеется возможность проведения анкетирования клиентов, а также опросов и телемаркетинга (многочисленные звонки потенциальным заказчикам в рамках разработанного сценария разговора);
- проведение систематического многофакторного анализа продаж, АВС-анализа, а также анализа состояния дел по работе с клиентами;
- отслеживание результативности работы менеджеров и полноты заполнения ими клиентской базы;
- управление маркетингом, то есть программа позволяет осуществить сегментирование клиентов компании, провести оценку результативности рекламных и маркетинговых мероприятий;
- возможность заниматься сервисным и гарантийным обслуживанием, учитывая серийные номера, сроки и типы обслуживания;
- разработка базы знаний по продажам, продукции, структурирование данных сведений, возможность поиска по ключевым словам;
- защита всех имеющихся сведений и данных, настройка для пользователей прав доступа к информации;
- упрощение осуществления однообразных действий, возможность автоматизации с электронной почтой, формирование отчетов, помощник ввода новых заказчиков, нахождение двойников заказчиков, групповая обработка, а также фильтры.
Процесс внедрения какой-либо автоматизированной системы взаимоотношений с клиентами включает в себя следующие этапы:
- Первый этап состоит в стратегической ориентации. На данном этапе происходит увязка целей и отношений с клиентами с общей стратегией компании. Зачастую одной из главных целей является удержание старых клиентов и привлечение новых заказчиков, повышение уровня оказываемых услуг.
- Следующий этап, который нужен для удачной реализации проекта по внедрению, заключается в создании условий общего информационного поля таким образом, дабы у сотрудников, напрямую работающих с заказчиками, была бы возможность доступа ко всем данным, имеющимся в компании, включая базу данных и историю взаимоотношений с клиентами.
- Третий этап заключается в формализации клиентоориентированных бизнес-процессов. Основы бизнес-процессов, возникшие вокруг заказчиков ранее, уже были сформированы, тем не менее, они не были документально закреплены, а также не было определенного порядка действий в различных ситуациях. Как раз по этой причине были сформированы, а потом и внедрены в CRM-систему основные бизнес-процессы.
Предназначение «1С:Предприятия 8 CRM» состоит в автоматизации взаимоотношений с клиентами. Данный программный продукт позволяет более действенно функционировать отделу продаж, отделу маркетинга, сервисному обслуживанию на любых этапах отношения с заказчиками.
Сегодня более 1500 российских предприятий, компаний СНГ и ближнего зарубежья успешно пользуются «1С:Предприятием 8 CRM» в процессе своей деятельности. Максимальную популярность программный продукт завоевал в таких областях, как торговля, сфера услуг, консалтинг, проектный бизнес, а также производство.
«1С:Предприятие 8 CRM» дает возможность интегрироваться с наиболее пользующимися спросом системами автоматизации торговли и производства, а именно «1С: Управление торговлей» и «1С: Управление производственным предприятием» и их отраслевыми модификациями.
Чтобы произвести оценку успешности проекта по внедрению CRM-системы в организацию, должны быть получены ответы на несколько вопросов: была ли достигнута заранее оговоренная цель? В случае, если она достигнута, является ли тогда адекватной цена, которая была за нее уплачена?
Чтобы конкретно установить, какой размер дополнительного дохода был получен при помощи внедрения CRM-системы, можно наряду с этим вести два одинаковых учета, в одном из которых применяется данная система, а в другом нет. Но, к сожалению, это выполнить практически невозможно. В связи с этим безошибочно и правильно провести оценку будущей доходной части очень сложно.
Тем не менее бывают и более сложные методики, чтобы рассчитать эффективность внедрения. Во многих из них, чтобы определить эффективность, берут соотношение суммы совершенствования параметров деятельности предприятия в денежном эквиваленте (числитель) к затратам, связанным с внедрением (затраты на покупку программы, оплата труда консультантов, зарплата персоналу, выплаченная им за период, который они потратили на внедрение и обучение), – (знаменатель).
Самыми явными результатами экономического эффекта от внедрения CRM-системы могут быть следующие:
- рост числа заказчиков, с которыми взаимодействует один менеджер по продажам;
- уменьшение убытков заказчиков, с которыми персонал компании не связался своевременно по причине забывчивости (определение этого показателя происходит с учетом стоимости непредоставленных товаров/услуг либо суммы убытков, которые возникли у компании вследствие возникших претензий от заказчиков);
- сокращение убытков по причине того, что клиент своевременно не связался с компанией. Рассчитывается как стоимость непредоставленных товаров/услуг;
- возможность отсекать «бесполезных» клиентов для того, чтобы снизить потери от оказания услуг либо продажи продукции заказчикам, которые ранее некорректно исполняли условия прошлых соглашений;
- рост числа «вторичных продаж», а значит, и рост прибыли, которая извлекается из работы с каждым заказчиком;
- ослабление запросов к квалификации работников.
Выполнить оценку некоторых из описанных выше источников в денежном эквиваленте довольно трудно и произвести ее можно только ориентировочно. Тем не менее все эти результаты укрепляют позиции компании в ее конкурентной борьбе за клиентов, помогают отстаивать место своей компании на том рынке услуг, где она функционирует, а также увеличивать ее финансовое постоянство.
В составе затрат компании на внедрение программного продукта «1С:Предприятие 8 CRM» находятся как капитальные (единовременные), так и текущие затраты.
Общие капитальные затраты состоят из затрат:
- на покупку и изучение программного продукта;
- обучение работников пользоваться данной программой.
В основном затраты на покупку программного обеспечения ограничиваются его приобретением, потому как у работников уже есть на их рабочих местах ПЭВМ, а также все то, что может потребоваться для работы.
Таблица 2
Показатели эффективности до и после внедрения системы управления заказами
Показатель |
До внедрения проектов |
После внедрения проектов |
Отклонение, абсолютное |
Время оформления заказа, мин |
30 |
20 |
– 10 |
Количество заказов, выполненных с задержкой (вследствие ошибок при обработке заказа) |
514 |
30 |
+ 484 |
Доля неправильно оформленных заказов, % |
11 |
0,5 |
– 10,5 |
Сумма дополнительных затрат, возникающих при ошибочном выполнении заказов, руб. |
1 285 000 |
75 000 |
– 1 210 000 |
Экономический эффект от внедрения программных средств автоматизации состоит в повышении экономических и хозяйственных показателей работы компании, росте производительности труда персонала, а также оперативности управления и уменьшении трудозатрат на реализацию процесса управления заказами. Экономический эффект проявляется в виде экономии трудовых и финансовых ресурсов, которые были получены:
- от увеличения работоспособности персонала посредством оперативного и тактического планирования рабочего времени, дополнительной мотивации работников, а также в сохранении опытных специалистов;
- устранение недостатка прибыли по причине потери клиентов, которым не нравится скорость и качество обслуживания, предупреждение конфликтных ситуаций;
- уменьшение трудозатрат на то, чтобы найти и подготовить документ, тем самым ускорить поиск сведений по клиентам;
- понижение трудозатрат в случае решения типовых, часто встречающихся организационных задач, а также задач по организации бизнес-процессов у клиентов;
- гарантирование актуальной аналитической информации для руководства по вопросам взаимоотношений с клиентами с целью принятия максимально выгодных для компании решений;
- ликвидация трудозатрат по созданию ежедневных отчетов о результатах выполненной работы.