Full text

По данным главного педиатра РФ Александра Баранова, «за последнее десятилетие заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15–17 лет – на 65%. К 15–17 годам до 70% детей имеют заболевания хронической формы…» [1]. По данным Института возрастной физиологии РАО, 20–40% негативного влияния, ухудшающего здоровье детей, вызывают школьные факторы риска, которые порождает образовательная среда.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательных организаций отнесено «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья» [2].

Таким образом, внедрение и развитие здоровьесберегающих технологий должно стать ключевым направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для школьников любого возраста.

Автором в целях выявления эффективности применения здоровьесберегающих технологий (далее – ЗСТ) на базе одной из общеобразовательных школ города Кирова была проведена опытно-экспериментальная работа по включению элементов здоровьесберегающих технологий в процесс преподавания уроков ОБЖ. Работа проводилась в течение 1-го полугодия 2015 г. с учащимися 8-х классов. Учащиеся 8 «Б» класса в количестве 15 человек составили экспериментальную группу, учащиеся 8 «В» класса в количестве 15 человек – контрольную (разделены методом случайной выборки).

Педагогический эксперимент включал:

  1. Констатирующий эксперимент.
  2. Формирующий эксперимент.
  3. Контролирующий эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента было определение показателей ус­тойчивости и концентрации внимания учащихся контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента.

Для решения поставленной цели использовались следующие методы:

1)     педагогический (педагогическое тестирование);

2)     математико-статистические методы обработки полученных данных.

Для определения показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся, была проведена корректурная проба (по буквенной таблице В. Я. Анфимова). В тестировании приняло участие 30 человек.

Результаты тестирования учащихся экспериментальной и контрольной групп приведены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты корректурной пробы учащихся 8-х классов

экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в начале эксперимента

 

Показатель

ЭГ

M±m

КГ

M±m

U-коэффициент

Значимость

результата

Коэффициент ак­тивного внутреннего торможения

 

2±0,17

 

1,93±0,08

 

111,5

 

Н/З

Количество ошибок

11,53±3,23

12,73±4,46

92,5

Н/З

Коэффициент продуктивности

77,01±4,15

80,77±3,35

77,5

Н/З

Примечание. M – средняя арифметическая величина, m – средняя ошибка средней арифметической.

 

Полученные данные показывают, что учащиеся экспериментальной и контрольной групп по показателям устойчивости и концентрации внимания существенно не отличаются.

Цель формирующего эксперимента заключалась в экспериментальной проверке возможности и эффективности разработанной методики применения элементов здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ в 8-м классе общеобразовательной школы.

Для проведения формирующего эксперимента была разработана методика проведения занятий в 8-м классе с использованием элементов здоровьесберегающих технологий, которая применялась на уроках ОБЖ в разделах «Безопасность на водоемах», «Экология и безопасность». Уроки проводились один раз в неделю (4 часа). Занятия проходили в классе с использованием мультимедийной установки.

По результатам анализа научно-методической литературы было выявлено, что в большей степени негативные факторы, порождаемые образовательной средой, оказывают влияние:

1)     на костно-мышечную систему;

2)     психическое состояние;

3)     зрительный аппарат современного школьника.

Исходя из этого и на основании многочисленных исследований прошлых лет, были выбраны такие элементы здоровьесберегающих технологий:

1)     Обстановка и гигиенические условия (поддержание оптимальной температуры и свежести воздуха путем проветривания перед уроком, контроль освещенности класса и доски).

2)     Виды учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования: со словесной основой (опрос, рассказ, ответы на вопросы, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с учеником, решение задач), на основе восприятия элементов деятельности (просмотр учебных фильмов, анализ проблемных ситуаций), с практической основой (решение экспериментальных задач). Ориентировочная норма продолжительности и частоты чередования 7–10 минут.

3)     Виды преподавания, их чередование: словесный, наглядный, аудиовизуальный, практическая и самостоятельная работа. Ориентировочная норма чередования – не позже чем через 10–15 минут.

4)     Методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, их наличие и место: метод свободного выбора (выбор способа действия, свобода творчества и беседа), активные методы (обучение действием, обсуждение в парах), методы, нацеленные на развитие и самопознание.

5)     Применение технических средств обучения (ТСО) на уроке, их место и продолжительность (ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения, визуализации и т. д., используемые в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами, для устойчивой поддержки внимания учащихся в течение всего урока. Длительность не более 20 минут).

6)     Моменты оздоровления, их наличие, содержание, место и продолжительность: физкультминутки из пяти легких упражнений с тремя повторениями. Продолжительность 2 минуты.

7)     Наличие в основной части урока вопросов о здоровом образе жизни и отношении к здоровью человека как к ценности (демонстрация наглядных материалов, оказание помощи в выработке персонального способа безопасного поведения, доведение до учащихся знаний о возможных последствиях выбора их определенного поведения).

8)     Присутствие мотивации активности учащихся на уроке: внешняя (похвала, оценка) и внутренняя (стремление больше узнать, интерес к излагаемому материалу).

9)     Психологический климат на уроке (взаимодействие всех участников учебного процесса на уроке).

10)  Эмоциональная разрядка на уроке (шутка, улыбка, юмористическая и поучительная картинка и т. д.).

В контрольной группе проводились занятия в традиционной форме обучения, без применения элементов ЗСТ.

Во время эксперимента (через два урока после начала эксперимента) было проведено дополнительное психолого-педагогическое тестирование (корректурная проба по буквенной таблице В. Я. Анфимова, табл. 2).

Результаты данного тестирования показали некоторые улучшения показателей устойчивости и концентрации внимания, но не такие значимые и заметные.

Таблица 2

Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса

экспериментальной группы в начале и в середине эксперимента

 

Показатель

До

M±m

Во время

M±m

U-коэффициент

Значимость

результата

Коэффициент активного внутреннего торможения

 

2±0,17

 

1,91±0,1

 

101

 

Н/З

Количество ошибок

11,53±3,23

8,13±1,29

71

Н/З

Коэффициент продуктивности

77,01±4,15

94,18±6,96

29

З

Примечание. M – средняя арифметическая величина, m – средняя ошибка средней арифметической.

 

Цель контролирующего эксперимента состояла в оценке эффективности разработанной методики при изучении курса ОБЖ, разделы «Безопасность на водоемах», «Экология и безопасность», с учащимися 8-го класса общеобразовательной школы.

В качестве основного метода итоговой диагностики показателей устойчивости и концентрации внимания была использована корректурная проба (по буквенной таблице В. Я. Анфимова). Результаты контролирующего эксперимента в контрольной группе приведены ниже (табл. 3).

По результатам (табл. 3–5, рис. 1) видно, что показатели устойчивости и концентрации внимания у учащихся 8-го класса экспериментальной группы значительно возросли после проведенного эксперимента.

Таблица 3

Результаты корректурной пробы учащихся 8-х классов

экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в конце эксперимента

 

Показатель

ЭГ

M±m

КГ

M±m

U-коэффициент

Значимость

 результата

Коэффициент активного внутреннего торможения

1,97±0,14

1,76±0,07

50

З

Количество ошибок

3,6±1,96

16,07±6,54

31

З

Коэффициент продуктивности

104,81±8,31

81,07±7,77

26

З

Контроль знаний

4,47±0,29

3,53±0,29

26

З

Примечание. M – средняя арифметическая величина, m – средняя ошибка средней арифметической.

 

Таблица 4

Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса

экспериментальной группы в начале и в завершение эксперимента

 

Показатель

До

M±m

После

M±m

U-коэффициент

Значимость

результата

Коэффициент активного внутреннего торможения

2±0,17

1,97±1,77

109,5

Н/З

Количество ошибок

11,53±3,23

3,6±1,96

43,5

З

Коэффициент продуктивности

77,01±4,15

104,81±8,31

7

З

Примечание. M – средняя арифметическая величина, m – средняя ошибка средней арифметической.

 

Таблица 5

Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса контрольной группы

в начале и в завершение эксперимента

 

Показатель

До

M±m

После

M±m

U-коэффициент

Значимость

результата

Коэффициент активного внутреннего торможения

1,93±0,08

1,76±0,07

41,5

Н/З

Количество ошибок

12,73±4,46

16,07±6,54

102

Н/З

Коэффициент продуктивности

80,77±3,35

81,07±7,77

112,5

Н/З

Примечание: M – средняя арифметическая величина, m – средняя ошибка средней арифметической.

 

Также по результатам контрольного тестирования по пройденному материалу можно сделать вывод, что использованные элементы ЗСТ оказали положительное влияние и на качество знаний (см. табл. 3, рис. 2).

Зафиксировано повышение заинтересованности в получении знаний самостоятельно, в домашних условиях. Процент выполнивших домашнее задание учеников экспериментальной группы (10 из 15) значительно выше контрольной (5 из 15).

Результаты констатирующего эксперимента показали, что разработанная методика с использованием элементов здоровьесберегающих технологий благотворно влияет как на устойчивость и концентрацию внимания учащихся во время урока, так и на их заинтересованность в получении знаний.

 

 

 

Рис. 1. Изменение результатов корректурной пробы учащихся в ходе эксперимента

 

 

 

 

Рис. 2. Результаты контрольного тестирования учащихся по пройденному материалу

в экспериментальной и контрольной группах (чел.)

 

Наблюдаются достоверные различия:

1)     в коэффициенте активного внутреннего торможения, количестве ошибок, коэффициенте продуктивности и контроле знаний между экспериментальной и контрольной группами после проведенного эксперимента;

2)     количестве ошибок и коэффициенте продуктивности между исходным уровнем и после проведения эксперимента.

Проведенные исследования доказывают, что применение элементов ЗСТ эффективно в повышении показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся 8-го класса. Автор предполагает, что для получения лучших результатов необходим комплексный подход и более продолжительный промежуток времени на проведение эксперимента.

Элементы ЗСТ можно использовать как в середине урока, так и в начале и на протяжении всего занятия. Для поддержания интереса к занятиям необходимо чередовать вариации форм.

Таким образом, применение элементов ЗСТ на уроках необходимо для успешного решения ключевой задачи общеобразовательной организации – сохранения и повышения здоровья школьников.