Для формирования конкурентной структуры мировой экономической системы (МЭС), как и в работах [1, 2], посвященных анализу состояния МЭС в 2013 и 2014 гг., использовался метод ядерной сепарации субъектов рынка и оценки уровня рыночной конкуренции на нем.
Суть метода и результаты его применения для анализа различных рынков изложены в ряде публикаций (в частности, в работах [3–12]) и сводятся к разбиению рассматриваемой конкурентной системы на ядра, формируемые путем сепарации субъектов по их компетенциям («рыночным» долям) с помощью трех критериев отбора.
- 1. Критерий отбора членов больших ядер
В состав большого ядра включаются субъекты рынка, удовлетворяющие следующему (самому «мягкому») критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка n-й субъект включается в большое ядро, если увеличение (за счет компетенции) осредненной по n членам ядра их кумулятивной компетенции после его включения в состав ядра [(Sn – Sn-1) / n] равно или превышает уменьшение (за счет роста числа членов ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в состав ядра n-го субъекта [Sn-1/ (n – 1) – Sn/ n], т. е. критерий имеет вид:
(1)
Иными словами, очередной субъект рынка включается в большое ядро, если его компетенция удовлетворяет неравенству:
где Sn-1 – кумулятивная компетенция n – 1 субъектов – членов ядра, компетенция каждого из которых не уступает его компетенции Sn.
- 2. Критерий отбора членов среднего ядра рынка
Включение в состав среднего ядра очередного субъекта требует не только выполнения неравенства (1), но и удовлетворения более «жесткому» критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка n-й субъект включается в среднее ядро, если отношение прироста (за счет компетенции) осредненной по n членам ядра их кумулятивной компетенции после включения этого субъекта в состав ядра [(Sn – Sn-1) / n] к уменьшению (за счет прироста числа участников ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в их числа n-го субъекта [Sn-1 / (n-1) – Sn / n)] равно или превышает отношение кумулятивных компетенций членов этого ядра после (Sn) и до (Sn-1) его включения, т. е. критерий имеет вид:
Из (2) следует, что n-й субъект рынка входит в состав среднего ядра, если его компетенция удовлетворяет неравенству:
.
- 3. Критерий отбора членов малого ядра рынка.
Включение в состав малого ядра очередного n-го участника требует соответствия еще более «жесткому» критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка n-й субъект включается в малое ядро, если отношение прироста (за счет его компетенций) осредненной по n членам ядра их кумулятивной компетенции после включения этого субъекта в состав ядра [(Sn – Sn-1) / n] к уменьшению (за счет прироста числа участников ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в их числа n-го субъекта [Sn-1 / (n-1) – Sn / n)] равно или превышает отношение кумулятивной компетенции ядра после включения в его состав n-го субъекта (Sn) к компетенции этого субъекта (sn), т. е. этот критерий отбора имеет вид:
Критерий (3) подразумевает, что очередной субъект включается в состав малого ядра, если его компетенция Sn удовлетворяет неравенству:
.
С помощью представленных критериев структурировались данные рейтинга Всемирного Банка по уровню номинального валового внутреннего продукта 193 стран мира за 2015 г. [13]. Отметим, что, по данным Всемирного Банка, мировой валовой продукт 2015 г. составил 77 845 107 млн долларов, а на долю вошедших в рейтинг 193 стран приходится 76 979 595 млн долларов (разница приходится на «не включенные в рейтинг 20 стран и территорий из-за отсутствия достоверных статистических данных по размеру их ВВП» [14]). Результаты анализа приведены в табл. 1.
Таблица 1
Ядерная конкурентная структура мировой экономической системы
по итогам 2015 г.
Место |
Субъект мировой экономической системы |
Размер номинального ВВП ($ млн) |
Тип ядра |
||||
Суммарный ВВП 193 субъектов МЭС 76 979 595 |
|||||||
Первое ядро 2 объекта с кумулятивной компетенцией 27 773 832 (36,08%) |
|||||||
1 |
Соединенные штаты Америки |
17 419 000 |
малое |
||||
2 |
Китай |
10 354 332 |
большое |
||||
Второе ядро 12 субъектов с кумулятивной компетенцией 28 715 688 (37,30%) |
|||||||
3 |
Япония |
4 601 451 |
малое |
||||
4 |
Германия |
3 868 291 |
малое |
||||
5 |
Великобритания |
2 988 893 |
среднее |
||||
6 |
Франция |
2 829 192 |
среднее |
||||
7 |
Бразилия |
2 346 076 |
среднее |
||||
8 |
Италия |
2 141 161 |
среднее |
||||
9 |
Индия |
2 048 517 |
среднее |
||||
10 |
РОССИЯ |
1 860 598 |
среднее |
||||
11 |
Канада |
1 785 387 |
среднее |
||||
12 |
Австралия |
1 454 675 |
среднее |
||||
13 |
Южная Корея |
1 410 383 |
среднее |
||||
14 |
Испания |
1 381 342 |
большое |
||||
Третье ядро 28 субъектов с кумулятивной компетенцией 13 990 167 (18,17%) |
|||||||
15 |
Мексика |
1 260 915 |
малое |
||||
16 |
Индонезия |
888 538 |
среднее |
||||
17 |
Нидерланды |
879 319 |
среднее |
||||
18 |
Турция |
798 429 |
среднее |
||||
19 |
Саудовская Аравия |
746 249 |
среднее |
||||
20 |
Швейцария |
701 037 |
среднее |
||||
21 |
Швеция |
571 090 |
среднее |
||||
22 |
Нигерия |
568 508 |
среднее |
||||
23 |
Польша |
544 967 |
среднее |
||||
24 |
Аргентина |
537 660 |
среднее |
||||
25 |
Бельгия |
531 547 |
Среднее |
||||
26 |
Норвегия |
499 817 |
среднее |
||||
27 |
Австрия |
436 888 |
среднее |
||||
28 |
Иран |
425 326 |
среднее |
||||
29 |
Таиланд |
404 824 |
среднее |
||||
30 |
ОАЭ |
399 451 |
среднее |
||||
31 |
Венесуэла |
381 286 |
среднее |
||||
32 |
Колумбия |
377 740 |
среднее |
||||
33 |
Южная Африка |
350 085 |
среднее |
||||
34 |
Дания |
342 362 |
среднее |
||||
35 |
Малайзия |
338 104 |
среднее |
||||
36 |
Сингапур |
307860 |
большое |
||||
37 |
Израиль |
305 685 |
большое |
||||
38 |
Гонконг |
290 896 |
большое |
||||
39 |
Египет |
286 538 |
большое |
||||
40 |
Филиппины |
284 777 |
большое |
||||
41 |
Финляндия |
272 217 |
большое |
||||
42 |
Чили |
258 062 |
большое |
||||
Четвертое ядро 21 субъект с кумулятивной компетенцией 3 777 577 (4,91%) |
|||||||
43 |
Ирландия |
250 814 |
малое |
||||
44 |
Пакистан |
243 632 |
малое |
||||
45 |
Греция |
235 574 |
малое |
||||
46 |
Португалия |
230 117 |
малое |
||||
47 |
Ирак |
223 508 |
малое |
||||
48 |
Казахстан |
217 872 |
малое |
||||
49 |
Алжир |
213 518 |
малое |
||||
50 |
Катар |
210 109 |
малое |
||||
51 |
Чехия |
205 270 |
малое |
||||
52 |
Перу |
202 596 |
малое |
||||
53 |
Румыния |
199 044 |
среднее |
||||
54 |
Вьетнам |
186 205 |
среднее |
||||
55 |
Бангладеш |
172 887 |
среднее |
||||
56 |
Кувейт |
163 612 |
среднее |
||||
57 |
Ангола |
138 357 |
среднее |
||||
58 |
Венгрия |
138 347 |
среднее |
||||
59 |
Украина |
131 805 |
среднее |
||||
60 |
Марокко |
110 009 |
большое |
||||
61 |
Пуэрто-Рико |
103 135 |
большое |
||||
62 |
Эквадор |
100 917 |
большое |
||||
63 |
Словакия |
100 249 |
большое |
||||
Пятое ядро 43 субъекта с кумулятивной компетенцией 2 086 703 (2,71%) |
|||||||
64 |
Оман |
81 797 |
малое |
||||
65 |
Шри-Ланка |
78 824 |
малое |
||||
66 |
Куба |
77 150 |
малое |
||||
67 |
Беларусь |
76 139 |
малое |
||||
68 |
Азербайджан |
75 198 |
малое |
||||
69 |
Судан |
73815 |
малое |
||||
70 |
Люксембург |
64 874 |
среднее |
||||
71 |
Мьянма |
64 330 |
среднее |
||||
72 |
Доминикана |
64 138 |
среднее |
||||
73 |
Узбекистан |
62 644 |
среднее |
||||
74 |
Кения |
60 937 |
среднее |
||||
75 |
Гватемала |
58 827 |
среднее |
||||
76 |
Уругвай |
57 471 |
среднее |
|
|||
77 |
Хорватия |
57 113 |
среднее |
|
|||
78 |
Болгария |
56 717 |
среднее |
|
|||
79 |
Эфиопия |
55 612 |
среднее |
|
|||
80 |
Макао |
55 502 |
среднее |
|
|||
81 |
Коста Рика |
49 553 |
среднее |
|
|||
82 |
Словения |
49 491 |
среднее |
|
|||
83 |
Тунис |
48 613 |
среднее |
|
|||
84 |
Литва |
48 354 |
среднее |
|
|||
85 |
Танзания |
48 057 |
среднее |
|
|||
86 |
Туркменистан |
47 938 |
среднее |
|
|||
87 |
Панама |
46 218 |
среднее |
|
|||
88 |
Ливан |
45 731 |
среднее |
|
|||
89 |
Сербия |
43 866 |
среднее |
|
|||
90 |
Ливия |
41 143 |
среднее |
|
|||
91 |
Гана |
38 617 |
среднее |
|
|||
92 |
Йемен |
35 955 |
большое |
|
|||
93 |
Иордания |
35 827 |
большое |
|
|||
94 |
Кот-д’Ивуар |
34 254 |
большое |
|
|||
95 |
Бахрейн |
33 851 |
большое |
|
|||
96 |
Демократическая Республика Конго |
33 121 |
большое |
|
|||
97 |
Боливия |
32 996 |
большое |
|
|||
98 |
Камерун |
32 051 |
большое |
|
|||
99 |
Латвия |
31 287 |
большое |
|
|||
100 |
Парагвай |
30 881 |
большое |
|
|||
101 |
Тринидад и Тобаго |
28 883 |
большое |
|
|||
102 |
Замбия |
27 066 |
большое |
|
|||
108 |
Уганда |
26 998 |
большое |
|
|||
104 |
Эстония |
26 485 |
большое |
|
|||
105 |
Сальвадор |
25 164 |
большое |
|
|||
106 |
Кипр |
23 226 |
большое |
|
|||
Шестое ядро 47 субъектов с кумулятивной компетенцией 560 739 (0,73%) |
|
||||||
107 |
Афганистан |
20 038 |
малое |
|
|||
108 |
Непал |
19 770 |
малое |
|
|||
109 |
Гондурас |
19 385 |
малое |
|
|||
110 |
Босния и Герцеговина |
18 286 |
малое |
|
|||
111 |
Габон |
18 180 |
малое |
|
|||
112 |
Бруней |
17 105 |
малое |
|
|||
113 |
Исландия |
17 036 |
малое |
|
|||
114 |
Папуа – Новая Гвинея |
16 929 |
малое |
|
|||
115 |
Камбоджа |
16 778 |
малое |
|
|||
116 |
Грузия |
16 530 |
малое |
|
|||
117 |
Мозамбик |
15 938 |
малое |
|
|||
118 |
Ботсвана |
15 813 |
малое |
|
|||
119 |
Сенегал |
15 658 |
малое |
|
|||
120 |
Экваториальная Гвинея |
15 530 |
малое |
|
|||
121 |
Зимбабве |
14 197 |
среднее |
|
|||
122 |
Конго |
14 177 |
среднее |
|
|||
123 |
Чад |
13 922 |
среднее |
|
|||
124 |
Ямайка |
13 821 |
среднее |
|
|||
125 |
Южный Судан |
13 282 |
среднее |
|
|||
126 |
Албания |
13 212 |
среднее |
|
|||
127 |
Намибия |
12 995 |
среднее |
|
|||
128 |
Палестина |
12 738 |
среднее |
|
|||
129 |
Маврикий |
12 630 |
среднее |
|
|||
130 |
Буркина Фасо |
12 542 |
среднее |
|
|||
131 |
Мали |
12 037 |
среднее |
|
|||
132 |
Монголия |
12 016 |
среднее |
|
|||
133 |
Лаос |
11 997 |
среднее |
|
|||
134 |
Никарагуа |
11 806 |
среднее |
|
|||
135 |
Армения |
11 644 |
среднее |
|
|||
136 |
Македония |
11 324 |
среднее |
|
|||
137 |
Мадагаскар |
10 593 |
среднее |
|
|||
138 |
Мальта |
9 643 |
среднее |
|
|||
139 |
Бенин |
9 575 |
среднее |
|
|||
140 |
Таджикистан |
9 242 |
среднее |
|
|||
141 |
Гаити |
8 713 |
среднее |
|
|||
142 |
Багамские Острова |
8 511 |
среднее |
|
|||
143 |
Нигер |
8 169 |
среднее |
|
|||
144 |
Молдова |
7 962 |
среднее |
|
|||
145 |
Руанда |
7 890 |
среднее |
|
|||
146 |
Кыргызстан |
7 404 |
среднее |
|
|||
147 |
Косово |
7 387 |
среднее |
|
|||
148 |
Гвинея |
6 624 |
среднее |
|
|||
149 |
Сомали |
5 707 |
среднее |
|
|||
150 |
Бермуды |
5 574 |
большое |
|
|||
151 |
Лихтенштейн |
5 488 |
большое |
|
|||
152 |
Суринам |
5 210 |
большое |
|
|||
153 |
Мавритания |
5 061 |
большое |
|
|||
Седьмое ядро 12 субъектов с кумулятивной компетенцией 46 612 (0,06%) |
|
||||||
154 |
Сьерра-Леоне |
4 838 |
малое |
|
|||
155 |
Черногория |
4 588 |
малое |
|
|||
156 |
Фиджи |
4 532 |
малое |
|
|||
157 |
Того |
4 518 |
малое |
|
|||
158 |
Свазиленд |
4 413 |
малое |
|
|||
159 |
Барбадос |
4 355 |
малое |
|
|||
160 |
Малави |
4 258 |
малое |
|
|||
161 |
Андорра |
3 249 |
среднее |
|
|||
162 |
Гайана |
3 097 |
среднее |
|
|||
163 |
Бурунди |
3 094 |
среднее |
|
|||
164 |
Мальдивы |
3062 |
среднее |
|
|||
165 |
Фарерские острова |
2 613 |
большое |
|
|||
Восьмое ядро 19 субъектов с кумулятивной компетенцией 25 692 (0,03%) |
|
||||||
166 |
Лесото |
2 181 |
малое |
|
|||
167 |
Либерия |
2 013 |
малое |
|
|||
168 |
Бутан |
1 959 |
малое |
|
|||
169 |
Кабо-Верде |
1 871 |
малое |
|
|||
170 |
Центрально-Африканская Республика |
1 723 |
малое |
|
|||
171 |
Белиз |
1 699 |
малое |
|
|||
172 |
Джибути |
1 589 |
малое |
|
|||
173 |
Сейшельские Острова |
1423 |
малое |
|
|||
174 |
Тимор-Лешти |
1 417 |
среднее |
|
|||
175 |
Сент-Люсия |
1 404 |
среднее |
|
|||
176 |
Антигуа и Барбуда |
1 221 |
среднее |
|
|||
177 |
Соломоновы Острова |
1 158 |
среднее |
|
|||
178 |
Гвинея-Бисау |
1 022 |
среднее |
|
|||
179 |
Гренада |
912 |
среднее |
|
|||
180 |
Гамбия |
904 |
среднее |
|
|||
181 |
Сент-Китс и Невис |
852 |
среднее |
|
|||
182 |
Вануату |
815 |
среднее |
|
|||
183 |
Самоа |
800 |
среднее |
|
|||
184 |
Сент-Винсент |
729 |
большое |
|
|||
Девятое ядро 6 субъектов с кумулятивной компетенцией 2 108 (0,003%) |
|
||||||
185 |
Коморские Острова |
624 |
малое |
|
|||
186 |
Доминика |
524 |
малое |
|
|||
187 |
Тонга |
434 |
малое |
|
|||
188 |
Сан-Томе и Принсипи |
337 |
среднее |
|
|||
188 |
Микронезия |
318 |
среднее |
|
|||
190 |
Палау |
251 |
среднее |
|
|||
Десятое ядро 3 субъекта с кумулятивной компетенцией 392 (0,0005%) |
|
||||||
191 |
Маршалловы Острова |
187 |
малое |
|
|||
192 |
Кирибати |
167 |
малое |
|
|||
193 |
Тувалу |
38 |
– |
|
|||
Сопоставление вышеприведенных результатов (МЭС-2015) с материалами работ [15] (МЭС-2013) и [16] (МЭС-2014) приведено в табл. 2.
Таблица 2
Сравнение характеристик ядер конкурентных структур МЭС-2013, МЭС-2014
и МЭС-2015
Номер ядра |
Характеристика ядра |
МЭС
|
||
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
число членов компетенция (%) |
2 33,8000 |
2 34,7100 |
1 36,0800 |
2 |
число членов компетенция (%) |
11 37,7000 |
11 36,4100 |
12 37,8000 |
3 |
число членов компетенция (%) |
23 17,3000 |
29 20,2500 |
28 18,1700 |
4 |
число членов компетенция (%) |
25 7,3000 |
22 5,2400 |
21 4,9100 |
5 |
число членов компетенция (%) |
34 2,8000 |
37 2,4200 |
43 2,7100 |
6 |
число членов компетенция (%) |
43 0,9000 |
50 0,8800 |
47 0,7300 |
7 |
число членов компетенция (%) |
21 0,1500 |
14 0,0650 |
12 0,0600 |
8 |
число членов компетенция (%) |
18 0,0400 |
18 0,0300 |
19 0,0300 |
9 |
число членов компетенция (%) |
9 0,0070 |
6 0,0030 |
6 0,0030 |
10 |
число членов компетенция (%) |
4 0,0009 |
3 0,0005 |
3 0,0005 |
Выполненный анализ позволяет характеризовать состояние мировой экономической системы в рассматриваемом периоде следующим образом:
- МЭС в 2013–2015 гг. представляла собой десятиядерную дуополистическую конкурентную структуру с относительно невысокой волатильностыо как численностей субъектов, так и кумулятивных компетенций ядер (волатильность МЭС практически сводилась к частичным внутриядерным и трансграничным перемещениям субъектов).
- Индекс совершенства (Perfection of Maket Competition Index) олигополистической конкуренции PMCI = (100/N)/S/n) , где N – общее число субъектов системы, в числе олигополистов, S – кумулятивная компетенция олигополистов, для МЭС-2015 составляет 0,0287214 (для МЭС-2013 – 0,0311429, для МЭС-2014 – 0,0300106). Следовательно, конкуренция в МЭС на протяжении рассматриваемого периода снизилась (в 2014 г. на З,7%, в 2015 – еще на 4,5%) за счёт роста компетенции первого ядра (в 2014 г. на 0,91%, в 2015 – еще на 1,37% в абсолютном выражении). Для наглядности отметим, что аналогичный индекс для мировой банковской системы равен 0,2090 [17, 18], а для российской – 0,005 [19], то есть конкуренция в МЭС более чем в 7 раз ниже, чем в мировой, но почти в 6 раз выше, чем в российских банковских системах.
- Важные характеристики МЭС, сохранявшиеся в рассматриваемом периоде практически неизменными:
- на долю первого ядра (примерно 1% стран!) приходится более трети мирового ВВП;
- на долю первого и второго ядер (около 7% стран) приходится более 70% мирового ВВП;
- на долю первого-третьего ядер (около 22% стран) приходится более 90% мирового ВВП;
- на долю первого-четвёртого ядер (треть стран) приходится более 96% мирового ВВП;
- на долю первого-пятого ядер (55% стран) приходится более 99% мирового ВВП;
- на долю шестого-десятого ядер (45% стран мира) приходится менее 1% мирового ВВП.
- Особо можно отметить:
- среднегодовой прирост ВВП Китая (1 063 865 млн долларов) составляет около 47% всего среднегодового прироста мирового ВВП (2 269 578 млн долларов) или 57% ВВП России 2015 г.;
- среднегодовой прирост ВВП США (587 200 млн долларов) составляет около 26% всего среднегодового прироста мирового ВВП, то есть экономики Китая и США обеспечивают 73% прироста мирового ВВП;
- снижение в 2015 г. ВВП России почти на 12,7% (с 2 096 777 до 1 860 598 млн долларов) практически равно ВВП Греции.