Информационное обеспечение управления является основой процессов принятия решений в организации. Для автоматизации процессов получения, обработки, передачи, накопления и использования информации в стратегическом менеджменте наработано множество инструментальных средств.
Классификация инструментальных средств
Инструментальные средства, применяемые в управлении организацией, можно делить на классы в зависимости [1]:
- от принадлежности к определенным этапам жизненного цикла стратегии – разработки, эксплуатации, замены;
- массовости использования – типовые решения различного уровня общности и оригинальные продукты программного обеспечения;
- охвата этапов процесса стратегического планирования и управления – локальные (отдельные этапы) и комплексные инструментальные средства;
- методологии проектирования бизнес-процессов и технологий – структурный анализ и проектирование (Structured Analysis and Design Technique – SADT), объектно-ориентированное программирование и проектирование (Object Oriented Program and Project – OOPP);
- степени универсальности инструментальных средств.
Жизненный цикл стратегического менеджмента и информационных технологий его поддержки можно условно разбить на четыре этапа: анализ, проектирование, внедрение, эксплуатация.
Сформировался специализированный класс инструментальных средств под общим названием CASE (Computer Added System Engineering) – средства компьютерного проектирования, или CASE-технологии, которые также можно разделить на подклассы инструментальных средств поддержки жизненного цикла объекта проектирования:
- программное обеспечение (спецификация требований, алгоритмизация и программирование, отладка, документирование);
- база данных (моделирование данных, проектирование логической и физической модели базы данных, разработка технологии создания и администрирования базы данных);
- информационная система (анализ, моделирование и реализация бизнес‑процессов и информационных технологий управления).
При проектировании информационных технологий для системы управления бизнес-процессами (Business-Process Management – ВРМ) большое значение имеет предварительное бизнес-моделирование, идентификация основных (ключевых) бизнес-процессов, их формализованное описание, анализ и моделирование эффективной реализации.
Корпоративные информационные системы
Стратегическое планирование и управление в организации поддерживается корпоративными информационными системами (КИС).
Мировой опыт внедрения КИС показывает, что вариант адаптации тиражных программных продуктов КИС минимизирует совокупную стоимость владения и обеспечивает гарантированный уровень качества проектных решений.
Коробочные программные продукты КИС имеют специальные настройки для предметных областей – отраслей народного хозяйства (отраслевые решения), определенного типа предприятий и организаций (банки, промышленные предприятия, корпорации, предприятия транспорта, связи, социальной сферы и т. п.). Практически все коробочные КИС построены по модульному принципу, что позволяет реализовать модульный подход к созданию КИС.
Разработка и эксплуатация КИС, имеющей модульную структуру, позволяют обеспечить внедрение или модернизацию отдельных функциональных модулей при сохранении работоспособности ядра КИС. Функциональную полноту КИС можно выразить как сумму ядра КИС и набора функциональных модулей.
Функциональные модули КИС поддерживают стандартные интерфейсы взаимодействия с базой данных (БД) и другими функциональными модулями. Корпоративные информационные системы имеют следующие общие свойства:
- поддержка стандартов управления;
- масштабирование КИС;
- корпоративные сетевые коммуникации;
- многоплатформенность технологий;
- специальные корпоративные информационные технологии;
- интеграция предприятий с внешней средой;
- обеспечение высокого качества информации;
- надежность и защищенность КИС.
Бизнес-моделирование КИС
Бизнес-процессы КИС обладают масштабом выполняемых функций, сложной организацией взаимодействия компонентов – процедур управления (действий). Для обеспечения эффективности бизнес-процессов осуществляется их реинжиниринг (Business Process Reengineering – BPR), который основан на описании, анализе, моделировании и проектировании. Идея BPR принадлежит М. Хаммеру (1992 г.), который выдвинул ряд принципов [2]:
- организация работы вокруг желаемого результата вместо решения разрозненных задач;
- передача контроля и принятия решений (в том числе и всей сопутствующей информации) в руки исполнителей;
- назначение заинтересованных лиц исполнителями;
- централизация информации о процессах.
Важнейшим результатом BPR является ориентированный на процессы подход к бизнесу. Проведение BPR основано на методологии реинжиниринга, которая включает в себя следующие этапы:
- стратегическое планирование BPR;
- идентификация всех бизнес-процессов;
- отбор бизнес-процессов для ВPR;
- создание карт бизнес-процессов (карт потока рабочих процессов, структуры сбоев в потоках рабочих процессов);
- анализ значительных улучшений бизнес-процессов;
- новаторские улучшения бизнес-процессов;
- внедрение бизнес-процессов, прошедших BPR;
- измерение эффективности бизнес-процессов, прошедших BPR.
Среди наиболее популярных инструментальных средств описания и моделирования бизнес-процессов – AllFusion Modeler (ERWin Data Modeler, BPWin Process Modeler), ARIS, Rational Rose, Casewise и др. Эти средства поддерживают большинство стандартов графического представления бизнес-процессов и структур баз данных:
- IDEF0 (функциональная декомпозиция бизнес-процесса);
- IDEF3 (динамическое соответствие процедур обработки);
- DFD (диаграммы потоков данных для разработки схемы документооборота, выбора мест хранения данных);
- IDEF1X (представление структуры данных реляционной БД) и др.
В последнее время широко применяется объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем, универсальный язык моделирования UML (Universal Modeling Language). На основе этого языка реализуется решение задач по гарантированной доставке сообщений, шифрованию и обеспечению безопасности, управлению транзакциями и др.
Корпоративные сети
Сеть объединяет несколько рабочих станций и различные типы серверов: сервер БД, сервер приложений (бизнес-логики), сервер представлений (презентации), сервер факс-модем, сервер печати, прокси-сервер, шлюз межкорпоративных связей и др.
Специализация серверов и открытость архитектуры КИС обеспечивают высокую производительность обработки транзакций, возможность оперативной замены серверов, оптимизацию расхода вычислительных ресурсов и т. п.
Сервис-ориентированная архитектура приложений (Services-oriented architecture – SOA)
Приложения функционируют как распределенные в сети Интернет или корпоративной сети Интранет. Это позволяет использовать режимы удаленного доступа к ресурсам, объединять ресурсы разных пользователей, передавать определенные функции на аутсорсинг.
Системы поддержки принятия решений (Decision Support System – DSS), применение методов интеллектуального анализа данных (извлечение знаний из информации – Data mining, интеллектуальный анализ бизнеса – Business Intelligence и др.).
Интеграция предприятий с внешней средой
Процессы в КИС реализованы в виде потоков бизнес-операций обработки бизнес-объектов, содержащих: ядро – данные (свойства) объекта; бизнес-логику объекта – набор правил и ограничений (методы обработки объекта); интерфейс – независимое от платформы описание бизнес-объекта для его применения во внешних информационных системах. Для бизнес-объекта применяются разнообразные технологии доступа: компонентная модель объектов – COM (Component Object Model), распределенная компонентная модель объектов – DCOM (Distributed СОМ), удаленный вызов процедур (функций и методов обработки объекта) – RFC (Remote Function Call) и др. Интерфейс программирования бизнес-приложений BAPI (Business Application Program Interface) обеспечивает обработку бизнес-объектов, создание библиотек классов объектов и связанных с ними методов обработки.
Представленный небольшой обзор инструментальных средств информационного обеспечения стратегического менеджмента [3] не охватывает все многообразие существующих продуктов, автоматизирующих данную область [4]. Эффективное использование этих средств обусловлено профессиональной подготовкой людей, принимающих решения. Подготовкой таких людей должны заниматься организации профессионального образования, работающие в координации с реальной потребностью экономики [5]. Сам процесс образования также трансформируется под влиянием существующих информационных средств [6].
В связи с недостаточной информационной компетентностью новых сотрудников организации в системе ее управления большое внимание должно быть уделено формированию эффективного механизма управления компетенциями [7–9].
Управление организацией постоянно опирается на инновации технического, технологического, организационного и инфраструктурного плана [10]. При этом само управление должно быть инновационным как по сути, так и инструментально [11].