Информационные системы в управлении организацией применяют различные методы управления, основанные на конкретных алгоритмах подготовки и принятия управленческих решений с использованием информационных технологий [1].
Методы управления формализованы в виде стандартов управления, которые являются основой разработки функциональной структуры ИС:
- Планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning – MRPI).
- Планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Resource Planning – CRP).
- Замкнутый цикл планирования материальных ресурсов (CLMPR).
- Планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning – MRPII).
- Производство на мировом уровне (World Class Manufacturing – WCM).
- Планирование ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning – ERPI).
- Оптимизации управления ресурсами (ERPII).
- Менеджмент как сотрудничество (Customer Relationship Management – CRM, Customer Synchronized Relationship Management – CSRM).
- Управление цепочками поставок (Supply Chain Management – SCM).
- Управление эффективностью бизнеса (Business Performance Management – ВРМ).
- Непрерывное улучшение бизнес-процессов (Business Process Improvement – BPI).
Указанные стандарты реализуются в модулях корпоративных систем управления организациями. Отметим некоторые из них.
Система SAPR/3 [2]
На сегодняшний день это наиболее популярная как на Западе, так и у нас, КИС. Компания “SAPAG” занимает третье место в мире среди крупнейших софтверных компаний, основана в 1972 г., в настоящее время число сотрудников компании превышает несколько десятков тысяч человек, имеет представительства более чем в 50 странах мира. Система имеет свыше 10 000 клиентов в более чем 120 странах мира, а число пользователей, работающих в КИС SAP, превышает 10 млн человек. Более половины из 500 самых крупных в мире компаний используют именно решения SAP.
Кратко остановимся на назначении и взаимосвязи отдельных модулей SAPR/3.
Базовый модуль (ВС). Модуль является основой системной настройки и конфигурирования функциональной структуры КИС.
Модуль FI. Это центральный модуль финансового учета для системы SAPR/3. Модуль позволяет автоматизировать ввод бухгалтерских проводок, формировать сводные проводки, создавать специальные учетные регистры.
Модуль СО. Модуль предназначен для ведения управленческого учета (внутренней отчетности) в разрезе заказов, технологических переделов или деталеопераций, калькуляции себестоимости продукции, расчета и анализа прибыли.
Модуль IM. Модуль позволяет планировать инвестиции в основные средства предприятия.
Модуль TR. Модуль обеспечивает финансовое планирование и управление бюджетом.
Модуль ЕС. Модуль представляет систему поддержки принятия управленческих решений и учета по местам возникновения прибыли.
Модуль LO. Модуль содержит информационную систему поддержки принятия логистических решений на основе анализа учетных и плановых данных о движении материальных потоков. Модуль связан с модулями SD, ММ, РР и другими, обеспечивает анализ и управление бизнес-процессами закупки материалов, производства продукции, формирования запасов.
Модуль SD. Модуль обеспечивает управление бизнес-процессами сбыта (отгрузка, транспортировка продукции, фактурирование поставок). Он взаимосвязан с модулями ММ (проверка наличия и учет отгрузки материальных ценностей) и FI (учет лимита кредитной линии, учет дохода от реализации).
Модуль PP. Модуль обеспечивает управление любым типом производства (дискретным, непрерывным) и включает в себя следующие функциональные блоки:
- укрупненное планирование производства и сбыта продукции;
- долгосрочное планирование;
- разработка производственной программы;
- планирование потребности в материалах;
- планирование производственных мощностей;
- планирование производственных заказов (заказы производства);
- ведение конструкторских спецификаций;
- ведение технологических маршрутов;
- ведение рабочих центров;
- учет и калькуляция производственных затрат и др.
Модуль ММ. Модуль обеспечивает управление следующими материальными потоками: закупка (приобретение) основных материалов, планирование потребности в материалах, договорная компания и размещение заказов на поставку материалов, управление запасами на складе, инвентаризация материалов, контроль основных сведений о материалах в БД, управление складскими операциями и др.
Система MicrosoftDynamics Nav[3]
Программный продукт Microsoft Dynamics Nav сертифицирован Институтом профессиональных бухгалтеров, Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для использования на небольших и средних предприятиях сферы производства, сбыта, обслуживания с любой отраслевой и бизнес-спецификой. Microsoft Dynamicss NAV – система управления предприятием международного уровня, обеспечивает поддержку управленческого, бухгалтерского и налогового учета, управление товарно-материальными потоками и производством. Основными функциональными контурами управления являются: управление финансами, управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), управление цепочками поставок (SCM), персонал и заработная плата, а также электронная коммерция.
Microsoft Dynamicss NAVобеспечивает управление автоматизированным складом (подбор и размещение товаров, оптимизация использования складского пространства), осуществляет полный мониторинг состояния складского хозяйства.
Система MicrosoftDynamicsAx[4]
Программный продукт Microsoft Dynamics Ax – интегрированная система управления предприятием класса ERPII, ориентированная на средние и крупные предприятия, корпорации и холдинговые структуры. Система сертифицирована Институтом профессиональных бухгалтеров России и рекомендована Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для предприятий многопрофильной деятельности. Методическое обеспечение Microsoft Dynamics Ax соответствует правилам нормативного регулирования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Microsoft Dynamics Ax ориентирована на многоуровневую клиент-серверную архитектуру, применение сервера приложений Axapta Object Server (AOS), который выполняет основную бизнес-логику. Доступ к AOS возможен для клиентов различных типов («толстых» и «тонких»). Сетевое взаимодействие клиентов и сервера приложений поддерживают протоколы UDP/IP и TCP/IP. AOS поддерживает кэши данных и объектов, SQL-соединения и SQL-курсоры для оптимизации производительности. При этом можно использовать различные классы SQL-СУБД (Microsoft SQL Server и Oracle).
Все системные задачи по обслуживанию Microsoft Dynamics Ax выполнены в виде сервисов операционных систем. Для крупномасштабных корпораций можно увеличивать число серверов AOS, объединять их в кластеры для равномерного распределения и обслуживания клиентов сети.
С помощью технологии Axapta Web Deployment обеспечен доступ клиентов к системе через Интернет, при этом для обновления настроек на каждом клиентском компьютере не требуется ручных действий. Это облегчает процесс конфигурирования и развертывания системы.
Система «Галактика» [5]
Корпорация «Галактика» является ведущей отечественной компанией в области разработки и поставки интегрированных систем управления предприятием в течение последних 20 лет, входит, по мнению консалтинговой международной компании “IDC”, в так называемую пятерку (Тор-5) западных и российских компаний, разрабатывающих интегрированные системы для управления предприятием (автоматизированные системы управления). Разработки «Галактики» обеспечивают предприятиям и корпорациям современные и технологичные методы управления, поддержку и помощь в сопровождении автоматизированных систем управления. Российская аналитическая компания «РБК» много раз отдавала первое место корпорации «Галактика» в своих аналитических обзорах на тему ИТ. Почти четверть внедрений КИС отечественного типа принадлежит решениям «Галактики», которая имеет и наибольший потенциал к усилению своих позиций в будущем.
Корпоративная система «Галактика ERP» полностью соответствует концепции ERP и стандарту MRPII, поддерживает национальные и международные стандарты финансовой отчетности, обеспечивает высокий уровень защиты информации и масштабируемости системы, методологию внедрения и сопровождения системы. В состав «Галактика ERP» входят следующие базовые функциональные контуры:
- система учета и формирование различных видов отчетности;
- управление материальными и финансовыми потоками (логистика);
- финансовое планирование и оперативный финансовый менеджмент, управленческий учет;
- производственное планирование и управление производством, контроллинг;
- управление персоналом и кадровой политикой.
К дополнительным контурам автоматизации относятся:
- управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования;
- управление качеством продукции;
- управление взаимоотношениями с клиентами;
- управление недвижимостью.
Система «Галактика ERP» ориентирована на решение задач полного управленческого цикла: прогнозирование, планирование, учет, контроль выполнения, анализ и регулирование. Архитектурно система разбита на контуры – функциональные подсистемы, которые связаны между собой информационно. Основным объектом, с которым работает КИС, является операционный документ, создаваемый в хозяйственных операциях.
Система «Парус» [6]
Корпорация «Парус» – крупнейший российский разработчик автоматизированных ИС для государственных учреждений и коммерческих организаций различного масштаба и отраслевой принадлежности. В решения по автоматизации заложены следующие основополагающие принципы:
- модульный принцип построения программного комплекса;
- платформенная независимость;
- обеспечение эффективной обработки и защиты данных для архитектуры «клиент-сервер» и СУБД Oracle;
- интеграция с внешними информационными системами и приложениями;
- этапность внедрения;
- масштабируемость и надежность.
Корпорация «Парус» подготовила продукты для промышленных предприятий и производственных компаний; фирм оптовой и розничной торговли; компаний, предоставляющих различные услуги; организаций и учреждений, состоящих на государственном бюджете; страховых компаний.
Для крупного бизнеса предназначена система «Парус-Корпорация», в которой сделан акцент на автоматизацию финансово-управленческой деятельности крупных предприятий различных отраслей. Эта система предназначена для полной информационной поддержки и автоматизации управления в следующих базовых сферах:
- финансы – охватывает финансовое планирование, бухгалтерский учет, консолидацию отчетности. Основные функции: текущее планирование (бюджетирование), платежный календарь, оперативное планирование и управление платежами, планирование дебиторской и кредиторской задолженности, финансовый анализ;
- бухгалтерский учет – обеспечивает регистрацию и обработку первичных документов; формирование книги покупок и книги продаж, учет денежных средств, учет расчетов с дебиторами и кредиторами; учет товарно-материальных ценностей в разрезе мест хранения и материально ответственных лиц; консолидацию бухгалтерской отчетности и др.;
- маркетинг и логистика – поддерживает маркетинг (связь с клиентами), управление закупками, складом, сбыт (реализацию), розничную торговлю (магазин);
- производство – обеспечивает техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование, учет затрат и калькуляцию себестоимости продукции, управление ремонтом;
- персонал – объединяет функции управления кадрами (учет персонала) и учета труда и его оплаты (табельный учет рабочего времени, расчет заработной платы).
Система управления перевозками «1С-Логистика: Управление перевозками» [7]
Множество информационных систем прикладного назначения строится на технологической платформе «1С-Предприятие 8».
Примером является программный продукт, предназначенный для автоматизации транспортной логистики с целью повышения рентабельности логистических операций «1С-Логистика: Управление перевозками», который позволяет автоматизировать следующие функции:
- управление потребностями в перевозке грузов: регистрация и контроль исполнения потребностей в перевозке грузов, возникающих на основании заказов покупателей, заказов поставщикам, накладных на внутреннее перемещение;
- управление заданиями на перевозку грузов: регистрация и контроль за исполнением заданий на перевозку грузов, которые могут формироваться на основании потребностей в перевозке грузов;
- управление транспортировкой груза: формирование рейсов для выполнения транспортировки грузов, указанных в разных заданиях, и контроль за выполнением рейсов с отслеживанием прохождения маршрута транспортным средством;
- управление ресурсами: регистрация и контроль за исполнением заявок на выделение транспортных средств для выполнения сформированных рейсов;
- визуализация информации на электронных картах “Ingit” (программное обеспечение приобретается отдельно);
- получение аналитической отчетности для оценки ключевых показателей эффективности выполненных перевозок по видам транспортных средств и проведения анализа накопленных статистических данных.
В зависимости от потребностей и структуры предприятия в информационной системе могут быть организованы функциональные рабочие места менеджеров по продажам, менеджеров по закупкам, логистов, диспетчеров и руководителей транспортных подразделений.
Программное обеспечение компании «АйТиПроект» – «Mobile_ID: Мобильный склад» [8]
Представляет собой многофункциональное мобильное решение, предназначенное для автоматизации работы персонала на складах или логистических центрах с помощью технологий автоматической идентификации (Штриховое кодирование, или RFID).
Данное решение позволяет быстро и надежно проводить складские операции. Все данные о проведенных операциях в режиме реального времени передаются по каналу WI-FI в систему учета Заказчика (1С, SAP, Microsoft Navision и др.), что позволяет осуществлять оперативную проверку данных и контролировать работу складских работников.
Решение «Mobile_ID: Мобильный склад» позволяет существенно сократить затраты (время, финансы, персонал) на выполнение следующих операций:
- приёмка товаров;
- адресное хранение;
- инвентаризация товара;
- перемещение товаров;
- подбор товаров по накладной;
- отпуск товаров (отпуск товаров со склада);
- возврат товаров.
Представленный перечень информационных систем, на основании которых строится управление организацией, не является исчерпывающим. Показанные системы дают понятие о функциональных возможностях и направлениях автоматизации в области планирования и управления. Вся экономика представляет собой систему информационных взаимодействий на уровне согласованных баз данных, стандартов бизнес-процессов и системы подготовки кадров [9–13].
Одним из наиболее быстро развивающихся направлений автоматизации управления является логистика. Многообразие бизнес-процессов в ней обусловливает приоритетный интерес к инновациям [14] и исследованию рыночных процессов [15].
Перспективной областью в информационных системах является использование искусственного интеллекта в управлении [16].