Full text

Современные исследователи среди приоритетов развития России отмечают необходимость технологического прорыва, внедрения инновационных технологий, высокого уровня образования населения [1]. Добиться этого без знания истории образования, понимания роли учителя в развитии культурно-образовательной среды невозможно.

Среди учителей, работавших в провинциальных гимназиях, было немало лиц, занимавшихся научной и просветительской деятельностью, являвшихся авторами книг. Известно, к примеру, что учитель русского языка Елецкой гимназии В. Н. Фери имел печатный труд «Хрестоматия избранных произведений в стихах». Были свои произведения у учителя географии Н. К. Казанцева («Русская география») и преподавателя природоведения В. К. Овечникова. Общеизвестно, что В. В. Розанов вместе с преподавателем греческого языка П. Д. Первовым перевел «Метафизику» Аристотеля. Сам Розанов по ходатайству директора Елецкой гимназии в 1890 г. пошел на повышение: был произведен в чин коллежского советника. И в это время в Ельце написал знаменитую «Легенду о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского»; опубликованная в начале 1891 г. в «Русском вестнике», она выдержала три издания. Такие примеры можно видеть и в других гимназиях губернии.

Одним из выдающихся наших земляков-филологов является Иван Михайлович Белоруссов, человек, который много сделал для становления методики преподавания русского языка как науки. Долгое время он служил директором мужской гимназии Орла и преподавал русский язык [2]. Из-под его пера вышли такие учебники и учебные пособия, как «Учебник теории словесности», «Учебник по русской грамматике», удостоенный премии Петра Великого, «Краткая русская грамматика», «Синтаксис русского языка в исследованиях Потебни» и др. [3]

Иван Михайлович Белоруссов был директором Орловской гимназии с 1884 по 1897 г. [4] Проблемам филологии он посвятил немало своих работ, среди которых статья, помещенная в журнале «Филологические записки» (1898 г. № 1) под названием «Заметки по литературе». Она в основном посвящена теории и истории западноевропейской литературы. Как отмечает доцент кафедры русской литературы XX–XXI вв. и истории зарубежной литературы ОГУ Т. М. Кривина, тот материал, который проанализирован в данной статье, сегодня в лучшем случае является объектом рассмотрения на филологических факультетах университетов. Во-первых, здесь высвечены важные аспекты теории литературы: И. М. Белоруссов обращается к ряду эстетических трудов, начиная с «Поэтики» Аристотеля; он также анализирует специфику таких литературных направлений, как классицизм и романтизм. Во-вторых, в статье дан достаточно глубокий обзор отдельных этапов в истории западной культуры, сопровождаемый рядом интересных замечаний о преемственности, новаторстве и подражании в литературном процессе. В-третьих, исследователь уделяет внимание творчеству наиболее ярких зарубежных авторов – Рабле, Корнеля, Расина, Мольера, Шиллера, Гете, Байрона и др. Особое место в работе занимает проблема перевода и русско-зарубежных литературных связей.

И. М. Белоруссов, как следует из текста публикации, владел древнегреческим и французским языками. В его подходе к художественным явлениям привлекает не только глубокая эрудиция, но и свобода суждения. Однако, при безусловной научной эрудиции И. М. Белоруссова, более всего заинтересовывает в данном труде даже не сам анализируемый здесь материал, а тот факт, что этот материал был ориентирован на гимназистов. Как считает Т. М. Кривина, такой подход к преподаванию литературы в средних учебных заведениях нам стоит возродить, так как наша задача – воспитывать в школе человека многосторонне развитого, владеющего категориями «диалога культур» [5].

Во многом именно эти образованные люди формировали культурно-образова­тельную среду региона. Ярким примером влияния преподавателя гимназии на развитие культуры в губернии является преподаватель Орловской гимназии Петр Андреевич Азбукин. Он окончил Орловскую губернскую мужскую гимназию, нравственно‑политический факультет Московского университета. После окончания университета преподавал русскую словесность в Орловской губернской мужской гимназии и каталогизировал книги в школьной библиотеке. Он много сделал для развития книжной культуры г. Орла.

Его знания и опыт пригодились при организации в Орле первой публичной библиотеки, учрежденной в 30-х гг. XIX в., он был ее первым директором. Впоследствии он же становится первым редактором «Орловских губернских ведомостей», начавших выходить с января 1838 г., и способствовал, таким образом, становлению первой орловской газеты на самом раннем этапе ее существования [6]. Кроме того, П. А. Азбукин составил «Историко-статистическое описание городов Орловской губернии», опубликованное в 28-м томе «Журнала Министерства внутренних дел». За этот труд автор в 1837 г. был награжден бриллиантовым перстнем [7].

Еще один преподаватель, много сделавший для г. Орла, Фердинанд Осипович Поганка (1812 – после 1860), родился в Австро-Венгрии. В 1840 г. поступил на российскую службу, оставаясь австрийским подданным. Выдержав экзамен в Харьковском университете, в конце 1843 г. был определен учителем немецкого языка Орловской мужской гимназии. С 1846 г. преподавал также немецкий язык в Орловском Бахтина кадетском корпусе. Поганка – один из первых исследователей природы Орловского края. В 1851 г. им совместно с А. С. Тарачковым был составлен ценный гербарий орловской флоры [8]. Его имя упоминается в архиве в связи с созданием им первой библиотеки иностранной литературы в г. Орле. 30 декабря 1844 г. Поганка обратился к орловскому губернатору П. И. Трубецкому с прошением об открытии в Орле частной библиотеки «для французского и немецкого чтения», которая, по его мнению, должна была предоставить «возможность познакомиться с новейшими произведениями современных авторов» [9]. Библиотека начала функционировать с 1845 г.

Можно найти много нитей, связывающих развитие культурно-образовательной среды г. Орла с преподавателями гимназий. Еще в 1816 г. в Орле появился журнал «Друг россиян и их единоплеменников обоего пола, или Орловский Российский журнал», являвшийся первым в Орле периодическим изданием. В это время в России имелось лишь два провинциальных журнала – в Астрахани и Харькове. В течение двух лет вышло шесть номеров журнала. Затем он выпускался под новым названием – «Отечественный памятник» [10].

Издателем журнала был старший учитель истории, статистики, древности, мифологии и римско-латинских языков Орловской мужской гимназии Ф. Ф. Орля-Ош­менец, поляк по происхождению. Цель журнала он видел в утверждении дружбы славяно-российских и польского народов посредством их просвещения.

12 января 1873 г. начала выходить первая частная газета «Орловский справочный листок», утвержденная к печатанию 20 декабря 1872 г. Ее издателем был воспитатель Орловской Бахтина военной гимназии статский советник А. С. Тарачков. 8 марта 1876 г. из Главного управления по делам печати поступило сообщение о разрешении изменить название газеты на «Орловский вестник». 14 марта того же года вышел первый номер с новым названием.

Таким образом, преподаватели гимназий фактически стояли у истоков зарождения библиотечного и издательского дела в губернии, способствуя общему просвещению населения. О том, что открытие газет способствовало росту культуры, свидетельствует также такой факт: при редакции газеты «Орловский вестник» была открыта библиотека, в которой имелось до 10 тысяч томов книг, полное собрание энциклопедических словарей, библиографических пособий, карт и пр. [11]

Начиная с пятого класса и по восьмой класс в Орловской Николаевской гимназии в начале XX в. уроки пения у воспитанниц гимназии преподавал чешский музыкант Франц Вацлавович Зика. Он был ведущим преподавателем по классу скрипки в Музыкальных классах Орловского отделения РМО, а с 1909 г. их директором. Педагогическую деятельность он сочетал с широкой пропагандой симфонической и камерной музыки в городе. По его инициативе в Орле был создан знаменитый ансамбль, в который входили А. Я. Дубровкин, Г. А. Меерович и А. Б. Зискинд. Этот квартет сохранялся в Орле до 1920 г. [12]

В начале XX в. директором Орловской 1-й гимназии был статский советник Осип Антонович Петрученко. Он преподавал латинский, греческий, немецкий, французский языки, написал учебники по ним для средних учебных заведений.

Многие преподаватели гимназий принимали активное участие в создании в г. Орле воскресных школ. 21 августа 1860 г., в воскресенье, в здании уездного училища открылась воскресная школа для желающих всех сословий, в которой обучали Закону Божию, грамоте, письму и счислению. Школа была бесплатной. Книги, бумага, «аспидные доски» и прочие учебные принадлежности выдавались ученикам «безденежно» в самой школе [13]. В течение 1860–1861 гг. в Орле открылись три мужские и одна женская воскресная школа. Преподаватели работали безвозмездно. В 1862 г. воскресные школы в Орле, как и везде в России, были закрыты «по соображениям благонадежности».

До революции была введена единая форменная одежда для всех гражданских чинов министерства народного просвещения (далее – МНП). Им полагалась парадная, праздничная, обыкновенная, особая будничная и дорожная одежда. За срок службы от 20 лет назначалась пенсия в 1/2 оклада. 25-летняя работа учителем давала возможность получить пенсию в размере годового оклада. Каждые пять лет работы сверх этого прибавляли еще 1/5 пенсии. При службе в гимназиях свыше 10 лет и при выходе на пенсию в полную отставку полагалось единовременное пособие в размере годового оклада [14].

В случае выхода на пенсию по состоянию здоровья, при службе от 10 до 15 лет выплачивалась 1/3 оклада; от 15 до 20 лет – 2/3, а более 20 лет службы – полный оклад в качестве пенсии. Если бывший учитель не мог обходиться без посторонней помощи, пенсия выплачивалась в следующих размерах: за службу от 5 до 10 лет – 1/3 оклада, от 10 до 15 – 2/3; от 15 лет – полный оклад. Для семей пенсионеров (живых и умерших) существовали еще некоторые льготы. Если человек прослужил в любом ведомстве МНП, то его дети получали пособие на учебу в любом заведении система МНП. После смерти учителя гимназии пенсия выплачивалась его семье [15].

Звание заслуженного учителя присваивалось попечителем учебного округа по представлению педагогического совета гимназии лицам, прослужившим в звании учителя 15 лет и зарекомендовавшим себя опытностью и прилежанием. Заслуженный учитель получал прибавку к должностному окладу: 150 рублей для учителей прогимназий, а для учителей гимназий, имеющих высшее образование, 250 рублей. Прибавки эти принимались во внимание и при исчислении пенсии по выслуге 25 лет.

Качество знаний, даваемых в стенах классических гимназий, обеспечивалось высоким уровнем преподавателей, многие из которых имели университетское образование. Требовательность к преподавателям мужских гимназий была более высокой, чем женских. Среди преподавателей Орловской гимназии были академики (И. П. Алек­сандров), депутаты Учредительного собрания (Ф. Д. Крюков), писатели (Н. А. Вер­бицкий-Антиохов), лауреаты премии Петра Великого (И. М. Белоруссов) и т. д. [16]

Учителя мужских классических гимназий преподавали и в женских гимназиях. Именно они составляли педагогический костяк таких учебных заведений. А. Ветошко отмечает: открытый в 1877 г. Е. П. Чибисовой женский пансион (женская гимназия с 1881 г.) наибольшую известность приобрел в конце XIX в., когда ее начальницей стала М. В. Гиттерман: «Успешной работе заведения способствовал высокий уровень образования ее учителей. Мужчины-преподава­тели, как правило, являлись выпускниками Московского и Санкт-Петербургского университетов, а также Московской и Киевской духовных академий, Санкт-Петербург­ского историко-филологического университета. Среди женщин-учительниц большинство составляли выпускницы женских гимназий, но были и окончившие Санкт-Петер­бургский педагогический институт, специальные педагогические курсы» [17].

Согласно штатному расписанию, которое было приложено к Уставу 1871 г., в гимназии предполагалось иметь 12 учителей. Кроме них в штат входили директор и инспектор гимназии, учитель Закона Божия. Кроме того, в гимназии работали учителя сверх штата (преподаватели пения, гимнастики, музыки, гигиены) [18].

Из всего сказанного видно, насколько важную роль играл преподаватель классической гимназии в провинции. Во многом именно эти люди стояли у истоков исследовательской и просветительской деятельности, зачастую происходило это по их собственной инициативе: так они были воспитаны. Но и государство не оставалось в стороне от проблем учителя гимназии. Во многом современный педагог позавидовал бы преподавателю старой гимназии. Например, по гимназическому уставу 1871 г. недельная нагрузка учителя составляла 12 часов [19]. Учителя (включая директора и инспектора) считались на государственной службе и пользовались теми же правами, что и все государственные служащие (выслуга, звания, пенсии, награды).

О характере наград можно судить по сведениям из отчетов о деятельности Елецкой гимназии, приводимых В. Н. Мезиновым и М. В. Яровиковым: «Государь Император по удостоению комитета Г. Г. Министров в 21 день декабря 1874 г. соизволил пожаловать за отличие по службе преподавателя Елецкой гимназии Степановского орденом Св. Анны 3-й степени и письмоводителя гимназии Лукашова П. С. денежною наградой в количестве 100 рублей, а по удостоению Святейшего Синода в 3-й день апреля 1875 г. законоучителя гимназии Священника Селихова – камилавкою» [20].

Преподаватели гимназии имели высокие чины статских и надворных советников. К примеру, приехавший в Елец В. В. Розанов, после пяти лет работы учителем в Брянской четырехклассной прогимназии имел уже VIII чин (коллежского асессора), равный воинскому штабс-капитану, дававшему личное дворянство и обращение «ваше высокоблагородие». И за учительский труд к тому времени он был уже награжден орденом Св. Станислава 3-й степени [21].

В конце XIX – начале XX в. учителей для гимназий, реальных училищ, кроме университетов, готовили два историко-филологических института – в Петербурге и Нежине [22]. С целью повышения профессионализма работающих учителей появился закон об отпуске из Государственного казначейства средств на устройство «Временных педагогических курсов для подготовки преподавателей средних учебных заведений и на командировки учителей с ученой целью за границу». И. В. Смотрова отмечает, что учителя губернии получали педагогическое образование не только в России, но и Германии. Тот факт, что государство не жалело средств для содержания, а также обучения учителей за границей, безусловно, свидетельствует, насколько высок был статус учителя до революции [23]. Немало интересных биографических фактов об учителях, служивших в учебных заведениях Ельца в дореволюционное время, можно найти в статье [24].

Даже в женских гимназиях, не предназначенных для подготовки к университету, уровень преподавательского состава был высок. Многие преподаватели мужских гимназий, как уже было сказано выше, одновременно совмещали свою работу и в женских – так что и в женских гимназиях педагогический состав был хорошим. И это характерно не только для Орловской губернии. Как отмечает И. Н. Мамкина, «положительными чертами женских гим­назий Забайкальской области являлся высо­кий образовательный и профессиональный уровень педагогических коллективов. Более 70% преподавателей имели высшее обра­зование, 100% имели право преподавания в учебных заведениях» [25].

Как видно из приведенных выше сведений, преподаватели провинциальных гимназий были весьма талантливыми и образованными людьми и внесли огромный вклад в дело развития культурно-образовательной среды Орловской губернии.