В ряду изменений, происходящих в высшей школе на современном этапе, – процесс объединения некоторых прежде самостоятельных вузов. В результате рождаются университеты с иной миссией, организационной структурой, системой управления. Возникает проблема: как распорядиться накопленными традициями, соединить новое и старое, как писать, наконец, современную историю вуза? Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Студенты, немалая часть сотрудников Северо-Кавказского федерального университета, созданного в 2012 г., испытали настоящий информационный шок, когда узнали, что в ноябре 2015 г. университет будет отмечать своё 85-летие. Почему такое могло произойти? Необходимо методологическое обоснование научного подхода, применение генетического и логического методов историко-педагогического исследования для определения исторических корней объединённого вуза.
Организационные основы объединённого университета
Большие университеты создаются двумя способами: либо путём слияния нескольких вузов, либо путём присоединения к базовому вузу. Когда объединение происходит путём слияния, вопрос об исторических корнях, определения даты, с которой будут отсчитывать предшествующую историю вуза, относительно прост. Все вузы, которым предстоит слияние, равны в своём юридическом статусе, поэтому вполне естественным будет начало истории вести от даты рождения старейшего вуза. Другое дело, когда новый вуз создаётся посредством присоединения. В некоторых ситуациях и здесь установить родословную вуза несложно. Например, Уральский государственный университет был создан в далёком двадцатом году прошлого столетия (декрет о создании был подписан главой советского правительства В. И. Лениным). Впоследствии из университета выделился в качестве самостоятельного Уральский политехнический институт (УПИ). С 1992 г. – Уральский государственный технический университет. В октябре 2009 г. президентом РФ подписан указ о создании на базе технического университета им. первого президента России Б. Н. Ельцина Федерального университета. Затем к нему присоединился классический Уральский госуниверситет им. А. М. Горького. Процесс объединения Уральского технического и Уральского классического госуниверситетов в Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, начавшийся в 2009 г., завершился в 2011 г. Так произошло возвращение к общим корням, судьбы двух вузов вновь соединились, и через четыре года они отметят своё столетие.
Южный федеральный университет был образован на базе Ростовского государственного университета, к которому впоследствии присоединили Ростовскую государственную академию архитектуры и искусства, Ростовский государственный педагогический университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет. Ростовский государственный университет как базовый вуз был образован в 1915 г., поэтому и федеральный университет в 2015 г. отметил своё столетие.
Принцип установления организационно-правовых основ новых университетов вполне ясен: исторический отсчёт следует вести от времени рождения вуза, на базе которого в соответствии с юридическими документами создавался федеральный университет. В случае с Северо-Кавказским федеральным университетом указанный принцип не сработал. 18 июля 2011 г. президент РФ подписал указ о создании Северо-Кавказского федерального университета. В тексте указа написано:
а) создать в 7-месячный срок в Северо-Кавказском федеральном округе Северо-Кавказский федеральный университет на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет»;
б) одобрить в 10-месячный срок программу развития Северо-Кавказского федерального университета, предусмотрев в том числе присоединение к нему других государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Двадцать восьмого мая 2012 г. начался процесс присоединения к федеральному университету Ставропольского государственного и Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университетов. Выбор в качестве базового технического вуза не был случаен. Тем самым задавался вектор развития нового вуза как центра подготовки прежде всего инженерных кадров, способных обеспечить экономическое развитие региона. Северо-Кавказский государственный технический университет как базовый вуз был создан в 1971 г., и именно с этой даты в соответствии с юридическими основаниями следует писать историю федерального университета. Однако была выбрана иная логика: в ноябре 2015 г. отмечалось 85-летие Северо‑Кавказского федерального университета. Точкой исторического отсчёта была выбрана дата образования Ставропольского педагогического института (1930), в 1996 г. преобразованного в Ставропольский государственный университет. Юбилеи отмечать, разумеется, надо, однако лозунг «СКФУ: 85 лет – это только начало…», по сути, не корректен [1]. Когда говорят о фальсификации истории, конечно, имеют в виду более значительные события. Но не с мелочей ли всё начинается? Вряд ли следует демонстрировать студентам пример лёгкости в обращении с историческими фактами, включать исторические даты в PR-технологии. Как говорится, истина дороже.
Желание создать имидж новому университету за счёт повышения исторической давности вполне объяснимо. Каждый «старый» университет гордится своим историческим долголетием. Зарубежные университеты, чей возраст измеряется столетиями, выделяют себя красивой метафорой – «университеты, увитые плющом». Однако при этом всё-таки следует учитывать, что их репутация обеспечена не только возрастом, но и высоким качеством образования, именами прославленных на весь мир учёных, деятелей культуры, вышедших из стен этих университетов.
Историческое прошлое, таким образом, имеет большое значение для формирования позитивного имиджа вуза. И если отсчёт времени вести от 1971 г. (даты создания политехнического), то как следует относиться в таком случае к дате 85‑летия присоединённого университета? Богатые исторические традиции, конечно, оказывают положительное влияние на авторитет вуза, на его общественную оценку. Традиции вуза – это его корневая система, которая питает крону знаний, ума, культуры. Их надо заботливо оберегать, взращивать, то есть создавать условия для преемственности, для продолжения и обогащения. Традиции эти должны стать корневой системой для современной жизни федерального вуза, их следует не только сохранять, но и культивировать, знакомить с ними новые поколения студентов и преподавателей. По этим причинам привитая ветвь, имеющая 85-летний возраст, ни в коем случае не должна быть оставлена без внимания и ухода. Эта дата как часть университетской истории может отмечаться в тех институтах, структурах нового вуза, которые вышли из СГУ, сохраняют родство с его традициями.
Почему так случилось, что многим студентам объединённого университета не были ясны основания для празднования юбилея? Прежде всего потому, что не были проведены (или были проведены поспешно) необходимые в таких случаях подготовительные мероприятия. Празднование юбилейной даты предполагает организацию планомерной и всесторонней работы задолго до юбилея. Это работа по информированию студентов, сотрудников о приближающейся знаменательной дате, организация конкурсов, научной работы по истории объединённых вузов (например, работа по сбору материалов для виртуального музея). Выпуск печатных материалов, создание роликов, презентаций, атрибутики и т. д. Торжественное мероприятие с приглашением губернского начальства – это кульминация в системной работе по написанию современной истории, которая не должна прекращаться и после празднования юбилея. Первые шаги в этом направлении уже делаются: в университете созданы ассоциации выпускников и друзей Северо-Кавказского федерального университета, фонд целевого капитала (эндаумент), куда могут вкладывать средства предприятия, частные лица, заинтересованные в повышении качества образования.
Вместе с тем необходимо иметь общие представления о научных, методических основаниях, позволяющих находить ответы на вопросы, как следует писать современную историю объединённого университета, какие традиции продуктивны в воспитании студенчества, в формировании корпоративных ценностей.
Каждый год должны отмечаться даты образования именно федерального университета. Такими датами для СКФУ являются 28 июля 2011 г. (дата подписания президентом Указа) и 22 февраля 2012 г. – распоряжение правительства о создании Северо-Кавказского федерального университета.
Если юбилейные даты задают торжественный лад, связаны с проведением праздничных мероприятий с акцентом на достижениях, успехах, то дата рождения нового вуза позволяет сосредоточиться на современных реалиях: ещё раз вспомнить о том, что сделано, что предстоит сделать, какие для этого есть возможности. Мероприятия, связанные с датой рождения нового вуза, его первым опытом, «другом ошибок трудных», в большей степени ориентированы на постановку и решение актуальных для жизни вуза проблем, на уточнение стратегии его развития, анализ трудностей, поиск способов их преодолений.
Отражение современной истории (написание по горячим следам, когда восприятие событий ещё не остыло) объединённого вуза предполагает как минимум два подхода. Первый – традиционный: фиксирование, анализ наиболее значимых событий, фактов организационно-правового обеспечения образовательного процесса, учебно-методической работы, научной работы, внеучебной работы со студентами, международных связей, социальной активности, спортивной жизни и т. д. Второй подход – инновационный: постановка актуальных проблем, анализ путей, способов их решений, анализ достижений и недостатков в реализации инновационных проектов (образовательных, научных, социальных, культурных).
Пример отражения современной истории
Рассмотрим хотя бы некоторые грани отражения современной истории объединённого вуза на примере Северо-Кавказского федерального университета.
Нельзя не напомнить о некоторых обстоятельствах, сопутствовавших созданию федерального университета. Имеется в виду характер среды, информационный и морально-психологический фон, сопровождавший процесс формирования нового облика университета. Создание большого университета происходило в обстановке сопротивления среды, внешней и внутренней. И это несмотря на то, что создание университета федерального значения имело большое значение для позитивного имиджа всего региона, для повышения его интеллектуальной привлекательности. Активные попытки бывших первых лиц присоединённых вузов встроиться в новые управленческие структуры не получили поддержки учредителя. И это послужило главной причиной развернувшейся беспрецедентной информационной кампании по дискредитации нового университета, дестабилизации сложного процесса его становления. Вероятная цель этой дискредитации – попытки оказать влияние на кадровую политику, сохранить прежние связи, административные возможности. Это стало особенно заметным, как только окончательно решился вопрос о нецелесообразности введения поста президента федерального университета. В местных газетах появляются статьи, подписанные вымышленными именами. Ещё не прошло и десяти месяцев с того дня, как в новом университете раздался первый звонок, а СМИ не переставали низвергать на общественность потоки негатива. Вот типичные выпады в адрес университета в период его становления: «стремительное разрушение научного потенциала края», «ведущие научные школы разрушаются», «талантливые, перспективные аспиранты, имеющие солидные публикации в серьёзных научных журналах, с семьями бегут в Москву, Петербург, Ростов, Краснодар и зовут за собой своих учителей», «в науке руководство вуза ничего не смыслит, да и не особо-то в ней нуждается», «эффективные менеджеры, присланные к нам из других регионов, на деле оказались функционально неграмотными и профнепригодными», «вместо образовательного и воспитательного центра вуз всё больше превращается в коммерческое предприятие», «профессорам, студентам и абитуриентам объявили: образование, культура, искусство для вуза отныне ненужный хлам», «открыт прямой путь к расчеловечиванию нации». В различных статьях, носящих ангажированный характер, в качестве лейтмотива звучит вывод: «Северо-Кавказский федеральный университет, впитав пороки реформы образования, методично разрушает в крае достижения высшей школы», «мы подошли к краю пропасти – надо сопротивляться». На каких фактах построены столь радикальные выводы, требующие подниматься к сопротивлению «менеджерам, присланным из других регионов?». Оказывается, к началу конференции не издали вовремя сборник докладов и программы мероприятия, имели место недостатки в расписании занятий, где-то проводились ремонтные работы. Уже четверть века, как канули в Лету советские времена, однако механизмы манипуляций, применявшиеся бывшими комсомольско-партийными функционерами, действуют, как видим, и поныне. И всё же более всего бывших управленцев беспокоили вопросы финансирования – бюджетные средства, полученные университетом на развитие. «Куда идут миллиарды, – вопрошает автор одной из статей. – Кому достаются? Никто из нас не знает, какова результативность бюджетных вложений» [2]. Глубину переживаний отлучённых от должностей всех тех фигурантов, лишившихся возможности извлекать из университета личную выгоду (характерный признак любой бюрократии), понять можно. Уход университета из сферы влияния воспринимается местной «элитой» как личная обида. Это ещё один штрих к портрету носителей далеко не лучших черт провинциальной ментальности. Провинциализм – понятие не столько географическое, сколько культурное, морально-психологическое. Это интеллектуальная недостаточность, низкий уровень морального сознания, что, как правило, проявляется в патологически выраженной корысти, доходящей до алчности. Как известно, зарплаты бывшей верхушки присоединённых вузов доходили до неприличия – в десятки раз превосходили зарплату профессора, что вызвало соответствующую оценку президента России. Почти в это же время на страницах другой газеты мы слышим голос писателя, обеспокоенного проблемами иного порядка. «В тех характеристиках, служебных и устных, которые мы даём людям, очень редко, – с сожалением отмечает известный русский писатель Даниил Гранин, – встречается такая категория, как порядочность. Это не честность, это не дисциплина, это даже не чувство долга – это совершенно особое качество человека, по-моему, для нашей жизни решающее качество. Порядочность – это больше, чем “рукопожатный”, порядочный – это благородный, достойный. И то и другое давно вышли из употребления» [3]. Остаётся только сожалеть по этому поводу. Без опоры на ценности данного порядка вуз не может претендовать на статус престижного.
Инновационный подход
Выделим в первую очередь события, факты, связанные с реализаций инновационного подхода к написанию современной истории объединённого вуза.
Организация федерального университета на базе технического вуза была направлена на решение задачи обеспечения региона кадрами для промышленного развития. Так, в 2011 г. руководство региона связывало надежды с подготовкой в СКФУ кадров, способных обеспечить краю переформатирование своего имиджа с аграрно-курортного на инновационный и нанотехнологический. Это подготовка специалистов для Южного нанотехнологического центра, для индустриальных парков, для развития инфраструктуры АПК и товаропроводящей сети на территории региона. Предполагалось, что Центр нанотехнологий и СКФУ станут надёжной базой для реализации высокотехнологичных инвестиционных проектов и модернизации промышленности Юга. Ожидалось, что главными отличительными качествами нового вуза будут не только высокотехнологическое оснащение и передовые методики обучения, но и ориентация на подготовку специалистов, наиболее востребованных на рынке труда. В настоящее время на рынке – острая потребность в инженерных кадрах. По данным экспертов Российского союза ректоров, наибольший шанс получить зарплату в 35–45 тысяч рублей в месяц есть у начинающих программистов, инженеров-проектировщиков, инженеров-геодезистов и маркетологов-аналитиков. В то же время на одну вакансию экономиста претендуют двадцать человек. На одну вакансию юриста – пятьдесят человек.
Писать современную историю – значит исследовать (описать и проанализировать) стратегию развития университета. Описать стратегию развития – значит дать ответы на вопросы: в чём заключаются достоинства и недостатки университета? Каким университет должен стать в ближайшей и средней перспективах? Каким он может стать в прогнозируемом будущем? Какие новые виды деятельности надо освоить, чтобы достичь поставленных целей? Стратегия развития, достижение поставленных целей определяется эффективностью управления человеческим капиталом – интеллектуальными ресурсами сотрудников университета. В 2014 г., например, ставропольские учёные, по данным Роспатента, имели коэффициент изобретательской активности 0,67 (для сравнения: в Ростовской области 1,62). Ещё хуже обстоит дело с внедрением: по промышленному внедрению своих изобретений ставропольские учёные и инженеры-конструкторы занимают последние места среди российских регионов.
Недостатки, проблемы
Причин недостатков, неразвитости научно-внедренческой инфраструктуры в регионе – целый комплекс. Однако следует выделить те, которые имеют непосредственную связь с жизнедеятельностью университета. Один из главных недостатков – процесс бюрократизации жизнедеятельности вуза. Нарастает тенденция формализации и унификации университетской среды, профессиональных отношений. Творческий характер деятельности подменяется внешними, не отражающими содержания показателями её результативности. Следствием установки на стандартизацию и регламентацию становится повышение роли отчётной документации, увеличение её объёма. В результате вместо технологизации образовательного процесса мы получаем его примитивизацию. Для современных менеджеров, по результатам исследований Центра социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, значительные трудности представляют процедуры, требующие креативных решений: умное распоряжение творческим потенциалом сотрудников, прогнозирование будущего, соизмерение собственных целей с интересами сотрудников, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, расчёт имеющихся ресурсов, выбор альтернативных вариантов поведения, понимание мотивов поведения окружающих. Современный вуз, особенно региональный, отмечают исследователи, «ориентируется на продуцирование стандартно мыслящих, а потому компетентных (в распространённом прочтении) людей, “отформатированных” по бюрократическому образцу» [4].
Вводятся формальные методики для оценки труда учёного. По-прежнему у нас распространена иллюзия, что оценку научной работы можно заменить цифрами – количеством статей, патентов и т. д. В науке такой упрощённый подход не работает. Формальные цифры не отражают будущий потенциал научной разработки. Международное сообщество давно решило, что главный критерий оценки качества научных исследований – это мнение экспертов. Увлечение количественными оценками неизбежно проводит к подменам смыслов, к имитации деятельности. Получение образования подменяется получением диплома. Трудоёмкая и сложная исследовательская работа, создание условий для организации научных исследований подменяются публикационной активностью. В сознании управленцев складывается представление, что публикационная активность существует отдельно от планомерной, хорошо организованной научно-исследовательской работы, требующей соответствующего интеллектуального потенциала, организационного, материально-технического, финансового обеспечения. Чтобы иметь весомые публикации, надо вкладываться в создание условий для организации исследований, конструкторских разработок.
Наиболее ярким признаком бюрократизации вуза является увеличение документооборота, что неизбежно ведёт к снижению качества образовательного процесса. Увеличение документооборота, не поддающиеся учёту переписывания учебно-методических материалов, возрастание объёма, дублирование запрашиваемой информации различными службами ведут к никем не регламентируемым затратам времени, к бесполезной растрате интеллектуальных, морально-психологических ресурсов, к отвлечению профессорско-преподавательского состава вуза от основной его деятельности. Автор этих строк, например, каждый семестр переписывает (в соответствии с изменениями в учебном плане и новыми шаблонами учебно-методических материалов) семь учебно-методических комплексов дисциплин (28 учебно‑методических документов). Потерянным временем, затраченными силами профессор мог бы распорядиться более продуктивно: подготовить учебное пособие, освоить новую педагогическую технологию, написать статью, подготовить студента к участию в конкурсе, проявить свою социальную активность, наконец. Непродуктивное расходование человеческих ресурсов ведёт к отрицательным психологическим последствиям, к снижению качества образовательного процесса, закладывает основы для неизбежной в таких случаях стагнации педагогических отношений, что приводит в конечном счёте к снижению экономической эффективности вуза [5]. По этим причинам очень велика вероятность превращения университета в место, где студенты мешают сотрудникам работать с документами. Такое положение обостряет проблему «ответственности университета перед обществом, которая может быть обеспечена только высоким качеством образования и закреплением у выпускников основ социально ответственного поведения» [6].
Прогнозирование будущего
Для повышения качества образования необходимо решение следующих актуальных задач: создание условий для обеспечения студентам права выбора дисциплин, увеличение доли научной и проектной подготовки, преподавание как минимум на двух языках, сокращение доли подготовки специалистов в сфере социально-экономических наук. С точки зрения ректора Высшей школы экономики Я. Кузьминова, в настоящее время уже устарела традиция деления структуры вуза в соответствии с перечнем специальностей. Это обусловлено в первую очередь тем, что в современную эпоху технологии живут 7–10 лет. Поэтому целью профессионального образования должна стать подготовка к фундаментальному овладению определёнными системами мышления, что будет служить серьёзной основой для дальнейшей профессиональной карьеры. Системообразующим принципом становится принцип междисциплинарности [7]. По образному выражению ректора МГУ В. Садовничего, современный университет – это единство трёх составляющих: фундаментальной подготовки, научной клиники; технологической долины. Иными словами, университет производит новые знания, которые применяются к новым технологиям.
Описание и осмысление процесса реализации этих задач – это и есть смысл современной истории университета.
Чтобы перейти к модели образования XXI в., необходим переход на новые платформы образования. Сегодня это называется open source-платформами – платформами для всеобщего доступа. Такие, например, как Курсера, Академия Хан. В Курсере учится 10 миллионов человек. Это 10% всех студентов мира. Размещение видеозаписей лекций на зарубежной онлайн-платформе Coursera – новая примета времени, требующая отражения в современной истории вуза. Этот интернет-портал позволяет пользователям бесплатно ознакомиться с видеокурсами престижных европейских и американских университетов. Такие курсы создаются и в российских университетах. Кстати, тем десяткам тысяч слушателей, записавшихся на курсы, предлагаемые отечественными вузами сертификаты не нужны (сертификат интересует лишь 15%). Большинство заинтересовано в знаниях, а не в «корочках». Дистанционное образование затруднено в России в основном по следующим причинам: неудовлетворительное качество Интернета в некоторых регионах, низкий уровень владения иностранными языками. Когда эти проблемы будут преодолены, то совершенно по-иному предстанет проблема конкурентоспособности российских вузов, в частности кадровая проблема. Если есть возможность слушать лучших специалистов из ведущих вузов, возникнет ли у потребителей желание слушать специалистов из менее известных вузов или слушать преподавателей, набивших руку в работе по шаблонам? Для развития электронного образования потребуются и новые профессии на рынке труда: автор курса, профессор-консультант, тьютор, сценарист курса, педагогический дизайнер.
В заключение подчеркнём, что университетское образование не может быть всеобщим, оно предназначено для людей с научным складом ума. Подготовка, воспитание исследователя невозможны только посредством дистанционного образования. Необходима совместная исследовательская деятельность студента и преподавателя, их межличностное общение. И это будет отдельная страница в современной истории объединённого университета.