Full text

Социально-экономические изменения, которые происходят сегодня на Украине, определили новые направления формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя. Проблемы современной системы подготовки студентов в высшей школе является актуальными, ведь она должна соответствовать обновленным требованиям и обеспечивать надлежащий уровень готовности будущего преподавателя к эффективной педагогической деятельности. Важной проблемой современности в отечественной педагогической науке и практике остается поиск эффективных путей совершенствования процесса профессиональной подготовки преподавателя как компетентного специалиста, способного творчески работать в различных направлениях, решения новейших социальных заказов и современных образовательных вызовов.

Профессиональная компетентность преподавателя основ технологий пищевых производств – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, предполагает владение теоретическими и практическими знаниями, навыками, умение применять их в процессе профессиональной деятельности, способность творчески и нестандартно решать проблемы, нести ответственность за последствия своей работы, а также профессиональный рост путем постоянного саморазвития, самосовершенствования и самообразования. Формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя основ технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки возможно при соблюдении определенных условий. Возникает необходимость определения и обоснования педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя основ технологий пищевых производств в процессе профессионально-прак­тической подготовки.

Разработке педагогических условий организации и осуществления учебно-вос­питательного процесса посвящены исследования Ю. Бабанского, В. Беспалько, Л. Выготского, С. Гончаренко, Е. Зеера, Н. Ипполитова, И. Лернера, В. Сластенина, Н. Стерхова и др. Поиск путей формирования профессиональной компетентности будущих специалистов осуществляли ученые Е. Бондаревская, Т. Браже, В. Горчакова, Н. Запрудский, Я. Карпинская, Н. Матяш, А. Мищенко, А. Маркова, Ю. Сенько, В. Сластенин, Л. Фридман, М. Холодная, Е. Шиянов, В. Юдин и др.

Однако, несмотря на весомые результаты этих исследований, без внимания осталась проблема определения и обоснования педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя основ технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки.

Целью статьи является определение и теоретическое обоснование педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя основ технологий пищевых производств в процессе профессионально‑практической подготовки.

Важным для нашего исследования является определение понятия «педагогические условия». Педагогический словарь определяет термин «педагогическое условие» как некую обстоятельство или обстановку, которая влияет на формирование и развитие педагогических явлений, процессов, систем, качеств личности [1].

В профессиональной педагогике педагогические условия – это обстоятельства, от которых зависит и происходит целостный продуктивный педагогический процесс профессиональной подготовки специалистов, опосредуется активностью личности, группой людей [2].

Педагог Ю. Бабанский трактует педагогические условия как положение, в котором компоненты учебного процесса представлены в оптимальном взаимоотношении, что позволяет преподавателю эффективно преподавать, руководить учебным процессом, а ученикам – успешно учиться [3].

По мнению Е. Зеера, педагогические условия – это разнообразные обстоятельства процесса образования, которые обеспечивают достижение поставленной цели [4].

В нашем исследовании под педагогическими условиями считаем комплекс взаимосвязанных факторов, от которых зависит успешность формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя основ технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки.

При рассмотрении комплекса условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя основ технологий пищевых производств мы ограничимся условиями, созданными в конкретном учебном заведении, помня о том, что и другие условия (влияние общества, семьи, состояние производства и др.) также влияют на данный процесс.

По результатам исследования нами был определен ряд педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя основ технологий пищевых производств в процессе профессионально-практи­ческой подготовки, среди которых определили наиболее значимые, а именно:

-          обеспечение систематической положительной мотивации к овладению будущей профессией;

-          проектирование содержания дисциплин цикла профессиональной подготовки;

-          использование инновационных технологий в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов;

-          овладение практическим опытом осуществления будущей профессиональной деятельности.

Обоснованный отбор необходимых и, по нашему мнению, достаточных условий является очередным этапом оптимизации процесса профессиональной подготовки будущего преподавателя основ технологий по формированию его профессиональной компетентности.

Раскроем подробнее наиболее приоритетные, на наш взгляд, условия, которые в результате проведенных исследований оказались наиболее эффективными при формировании профессиональной компетентности будущих специалистов по специальности 015 «Профессиональное образование. Пищевые технологии» в процессе профессионально-практической подготовки в высших педагогических учебных заведениях.

По нашему мнению, наиболее приоритетным педагогическим условием, которое способствует формированию профессиональной компетентности, является обеспечение положительной мотивации к овладению будущей профессией. На сегодня в современной высшей школе по-прежнему остро стоит задача повышения эффективности обучения и оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов, решение этой задачи возможно путем обеспечения положительной мотивации к будущей профессии.

Обеспечение положительной мотивации к овладению будущей профессией – это развитие интереса студентов к обучению, в частности не только к определенной лекции, семинару и т. д., но и к процессу получения знаний при создании ситуаций интереса; мотивация профессиональной и учебной деятельности; стремление к достижению успеха; формирование отношения к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, осознание значимости формирования личностных качеств и умений, формирование потребности в профессиональном росте.

Реализация этого условия наиболее удачно происходит при следующих условиях: создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе; личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие; формирование и развитие информационной и познавательной потребностей, а также при использовании в профессионально-практической подготовке таких методов обучения, как метод формирования познавательного интереса и метод формирования чувства долга и ответственности в учении. Эти методы направлены на развитие положительной мотивации будущей профессиональной деятельности преподавателя основ технологий пищевых производств: формирование положительных мотивов учения, стимулирование познавательной активности, способствуют развитию самоопределения, самореализации и ответственности за результаты обучения как основных характеристик личности и одновременно способствуют обогащению студентов учебной информацией.

Следующим приоритетным педагогическим условием, которое способствует, по нашему мнению, эффективному формированию профессиональной компетентности будущего специалиста, является проектирование содержания дисциплин цикла про­фессиональной подготовки. Эффективная профессионально-практическая подготовка будущих преподавателей по основам технологий пищевых производств требует новых подходов в вопросах обновления содержания образования, внедрения новых технологий их изучения, формирования профессиональной компетентности в условиях всеобщей информатизации образования. Сейчас в зарубежной и отечественной педагогике уже обозначены способы достижения нового качества профессионального образования, основанные на идеях педагогического проектирования как эффективного средства решения общих и специальных образовательных задач и принципах информатизации как современной закономерной тенденции развития общества.

Отображение содержания учебных дисциплин в учебных планах, программах, учебниках, пособиях побуждает прежде к реформированию таких содержательных характеристик, как количество и качество предлагаемой студентам информации, ее ориентированность на будущую профессиональную деятельность.

Деятельность людей в любом обществе разнообразна, специфична для различных профессий и специальностей, поэтому для проектирования содержания образования необходимо найти их общие компоненты, подлежащие усвоению независимо от характера будущей деятельности. Социальный опыт объединяет четыре элемента, каждый из которых отличается своим содержанием и функциями в сохранении и развитии культуры, формировании личности [5].

Первый элемент – знание, совокупность различных видов которого способствует формированию у индивида общего представления об окружающей действительности, его ориентации в необходимой деятельности и тому подобное.

Второй элемент – опыт осуществления способов деятельности. В процессе его усвоения формируются умения и навыки, функции которых заключаются в воспроизведении и сохранении накопленной культуры, чем обеспечивается репродуктивная деятельность общества.

Третий элемент – опыт творческой деятельности. Его функция – дальнейшее развитие культуры. Смысл творчества характеризуется неалгоритмизированными интеллектуальными процедурами деятельности и заключается в самостоятельном переносе ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видении проблемы в знакомых условиях и среде, неожиданных функциях известных объектов, их структуре и тому подобном.

Четвертый элемент – опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, своей деятельности, самого себя, то есть нормы и система ценностных отношений общества к определенным объектам действительности (предметам, явлениям, принципам, действиям). В содержание отмеченных объектов действительности входят разные группы, которые инвариантно складываются в процессе жизнедеятельности (практическое удовлетворение потребностей личности и успешная реализация ее планов, признание и защищенность ближайшей средой, терпимое и справедливое отношение к ней людей, познание окружающей действительности, самовыражение), требуют целеустремленного воспитания (собственное и чужое здоровье, честь и достоинство, истина и справедливость, природа и культура родного края, разнообразие культур и уважение к другим народам, компетентность и квалификация, порядочность, интеллектуальная активность и тому подобное).

Особенным в профессионально-практической подготовке преподавателя основ технологий пищевых производств является одинаковая профессиональная значимость дисциплин сугубо профессионального и психолого-педагогического устремления. Невозможно достичь высокого уровня профессиональной компетентности без соответствующего уровня знаний, значение которых в системе этой компетентности предопределено также их внутренней структурой. Необходимым является комплекс знаний в профессиональном и психолого-педагогическом аспекте для успешной дальнейшей профессиональной педагогической деятельности в сфере пищевых производств.

Реализация этого условия предусматривает разработку интегрированных учебно-методических комплексов к профессиональным учебным дисциплинам цикла профессионально-практической подготовки. Целью было обогатить содержание профессионально-практической подготовки знаниями из технологии пищевых производств. Это, в частности, такие учебные дисциплины: «Технологическое оборудование пищевой отрасли», «Биохимия и физиология питания», «Процессы и аппараты пищевых производств», «Товароведение», «Технология производства продуктов общественного питания», «Управления качеством в ресторанном хозяйстве», «Пищевые технологии», «Организация и обслуживание в заведениях ресторанного хозяйства», «Производственное обучение», «Проектирование пищевых предприятий».

В результате реализации этого педагогического условия студент должен знать: перспективные направления нового оборудования пищевых производств, качественный и количественный состав пищевых продуктов, основные закономерности технологических процессов, основные физико-технические свойства пищевых продуктов, классификацию пищевых продуктов, стандартизацию и сертификацию продовольственных товаров, этапы и способы обработки продуктов, отечественные и заграничные системы управления качеством продукции; общие сведения о видах обслуживания и их типологии; химический состав и энергетическую ценность продуктов питания; основы организации производства кулинарной продукции; организационные принципы технологического проектирования заведений ресторанного хозяйства; методологию проектирования заведений ресторанного хозяйства.

Студент должен уметь: использовать основные виды оборудования во время приготовления еды в быту и на производстве; разрабатывать и внедрять меню диетического питания для питания разных групп населения; разрабатывать методы оценки качества и проведения гигиенической экспертизы пищевых продуктов; разрабатывать санитарные мероприятия при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий пищевой промышленности, торговли пищевыми продуктами и общественного питания; определять потребительскую ценность продукции; готовить основные виды кушаний всех групп пищевых продуктов; разрабатывать и использовать нормативные документы по получению промышленных продуктов питания; использовать технологии основных пищевых производств, а также методы расчетов норм расходов сырья и вспомогательных материалов; составлять материальный баланс и использовать его в технологических расчетах; разрабатывать и использовать нормативные документы по получению промышленных продуктов питания; тактично и грамотно оказать потребителю помощь в выборе кушаний и напитков, разрабатывать технико-экономическое обоснование проекта и нормативную документацию на проектирование.

Следующим приоритетным педагогическим условием является использование инновационных технологий в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Одним из стратегических заданий высшего образования, согласно Программе развития образования в Украине на XXI в., является достижение качественно нового уровня мобильности и профессионально-практи­ческой подготовки специалистов, ведь оптимальным средством социальной и экономической адаптации человека к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики является его профессиональная подготовка как конкурентоспособного работника. Специфика контингента молодежи в современных условиях, которой придется начинать трудовую жизнь, выдвигает особенные требования и к процессу ее учебы. Это обстоятельство предопределяет постановку вопроса относительно внедрения в процесс учебы инновационных педагогических технологий.

Инновации (итал. іnnovatione – новизна, нововведение) – новые формы организации деятельности и управления, новые виды технологий, которые охватывают разные сферы жизнедеятельности человечества.

Инновационную педагогическую технологию рассматривают как особенную организацию деятельности и мышления, которая направлена на организацию нововведений в образовательное пространство, или как процесс усвоения, внедрения и распространения нового в образовании.

Актуальными в данное время являются такие инновационные педагогические технологии учебы, что используются в программе подготовки будущего педагога: педагогическая технология критического мышления, которая заключается в том, чтобы сформировать собственную точку зрения у студента, научить уверенно вести дискуссии и принимать взвешенные решения, самостоятельно добывать знания, учиться открыто общаться, логично мыслить и аргументировать; технология учебы как исследование, имеет цель привить студентам навык исследовательской работы, сформировать активную, творческую личность; интегральная педагогическая технология – создает оптимальные условия для развития и самореализации студента путем формирования целостных знаний об объекте, который изучается и который является основой создания «образа мира»; технология развивающей учебы – формирует у студента способности к самосовершенствованию, активному, самостоятельному творческому мышлению, самостоятельной учебе; технология формирования творческой личности – заключается в том, чтобы привить студентам навыки, благодаря которым они самостоятельно будут руководить своей познавательной активностью, будут самостоятельно мыслить, принимать неординарные решения, сознательно выбирать свою жизненную позицию, генерировать оригинальные идеи; технология личностно-ориентированной учебы имеет цель предоставить студенту возможность проявлять самостоятельность мышления, независимость, способность делать самостоятельный выбор; проектная технология нацелена стимулировать интерес студентов к новым знаниям, к развитию себя с помощью решения личных проблем и использования этих знаний в конкретной практической деятельности; технология дифференцированной учебы – формирует у студентов умение учиться, потребность в самообразовании, желание генерировать идеи, искать альтернативные развязки стандартных и проблемных ситуаций; технология гуманистической учебы направлена на воспитание сознательных граждан, патриотов, образованных, творческих личностей, становление их физического и морального здоровья, обеспечение приоритетного развития человека на принципах гуманизации, гуманитаризации и демократизации образовательных процессов; технология модульно-развивающей учебы – формирует самообразовательную компетентность студентов; технология групповой учебы – формирует внутреннюю мотивацию студентов к активному восприятию, усвоению и передаче информации, способствует формированию коммуникативных качеств студентов, активизирует умственную деятельность; технология индивидуализации процесса учебы – обеспечивает максимальную производительность работы студентов в существующей системе организации учебы.

Реализация этого условия предусматривает использование в процессе профессионально-практической подготовки преподавателя основ технологий пищевых производств инновационных технологий учебы. Целью этого условия было обновление педагогического процесса, внесение новообразований в традиционную систему обучения, благодаря чему происходит повышение качества результатов учебы. Такой подход к организации процесса профессионально-практической подготовки будущего преподавателя основ технологий пищевых производств помогает создать атмосферу профессионального компетентного формирования, которая превращает студента не только в субъекта познания, но и в субъекта собственного профессионально-личностного развития. После внедрения инновационных технологий в процесс профессионально-практической подготовки будущего преподавателя основ технологий пищевых производств наблюдается рост педагогического мастерства и профессиональной компетентности участников инновационных процессов, улучшение качественных показателей учебных достижений студентов. На уровне личности студента прослеживается формирование современного стиля мышления с его характерными признаками: креативностью, системностью, гибкостью, динамизмом, перспективностью, объективностью, концептуальностью и тому подобным.

Следующим приоритетным педагогическим условием, которое способствует, по нашему мнению, эффективному формированию профессиональной компетентности будущего специалиста, является овладение практическим опытом осуществления будущей профессиональной деятельности. Одна из главных особенностей подготовки студентов в высшей школе – ее связь с жизнью, с конкретными особенностями будущей практической деятельности. Весь путь развития высшего образования  свидетельствует о желании приблизить теоретическую подготовку к практике. Практическая подготовка студентов высших учебных заведений Украины является неотъемлемой составной частью образовательно-профессиональной программы подготовки специалистов, основное задание которой – качество практической подготовки выпускника, соответствующее образовательно-квалификационному уровню.

Практика имеет большое значение для подготовки и формирования специалиста и дает возможность:

-          владеть необходимыми знаниями относительно современных изменений в создании государства, умениями и навыками принятия и поиска инновационных путей взвешенной рациональности в будущей профессиональной деятельности;

-          выявить умения и навыки организаторской, управленческой деятельности относительно обеспечения трудовой и технологической дисциплины, создания безопасных для здоровья условий труда;

-          принимать профессиональные решения с учетом их социально-экономичес­ких и психологических последствий;

-          владеть умениями и навыками применения прогрессивного опыта по вопросам организации, управления и определения возможных объемов, условий и совокупности последствий его адаптации в возглавляемом подразделении.

Соответственно учебному плану подготовки будущего преподавателя основ технологий пищевых производств по специальности 015 «Профессиональное образование. Пищевые технологии» предусмотрено прохождение студентами таких практик: учебная (педагогическая), производственная (педагогическая), технологическая (учебная), преддипломная (педагогическая).

В самом общем виде можно определить такие последовательные этапы практической подготовки будущего преподавателя основ технологий пищевых производств:

-          лабораторные, практические занятия, на которых начинается формирование первичных навыков (по специальным дисциплинам);

-          учебная практика, заданием которой является ознакомление студентов со спецификой будущей специальности, получение первичных профессиональных умений и навыков по общим и специальным дисциплинам, предусмотренных учебным планом соответствующей специальности;

-          технологическая практика, целью которой является ознакомление студентов-практикантов непосредственно на предприятиях, организациях, учреждениях с производственным процессом и технологическим циклом производства, отработки умений и навыков из рабочей профессии и специальности, закрепление знаний, полученных при изучении определенного цикла теоретических дисциплин, и приобретение первичного практического опыта;

-          преддипломная практика, которая является завершающим этапом учебы и проводится с целью обобщения и совершенствования знаний, практических умений и навыков на базе конкретного субъекта ведения хозяйства, овладения профессиональным опытом и проверки готовности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, сбору материалов для дипломного проекта.

Опираясь на разработанный комплекс условий, которые построены на концептуальных положениях личностно-ориентированного профессионального образования, приходим к выводу, что формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя основ технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки – это закономерное, целесообразное и управляемое изменение ключевых компетентностей специалиста, которое приводит к достижению качественно нового уровня.