Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей географии, способных работать в условиях стремительного роста научной информации, внедрения инновационных педагогических технологий обучения, сегодня приобретает особое значение и актуальность. Ведь профессиональная деятельность учителя географии направлена на развитие у школьников познавательных и творческих способностей, формирование научной картины мира, развитие географического мышления и умения добывать информацию из разных источников, выявлять и анализировать связи между природными и социальными процессами.
Картографическая компетентность сегодня считается одним из важных жизненных качеств личности, поскольку способность владеть картографическими знаниями, умениями и навыками, готовность к их применению необходимы в современной жизни каждому гражданину социума. Формирование картографической грамотности и культуры является актуальной задачей современного географического образования.
Выступая компонентом профессиональной компетентности будущих учителей географии, картографическая компетентность рассматривается как интегральная характеристика, которая включает комплекс картографических знаний и умений; владение логическими операциями по фундаментальным и специальным дисциплинам; умение осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность; стремление к профессионально-личностному развитию. В своей структуре она содержит специальные компетенции, которые формируются и развиваются путем усовершенствования организационно-педагогических условий во время обучения в высшем учебном заведении.
Формирование картографической компетентности будущих учителей географии требует переориентации учебных программ, учебников и учебно-методического обеспечения на компетентностной основе. Она направлена на использование таких форм и методов профессиональной подготовки, которые не только обеспечили бы достижение определенного уровня знаний и умений студентов, но и выработали бы способность к решению проблемных задач, самостоятельности в учебной работе, развитию личностных качеств, картографической культуры, усилили бы мотивацию к учению и ценностным ориентациям профессиональной деятельности.
По мнению ученых (Б. Авва, Н. Бибик, В. Болотов, М. Головань, И. Зимняя, А. Локшина, В. Луговой, А. Маркова, А. Овчарук, Л. Паращенко, А. Пометун, Д. Равен, С. Рябченко, А. Савченко, С. Соколова, О. Тимец, А. Хуторской, С. Шишов и др.), идея компетентностного подхода в профессиональном образовании учителя приобретает сегодня особую актуальность и требует переосмысления специфики изучения специальных дисциплин в вузах.
Исследованием теоретических основ профессиональной подготовки учителя и внедрением современных технологий в систему вузовского образования занимаются А. Абдуллина, А. Алексюк, А. Богуш, А. Вербицкий, С. Гончаренко, И. Доброскок, И. Зязюн, Л. Коваль, Я. Кодлюк, В. Казаков, В. Кремень, В. Моторина, Г. Нагорная, Д. Николенко, А. Пометун, В. Сластенин, О. Шапран, М. Шкиль, М. Ярмаченко, вопросы формирования профессиональной компетентности будущих учителей исследуют А. Адольф, В. Бездухов, Л. Большакова, Ю. Варданян, Р. Гильмеева, И. Гришина, Т. Добудько, М. Элькин, И. Котлярова, Е. Софьянц, В. Стрельников, Л. Хоружа, Л. Шевчук.
Проблемы совершенствования системы картографической подготовки школьников освещены в исследованиях отечественных ученых, таких как И. Гилецький, Л. Даценко, Л. Зеленская, Е. Копыльцив, В. Корнеева, Л. Круглык, Д. Ляшенко, А. Надтока, Т. Назаренко, И. Руденко, Л. Руденко, Р. Соссы, А. Топузов, Г. Уварова, Б. Чернова, В. Шевченко и др. Учёные отмечают, что географическая карта не может быть заменена ни текстом, ни живым словом, поскольку они не дают пространственного образа территории, который позволял бы одновременно осматривать и сопоставлять свойства нужных объектов. Она обладает особым языком, ей свойственны лаконичность, строгость, точность и наглядность. Поэтому в условиях современного информационного пространства, когда требуется краткая, но полная и доступная передача необходимых данных, свойство карт признано одним из самых необходимых, поскольку демонстрирует целостную и научную характеристику мира.
Вопросы картографической подготовки будущих учителей географии рассматриваются в работах Н. Баранского, А. Берлянда, А. Бугрий, М. Элькина, Т. Комиссаровой, С. Коперника, М. Крыловца, В. Кудырко, П. Масляка, Н. Мунич, В. Обозного, Е. Санковой, В. Саюк, А. Сироты, А. Скуратовича, О. Тимец, А. Топчиева, П. Шищенко и др.
Следует заметить, что изучение научно-методической литературы, анализ диссертационных исследований, изучение опыта картографической подготовки студентов в вузах обнаружили проблемы, которые, на наш взгляд, требуют детального изучения и решения. Во-первых, среди отечественных ученых нет единого подхода к определению сущности и содержания понятия «картографическая компетентность» студента высшего учебного заведения. Во-вторых, в последние десятилетия из-за целого комплекса причин увеличивается разрыв между уровнем картографической подготовки выпускников вузов и требованиями, которые предъявляет к ним общество. При этом следует констатировать, что однозначных путей для решения проблемы повышения уровня картографической подготовки студентов, обеспечивающих достижение цели обучения, в настоящее время еще не определено. В-третьих, в процессе профессиональной подготовки студентов-первокурсников ранее не рассматривался вопрос применения технологий обучения, учитывающих их разный начальный уровень подготовки, индивидуальные особенности и возможности их личностного роста в процессе изучения картографических дисциплин.
Несмотря на большой интерес ученых, проблема формирования картографической компетентности будущих учителей географии в процессе профессиональной подготовки остается актуальной и недостаточно разработанной в теории и практике профессионального образования.
Анализ современных концепций и положений, предлагаемых отечественной системой педагогического образования, доказывает актуальность реформирования профессиональной подготовки будущих учителей географии и требует принципиально новых подходов к содержанию их картографической подготовки. Содержание учебных программ по картографии большинства вузов демонстрирует имеющиеся противоречия, которые негативно сказываются на организации учебного процесса: между общественно-экономической потребностью в эффективной профессиональной подготовке будущего учителя географии и недостаточным уровнем организации этого процесса в высших педагогических учебных заведениях Украины; между новыми требованиями к качеству подготовки выпускников и устаревшим содержанием образовательных программ специальных дисциплин.
Изучение научно-педагогических исследований доказывает, что базой профессиональной компетентности будущих учителей географии выступают предметные (специальные) компетенции: хронологическая, краеведческая, экологическая, краеведческая, среди которых особенно важна картографическая. Поэтому картографическую компетентность будущих учителей географии мы понимаем как неотъемлемый компонент в структуре профессиональной компетентности педагога.
Картографическая компетентность рассматривается учеными в рамках исследования таких качеств будущих учителей географии, как «компетентность», «профессиональная готовность», «профессиональная подготовка», «профессиональная компетентность».
В научных исследованиях существуют различные взгляды и подходы к пониманию понятия «компетентность» в условиях современного высшего образования.
Компетентность рассматривается как уровень профессионального мастерства, как форма организации педагогической деятельности учителя, которая соответствует профессионально важным качествам учителя.
Социальный заказ на подготовку компетентного учителя-географа мотивирует приоритеты высшей школы [1], поэтому на разных уровнях географического образования необходимо сместить акценты с информационного на личностно-деятельностный тип учебного процесса. Так, Л. Митина отмечает, что «профессиональное развитие является неотъемлемым от личностного – в основу и того и другого возлагается принцип саморазвития, который детерминирует способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического видоизменения, что приводит к более высокой форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации» [2].
Ученые доказывают, что основой профессиональной подготовки будущих учителей географии являются принципы педагогического образования, которые выступают основным правилом, требованием к деятельности, поведению [3]. Для эффективности процесса профессиональной подготовки будущих учителей географии важным является ряд дидактических принципов (научности, профессиональной направленности, единства теории и практики с жизнью, фундаментальности образования, принцип межпредметных связей).
Указанные принципы профессиональной подготовки выступают основой в процессе формирования профессиональной компетентности будущих учителей географии и обеспечивают выделение задач высшего профессионального образования: налаживание научных связей (междисциплинарных, внутренне дисциплинарных), формирование профессиональной направленности для овладения будущими учителями географии ценностными ориентациями и мотивацией географического образования.
О. Тимец отмечает, что кроме дидактических принципов, определяющих содержание, формы и методы организации образовательного процесса, для выявления особенностей конкретной учебной дисциплины и ее методических основ используются методические принципы [4]. Комплексное применение системы принципов обеспечивает научно обоснованное формулирование цели, отбор содержания, методов и средств организации учебной деятельности студентов.
Таким образом, учитывая указанные принципы педагогического образования, под понятием профессиональной подготовки будущих учителей географии, которая направлена на формирование их картографической компетентности, понимаем динамическую систему овладения знаниями фундаментальных и специальных географических дисциплин, понимание роли картографической науки в географическом образовании, приобретение практических умений научной, поисково-исследовательской работы, овладение личностными качествами для самостоятельного получения знаний, практических умений и навыков, усвоение теоретико-практических основ компетентностно ориентированного обучения и формирования на этой основе профессионализма.
Под понятием «профессионализм» И. Зязюн понимает уровень развития профессиональной культуры и самосознания личности, достаточной для творческого решения задач профессиональной деятельности [5]. Учёный считает, что наличие определенного уровня развития профессиональной культуры и самосознания педагога отражает уровень сформированности профессионализма (высокая профессиональная квалификация, разнообразие и эффективность творческих профессиональных навыков и умений, владение современными методами и технологиями решения профессиональных задач), который обеспечивает высокую, стабильную результативность деятельности. Достижению высокого уровня профессионализма (на основе компетентностного подхода) способствуют следующие условия: педагогически значимые черты личности; психологическая и педагогическая подготовка; специальная предметная подготовка; методическая подготовка по конкретной специальности и педагогическое мастерство [6].
Поэтому важно было определить методологические основы формирования картографической компетентности будущих учителей географии, исследовать взаимосвязь и взаимозависимость компетенций как ее структурных компонентов.
Методологические основы формирования у студентов-географов картографической компетентности обеспечивают систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность. В. Сластенин квалифицирует ее как «ключ к исследованию явлений и процессов высшего педагогического образования» [7].
Основными концептуальными методами формирования картографической компетентности будущих учителей географии считаются личностно ориентированный, аксиологический, системный, деятельностный, кoмпeтeнтноcтный. В результате их изучения установлено, что в педагогической науке обоснованы различные методологические подходы влияния на развитие профессиональной компетентности педагога. Учитывая задачи научного поиска, охарактеризуем методологические подходы к формированию картографической компетентности будущих учителей географии в процессе профессиональной подготовки.
Весомым в профессиональной подготовке будущих учителей географии является личностный подход к обучению и воспитанию. Он связан с формированием личностных и профессиональных качеств у студента и предусматривает создание активной образовательно-воспитательной среды для формирования будущего специалиста. Основополагающими компонентами личностно ориентированного подхода к обучению выступают: самоактуализация, индивидуализация, творчество.
М. Чобитько отмечает, что «в парадигме личностно ориентированной педагогики образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложные процессы, которые создают условия для саморазвития личности, которое является основой всех составляющих образования (становления) личностной индивидуальности. Таким образом, образование – это не просто приобретение знаний и владение рядом профессиональных навыков, а именно развитие многогранных способностей системного характера и высокой степени их производительности» [8]. Личностно ориентированное образование направлено на развитие и саморазвитие специалиста, его становление с учетом индивидуальных особенностей, что позволяет реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на собственные интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.
Первостепенное значение в личностно ориентированной профессиональной подготовке учителей географии придается формированию личностных качеств, которые требуют создания условий для профессионального роста, становления творческой активности, инициативности, навыков самообразования, саморазвития и адаптации в новых социальных условиях. Важными для нашего исследования считаем труды В. Абросимова, Б. Гершунского, В. Загвязинского, Н. Кузьминой, А. Марковой, Г. Сухобской, А. Щербакова, В. Семченко, которые определили профессионально значимые качества учителя и пути их развития в процессе профессиональной подготовки. Под профессионально важными качествами будущего педагога ученые понимают способности субъекта, включенные в процесс деятельности, которые влияют на эффективность ее выполнения и определяют возможности человека в профессиональной деятельности [9].
Важными составляющими картографической компетентности будущих учителей географии считаем ценностные ориентации и мотивацию к их профессиональной подготовке.
По мнению ученых, ценностные ориентации – это устойчивые образования в структуре личности будущего учителя, характеризующие его отношение к интересам общества, профессии, самоактуализации и т. д. [10] Своевременно сформированные, чётко осознанные ценностные ориентации делают поведение специалиста целенаправленным и организованным. Поэтому необходимо выяснить жизненные и профессиональные ценности будущих учителей-географов, поскольку они исполняют функцию стимулов и обеспечивают реализацию его активности на нормативном и личностном уровнях, способствуют развитию потребности в постоянном самоусовершенствовании и самореализации.
Стоит отметить, что профессиональная подготовка будущих учителей географии должна предусматривать, кроме географического, исторического, экологического, социально-экономического материала, который будет влиять на формирование общечеловеческих, общественных и национальных ценностей, еще и решение задач проблемного характера, формирование картографической компетентности в частности. Успешное формирование картографической компетентности у будущих учителей возможно при условии усиления мотивационного аспекта обучения в вузе, его общественной направленности через широкое использование современных технологий и средств обучения, использование новейших учебников и пособий, дидактических средств и компьютерных программ.
Мотивационную сферу личности исследовали Л. Божович, В. Ковалев, А. Леонтьев, Д. Мак-Клеланд, С. Рубинштейн, А. Маркова, А. Орлов. В своих трудах ученые выделяют профессиональные мотивы, обусловленные заинтересованностью профессией, возможностью выявления творчества, приобретения опыта. По мнению С. Вершловского, для учителя в структуре мотивов оказывается важным осознание потребностей в процессе деятельности. В мотивах выражена личностная активность человека, его способность ставить перед собой цели и подчинять им свою деятельность [11].
В процессе профессиональной подготовки будущих учителей географии содержание фундаментальных и специальных дисциплин не может быть усвоено на уровне знаний, навыков и умений. Необходимо сформировать личностное отношение, потребность, осознание важности их изучения. Усвоение профессионального материала должно происходить на уровне переживания, нравственного отношения к ситуации, раскрывать значение полученных географических знаний в жизни и профессиональной деятельности.
Актуальными качествами компетентных учителей географии считаем:
- специальные: объективные (научная подготовка) и субъективные (педагогическое мастерство, заинтересованность, творчество и т. д.);
- личностные: гражданская позиция, нравственная чистота, любовь к детям и педагогической деятельности, тактичность, педагогический оптимизм, творческий подход.
Таким образом, формирование ценностных ориентаций, мотивации к учебной деятельности является важным для совершенствования содержания и форм профессиональной подготовки будущих учителей географии, для понимания механизмов их самоопределения и самореализации, для объяснения механизма становления картографической компетентности.
Анализ литературных источников, опыта профессиональной деятельности в вузе дает основания утверждать, что одним из условий достижения высокого уровня сформированности картографической компетентности будущих учителей географии является их привлечение к самостоятельной работе с соблюдением четкой последовательности действий; обеспечение условий для формирования знаний, умений и навыков по фундаментальным и специальным дисциплинам.
Формирование картографической компетентности будущих учителей географии реализуется в процессе решения следующих задач:
- формирование мотивационной сферы, педагогической направленности, развитие географического мышления, ценностных ориентаций, адекватной самооценки (личностный компонент);
- предоставление профессиональных знаний (интегрированных) по фундаментальным и специальным географическим дисциплинам (когнитивный компонент);
- развитие профессиональных умений и навыков, которые достигают благодаря созданию специфических организационно-педагогических условий учебного процесса, полевой и педагогической практики, где ведущими видами деятельности студента являются учебно-познавательная и поисково-исследовательская деятельность на основе интегрированного подхода и проблемно-модульного обучения.
Указанные принципы организации высшего образования оптимизируют процесс формирования картографической компетентности будущих учителей географии, развития их картографической грамотности и культуры.
Картографическая грамотность как составляющая массовой географической культуры формируется в процессе изучения географии в общеобразовательных учреждениях. Это понятие объединяет наличие теоретических знаний о свойствах основных видов геоизображений, расположении, относительных размерах, формах важнейших объектов на земной поверхности, умения получать из карт географическую информацию, создавать простейшие картографические произведения.
Отмечая важность картографической грамотности, А. Берлянт указывает, что «картографическая грамотность перестала быть прерогативой ученого, она становится необходимой каждому человеку в повседневном быту и нужна современному человеку не менее, чем компьютерная» [12]. Ученый отмечает, что проблема общего повышения картографической грамотности населения является одним из факторов, определяющих актуальность и необходимость инноваций географического образования.
Формирование у будущих учителей географии профессионального опыта репродуцировать картографические знания и умения с целью развития у учащихся картографической грамотности реализуется на основе:
- развития географического пространственного мышления на основе восприятия пространственных масштабных представлений об образе мира, месте и картографическом пространстве;
- овладения картографическим методом географических исследований и обучения географии;
- развития интеллектуальных и творческих способностей в связи с картографическим моделированием и познанием образно-графического языка карт;
- приобретения навыков получать данные с картографических источников и создавать карты по имеющимся данным, в том числе на основе компьютерных технологий;
- освоения принципов ГИС-технологий, геоинформационного картографирования [13].
Таким образом, несмотря на проанализированные научные источники, посвященные изучению сущности и особенности компетентности, проблема формирования профессиональной картографической компетентности будущих учителей географии остается малоизученной в психолого-педагогической литературе. До настоящего времени недостаточно освещенными остаются вопросы раскрытия сущности и структуры понятия «картографическая компетентность будущих учителей географии», а также вопросы ее формирования на основе личностно ориентированной технологии обучения.
Актуальными остаются вопросы реализации приоритетных направлений развития высшего образования в соответствии с обновленными образовательными стандартами и зарубежным опытом.
Считаем, что традиционная система педагогического образования, построенная на принципах классической науки, в современных условиях требует совершенствования личностного развития компетентного учителя. Реализация личностного подхода в обучении будущих учителей географии возможна в случае построения учебно-воспитательного процесса как процесса самоутверждения личности, направленного на равноправные партнерские отношения в научно-учебной деятельности преподавателя и студента. Личностно ориентированное направление учебного процесса служит главным в обосновании методологических принципов формирования картографической компетентности будущих учителей географии.