Full text

Информационные системы в управлении организацией применяют различные методы управления, основанные на конкретных алгоритмах подготовки и при­нятия управленческих решений с использованием информационных технологий [1].

Методы управления формализованы в виде стандартов управления, которые являются основой разработки функциональной структуры ИС:

  1. Планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning – MRPI).
  2. Планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Resource Planning – CRP).
  3. Замкнутый цикл планирования материальных ресурсов (CLMPR).
  4. Планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning – MRPII).
  5. Производство на мировом уровне (World Class Manufacturing – WCM).
  6. Планирование ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning – ERPI).
  7. Оптимизации управления ресурсами (ERPII).
  8. Менеджмент как сотрудничество (Customer Relationship Manage­ment – CRM, Customer Synchronized Relationship Management – CSRM).
  9. Управление цепочками поставок (Supply Chain Management – SCM).
  10. Управление эффективностью бизнеса (Business Performance Management – ВРМ).
  11. Непрерывное улучшение бизнес-процессов (Business Process Improvement – BPI).

Указанные стандарты реализуются в модулях корпоративных систем управления организациями. Отметим некоторые из них.

 

Система SAPR/3 [2]

На сегодняшний день это наиболее популярная как на Западе, так и у нас, КИС. Компания “SAPAG” занимает третье место в мире среди круп­нейших софтверных компаний, основана в 1972 г., в настоящее время число сотрудников компании превышает несколько десятков тысяч человек, имеет представительства более чем в 50 странах мира. Система имеет свы­ше 10 000 клиентов в более чем 120 странах мира, а число пользователей, работающих в КИС SAP, превышает 10 млн человек. Более половины из 500 самых крупных в мире компаний используют именно решения SAP.

Кратко остановимся на назначении и взаимосвязи отдельных модулей SAPR/3.

Базовый модуль (ВС). Модуль является основой системной настройки и конфигурирования функциональной структуры КИС.

Модуль FI. Это центральный модуль финансового учета для системы SAPR/3. Модуль позволяет автоматизировать ввод бухгалтерских проводок, формировать сводные проводки, создавать специальные учетные реги­стры.

Модуль СО. Модуль предназначен для ведения управленческого учета (внутренней отчетности) в разрезе заказов, технологических переделов или деталеопераций, калькуляции себестоимости продукции, расчета и анализа прибыли.

Модуль IM. Модуль позволяет планировать инвестиции в основные средства предприятия.

Модуль TR. Модуль обеспечивает финансовое планирование и управление бюджетом.

Модуль ЕС. Модуль представляет систему поддержки при­нятия управленческих решений и учета по местам возникновения прибыли.

Модуль LO. Модуль содержит информационную систему поддержки принятия логистических решений на основе анализа учетных и плановых данных о движе­нии материальных потоков. Модуль связан с модулями SD, ММ, РР и другими, обеспечивает анализ и управление бизнес-процессами закупки материалов, производства продукции, формирования запасов.

Модуль SD. Модуль обеспечивает управление бизнес-процессами сбыта (отгрузка, транспортировка продукции, фактурирование поставок). Он взаимосвязан с модулями ММ (проверка наличия и учет отгрузки мате­риальных ценностей) и FI (учет лимита кредитной линии, учет дохода от реализации).

Модуль PP. Модуль обеспечивает управление любым типом про­изводства (дискретным, непрерывным) и включает в себя следующие функциональные блоки:

-          укрупненное планирование производства и сбыта продукции;

-          долгосрочное планирование;

-          разработка производственной программы;

-          планирование потребности в материалах;

-          планирование производственных мощностей;

-          планирование производственных заказов (заказы производства);

-          ведение конструкторских спецификаций;

-          ведение технологических маршрутов;

-          ведение рабочих центров;

-          учет и калькуляция производственных затрат и др.

Модуль ММ. Модуль обеспечивает управление следующими материаль­ными потоками: закупка (приобретение) основных материалов, планирова­ние потребности в материалах, договорная компания и размещение заказов на поставку материалов, управление запасами на складе, инвентаризация материалов, контроль основных сведений о материалах в БД, управление складскими операциями и др.

 

Система MicrosoftDynamics Nav[3]

Программный продукт Microsoft Dynamics Nav сертифицирован Ин­ститутом профессиональных бухгалтеров, Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для использования на небольших и средних предприятиях сферы производства, сбыта, обслу­живания с любой отраслевой и бизнес-спецификой. Microsoft Dynamicss NAV – система управления предприятием международного уровня, обеспечивает поддержку управленческого, бухгалтерского и налогового учета, управление товарно-материальными потоками и производством. Основными функциональными контурами управления являются: управ­ление финансами, управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), управление цепочками поставок (SCM), персонал и заработная плата, а также электронная коммерция.

Microsoft Dynamicss NAVобеспечивает управление автоматизирован­ным складом (подбор и размещение товаров, оптимизация использования складского пространства), осуществляет полный мониторинг состояния складского хозяйства.

 

Система MicrosoftDynamicsAx[4]

Программный продукт Microsoft Dynamics Ax – интегрированная система управления предприятием класса ERPII, ориентированная на средние и крупные предприятия, корпорации и холдинговые структуры. Система сертифицирована Институтом профессиональных бухгалтеров России и рекомендована Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для предприятий многопрофильной деятельности. Методическое обеспечение Microsoft Dynamics Ax соответ­ствует правилам нормативного регулирования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Microsoft Dynamics Ax ориентирована на многоуровневую клиент-серверную архитектуру, применение сервера приложений Axapta Object Server (AOS), который выполняет основную бизнес-логику. Доступ к AOS возможен для клиентов различных типов («толстых» и «тонких»). Сете­вое взаимодействие клиентов и сервера приложений поддерживают про­токолы UDP/IP и TCP/IP. AOS поддерживает кэши данных и объектов, SQL-соединения и SQL-курсоры для оптимизации производительности. При этом можно использовать различные классы SQL-СУБД (Microsoft SQL Server и Oracle).

Все системные задачи по обслуживанию Microsoft Dynamics Ax вы­полнены в виде сервисов операционных систем. Для крупномасштабных корпораций можно увеличивать число серверов AOS, объединять их в кла­стеры для равномерного распределения и обслуживания клиентов сети.

С помощью технологии Axapta Web Deployment обеспечен доступ клиентов к системе через Интернет, при этом для обновления настроек на каждом клиентском компьютере не требуется ручных действий. Это облегчает процесс конфигурирования и развертывания системы.

 

Система «Галактика» [5]

Корпорация «Галактика» является ведущей отечественной компанией в области разработки и поставки интегрированных систем управления предприятием в течение последних 20 лет, входит, по мнению консалтин­говой международной компании “IDC”, в так называемую пятерку (Тор-5) западных и российских компаний, разрабатывающих интегрированные системы для управления предприятием (автоматизированные системы управления). Разработки «Галактики» обеспечивают предприятиям и корпорациям современные и технологичные методы управления, поддерж­ку и помощь в сопровождении автоматизированных систем управления. Российская аналитическая компания «РБК» много раз отдавала первое место корпорации «Галактика» в своих аналитических обзорах на тему ИТ. Почти четверть внедрений КИС отечественного типа принадлежит решениям «Галактики», которая имеет и наибольший потенциал к усиле­нию своих позиций в будущем.

Корпоративная система «Галактика ERP» полностью соответствует концепции ERP и стандарту MRPII, поддерживает национальные и международные стандарты финансовой отчетности, обеспечивает высокий уровень защиты информации и масштабируемости системы, методологию внедрения и сопровождения системы. В состав «Галактика ERP» входят следующие базовые функциональные контуры:

-          система учета и формирование различных видов отчетности;

-          управление материальными и финансовыми потоками (логистика);

-          финансовое планирование и оперативный финансовый менеджмент, управленческий учет;

-          производственное планирование и управление производством, кон­троллинг;

-          управление персоналом и кадровой политикой.

К дополнительным контурам автоматизации относятся:

-          управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудова­ния;

-          управление качеством продукции;

-          управление взаимоотношениями с клиентами;

-          управление недвижимостью.

Система «Галактика ERP» ориентирована на решение задач полного управленческого цикла: прогнозирование, планирование, учет, контроль выполнения, анализ и регулирование. Архитектурно система разбита на контуры – функциональные подсистемы, которые связаны между собой информационно. Основным объектом, с которым работает КИС, является операционный документ, создаваемый в хозяйственных операциях.

 

Система «Парус» [6]

Корпорация «Парус» – крупнейший российский разработчик автома­тизированных ИС для государственных учреждений и коммерческих орга­низаций различного масштаба и отраслевой принадлежности. В решения по автоматизации заложены следующие основополагающие принципы:

-          модульный принцип построения программного комплекса;

-          платформенная независимость;

-          обеспечение эффективной обработки и защиты данных для архитек­туры «клиент-сервер» и СУБД Oracle;

-          интеграция с внешними информационными системами и приложе­ниями;

-          этапность внедрения;

-          масштабируемость и надежность.

Корпорация «Парус» подготовила продукты для промышленных пред­приятий и производственных компаний; фирм оптовой и розничной торговли; компаний, предоставляющих различные услуги; организаций и учреждений, состоящих на государственном бюджете; страховых компаний.

Для крупного бизнеса предназначена система «Парус-Корпорация», в которой сделан акцент на автоматизацию финансово-управленческой деятельности крупных предприятий различных отраслей. Эта система предназначена для полной информационной поддержки и автоматизации управления в следующих базовых сферах:

-          финансы – охватывает финансовое планирование, бухгалтерский учет, консолидацию отчетности. Основные функции: текущее планирова­ние (бюджетирование), платежный календарь, оперативное планирование и управление платежами, планирование дебиторской и кредиторской за­долженности, финансовый анализ;

-          бухгалтерский учет – обеспечивает регистрацию и обработку пер­вичных документов; формирование книги покупок и книги продаж, учет денежных средств, учет расчетов с дебиторами и кредиторами; учет товар­но-материальных ценностей в разрезе мест хранения и материально от­ветственных лиц; консолидацию бухгалтерской отчетности и др.;

-          маркетинг и логистика – поддерживает маркетинг (связь с клиен­тами), управление закупками, складом, сбыт (реализацию), розничную торговлю (магазин);

-          производство – обеспечивает техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование, учет затрат и калькуляцию себе­стоимости продукции, управление ремонтом;

-          персонал – объединяет функции управления кадрами (учет персона­ла) и учета труда и его оплаты (табельный учет рабочего времени, расчет заработной платы).

 

Система управления перевозками «1С-Логистика: Управление перевозками» [7]

Множество информационных систем прикладного назначения строится на технологической платформе «1С-Предприятие 8».

Примером является программный продукт, предназначенный для автоматизации транспортной логистики с целью повышения рентабельности логистических операций «1С-Логистика: Управление перевозками», который позволяет автоматизировать следующие функции:

-          управление потребностями в перевозке грузов: регистрация и контроль исполнения потребностей в перевозке грузов, возникающих на основании заказов покупателей, заказов поставщикам, накладных на внутреннее перемещение;

-          управление заданиями на перевозку грузов: регистрация и контроль за исполнением заданий на перевозку грузов, которые могут формироваться на основании потребностей в перевозке грузов;

-          управление транспортировкой груза: формирование рейсов для выполнения транспортировки грузов, указанных в разных заданиях, и контроль за выполнением рейсов с отслеживанием прохождения маршрута транспортным средством;

-          управление ресурсами: регистрация и контроль за исполнением заявок на выделение транспортных средств для выполнения сформированных рейсов;

-          визуализация информации на электронных картах “Ingit” (программное обеспечение приобретается отдельно);

-          получение аналитической отчетности для оценки ключевых показателей эффективности выполненных перевозок по видам транспортных средств и проведения анализа накопленных статистических данных.

В зависимости от потребностей и структуры предприятия в информационной системе могут быть организованы функциональные рабочие места менеджеров по продажам, менеджеров по закупкам, логистов, диспетчеров и руководителей транспортных подразделений.

 

Программное обеспечение компании «АйТиПроект» – «Mobile_ID: Мобильный склад» [8]

Представляет собой многофункциональное мобильное решение, предназначенное для автоматизации работы персонала на складах или логистических центрах с помощью технологий автоматической идентификации (Штриховое кодирование, или RFID).

Данное решение позволяет быстро и надежно проводить складские операции. Все данные о проведенных операциях в режиме реального времени передаются по каналу WI-FI в систему учета Заказчика (1С, SAP, Microsoft Navision и др.), что позволяет осуществлять оперативную проверку данных и контролировать работу складских работников.

Решение «Mobile_ID: Мобильный склад» позволяет существенно сократить затраты (время, финансы, персонал) на выполнение следующих операций:

-          приёмка товаров;

-          адресное хранение;

-          инвентаризация товара;

-          перемещение товаров;

-          подбор товаров по накладной;

-          отпуск товаров (отпуск товаров со склада);

-          возврат товаров.

Представленный перечень информационных систем, на основании которых строится управление организацией, не является исчерпывающим. Показанные системы дают понятие о функциональных возможностях и направлениях автоматизации в области планирования и управления. Вся экономика представляет собой систему информационных взаимодействий на уровне согласованных баз данных, стандартов бизнес-процессов и системы подготовки кадров [9–13].

Одним из наиболее быстро развивающихся направлений автоматизации управления является логистика. Многообразие бизнес-процессов в ней обусловливает приоритетный интерес к инновациям [14] и исследованию рыночных процессов [15].

Перспективной областью в информационных системах является использование искусственного интеллекта в управлении [16].