По данным главного педиатра РФ Александра Баранова, «за последнее десятилетие заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15–17 лет – на 65%. К 15–17 годам до 70% детей имеют заболевания хронической формы…» [1]. По данным Института возрастной физиологии РАО, 20–40% негативного влияния, ухудшающего здоровье детей, вызывают школьные факторы риска, которые порождает образовательная среда.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательных организаций отнесено «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья» [2].
Таким образом, внедрение и развитие здоровьесберегающих технологий должно стать ключевым направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для школьников любого возраста.
Автором в целях выявления эффективности применения здоровьесберегающих технологий (далее – ЗСТ) на базе одной из общеобразовательных школ города Кирова была проведена опытно-экспериментальная работа по включению элементов здоровьесберегающих технологий в процесс преподавания уроков ОБЖ. Работа проводилась в течение 1-го полугодия 2015 г. с учащимися 8-х классов. Учащиеся 8 «Б» класса в количестве 15 человек составили экспериментальную группу, учащиеся 8 «В» класса в количестве 15 человек – контрольную (разделены методом случайной выборки).
Педагогический эксперимент включал:
- Констатирующий эксперимент.
- Формирующий эксперимент.
- Контролирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента было определение показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента.
Для решения поставленной цели использовались следующие методы:
1) педагогический (педагогическое тестирование);
2) математико-статистические методы обработки полученных данных.
Для определения показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся, была проведена корректурная проба (по буквенной таблице В. Я. Анфимова). В тестировании приняло участие 30 человек.
Результаты тестирования учащихся экспериментальной и контрольной групп приведены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты корректурной пробы учащихся 8-х классов
экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в начале эксперимента
Показатель |
ЭГ M±m |
КГ M±m |
U-коэффициент |
Значимость результата |
Коэффициент активного внутреннего торможения |
2±0,17 |
1,93±0,08 |
111,5 |
Н/З |
Количество ошибок |
11,53±3,23 |
12,73±4,46 |
92,5 |
Н/З |
Коэффициент продуктивности |
77,01±4,15 |
80,77±3,35 |
77,5 |
Н/З |
Примечание. M – средняя арифметическая величина, m – средняя ошибка средней арифметической.
Полученные данные показывают, что учащиеся экспериментальной и контрольной групп по показателям устойчивости и концентрации внимания существенно не отличаются.
Цель формирующего эксперимента заключалась в экспериментальной проверке возможности и эффективности разработанной методики применения элементов здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ в 8-м классе общеобразовательной школы.
Для проведения формирующего эксперимента была разработана методика проведения занятий в 8-м классе с использованием элементов здоровьесберегающих технологий, которая применялась на уроках ОБЖ в разделах «Безопасность на водоемах», «Экология и безопасность». Уроки проводились один раз в неделю (4 часа). Занятия проходили в классе с использованием мультимедийной установки.
По результатам анализа научно-методической литературы было выявлено, что в большей степени негативные факторы, порождаемые образовательной средой, оказывают влияние:
1) на костно-мышечную систему;
2) психическое состояние;
3) зрительный аппарат современного школьника.
Исходя из этого и на основании многочисленных исследований прошлых лет, были выбраны такие элементы здоровьесберегающих технологий:
1) Обстановка и гигиенические условия (поддержание оптимальной температуры и свежести воздуха путем проветривания перед уроком, контроль освещенности класса и доски).
2) Виды учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования: со словесной основой (опрос, рассказ, ответы на вопросы, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с учеником, решение задач), на основе восприятия элементов деятельности (просмотр учебных фильмов, анализ проблемных ситуаций), с практической основой (решение экспериментальных задач). Ориентировочная норма продолжительности и частоты чередования 7–10 минут.
3) Виды преподавания, их чередование: словесный, наглядный, аудиовизуальный, практическая и самостоятельная работа. Ориентировочная норма чередования – не позже чем через 10–15 минут.
4) Методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, их наличие и место: метод свободного выбора (выбор способа действия, свобода творчества и беседа), активные методы (обучение действием, обсуждение в парах), методы, нацеленные на развитие и самопознание.
5) Применение технических средств обучения (ТСО) на уроке, их место и продолжительность (ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения, визуализации и т. д., используемые в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами, для устойчивой поддержки внимания учащихся в течение всего урока. Длительность не более 20 минут).
6) Моменты оздоровления, их наличие, содержание, место и продолжительность: физкультминутки из пяти легких упражнений с тремя повторениями. Продолжительность 2 минуты.
7) Наличие в основной части урока вопросов о здоровом образе жизни и отношении к здоровью человека как к ценности (демонстрация наглядных материалов, оказание помощи в выработке персонального способа безопасного поведения, доведение до учащихся знаний о возможных последствиях выбора их определенного поведения).
8) Присутствие мотивации активности учащихся на уроке: внешняя (похвала, оценка) и внутренняя (стремление больше узнать, интерес к излагаемому материалу).
9) Психологический климат на уроке (взаимодействие всех участников учебного процесса на уроке).
10) Эмоциональная разрядка на уроке (шутка, улыбка, юмористическая и поучительная картинка и т. д.).
В контрольной группе проводились занятия в традиционной форме обучения, без применения элементов ЗСТ.
Во время эксперимента (через два урока после начала эксперимента) было проведено дополнительное психолого-педагогическое тестирование (корректурная проба по буквенной таблице В. Я. Анфимова, табл. 2).
Результаты данного тестирования показали некоторые улучшения показателей устойчивости и концентрации внимания, но не такие значимые и заметные.
Таблица 2
Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса
экспериментальной группы в начале и в середине эксперимента
Показатель |
До M±m |
Во время M±m |
U-коэффициент |
Значимость результата |
Коэффициент активного внутреннего торможения |
2±0,17 |
1,91±0,1 |
101 |
Н/З |
Количество ошибок |
11,53±3,23 |
8,13±1,29 |
71 |
Н/З |
Коэффициент продуктивности |
77,01±4,15 |
94,18±6,96 |
29 |
З |
Примечание. M – средняя арифметическая величина, m – средняя ошибка средней арифметической.
Цель контролирующего эксперимента состояла в оценке эффективности разработанной методики при изучении курса ОБЖ, разделы «Безопасность на водоемах», «Экология и безопасность», с учащимися 8-го класса общеобразовательной школы.
В качестве основного метода итоговой диагностики показателей устойчивости и концентрации внимания была использована корректурная проба (по буквенной таблице В. Я. Анфимова). Результаты контролирующего эксперимента в контрольной группе приведены ниже (табл. 3).
По результатам (табл. 3–5, рис. 1) видно, что показатели устойчивости и концентрации внимания у учащихся 8-го класса экспериментальной группы значительно возросли после проведенного эксперимента.
Таблица 3
Результаты корректурной пробы учащихся 8-х классов
экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в конце эксперимента
Показатель |
ЭГ M±m |
КГ M±m |
U-коэффициент |
Значимость результата |
Коэффициент активного внутреннего торможения |
1,97±0,14 |
1,76±0,07 |
50 |
З |
Количество ошибок |
3,6±1,96 |
16,07±6,54 |
31 |
З |
Коэффициент продуктивности |
104,81±8,31 |
81,07±7,77 |
26 |
З |
Контроль знаний |
4,47±0,29 |
3,53±0,29 |
26 |
З |
Примечание. M – средняя арифметическая величина, m – средняя ошибка средней арифметической.
Таблица 4
Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса
экспериментальной группы в начале и в завершение эксперимента
Показатель |
До M±m |
После M±m |
U-коэффициент |
Значимость результата |
Коэффициент активного внутреннего торможения |
2±0,17 |
1,97±1,77 |
109,5 |
Н/З |
Количество ошибок |
11,53±3,23 |
3,6±1,96 |
43,5 |
З |
Коэффициент продуктивности |
77,01±4,15 |
104,81±8,31 |
7 |
З |
Примечание. M – средняя арифметическая величина, m – средняя ошибка средней арифметической.
Таблица 5
Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса контрольной группы
в начале и в завершение эксперимента
Показатель |
До M±m |
После M±m |
U-коэффициент |
Значимость результата |
Коэффициент активного внутреннего торможения |
1,93±0,08 |
1,76±0,07 |
41,5 |
Н/З |
Количество ошибок |
12,73±4,46 |
16,07±6,54 |
102 |
Н/З |
Коэффициент продуктивности |
80,77±3,35 |
81,07±7,77 |
112,5 |
Н/З |
Примечание: M – средняя арифметическая величина, m – средняя ошибка средней арифметической.
Также по результатам контрольного тестирования по пройденному материалу можно сделать вывод, что использованные элементы ЗСТ оказали положительное влияние и на качество знаний (см. табл. 3, рис. 2).
Зафиксировано повышение заинтересованности в получении знаний самостоятельно, в домашних условиях. Процент выполнивших домашнее задание учеников экспериментальной группы (10 из 15) значительно выше контрольной (5 из 15).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что разработанная методика с использованием элементов здоровьесберегающих технологий благотворно влияет как на устойчивость и концентрацию внимания учащихся во время урока, так и на их заинтересованность в получении знаний.
Рис. 1. Изменение результатов корректурной пробы учащихся в ходе эксперимента
Рис. 2. Результаты контрольного тестирования учащихся по пройденному материалу
в экспериментальной и контрольной группах (чел.)
Наблюдаются достоверные различия:
1) в коэффициенте активного внутреннего торможения, количестве ошибок, коэффициенте продуктивности и контроле знаний между экспериментальной и контрольной группами после проведенного эксперимента;
2) количестве ошибок и коэффициенте продуктивности между исходным уровнем и после проведения эксперимента.
Проведенные исследования доказывают, что применение элементов ЗСТ эффективно в повышении показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся 8-го класса. Автор предполагает, что для получения лучших результатов необходим комплексный подход и более продолжительный промежуток времени на проведение эксперимента.
Элементы ЗСТ можно использовать как в середине урока, так и в начале и на протяжении всего занятия. Для поддержания интереса к занятиям необходимо чередовать вариации форм.
Таким образом, применение элементов ЗСТ на уроках необходимо для успешного решения ключевой задачи общеобразовательной организации – сохранения и повышения здоровья школьников.