В основе управления организацией лежит стратегический менеджмент. Стратегический менеджмент представляет собой комплекс теоретических и практических инструментов достижения долговременных жизненно важных целей предприятия. В основе стратегического менеджмента лежит стратегическое планирование.
Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем [1].
Информационное обеспечение стратегического менеджмента – важнейшая обеспечивающая функция, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемых решений. Ключевое понятие при этом – информация.
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) – общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании.
В современной науке рассматриваются два вида информации.
Объективная (первичная) информация – свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре [2].
Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.
Существуют две концепции информации: атрибутивная и функциональная [3]. В соответствии с первой информация есть атрибут материи. Вторая концепция связывает информацию с получением необходимых для выполнения необходимых действий данных.
Информация – это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные – это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач.
Классификация информации в управлении организацией
Сложный характер информации отражается в подходах к ее классификации. Наиболее часто используемыми признаками классификации выступают:
- по характеризуемой среде – показатели внутренней среды, показатели внешней среды;
- по принадлежности к функциональной подсистеме – информация по кадровой подсистеме, производственной подсистеме, административной подсистеме;
- по форме распространения – вербальная, символьная, визуальная;
- по изменчивости во времени – условно-постоянная и условно-переменная;
- по способу передачи – звуковая, электронная, письменная и др.;
- по режиму передачи – синхронная, асинхронная, дуплексная;
- по назначению – экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
- по стадиям жизненного цикла объекта – на стадии стратегического маркетинга, планирования, эксплуатации и т. д.;
- по иерархии субъектов управления – между подразделениями внутри фирмы по горизонтали, между руководителем и исполнителями по вертикали;
- по степени готовности: первичная, промежуточная, конечная;
- по степени надежности: достоверная, вероятностная;
- по полноте: частичная, комплексная
и так далее.
Требования к качеству информации
Качество принимаемых в стратегическом менеджменте решений определяется качеством обеспечивающей информации. Основные требования к качеству информации следующие:
- актуальность – соответствует текущим потребностям;
- своевременность – режим реального времени;
- достоверность – правильно отражает свойство объекта;
- достаточность – обеспечивает возможность принятия решения;
- надежность – вероятность отсутствия искажений, ошибок;
- комплексность – всесторонняя характеристика объекта;
- адресность – направленность определенному получателю;
- корректность – соответствие предъявляемым требованиям;
- копируемость – возможность переноса информации на несколько носителей;
- скорость – время, необходимое для сбора, обработки и передачи информации;
- кодируемость – возможность сохранения содержания при переходе к другому способу символьного или электронного представления;
- доступность – открытость для получения необходимому кругу лиц;
- языковая ясность – представление в понятном виде, алфавите, словаре, коде.
Приведенный список требований не является полным и в контексте функциональных задач может быть дополнен специфическими требованиями, например требованием секретности.
Источники получения информации
Источники получения информации можно условно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним источникам относятся:
- информация от сотрудников и должностных лиц предприятия;
- отчетность подразделений и служб предприятия;
- данные, получаемые от информационной системы предприятия;
- результаты аудита предприятия;
- информация от аналитических служб предприятия.
Содержание внутренней информации:
- кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы;
- организационная структура управления;
- характеристики производства;
- научные исследования и разработки;
- финансы фирмы;
- маркетинг;
- организационная культура;
- охват дистрибьюторской сети;
- технологические навыки;
- оборудование и его расположение;
- эффективность производства;
- послепродажное обслуживание;
- производственные запасы;
- качество продукции;
- научно-исследовательский потенциал.
К внешним источникам относятся:
- законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу;
- нормативные документы государственных органов, международных организаций и различных институтов, содержащие требования к участникам рынка, рекомендации и нормативы;
- сведения, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационными агентствами;
- данные, публикуемые в различных средствах массовой информации, неофициальные данные и т. п.
Содержание внешней информации:
- темпы роста отрасли;
- относительная отраслевая норма прибыли;
- цена покупателя;
- приверженность покупателя торговой марке;
- технологические барьеры для входа в отрасль;
- влияние поставщиков в отрасли;
- влияние государства в отрасли;
- заменяемость продукта;
- имидж отрасли в обществе;
- перспективы развития;
- дифференциация продукции;
- особенности конкуренции;
- норма прибыли в отрасли;
- ценность потребителя;
- преданность потребителя торговой марке;
- рынок рабочей силы.
Внешняя информация характеризует микросреду предприятия, куда входят:
- покупатели – географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту;
- поставщики – стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком;
- конкуренты – стратегическое положение, выявление слабых и сильных сторон.
Макросреду предприятия образуют следующие внешние факторы:
- экономические факторы – величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т. п.;
- политические факторы – ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику;
- рыночные факторы – многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации;
- технологические факторы – возможности, которые наука открывает для производства новой продукции;
- международные факторы – угрозы и возможности, возникающие в результате деятельности иностранных картелей, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков;
- правовые факторы – изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы;
- социальные факторы – отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т. д.
Таким образом, основу информационного обеспечения стратегического менеджмента составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации [4]. Важную роль при этом играет маркетинговый анализ, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе ее продвижения на рынок определяет решения, принимаемые при формировании стратегии организации.
При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы и технологии.
Информационное обеспечение стратегического менеджмента можно дифференцировать по происходящим процессам. Данные об использовании информации на различных этапах стратегического планирования и управления можно представить в виде таблицы (см. табл.).
Таким образом, проблема информационного обеспечения стратегического менеджмента решается на всех уровнях объекта планирования и управления. Получение достоверной информации зависит от людей, получающих и передающих ее в организационной системе управления. Профессиональная подготовка этих людей обеспечивается системой образования, накладывающей свои проблемы на информационную подготовку выпускников [6, 7].
В связи с недостаточной информационной компетентностью новых сотрудников организации в системе ее управления большое внимание должно быть уделено формированию эффективного механизма управления компетенциями [8–10].
Информационные потоки пронизывают все элементы организации, обеспеченные коммуникативными вертикальными и горизонтальными связями. Для их сбора, обработки, хранения, передачи создаются информационные системы разного уровня и назначения. Концентрация разноплановой информации в одном месте позволяет осуществлять ее аналитическую обработку, сортировку, распределение и коллективное обслуживание абонентов стратегического планирования. Информационные системы такого уровня развиваются в информационно-аналитические центры (ИАЦ).
Региональное стратегическое управление требует создания региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ), которые могут специализироваться в функциональных областях, например логистике [11].
Информационное обеспечение стратегического планирования [5]
Процесс |
Информация |
Определение миссии и целей |
Общая информация об окружающей среде, потенциальных рынках, наличии рыночных ниш, собственных ресурсах |
Анализ стратегического положения компании на рынке |
Оценка привлекательности конкретной стратегической зоны хозяйствования, ее размеров и динамики развития, оценка доли рынка, рентабельности, жизненного цикла, анализ используемых технологий, конкурентный анализ |
Анализ окружающей среды (SWOT-анализ) |
Информация о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах компании |
Выбор стратегии |
Рекомендации стратегического анализа, личный опыт руководителя, информация по закрытым каналам, советы специалистов |
Оценка выбранной стратегии |
Информация о соответствии выбранной стратегии текущей ситуации |
Определение конкретных первоочередных стратегических задач |
Выработанная стратегия; информация о произошедших наиболее существенных изменениях в окружающей среде в период планирования |
Реализация первоочередных стратегических позиций |
Данные стратегического анализа, информация о ресурсах компании |
Выполнение стратегии и контроль |
Информация о ходе и мероприятиях внутри компании, связанных с выполнением стратегии; информация о результатах деятельности компании на рынке, которые стали следствием выполнения стратегии |
Управление по слабым сигналам |
Информация о слабых сигналах, данные оценки степени воздействия тех или иных угроз на компанию с учетом выбранной ранее стратегии |
Управление в условиях стратегических неожиданностей |
Информация с мониторинга окружающей среды на предмет возможностей и угроз в процессе проведения данного управления |