Интеллектуальный потенциал региона – это совокупность умственных, профессиональных, морально-психологических ресурсов, используемых для обеспечения социально-экономической, научно-образовательной, культурной жизнедеятельности населения. Измерение интеллектуального потенциала субъектов жизнедеятельности (профессиональных сообществ, властных структур, системы образования и научных организаций, общественных объединений) позволяет оценить степень их готовности к решению сложных задач, обеспечивающих эффективное развитие региона, показывает способность к творческому созданию новых технологий. В структуре интеллектуального потенциала выделяют следующие компоненты: научно-технический потенциал; инновационный потенциал; кадровый потенциал; технологический потенциал; культурный потенциал; образовательный потенциал; морально-психологический потенциал [1].
Консолидированные представления субъектов жизнедеятельности об уровне развития интеллектуального потенциала региона составляют его репутацию. Репутация региона – это общественное мнение о производственно-технологических, экономических, образовательных, природных возможностях территории, мнения об условиях реализации возможностей, уровне социального, научного, культурно-нравственного развития, эффективности управления. Надежная репутация региона обеспечивает ему стабильное положение, гарантирует приток кадровых ресурсов, инвестиций. Под репутационными рисками понимаются отрицательные результаты жизнедеятельности (политической, производственной, экономической, экологической, образовательной, культурной), подрывающие доверие населения, инвесторов к интеллектуальным ресурсам данного региона, к перспективам его развития [2, 3].
Одним из ярких индикаторов интеллектуального потенциала региона является коэффициент изобретательской активности – количество патентных заявок на изобретения на 10 тыс. человек. В 2014 г. такой коэффициент, по данным Роспатента, в Северо-Кавказском федеральном округе составил всего 0,71 (для сравнения: в УФО – 0,91; ДФО – 0,95; ЮФО – 1,12; СФО – 1,13; ПФО – 1,36; СЗФО – 1,57; ЦФО – 3,0) [4]. Хорошим примером высокого уровня развития интеллектуального потенциала может служить Томская область, которая занимает первое место по коэффициенту изобретательской активности среди регионов-участников Ассоциации инновационных регионов России с показателем 5,36. Кроме того, Томская область занимает второе место по доле персонала, занятого научными исследованиями и разработками, четвертое – по инновационной активности организаций. В качестве мер поддержки областной властью инновационной деятельности, доказавшей свою эффективность, выступают субсидии в форме грантов и именных стипендий, конкурсы инновационных предпринимательских проектов. «Мы продолжим поддерживать инновационные компании, – отметил заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Михаил Сонькин. – Мы хотим, чтобы продукция томичей стала брендом, и ее знали не только в России, но и за рубежом, потенциал у нас для этого есть» [5]. Наличие такого потенциала подтверждается и тем, что диплом Томского политехнического университета, имеющего статус национального исследовательского, позволяет 95% выпускников найти престижную работу по специальности.
Низкий коэффициент изобретательской активности – признак неразвитости научной, научно-внедренческой инфраструктуры, создание которой требует значительных интеллектуальных ресурсов. Снижение интеллектуальной привлекательности ведет к усилению внутренней миграции – оттоку высококвалифицированных специалистов из региона. Для ученых и высококвалифицированных специалистов весьма значимым фактором является наличие возможностей для реализации своего творческого и научного потенциала. Уезжают, как правило, по следующим причинам: недостаточное финансирование науки, неудовлетворительность материально-технического обеспечения научных исследований, невостребованность научных достижений по причине неразвитости инновационных технологий, низкий уровень материальной и моральной оценки труда ученых.
Одаренная молодежь стремится уехать уже по окончании школы. Не только победители олимпиад, но и многие другие способные ребята, как правило, ориентированы на дальнейшую учебу в Москве или Санкт-Петербурге. На протяжении десятилетий происходит отток интеллектуалов из дотационных регионов. На научном языке такая утечка умов называется академической мобильностью. Чем выше уровень профессиональной, научной подготовки студента (аспиранта), тем больше его желание уехать в другой регион для продолжения своей деятельности. В настоящее время таланты уезжают не только в столицы, но и в престижные региональные вузы, которые по мощности образовательных центров и научных школ не уступают столичным. Территориями-лидерами по притоку дипломников олимпиад, помимо Москвы и Петербурга, стали ДФО, УФО, СЗФО. Например, Дальневосточный федеральный округ в 2011 г. был одним из первых по оттоку дипломников олимпиад (их уезжало из региона 40%). В настоящее время дальневосточные вузы находятся в лидерах по привлечению талантливой молодёжи. Уже в 2013 г. количество победителей олимпиад, зачисленных в вузы ДФО, увеличилось в двенадцать раз.
Те талантливые выпускники школ, которые сделали правильный выбор специальности и получили хорошие условия для дальнейшего развития, как правило, домой уже не возвращаются.
Рассмотрим структуру характеристики интеллектуального потенциала региона на примере Ставропольского края. По оценке сопредседателя краевого отделения партии «Опоры России» П. Мрвалевича, «пока условий для массового внедрения инноваций в крае нет. При регистрации изобретений вводятся административные барьеры» [6]. В итоге в Ставропольском крае коэффициент изобретательской активности в 2014 г. составил 0,67. Тенденция к снижению началась с 2011 г. (2010 – 0,97; 2011 – 0,83; 2012 – 0,79; 2013 – 0,70).
Несмотря на отток талантливой молодежи, в Ставрополе очень велика концентрация молодежи, следствием которой является нездоровая конкуренция. По причинам коррупции, кумовства и протекционизма рабочие места далеко не всегда достаются самым достойным претендентам. Способному молодому специалисту хорошую работу легче найти в другом регионе. В результате «перекачивания интеллектуального капитала» дотационные регионы несут значительные потери в своем интеллектуальном потенциале, что особенно остро проявляется при формировании кадровых ресурсов.
Могут возразить: «О какой такой “утечке умов” вы говорите? Ставропольская администрация на месте. Городская дума на месте, некоторые депутаты даже имеют ученые степени и звания!» Оценить уровень интеллектуального развития – дело сложное. Чтобы заниматься благоустройством города, организовать работу коммунальных служб, не обязательно иметь интеллект на уровне победителей федерального этапа предметной олимпиады. И всё же людям, пришедшим во власть и взявшим на себя ответственность за настоящее и будущее, необходимы лидерские способности, чтобы видеть проблемы и находить инновационные подходы к их решению, разрабатывать реальные проекты развития региона. По этим причинам приоритетной региональной проблемой является не только подготовка кадров, способных разрабатывать и внедрять инновационные проекты, но и их закрепление в регионе.
Эффективная реализация интеллектуального потенциала определяется эффективностью политического и административного менеджмента, наличием необходимых компетенций у субъектов управления. Компетенции сотрудников администрации и других органов управления –это их образование, квалификация, знания, опыт, умения и навыки, способность действовать в разнообразных ситуациях, творческие способности, моральные ценности и отношение к работе. От того, насколько совершенны методы управления, насколько квалифицированы управленческие кадры, эффективно осуществляется управление развитием региона, зависит уровень и качество жизни его жителей.
Критерии оценки уровня компетентностного развития управленческого персонала целесообразно связывать с результатами деятельности управленцев. Важно обратить внимание на интеллектуальную составляющую тех решений, которые предлагаются властью. Например, для покрытия дефицита бюджета в 2013 г. был повышен страховой сбор: в результате малый бизнес ушел в тень. В настоящее время также готовится повышение налога на средний и малый бизнес. Предлагается ввести курортный сбор для отдыхающих. Кадастровая переоценка земель и зданий, по свидетельству предпринимателей, оказалась абсолютно неадекватной (впустую было потрачено несколько десятков миллионов рублей). Ставропольская администрация предложила школьникам разрабатывать проекты борьбы с автомобильными пробками на дорогах. Кратно увеличились расходы на пропаганду, что является прямым следствием репутационных потерь. Почти миллиард рублей идет на содержание аппарата правительства края. Ставрополье входит в пятерку регионов с самым большим аппаратом парламентов. Обращает на себя внимание очень низкая интеллектуальная ёмкость принимаемых решений, организационных мер, стремление управленцев применять простые способы для решения сложных проблем.
Важными факторами, влияющими на имидж региона, являются причины социальные: кризис региональной власти и неверие в возможность формирования гражданского общества, нарушение прав человека, обострение межнациональных отношений [7]. Особенно значимы для оценки интеллектуального потенциала региона, его имиджа моральные качества сотрудников администрации, например их подверженность коррупции. Кризис власти на Ставрополье достиг своего предела. Это подтверждается на самом высоком государственном уровне. «Коррупция в Ставропольском крае, по оценке спикера Совета Федерации В. Матвиенко, пронизала все сферы… До тех пор, пока не будет конкретного общественного контроля за действиями властей, за действиями местных депутатов, власть будет безнаказанно принимать те решения, которые не в интересах населения» [8].
В чем причины кризиса? Где его корни? Как найти пути выхода? Одна из причин кризиса – социально-экономические особенности Ставрополья как преимущественно сельскохозяйственного региона. Это и низкий, в сравнении с продвинутыми регионами, уровень промышленного производства, что снижает потребности в инновационных технологиях, недостаточность научного потенциала, ограниченность базы высококвалифицированных кадров.
Для преодоления кризиса необходим поиск интеллектуально ёмких инструментов, повышающих эффективность менеджмента. В Инвестиционном послании губернатор Ставропольского края В. В. Владимиров заявляет: «Сегодня мы работаем и ищем новые пути развития в очень непростой ситуации. Чтобы достичь успеха, мы должны действовать нестандартно. И мы будем делать всё от нас зависящее, чтобы для инвесторов, которые уже ведут дело в нашем регионе или в будущем примут решение развивать на Ставрополье свой бизнес, были созданы самые лучшие условия» [9].
Привлечение инвестиций – важный критерий эффективности управленческой деятельности. При этом следует осознавать, какой интеллектуальный потенциал нужно иметь в крае, чтобы привлечь инвестиции, определить приоритетные направления для вложения средств. Авторитетные источники сообщают о положительной тенденции привлечения инвестиций в экономику Ставрополья. Если, например, в 2010 г. инвестиции в основной капитал составили 88,6 млрд руб., то в 2014 г. – уже 143 млрд руб. Куда были направлены средства? На строительство тепличных комплексов для выращивания овощей и развитие интенсивного растениеводства с использованием орошения, возведение автосборочного завода, расширение производства сапфировых пластин для выпуска светодиодов, смартфонов, на выпуск упаковки для аэрозолей, на строительство и введение в эксплуатацию завода по выпуску кирпича. Ведутся реконструкция и строительство объектов образования и здравоохранения. Продолжаются переговоры о привлечении иностранного капитала для строительства завода по производству семян подсолнечника, предприятия по выпуску лакокрасочных материалов [10]. Однако сегодняшние реалии пока ещё весьма скромны. Богатый по своему потенциалу край характеризуется неэффективностью трат казенных средств, непрозрачностью предоставления налоговых льгот. При этом такое богатство края, как минеральная вода, природные источники, – на грани исчезновения. Ставрополю, по оценке первого вице-премьера правительства И. Ковалёва, грозит коммунальный коллапс: плотность застройки в краевом центре в несколько раз превышает градостроительные нормы, город задушен автомобильным транспортом, не выдерживают напряжения электросети и водоканал, уничтожаются памятники архитектуры, культурно-исторические и природные ландшафты.
Насколько соответствует интеллектуальный потенциал местной элиты поставленным губернатором задачам? Примеры для сравнения найти нетрудно. Ростовская фирма по производству мяса птицы «Евродон» имеет все основания стать в нынешнем году крупнейшей и самой современной в мире. В Воронежской области холдинг «КВД групп» строит кондитерский комбинат (вложение – 16 млрд руб.). В Псковской области открылся завод «Судома» по глубокой переработке древесины (инвестиции – 1,8 млрд руб.). В Калужской области в индустриальном парке «Ворсино» открыт фармацевтический завод (вложение – 10 млрд руб.). В Мордовии запущена первая очередь мясоперерабатывающего комплекса (затрачено 3 млрд руб.). В деревне Чернецкое Вологодской области начала работать сверхсовременная молочная ферма-робот. Всего появятся 15 таких ферм (затраты – 3 млрд руб.). В Липецкой области только что сдан крупнейший в Европе инкубатор (вложено 3,5 млрд руб.). В Тюмени реконструируется птицефабрика (4 млрд руб.), причем деньги вкладывают не только крупные агрохолдинги, но в первую очередь индивидуальные инвесторы. Почему вкладывают? Вероятно, потому, что инвесторы верят в интеллектуальный потенциал тех, кто сможет реализовать их вложения [11].
Где тот рубеж, ниже которого инвесторы отказываются вести дело в интеллектуально неблагоприятной среде? Вот пример такой недостаточности, которая становится опасной для социально-экономической стабильности края. По оценкам предпринимателей, на Ставрополье промышленники, работающие на импортозамещение, не могут получить господдержку. Вместо того чтобы помочь бизнесу, отчисляющему немалые налоги в местные бюджеты, чиновники предпочитают помогать успешным предприятиям, а средними и малыми занимаются крайне недостаточно. «Власть могла бы помочь хотя бы административным ресурсом, – предлагают местные бизнесмены. – Ведь мы в состоянии отчислять в бюджет огромные налоги. Если бы краевое правительство приняло решение не закупать за границей или в других регионах востребованную продукцию, а отдать заказы местным производителям, тогда и налоги остались бы в регионе. Но чиновникам это почему-то не интересно» [12]. В то же время проявляется интерес противоположного свойства: официально каждый четвертый предприниматель сегодня находится под давлением контрольно‑надзорных органов (неофициально – каждый второй). По данным экспертов, государство и бизнес теряют до 1,8% ВВП из-за проведения контрольно-надзорных мероприятий. Ликвидация излишнего надзора и коррупции позволит бизнесу сократить издержки примерно на 20%. Отмечается также возросшее число жалоб предпринимателей на незаконное уголовное преследование. Практически 100% получателей господдержки проверяются со стороны органов МВД. Известны случаи, когда проверяющие приходят контролировать целевое расходование средств, выделенных в качестве грантов, а деньги ещё не были перечислены на счет предпринимателя. Почему так спешат? Либо потому, что, как говорится, «очень кушать хочется», либо торопятся опередить конкурентов – другие проверяющие инстанции. В настоящее время 11 структур исполнительной власти края осуществляют 33 контрольно‑надзорные функции. Иногда одного и того же предпринимателя проверяют несколько раз в год. В результате люди боятся открывать свое дело, компании, владельцев которых преследуют, закрываются, бюджет теряет налоги. По данным налоговой службы, за последние два года количество индивидуальных предпринимателей на Ставрополье сократилось на десять тысяч. При этом за воспрепятствование предпринимательской деятельности никто ответственности не несет [13]. Это уже не только репутационный кризис, но и угроза социально-экономической безопасности региона. Чиновники, отмечают средства массовой информации, до сих пор не составили перечень импортозамещающей продукции, которую могут выпускать местные производства, и востребованные заказы уходят к другим. В то же время ставропольские активисты Общероссийского народного фронта за два года нашли в крае около двухсот сомнительных госзакупок. Совокупный долг Ставропольского края составляет 37 млрд руб. В то же время Ставрополь входит в число пятидесяти городов, где имеются самые дорогие марки автомобилей. Проведение властными структурами подобной недальновидной политики неизбежно ведет к потере позитивного имиджа региона.
Другой инструмент развития, повышения интеллектуального потенциала региона – создание технопарков. В крае работают одиннадцать региональных индустриальных парков, на площадках которых ведет деятельность 21 резидент. Однако их инновационный эффект весьма низкий: на протяжении нескольких лет они не могут остановить постоянно растущий дефицит краевого бюджета. Наши партнеры из Белоруссии, например, смогли создать Парк высоких технологий, который оперирует сотнями миллионов долларов. В 2014 г. десять резидентов Парка выплатили в бюджет республики около сорока миллионов долларов прямых налогов. Ещё к этому надо добавить около ста миллионов долларов других налогов от деятельности, которые уплачивает конечный пользователь. В прошлом кризисном году Парк получил заказов на миллиард долларов. В Парке работают 22 тысячи человек. Рабочее место большинства программистов – дома, за компьютером. За прошедший год они заработали 800 миллионов долларов. При этом речь идет о чистой прибыли, в отличие от традиционных отраслей промышленности [14].
Другой пример. В Астраханской области зарегистрированы и работают 235 инновационных компаний. Астраханская область стала лидером по инновационным разработкам и их внедрению в производство. В Астрахани прошел Прикаспийский технический форум, собравший бизнесменов, экспертов и ученых не только из регионов России, но и из соседних стран: Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркмении. Таким образом регион заявил о себе как об одном из новых российских центров инноваций наряду с Москвой, Санкт-Петербургом. Екатеринбургом, Нижним Новгородом. Благодаря своему интеллектуальному потенциалу этот регион может стать, отмечают СМИ, воротами в российский мир высоких технологий. Как получилось, что именно в Астраханской области появился целый ряд действительно оригинальных проектов? Ответ на этот вопрос дает губернатор области Александр Жилкин: «Мне удалось сформировать большую команду, не только чиновников – людей, умеющих думать, рисковать в экономике, социальной сфере, науке» [15]. В результате успехи достигнуты не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве: регион отправляет продукцию в Ирак, Иран, Пакистан. Основания для будущих достижений закладывались с 2008 г., когда малые инновационные предприятия начали создавать в Астраханской области на базе институтов, колледжей, чтобы отслеживать различные технологии, когда власть стала помогать их разработчикам. Предприятия области активно включились в госпрограмму «Содействие развитию инновационного предпринимательства». Астраханская компания по производству сварочных аппаратов – удачный пример соединения науки и производства: воплотили чистую идею в интеллектуальный продукт, открыли свои офисы в Петербурге (где разместили основное производство), Москве. При этом основатели называют себя астраханцами и место жительства менять не намерены. О воспитании кадров также подумали заранее. Регулярным стало проведение форумов и фестивалей молодых ученых. Четыре года назад в Астрахани был создан школьный технопарк, руководитель которого десять лет работал в США, преподавал в Силиконовой долине.
В заключение сопоставительного и контрастирующего сравнения отметим, что коэффициент изобретательской активности, по данным Роспатента, в 2014 г. в Астраханской области составлял 0,77 (2010 – 1,02; 2011 – 0,83; 2012 – 0,92; 2013 – 0,87). Из этого следует, что и в случае невысокой изобретательской активности значительного успеха, позитивного имиджа можно достичь за счет умного распоряжения человеческим капиталом, имеющимися в регионе ресурсами.
Какие меры могут способствовать не только сохранению, но и усилению интеллектуального потенциала региона?
Первое. Человеческий капитал может быть эффективно реализован в контексте стратегического развития региона. В ситуации социально-экономических трансформаций необходимо создание условий для повышения значимости человеческого капитала – повышения роли, влияния умных и образованных людей, особенно во властных структурах. Задача эта ориентирует органы власти, институты гражданского общества, вузы, учреждения культуры на разработку программы усиления интеллектуального потенциала региона, на поиск субъектов, способных к её реализации.
Второе. Граждане приобретают уверенность в своем праве влиять на власть. Они хотят перемен к лучшему, критикуют государственные институты за бездействие или недальновидность. Важно, чтобы представительная демократия была дополнена «демократией участия», при которой все решения, затрагивающие интересы тех или иных групп населения региона, принимались только при их непосредственном участии. Самодеятельным и саморегулирующимся организациям граждан необходимо передать ряд важных функций в системе местного самоуправления.
Третье. Для регионов особенно актуальной является проблема отбора перспективных управленческих кадров. В соответствии с программой «Молодежь России» необходимо не менее чем на 50% увеличить долю молодежи в органах власти разного уровня и местного самоуправления. В реальных условиях формирование кадрового резерва нередко носит формальный характер и выглядит как дань моде. Как правило, отбирают «своих». В итоге на ключевые посты приходят некомпетентные, неспособные к креативным решениям управленцы, чья активность в основном сосредоточена на достижении личных интересов. Всё это приводит к застою в системе власти и последующему её загниванию, что чревато неминуемым репутационным кризисом. Улучшению селективного механизма отбора перспективных молодых кадров, заявляющих свои притязания на управленческую карьеру, должны способствовать региональные вузы, общественные организации и движения, профессиональные сообщества, обладающие достаточными возможностями для выявления достойных претендентов на менеджерские должности, формирования реального кадрового резерва.
Четвертое – работа с одаренной молодежью. Развитие интеллектуального потенциала представляет собой сложный и длительный процесс, который начинается с отбора и подготовки одаренных детей, создания условий для их поддержки, формирования мотивации к реализации способностей в родном отечестве, крае, городе. Будущих изобретателей необходимо готовить ещё в школе, в системе дополнительного образования. Проблема поддержки талантливых детей постоянно находится в центре внимания государства, общественности. Минобрнауки разработало проект постановления правительства РФ «О выявлении одаренных детей», согласно которому в России должен появиться реестр одаренных детей. Детей, имеющих опережающее развитие, надо выявить, посчитать, чтобы оказать адресную поддержку, проследить их дальнейший жизненный путь. В проекте постановления определяются критерии, порядок отбора одаренных детей, их сопровождения, мониторинга дальнейшего развития. Оказывать талантам поддержку с ранних лет, создать условия для получения ими соответствующего образования, впоследствии помочь с трудоустройством, чтобы получить результаты, во много раз окупающие затраты, – дело стоящее. При этом важно иметь в виду, что в системе дополнительного образования научно-техническим творчеством занимаются только 4% детей. Это крайне мало. Между тем российская экономика и промышленность нуждаются в квалифицированных инженерных кадрах, ученых и технологах. Вот почему по всей России развернулось движение по созданию детских технопарков.
Основная нагрузка по отбору кандидатов для включения в федеральный реестр ляжет на плечи местной власти, которая должна обеспечить создание региональных отборочных комиссий, а также разработать перечень конкурсов, которые впоследствии будут учитываться в критериях одаренности.
И последнее. В контексте рассматриваемой проблемы будет уместным привести высказывание классика мировой литературы И. Гёте: «Умные и лишенные ума безвредны. Опасны полуглупые и полуумные». В недалеком будущем грядут выборы, однако оснований для оптимистических ожиданий недостаточно: слишком велика вероятность, что в местную власть вновь придут люди, представляющие опасность для избирателей. Опасны они ещё и потому, что плохо понимают, что их неадекватные властные амбиции, неуемная корысть приведут к потере электората, к лишению преференций, мандатов, возможностей, к развалу организации, которую они строили.