Full text

Переход высшего образования в России на многоуровневую систему подготовки предполагает изменение содержания подготовки студентов [1].

Эти изменения нашли отражение в образовательных стандартах третьего поколения, в основу которых положен компетентностный подход. Он ориентирует участников образовательного процесса на формирование качеств личности, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Подготовка выпускников вузов к научно-исследовательской деятельности становится одним из важных элементов профессиональной подготовки [2]. В современных условиях знакомство с навыками научно-исследовательской работы для некоторых юношей и девушек происходит уже в школе. Обучение в вузе на уровне бакалавриата предполагает, что студенты получат представление о научно-исследовательской деятельности, участвуя в работе студенческих научных кружков. Участие магистрантов и аспирантов в научно-иссле­довательской деятельности является обязательным условием обучения на данных ступенях. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов выпускники магистратуры и аспирантуры помимо решения специфических профессиональных задач должны быть способны вести научно-исследовательскую работу [3].

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности находит свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – обязательная, органически неотъемлемая часть подготовки специалистов высшего профессионального образования. Это одна из основных задач университета, которая решается на базе единства учебного и научного процессов [4].

Научно-исследовательская деятельность студентов вуза – это применение студентами приемов научных методов познания. Эта деятельность направлена на объяснение экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, доказательство закономерных связей и отношений. Научно-ис­следовательская деятельность студентов осуществляется под руководством преподавателей, она дает возможность активно овладевать знаниями, развивать исследовательские умения и способности [5]. 

М. И. Колдина определяет научно-исследовательскую деятельность студентов как познавательную активность, «направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды и их применение для достижения практических целей» [6].

НИРС направлена на решение задач развития у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам. Это предполагает формирование личностных и профессиональных качеств, необходимых для того, чтобы вести самостоятельный поиск информации, использовать научные методы, организовывать исследовательскую работу.

Участие в научно-исследовательской работе дает возможность практического применения знаний. Этот вид деятельности выполняет акмеологическую функцию, формируя стремление к самосовершенствованию и самообразованию. Научно-ис­следовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой. НИРС носит также учебно-воспитательный характер, что делает образовательный процесс целостным и законченным [7]. 

Организация НИРС ставит задачу повышения конкурентоспособности выпускника вуза. Развитие у студентов навыков исследовательской работы призвано формировать сознательное, творческое отношение к труду, стремление к самосовершенствованию в профессии. Исследовательские способности выпускника, приобретенные им в ходе подготовки в вузе, дают возможность опережать предъявляемые ему работодателем требования и быть востребованным на рынке труда.

Несмотря на то что в образовательных стандартах декларируется необходимость формирования магистранта или аспиранта как самостоятельного исследователя, в практической жизни оно трудно реализуемо.

Основной движущей силой методики развития научно-исследовательской деятельности студентов вуза являются разнообразные противоречия. В первую очередь это противоречие между необходимым для решения научно-исследовательской задачи уровнем знаний, умений, навыков, способов действий, личностных свойств и качеств студента и их реальным состоянием [5]. Эффективность научно-исследова­тельской работы студентов во многом зависит от внутренней мотивации к получению новых знаний, от заинтересованности наукой, от способностей и таланта.

С целью изучения отношения студентов Тольяттинского государственного университета к научно-исследовательской работе было проведен опрос обучающихся по гуманитарным и техническим специальностям. Выборка в объеме 100 человек. Тип выборки – целевая, где единицами отбора выступали студенты Тольяттинского государственного университета. Респонденты распределялись по ряду критериев: специализация (студенты технических и гуманитарных профессий в равных соотношениях), пол, курс обучения.

В результате исследования было установлено, что лишь 46% студентов принимают участие в научно-исследовательской деятельности. Таким образом, 54% участников опроса не занимаются НИРС. Подобное распределение характерно как для студентов I–II курсов, так и для студентов III–IV курсов. Для участников НИРС характерны более высокие результаты успеваемости. Среди них 65% опрошенных имеют высокие показатели успеваемости, а среди тех, кто не участвует в НИРС, – только 43%. В составе участников НИРС больше девушек, чем юношей.

Студенты гуманитарного профиля обучения чаще склонны к участию в научно‑исследовательской деятельности, нежели студенты технических профессий. Вероятно, это объясняется тем, что для проведения исследований в гуманитарной сфере нужно меньше затрат и оборудования, чем в технической.

В ходе исследования мы установили, какими навыками научно-исследова­тельской работы владеют студенты по шкале: «владею хорошо» – «имею некоторые навыки» – «не владею».

41% студентов отметил, что хорошо владеет подбором и анализом теоретического материала. Сравнивая полученные показатели по двум группам (технические и гуманитарные специальности), мы получили, что гуманитарии больше готовы к подготовке научных публикаций (20%), нежели студенты технических специальностей (8%).

Проведением же расчетов больше владеют студенты технического профиля обучения (32%), чем студенты-гуманитарии (6%).

Результаты опроса показывают, что навыки исследовательской работы лучше сформированы на уровне теории. Практическими навыками проведения исследований владеет менее пятой части участников опроса.

С помощью номинальной шкалы мы установили, что наиболее часто студенты участвуют в следующих научных мероприятиях. Больше половины студентов принимают участие в олимпиадах и конференциях. В качестве участников на конференциях выступает примерно треть опрошенных. В выставках участвует четвертая часть участников опроса. Публикации по результатам исследования имеют 17% опрошенных. В конкурсе научных работ участвовали 16% участников анкетирования. Принимали участие в работах с грантовой поддержкой 8% респондентов. Таким образом, активными участниками научных мероприятий, которые могут предъявить результаты своих исследований, является только треть опрошенных. Больше половины респондентов выступают в роли наблюдателей. 16% респондентов отметили, что не принимали участие ни в одном научном мероприятии.

Овладение навыками научно-исследовательской работы вызывает у студентов ряд трудностей. Результаты многих научных исследований показывают, что подавляющее число опрошенных студентов (более 90%) испытывают значительные затруднения при организации научно-исследовательской деятельности; 84% респондентов считают, что в вузе создано недостаточно условий для стимулирования мотивации студентов к занятию научно-исследовательской деятельностью. Как выяснилось, 75,4% студентов имеют низкий уровень готовности к научно-исследователь­ской деятельности, 16,2% – средний и всего 8,4% – высокий [8].

По нашему мнению, данные трудности связаны с неопределенностью статуса, направлений и целей научно-исследовательской работы студентов. Далеко не все преподаватели и студенты воспринимают научную работу как самостоятельный вид деятельности. Существует тенденция к рассмотрению научно-исследовательской работы студентов как разновидности учебной деятельности. Между тем учебная деятельность и научная работа имеют ряд отличительных черт.

Различия прослеживаются, в частности, в структуре этих видов деятельности. В процессе реализации научно-исследовательской деятельности ученые выделяют четыре основных этапа. На ориентировочном этапе происходит выбор правил и методов деятельности в соответствии с поставленными целями. Преобразование объекта или ситуации, достижение заданного целью результата происходит на исполнительном этапе. На контрольном этапе осуществляется сравнение результата и цели. Корректирующий этап содержит аналитический обзор итогового контроля об окончании деятельности или возврате на один из ее этапов для совершенствования отдельных операций [9]. Таким образом, научно-исследовательская деятельность включает элементы самооценки результатов, критического отношения к целям, задачам. Это существенно отличает ее от учебной деятельности.

Современная методика высшей школы в России базируется на убеждении в том, что каждое действие студента в образовательном пространстве должно получать оценку. Каждый этап учебной деятельности студентов имеет завершенный характер. Гуманное отношение к обучающимся рекомендует накопительную систему баллов. Эта система дает гарантии получения высоких оценок не очень способным, но старательным студентам. В этой системе учебная деятельность студентов исключает возможности самостоятельной постановки целей и оценки результатов. В особенности это выражается в широком распространении тестовой системы. Данная система приучает студентов действовать по шаблону, она не формирует стремления к лучшему выполнению поставленных задач.

Это влияет на снижение качества НИРС, выражается в невысоком уровне исследовательских проектов, внедренных в практику, приводит к низкой степени самостоятельности студентов при выборе как тематики научного исследования, так и ее реализации [10, 11].

Как показывают результаты анкетирования студентов, проведенного в Тольяттинском государственном университете, участие студентов в НИРС выступает важным фактором их социализации. Больше половины участников опроса считают, что научная работа развивает творческие способности, побуждает к поиску и углублению профессиональных знаний. 43% опрошенных согласны с тем, что научная работа дисциплинирует студента. Треть участников опроса убеждена, что научная работа сочетает обучение и практику. И только 4% опрошенных считают, что научная работа никак не влияет на качество профессиональной подготовки. Участие в НИРС, без всякого сомнения, приносит определенную пользу ее участникам. Однако современные программные документы инновационного развития российского общества ориентируют на достижение высоких результатов научной деятельности, имеющих практическое значение.

Для развития современной системы высшего образования важно, чтобы она базировалась на серьезных научных исследованиях. «Одной из причин того, что творческий потенциал многих молодых людей остается нереализованным, является сложившаяся ортодоксальная практика вузовского обучения, в которой элемент научной дискуссии, обеспечивающей развитие креативного мышления, к сожалению, практически отсутствует» [12].

Для решения этой проблемы многие исследователи рекомендуют воспитание у педагогов собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности учащихся, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании [13]. Нередко креативность педагога трактуется как создание и применение новых методик обучения в рамках существующих учебных предметов, форм учебных занятий. По нашему мнению, это оставляет в тени суть проблемы – формирование самостоятельности обучающихся, личной ответственности за результат деятельности. Без этого качества все попытки развить креативность мышления студентов являются малоэффективными. Однако современные стандарты, формы, нормы учебной деятельности студентов находятся в противоречии с установкой на формирование самостоятельности и ответственности.

Участие студентов в НИРС довольно слабо связано с профессиональной адаптацией и самореализацией студентов. Согласно результатам исследования, проведенного Н. В. Козловой и Д. В. Луковым, студенты на очень низком уровне отражают направленность на осознание значимости научно-исследовательской работы для обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности. Многие студенты ориентированы на внешние факторы в выполнении НИРС: уважение преподавателей, хорошие отметки и т. д. Таким образом, мотивы «формально-академи­ческого» достижения (термин Р. С. Вайсмана) имеют достаточно яркую выраженность. Результаты исследования свидетельствуют о том, что студенты, заинтересованные в будущей профессиональной карьере, практически не видят, чем их научная деятельность может помочь. Более 50% опрошенных студентов не знают, для чего необходима научно-исследовательская работа, где возможности её реализации и внедрения в практику [13].

По результатам исследования, проведенного в Тольятти, складывается аналогичная картина. Было установлено, что только 40% респондентов считают, что участие в научно-исследовательской работе подготавливает студентов к будущей профессиональной деятельности. Соответственно, 60% участников опроса не рассматривают НИРС как фактор профессиональной адаптации. Стимулом участия в научно-исследовательской работе для 41% студентов служат планы продолжения образования в магистратуре.

Организация научно-исследовательской работы студентов в российских вузах преследует множество целей, которые во многих аспектах противоречат друг другу. С одной стороны, научная работа студентов интегрирована в учебный процесс. Она направлена на популяризацию науки, ознакомление студентов с научными методами, достижениями. Этот аспект связан с познавательной эффективностью НИРС. Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет индивидуализировать учебный процесс, стимулировать учебную активность студентов, заинтересовать на продолжение образования в магистратуре. Познавательный аспект эффективности НИРС направлен на массовый охват студентов. Однако он не предполагает получение высоких научных достижений, он также слабо связан с профессиональной самореализацией студентов.

Инновационная эффективность студенческой НИР оценивает продвижение молодежи по пути в «большую науку». Реализация этого аспекта связана с развитием самостоятельности, активности, ответственности у представителей подрастающего поколения, сознательным стремлением внести вклад в получение новых научных знаний. Развитие этих качеств направлено на формирование интеллектуальной элиты. Однако данные установки научного творчества находятся в явном противоречии с современными принципами организации учебного процесса в вузах, которые преследуют цель массовой подготовки квалифицированной рабочей силы. Соответственно, инновационная активность НИРС не может оцениваться при помощи традиционных количественных методов. Познавательная эффективность НИРС находится в явном противоречии с показателями инновационной эффективности.