Актуализируя центральную для педагогического знания проблему – проблему формирования личности, практика учебного и воспитательного процессов при реализации компетентностного подхода в образовании должна соответствовать требованию освещения не только умозрительного компонента, но, главное, дидактической составляющей: цель и результат деятельности обучающегося должны быть представлены вкупе со способами достижения сформированности общественных свойств человека как его личностных особенностей. Обучающийся должен понимать педагога так, как если осуществляется в рамках педагогического процесса общее дело: педагог ставит себя на место воспитанника, а обучающийся – себя с точки зрения педагога [1]. Практика образования и воспитания понимается именно как диалог, осуществляющийся в форме вопрос – ответ. В этом случае обеспечивается реализация дидактического компонента педагогического процесса: если педагог и обучающийся способны ответить на то, что они спрашивают друг у друга, то их взаимопонимание позволит сформироваться дискурсивной практике, достигающей цели формирования личности.
Изучение учебной дисциплины «Культурология» призвано сформировать у обучающихся по образовательным программам специалитета комплекс культурологических знаний, способных помочь гармонизировать отношения личности и общества на основе восприятия множества социально-культурных различий современного российского общества, в т. ч. с помощью художественных средств. В настоящее время востребован креативно мыслящий специалист, умеющий творчески решать профессиональные задачи в сфере профессиональной деятельности. Это возможно только на основе четких и системных знаний о культуре и искусстве, выстраивающихся в изучении базовых общечеловеческих ценностных ориентаций, природы и сущности искусства, а также основанных на чувстве сопричастности ко всеобщему культурному процессу эстетических предпочтениях. Сегодня специалист критически оценивает окружающую действительность с позиций эстетического идеала, не только исходя из культурного кругозора, но и из осознания себя частицей определенной культурно-исторической общности.
Культура личности способствует не только пониманию мировоззренческих, социальных и личностных проблем человека, но и анализу с точки зрения гуманистических ценностей ценностно-мотивационной ориентации. На культурных ценностях основана склонность уважительно и бережно относиться к историческому наследию Российской Федерации, толерантно воспринимать социально-культурные различия, ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, культурных традициях, к примеру, этнокультурных и конфессиональных. Способность понимать социальную значимость своей профессии невозможна без актуализации вопросов, связанных с социокультурным знанием [2]. При разрешении конкретных социокультурных ситуаций человек способен использовать знания и методы гуманитарных, экономических, социальных наук, что позволяет профессионально взаимодействовать с коллегами, представителями общественных объединений, с иными трудовыми коллективами, гражданами, со средствами массовой информации, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности, проявлять инициативность, в т. ч. в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и в нестандартных ситуациях, осознавая ответственность за порученный участок работы. Базовые элементы культуры личности выявляют уровень способности анализировать собственные возможности, потенциал самосовершенствования и адаптации к меняющимся социокультурным условиям, а также формируют стремление повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, публично представлять результаты своей деятельности, вести полемику и дискуссии. Понимание и прочувствованное отношение к цели и смыслу профессии позволяет осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого сознания, мышления и культуры.
Процесс работы обучающихся с методическими рекомендациями для организации самостоятельной работы в рамках освоения учебной дисциплины «Культурология» направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Так, при реализации компетентностного подхода при изучении учебной дисциплины у обучающихся должно быть сформировано знание и понимание, универсальные умения, интеллектуальные навыки, практические навыки. Достоинством этой системы получения знаний является научность в формировании представлений обучающихся, отличающихся фундаментальностью и своеобразной непоколебимостью, ведь сформированные убеждения человека редко кардинально трансформируются, обладают развивающим потенциалом, поэтому специалист, сталкиваясь с неизвестным, может сказать: «Знаю, что…» При этом социальные отношения современности развиваются быстрыми темпами, динамично меняя жизнедеятельность людей. Поэтому сегодня специалист должен помимо знаниевого компонента своих представлений получить и навыки работы с незнакомым материалом, овладеть установками работы в ином поле деятельности, уметь организовать работу в отношении все новых форм общественных отношений. Компетентностный подход позволяет совершить этот переход от фундаментальных знаний к инновациям, что обеспечит подготовку обучающегося как специалиста не только в пространстве конкретно заданной практики работы, но и для осуществления продуктивной деятельности в новых для него условиях.
Выполняя непосредственные должностные обязанности, сегодня специалист реализует потенциал ценностей общечеловеческой значимости, уважительно относясь к чести и достоинству личности, соблюдая и защищая права и свободы человека и гражданина, и не только в части, касающейся посягательства на ценности, носящие характер историко-культурного и художественного достояния народов России и зарубежных стран, но и – на основе использования знания о ценностях различных субкультурных пространств – в осуществлении предупреждения любых действий радикального характера, выявляя и устраняя причины и условия, способствующие осуществлению действий, потенциально направленных на дисгармоничность бытования множества культурных ценностей. Методическое сопровождение освоения учебной дисциплины «Культурология» направлено на формирование не только знаний, умений и навыков, но и компетенций. Знание принципов, закономерностей, тенденций развития бытия природы, общества, человека и его деятельности, обусловленной ценностным содержанием понимания этих установок, как предметная область культурологического знания систематично и содержательно формирует ценностные ориентации в социальной и профессиональной деятельности [3]. Для учета принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам умение использовать взаимосвязанные принципы эстетического и культурологического знания при разрешении конкретных ситуаций способствует правильному с точки зрения культуры поведения общению в трудовом коллективе и с гражданами, в т. ч. с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий, что демонстрирует владение не только основами анализа социально и профессионально значимого, но и навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, навыками выстраивания социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, а также толерантного поведения, поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
Реализуемая в формировании дидактического материала методических рекомендаций для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Культурология» дидактическая триада «знания – умения – навыки» направлена на формирование умения мобилизировать знания и опыт обучающегося на решение конкретных проблем путем использования компетенции. Важно научить обучающихся умениям приобретать знания с помощью внедрения таких технологий обучения, которые способствуют формированию значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Методики реализации компетентностного подхода указывают, что необходимо создавать, развивать и использовать опыт деятельности как внутреннее условие движения личности к цели. Именно опыт выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Так, традиционная триада дидактики дополняется в рамках работы с методическими рекомендациями новой дидактической единицей «знания – умения – навыки – опыт деятельности», что позволяет обучающемуся не просто накапливать знания; накапливаясь, знания стимулируют индивидуальные, может быть, еще не проявленные способности обучающегося. Для достижения целей формирования личности специалиста методические рекомендации для организации самостоятельной работы и представляют собой такую форму организации дидактического материала, которая обеспечит переход одного типа деятельности познавательной, к другой, профессиональной, с соответствующим изменением потребностей и мотивации обучающегося, его целей и действий (конкретики поступков), использования им средств, определение им же результатов деятельности.
Структурно элемент учебной деятельности обучающегося при использовании материала методических рекомендаций для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Культурология» должен характеризоваться двумя одновременно осуществляемыми переходами: «наличное – иное» и «идея – реалия». Существенное значение имеет именно их одновременность. Переход «наличное – иное» связан с развертыванием таких новых форм активности, которые задаются компетенциями и не ограничиваются рамками аудиторного времени. Эти формы действий принципиально не имеют «содержания ответа», заранее заданного критерия успешности. Переход «идея – реалия» связан с воплощением задуманного участниками учебного процесса в соответствии с их целями и мотивационными установками: для преподавателя это измерение сформированности компетенций, для обучающегося – формирование ответа «знаю, как…» для соответствия критерию успешности. На основании такого способа организации форм активности обучающихся преподавателем процесс обучения приобретает деятельностный характер с достижением определенных результатов в виде приобретения значимых компетенций, где опыт деятельности обучающегося является внутренним условием движения личности к цели, опыт выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Так компетентностный подход способствует тому, что сформированные как совокупность компетенции обеспечивают формирование профессиональной компетентности обучающихся как готовности к профессиональной деятельности, что преследует ведущую цель современного образования в Российской Федерации – подготовку компетентного специалиста.
Целевые установки методического сопровождения освоения учебной дисциплины «Культурология» состоят в рассмотрении материала теоретической культурологии применительно к профессиональной деятельности будущего специалиста. Так, задачи методических рекомендаций для организации самостоятельной работы обучающихся выстроены по принципу подачи системного общетеоретического материала культурологического знания и особенных частей, выраженных схематически, практического материала, охватывающего историю культуры с выделением значимого для современной действительности, где живет и работает человек. Поэтому обучающийся в ходе самостоятельной работы должен анализировать понятие культуры личности, уделить внимание обоснованию основных ценностных категорий, представляющих собой ценности общечеловеческой значимости, выделять значимое в основных культурологических учениях, рассмотреть процесс культурно-эстетического воспитания средствами искусства как значимой части профессиональной подготовки. Методические рекомендации способствуют формированию следующих компетенций у обучающихся:
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-2);
- способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);
- способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, профессиональную квалификацию, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям и меняющимся условиям профессиональной деятельности (ОК-13) – за исключением пункта – изменять вид и характер своей профессиональной деятельности;
- способность выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам (ПК-2) – за исключением пункта – особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска.
Так, методические рекомендации формируют в полном объеме комплекс общекультурных и профессиональных компетенций, которые условно разделяются на четыре блока:
1) знание и понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, культурных традиций, потенциала самосовершенствования;
2) универсальные умения толерантно воспринимать социально-культурные различия, развивать социальные и профессиональные компетенции;
3) интеллектуальные навыки социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, принадлежности человека к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам работы в коллективе, кооперации с коллегами, предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;
4) практические навыки уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям, повышение интеллектуального и общекультурного уровня, профессиональной квалификации, адаптации к изменяющимся социокультурным условиям и меняющимся условиям профессиональной деятельности.
Таким образом, методическое сопровождение освоения материала учебной дисциплины «Культурология» для обучающихся раскрывает основные подходы к формированию культуры личности в современных условиях. В сложившейся социокультурной ситуации в Российской Федерации основные направления деятельности специалиста могут иметь успех в профессиональной деятельности только в том случае, если они обеспечены потенциалом культуры личности. В методических рекомендациях для организации самостоятельной работы обучающихся представлена попытка продемонстрировать при реализации компетентностного подхода в образовании аспекты самостоятельного освоения обучающимися сущности культурологического знания в раскрытии типологии культурных ценностей применительно к такому элементу культуры личности, как ценностный, также обоснования общечеловечески значимого, раскрытия материала культурологических учений, рассмотрения ценностей современной культуры и обоснования воспитательного воздействия на процесс формирования культуры личности посредством художественной культуры.