Сегодня телевидение имеет огромный потенциал влияния на сознание людей. Информационная среда – совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации [1]. Она является инструментом социализации; каждодневно с экрана телевизора на нас обрушивается огромное количество стандартных образцов поведения, и при многократном повторении мы принимаем диктуемое поведение. Обратить внимание нужно на содержание телепрограмм. Их анализ говорит о том, что в будние дни телепередачи, в которых затрагивается тематика незаконного характера, составляют 30–40% телеэфира, в выходные дни – 20–30%, а в среднем за неделю – 30–35%. Вышеупомянутое свидетельствует о важности проблемы воздействия информационной среды на формирование девиантного поведения подростков [2].
В наше время нет такого дома, где нет телевизора. Бывает иногда, что на каждого члена семьи по одному телевизору. На сегодняшний день один из способов убить скуку – это провести время перед экраном.
Характерной особенностью информационной среды является ее неодноплановый характер. Многовекторность информационной среды подразумевает передачу информации от одного активного источника (коммуникатора) к другим реципиентам. Реципиенты, которые играют при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, разглашая полученную информацию, оперируя заинтересованностью, модой, подражанием и т. д. [3]
В последнее время возросло количество ребят, которые попросту не воспринимают информацию, которую подает им учитель, следовательно, у них наблюдается недоразвитие речи и чувств. Западные эксперты установили, что это дети, которые в малолетстве воспитывались телевидением. Специалисты из Англии заявляют, что за прошедшие 20 лет быстро возросло число детей, которые умеют воспринимать лишь зрительную информацию. Такие дети совсем не слышат то, что им преподносит учитель, вся информация проходит мимо них. На занятиях именно такие дети испытывают немалые трудности из-за смены привычного визуального восприятия на словесное, так как учит их не телевидение, а реальный человек.
Известный ученый Денис Борисович Жмуров ввел такое понятие, как «медианасилие», которое предполагает не только психологическую проблему, но и общественную и социальную. В обществе эта проблема принимает эстетическое и инструментальное значение насилия.
В противном случае трудно поддаются объяснению те или иные принятые модели воспитания, если теленасилие будет скрываться от детей, а при достижении дееспособности этим же детям будет разрешено курить, пить, просматривать порнографические фильмы или приобретать оружие.
Подростки считаются более восприимчивыми к воздействию информационной среды. Поскольку воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, создаются различные варианты поведения под воздействием информационной среды, в том числе и девиантное поведение.
Девиантное поведение, которое понимается как нарушение общественных норм, в последнее время приобретает характер массовости и ставит данную проблему в центр внимания социальных психологов, социологов, педагогов, работников правоохранительных органов, медиков. Динамизм социальных действий, быстрое образование и смена кризисных ситуаций, ухудшение противоречий и инцидентов – все это обусловливает интерес ученых и практиков к проблемам изучения девиантного поведения.
Подростковый возраст в большей мере связан с процессом социализации. Оттого данный процесс происходит наиболее интенсивно и неоднозначно. Из числа отличительных черт социализации подростков можно отметить становление феномена параллельных ценностных систем и взглядов на окружающую действительность, которые несут различные представители социализации, которым свойственно по-разному трактовать социальный мир, что в значительной мере затрудняет процесс социализации подростка. Для молодого возраста характерна большая пластичность процессов, происходящих в психике человека. Более того, подростковому возрасту свойственна их более легкая изменяемость, нежели в зрелом возрасте. По причине того что человек обладает наиболее прогрессивной формой психической деятельности и с момента его рождения подвержен влиянию целого ряда достаточно сильных социальных факторов, в формах и методах удовлетворения потребностей познания выявлено значительное многообразие. В связи с этим у подростка обязательно должен быть советчик (родители, товарищи, родные). Но что можно наблюдать сегодня при занятости последних? Очень часто их роль (роль советчика) занимают СМИ, в частности молодежные журналы. Следует подчеркнуть, что в данном аспекте «зачастую срабатывает не то, что действительно нужно, а то, что ярче, эмоциональнее, а значит, более запоминающееся».
Отличительная черта девиантного поведения заключается в том, что наряду с внешними факторами воздействия оно обусловливается и внутренними (то есть психологическими) факторами. Явления внешней среды принимают характер мотивообразующих, побуждающей силы поведения через соответствующее преломление в сознании личности.
Причинами рассматриваемого нами поведения подростков ученым сообществом принято считать совокупность всех процессов и социальных явлений, которые во взаимодействии с определенными обстоятельствами, играющими роль условий, способствуют наличию данного социального явления. Более того, на индивидуальном уровне они способны подталкивать на совершение определенных проступков.
Определение понятия «девиантное поведение» подростков и условий его развития носит дискуссионный характер. Такие ученые, как Э. Дюркгейм, Ч. Ломброзо, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Р. Мертон, Л. С. Выготский, рассматривают понятие девиантного поведения с разных точек зрения. Для каждой теории характерно выделение разных ключевых факторов формирования подобного поведения для подростка [4].
Для современного мира одним из ключевых факторов, способствующих формированию девиантного поведения у подростков, на наш взгляд, следует считать воздействие так называемой информационной среды.
Для информационной среды свойственны такие психологические процессы, как заинтересованность, формирование ценностей, подражание, формирование стереотипов и интересов в массовом сознании через определенные установки.
Информационная среда на каждого человека влияет по-разному. В данном аспекте важно подчеркнуть, что влияние на подростков прослеживается особо. Это объясняется тем, что личность подростков еще не полностью сформирована и наиболее подвержена воздействию окружающей действительности. Данный факт, на наш взгляд, требует своего теоретического обоснования.
Значительная часть исследователей считает, что если в фильмах или телевизионных передачах показывают сцены насилия, то риск формирования девиантного поведения у подростков повышается. И если исследователи едины в данном суждении, то вопрос о причинах агрессии вызывает споры и разногласия в научной среде. Воздействие экранного насилия объясняется в рамках различных психологических школ [5].
К примеру, бихевиористский подход связан с наиболее распространенной концепцией, которая отражает в полной мере воздействие на человека медианасилия. Важно отметить в данном контексте, что особого внимания заслуживает:
- во-первых, состоявшийся факт, что изображение насилия широко транслируется по телевидению и пользуется определенным вниманием у телезрителя;
- во-вторых, присутствие в качестве доказательства особых механизмов, обусловливающих реальное насилие в телевизионных сценах [6].
Наше первое положение подтверждается многочисленными статистическими данными, которые доказывают тезис о полной дегуманизации СМК. В выводах целого ряда исследований содержатся предположения о прямой зависимости проявлений насилия от количества демонстрируемых сцен с агрессией. Именно они способствуют запуску механизма подражания. Для подобных «киношедевров» характерно отражение потребностей общества в репрезентации насилия, а также фактическое число просмотренных сцен, связанных с жестокостью.
Также бихевиористский подход подразумевает существование механизма, который обусловливает реальное насилие телевизионным. Данные представления, подтверждающие существование подобного явления, заключены в понятии прайминга. Данный термин подразумевает процесс перехода агрессивных мыслей в чувства, образы, а также конкретные действия. Эти мысли возникают при просмотре сцен, включающих насилие. При этом повышается степень принятия сознанием деструктивных идей.
Следует отметить, что все эти процессы происходят автоматически, при этом не контролируются когнитивно или эмоционально.
Для существования агрессивного прайминга характерно выполнение определенных условий:
- увиденное наблюдателем воспринимается в качестве проявления агрессии;
- зритель не разделяет себя и агрессора;
- исчезает негативная окраска агрессивных поступков;
- возникают ассоциации между потенциальным объектом и жертвой агрессии на телеэкране;
- зритель теряет способность дистанцироваться от транслируемой агрессии;
- ослабляется запрет для зрителя на агрессию;
- для зрителя мир приобретает образ жестокого и ненадежного места;
- события на экране воспринимаются в качестве реальности.
Л. Берковицем обнаружено, что мальчики-подростки, которые просматривали сцены, когда в фильме кого-то избивали, потом в меньшей сдерживали возникающее желание сильно ударить человека из окружения, который схож с жертвой из фильма [7].
Теорией социального научения через призму бихевиоризма предполагается, что наблюдение сцен подобного характера, связанного с агрессией, может способствовать определенным процессам социального научения. Более того, ей свойственно приводить к восприятию и последующему освоению принципиально новых типов поведения. Подобное научение, как правило, происходит через усвоение так называемого викарного опыта. Для данного опыта характерно замещение при отсутствии должного опыта личности [8].
Научение агрессии проявляется при определенных и важных условиях:
- при демонстрации ненаказуемости или наказуемости насилия. Как отмечает А. Бандура, «в целом, как правило, наблюдение поощрения агрессии у других способствует усилению враждебной направленности, а наблюдение за наказанием ослабляет соответствующую тенденцию уподобляться показанному поведению» [9].
Необходимо также отметить, что к ряду условий научения агрессии относится формирование так называемого культа силы, а также ассоциирование себя с персонажем, проявляющим агрессию. Также наблюдается низкий уровень развития социальных навыков и умений, который влечет применение сценариев агрессии.
Как показывают практические исследования, насилие в большей степени подлежит поощрению, нежели критике. В каждом пятом фильме, транслируемом в Российской Федерации в вечернее время, нельзя усмотреть соответствующего наказания антигероя, который применяет насилие. Исследовательским сообществом отмечено, что только 4% от всего количества программ связано с демонстрацией открытого осуждения насилия. Исходя из этого, следует сделать определенный философский вывод, что показанное зло способно обернуться еще большим злом;
- при демонстрации разнообразных форм агрессии. Телевидению свойственно «обучение» актуальным на сегодняшний день методам агрессии. Кроме того, оно способствует определенным способам оправдания и рационализации насилия;
- при демонстрации безнаказанности от проявленных агрессий. Отсутствие каких-либо негативных последствий для агрессора может привести к определенной недооценке со стороны формирующейся личности определенных результатов ее использования;
- от количества времени, проведенного у экрана телевизора. Данная составляющая также является принципиально важной в рассматриваемой теории, так как продолжительное и периодическое восприятие сцен, связанных с медианасилием, с большей вероятностью будет способствовать использованию агрессии в жизни. Доказано, что к окончанию средней общеобразовательной школы для ребенка, который ежедневно просматривал телевизор по несколько часов, характерна склонность к агрессивному поведению.
Помимо всего прочего, к условиям рассматриваемой агрессии можно отнести определенное формирование культа силы. Данный культ проявляется в отождествлении себя с агрессивным персонажем. Кроме того, наблюдается неразвитость социальных навыков и умений, которая способствует использованию определенных сценариев агрессивного поведения.
Психофизиологическими теориями утверждается, что причина, по которой возникает агрессивное поведение от телепросмотров, напрямую связана с гормональными изменениями. Психофизиологические акценты находят свое место и в бихевиористских концепциях, и теориях социального научения, но особого внимания в них гормональному влиянию не уделяется. Нельзя не отметить, что гормональное развитие многими исследователями считается одним из условий, которое сопровождается освоением у детей-подростков враждебных форм поведения [10].
Теории ситуативных гормональных изменений отталкиваются от определенного предположения, что сцены с агрессией не вызывают физической зависимости. В то же время, согласно данным теориям, они могут на незначительное время изменять выработку определенного гормона. Следовательно, возможность проявления агрессивного поведения существенно возрастает.
Психофизиологические теории выдвигают постулаты, которые в определенной мере отражают зависимость проявления агрессии от гормонального состояния человека. Последнее, в свою очередь, способно частично развиваться под влиянием сцен жестокости, а также под влиянием облучения и т. д. Последствием наблюдения за медианасилием может стать увеличение вероятности проявления собственного поведения в агрессивной форме.
Теорией стимулирующего воздействия объясняется агрессия, которая возникает после просмотра жестоких сцен, возрастание уровня возбуждения личности, снижение сострадания к жертве и возникающие представления о возможности воплощения в реальности.
Сторонниками теории стимулирующего воздействия утверждается, что высокий уровень физиологического возбуждения, вызванный просмотром жестоких сцен, способствует склонности человека к проявлениям агрессии. В свою очередь, постоянное наблюдение сцен с проявлением жестокости способствует повышению и закреплению уровня возбуждения, а со временем оказывает влияние на снижение. Дети, которые увлечены подобным насилием, как правило, обнаруживают более низкий уровень физиологического возбуждения в ответ на трансляцию жестоких сцен, а также проявляют меньшую восприимчивость к страданиям жертвы. Кроме того, наблюдается стремление к постоянному поддержанию данного уровня с периодическим обращением к агрессии и теленасилию.
Недифференцированными теориями поддерживается ряд концепций, которые нельзя отнести к представленным выше. Например, теория закрепления отрицает возможность телевидения к обучению агрессивному поведению. Иными словами, оно может осуществлять закрепление существующих у телезрителя установок и образцов поведения.
В связи с тем что для большинства людей не свойственна склонность к асоциальному поведению, то, исходя из теории закрепления, экранное насилие не способно оказывать какого-либо воздействия. Негативному влиянию подвержено меньшинство, то есть индивиды, которые не вовлечены в стабильные межличностные интенсивные отношения, а также в систему группового эффективного контроля.
Рядом исследований была отмечена стойкая связь между появлением телевидения и криминализацией населения. Практические исследования и выводы ряда научных работ убеждают в том, что длительная трансляция насилия на телевидении способна приводить к увеличению агрессивности поведения, а также уменьшению числа факторов, которые призваны сдерживать агрессию. При этом наблюдается притупление чувствительности и формирование образа социальной реальности.
Таким образом, в настоящее время существует несколько разных теоретических подходов, связанных с проблемой негативного влияния медиасреды на формирование у подрастающего поколения девиантного поведения. Множеством теорий, рассматривающих СМИ, в качестве фактора, формирующего девиантное поведение подростков, подчеркивается дискуссионный характер выдвинутой нами проблемы негативного воздействия информационной среды на текущее поведение подростков. Основной идеей всех имеющихся теоретических подходов, связанных с влиянием информационной среды на поведение подрастающего поколения, является то, что личность подростков в большей мере склонна к восприятию влияния (в том числе негативного) информационной среды. Это связано прежде всего с недостатком толерантности к негативному воздействию в обществе. Таким образом, подростки являются наиболее подверженными воздействию созданной информационной среды. Поскольку влияние может быть как отрицательным, так и положительным, то на основе тех или иных проявлений формируются разные соответствующие варианты поведения под воздействием медиасреды, в том числе и отклонения в поведении. Наиболее объективно формирование девиантного поведения подростков под воздействием информационной среды, на наш взгляд, объясняется в бихевиористском подходе. Именно ему свойственно рассмотрение девиантного поведения с позиции реакции на воздействие тех или иных социальных факторов, в том числе СМИ.