Full text

Информационное обеспечение управления является основой процессов принятия решений в организации. Для автоматизации процессов получения, обработки, передачи, накопления и использования информации в стратегическом менеджменте наработано множество инструментальных средств.

Классификация инструментальных средств

Инструментальные средства, применяемые в управлении организацией, можно делить на классы в зависимости [1]:

-          от принадлежности к определенным этапам жизненного цикла стратегии – разработки, эксплуатации, замены;

-          массовости использования – типовые решения различного уровня общности и оригинальные продукты про­граммного обеспечения;

-          охвата этапов процесса стратегического планирования и управления – локальные (отдельные этапы) и комплексные инструментальные средства;

-          методологии проектирования бизнес-процессов и техноло­гий – структурный анализ и проектирование (Structured Analysis and Design Technique – SADT), объектно-ориентированное программирование и проектирование (Object Oriented Program and Project – OOPP);

-          степени универсальности инструментальных средств.

Жизненный цикл стратегического менеджмента и информационных технологий его поддержки можно условно разбить на четыре этапа: анализ, проектирование, внедрение, эксплуатация.

Сформировался специализированный класс инструментальных средств под общим названием CASE (Computer Added System Engineering) – сред­ства компьютерного проектирования, или CASE-технологии, которые также можно разделить на подклассы инструментальных средств поддержки жизненного цикла объекта проектирования:

-          программное обеспечение (спецификация требований, алгоритми­зация и программирование, отладка, документирование);

-          база данных (моделирование данных, проектирование логической и физической модели базы данных, разработка технологии создания и ад­министрирования базы данных);

-          информационная система (анализ, моделирование и реализация бизнес‑процессов и информационных технологий управления).

При проектировании информационных технологий для системы управ­ления бизнес-процессами (Business-Process Management – ВРМ) большое значение имеет предварительное бизнес-моделирование, идентификация основных (ключевых) бизнес-процессов, их формализованное описание, анализ и моделирование эффективной реализации.

Корпоративные информационные системы

Стратегическое планирование и управление в организации поддерживается корпоративными информационными системами (КИС).

Мировой опыт внедрения КИС показывает, что вариант адаптации тиражных программных продуктов КИС минимизирует совокупную стоимость владения и обеспечивает гарантированный уровень качества проектных решений.

Коробочные программные продукты КИС имеют специальные настрой­ки для предметных областей – отраслей народного хозяйства (отраслевые решения), определенного типа предприятий и организаций (банки, про­мышленные предприятия, корпорации, предприятия транспорта, связи, социальной сферы и т. п.). Практически все коробочные КИС построены по модульному принципу, что позволяет реализовать модульный подход к созданию КИС.

Разработка и эксплуатация КИС, имеющей модульную структуру, позволяют обеспечить внедрение или модернизацию отдельных функ­циональных модулей при сохранении работоспособности ядра КИС. Функциональную полноту КИС можно выразить как сумму ядра КИС и набора функциональных модулей.

Функциональные модули КИС поддерживают стандартные интерфей­сы взаимодействия с базой данных (БД) и другими функциональными модулями. Корпоративные информационные системы имеют следующие общие свойства:

-          поддержка стандартов управления;

-          масштабирование КИС;

-          корпоративные сетевые коммуникации;

-          многоплатформенность технологий;

-          специальные корпоративные информационные технологии;

-          интеграция предприятий с внешней средой;

-          обеспечение высокого качества информации;

-          надежность и защищенность КИС.

Бизнес-моделирование КИС

Бизнес-процессы КИС обладают мас­штабом выполняемых функций, сложной организацией взаимодействия компонентов – процедур управления (действий). Для обеспечения эффективности бизнес-процессов осуществляется их реинжиниринг (Business Process Reengineering – BPR), который основан на описании, анализе, моделировании и проектировании. Идея BPR принадлежит М. Хаммеру (1992 г.), который выдвинул ряд принципов [2]:

-          организация работы вокруг желаемого результата вместо решения разрозненных задач;

-          передача контроля и принятия решений (в том числе и всей сопут­ствующей информации) в руки исполнителей;

-          назначение заинтересованных лиц исполнителями;

-          централизация информации о процессах.

 

Важнейшим результатом BPR является ориентированный на процессы подход к бизнесу. Проведение BPR основано на методологии реинжини­ринга, которая включает в себя следующие этапы:

-          стратегическое планирование BPR;

-          идентификация всех бизнес-процессов;

-          отбор бизнес-процессов для ВPR;

-          создание карт бизнес-процессов (карт потока рабочих процессов, структуры сбоев в потоках рабочих процессов);

-          анализ значительных улучшений бизнес-процессов;

-          новаторские улучшения бизнес-процессов;

-          внедрение бизнес-процессов, прошедших BPR;

-          измерение эффективности бизнес-процессов, прошедших BPR.

Среди наиболее популярных инструментальных средств описания и моделирования бизнес-процессов – AllFusion Modeler (ERWin Data Modeler, BPWin Process Modeler), ARIS, Rational Rose, Casewise и др. Эти средства поддерживают большинство стандартов графического представления бизнес-процессов и структур баз данных:

-          IDEF0 (функциональная декомпозиция бизнес-процесса);

-          IDEF3 (динамическое соответствие процедур обработки);

-          DFD (диаграммы потоков данных для разработки схемы докумен­тооборота, выбора мест хранения данных);

-          IDEF1X (представление структуры данных реляционной БД) и др.

В последнее время широко применяется объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем, универсальный язык моделирования UML (Universal Modeling Language). На основе этого язы­ка реализуется решение задач по гарантированной доставке сообщений, шифрованию и обеспечению безопасности, управлению транзакциями и др.

Корпоративные сети

Сеть объединяет несколько рабочих станций и различные типы серверов: сервер БД, сервер приложений (бизнес-логики), сервер представлений (презентации), сервер факс-модем, сервер печати, прокси-сервер, шлюз межкорпоративных связей и др.

Специализация серверов и открытость архитектуры КИС обеспечи­вают высокую производительность обработки транзакций, возможность оперативной замены серверов, оптимизацию расхода вычислительных ресурсов и т. п.

Сервис-ориентированная архитектура приложений (Services-oriented architecture – SOA)

Приложения функционируют как распре­деленные в сети Интернет или корпоративной сети Интранет. Это позволяет использовать режимы удаленного доступа к ресурсам, объединять ресурсы разных пользователей, передавать определенные функции на аутсорсинг.

Системы поддержки принятия решений (Decision Support System – DSS), применение методов интеллектуального анализа данных (извлечение знаний из информации – Data mining, интеллектуальный анализ бизнеса – Business Intelligence и др.).

Интеграция предприятий с внешней средой

Процессы в КИС реализованы в виде потоков бизнес-операций обра­ботки бизнес-объектов, содержащих: ядро – данные (свойства) объекта; бизнес-логику объекта – набор правил и ограничений (методы обработки объекта); интерфейс – независимое от платформы описание бизнес-объекта для его применения во внешних информационных системах. Для бизнес-объекта применяются разнообразные технологии доступа: компонентная модель объектов – COM (Component Object Model), распределенная компонентная модель объектов – DCOM (Distributed СОМ), удаленный вызов процедур (функций и методов обработки объ­екта) – RFC (Remote Function Call) и др. Интерфейс программирования бизнес-приложений BAPI (Business Application Program Interface) обеспе­чивает обработку бизнес-объектов, создание библиотек классов объектов и связанных с ними методов обработки.

Представленный небольшой обзор инструментальных средств информационного обеспечения стратегического менеджмента [3] не охватывает все многообразие существующих продуктов, автоматизирующих данную область [4]. Эффективное использование этих средств обусловлено профессиональной подготовкой людей, принимающих решения. Подготовкой таких людей должны заниматься организации профессионального образования, работающие в координации с реальной потребностью экономики [5]. Сам процесс образования также трансформируется под влиянием существующих информационных средств [6].

В связи с недостаточной информационной компетентностью новых сотрудников организации в системе ее управления большое внимание должно быть уделено формированию эффективного механизма управления компетенциями [7–9].

Управление организацией постоянно опирается на инновации технического, технологического, организационного и инфраструктурного плана [10]. При этом само управление должно быть инновационным как по сути, так и инструментально [11].