Full text

Аспект развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в настоящее время относится к числу активно обсуждаемых в детской психологии. Длительное время изучение эмоций в дошкольном возрасте ограничивалось отдельными аспектами эмоциональных состояний, представленными преимущественно такими психолого-педагогическими проблемами, как страхи, тревожность, застенчивость, агрессивность и пр. Возможно, такое отношение к аффективной сфере связано с трудоемкостью ее эмпирического изучения и неоднозначностью значения эмоций в психическом развитии ребенка.

Несмотря на прогрессирующие изменения приоритет, как родителями, так и воспитателями, отдается интеллектуальному и физическому развитию старших дошкольников. Однако еще в начале ХХ в. отечественные ученые Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Изард указывали на то, что именно гармоничное функционирование данных систем, их единство обеспечивает эффективное выполнение любых форм деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях было изучено развитие важнейших эмоциональных новообразований дошкольников: переживания становятся более глубокими и осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание (А. В. Запорожец [1], А. Д. Кошелева [2] и др.); совершенствуется система эмоциональных отношений (В. Н. Мясищев [3], П. М. Якобсон [4] и др.); появляется эмоциональная децентрация – способность к сопереживанию (Г. М. Бреслав [5], Е. С. Шамухаметова [6] и др.); развивается способность к распознаванию эмоций (А. М. Щетинина [7], Е. М. Листик [8] и др.); усложняются вербальные характеристики переживаний (Н. В. Соловьева [9]); функционируют механизмы эмоционального предвосхищения как способности антиципировать чувства окружающих при ожидаемых событиях (Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова [10] и др.).

Однако, несмотря на появление целого ряда научных трудов, аффективная сфера у дошкольников исследована пока еще недостаточно, не обнаружено работ по развитию эмоциональной сферы в зависимости от приоритетных направлений деятельности ДОУ. Анализ литературы по данной теме выявил разнообразие в исследовании взаимосвязи эмоциональной сферы дошкольников и особенностей воспитания в семье.

Перцептивный компонент эмоций является важнейшей частью коммуникации, так как более адекватно распознавание эмоциональных состояний людей тех паттернов, которые эффективно презентуют образцы невербальным способом, а их вербальные образцы включают в основном мимику и пантомимику. Адекватность образца определяется тем, какое по сложности экспрессивное выражение необходимо опознавать субъекту [11].

В исследовании В. А. Лабунской при определении корреляции между вышеуказанными показателями было зафиксировано, что более успешными в общении будут субъекты, у которых сложились невербальные образцы невербального общения и которые могут спонтанно их выражать вовне в течение короткого промежутка времени. Данные способности оказываются более важными, чем умение вербализовать признаки экспрессии [12].

Особое значение в дошкольном возрасте имеет развитие умения понимать эмоций других людей по невербальным средствам общения, а именно мимике. Этот аспект тщательно исследован А. М. Щетининой [13] на средних и старших дошкольниках. Она обнаружила типы восприятия эмоций по экспрессивным средствам, которые могут определяться на уровне развития данного умения.

Лучше всех иных состояний дети дошкольного возраста воспринимают эмоциональное состояние радости. Достаточно хорошо они понимают мимическое выражение грусти. Довольно успешно дети четырех-семи лет понимают мимику агрессивного, сердитого и раздраженного человека. В правильности распознания эмоции страха детьми дошкольного возраста обнаруживаются значимые различия. Дети старшего дошкольного возраста адекватно воспринимают эмоцию страха (92%), одновременно дети среднего возраста узнают эту экспрессию лишь в 67% случаев. Таким образом, возрастные возможности проявляются наиболее неравномерно.

Дети дошкольного возраста обнаруживают сложности при распознании эмоции удивления, вызванной заинтересованностью чем-либо или к кем-либо. Около половины детей четырех-пяти и шести-семи лет не воспринимают выражения данного эмоционального переживания [14].

В работе Н. А. Довгай было обнаружено, что в возрасте с четырех до шести лет наблюдается активное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, которое происходит разновременно и неравномерно. Так, для развития перцептивного компонента эмоциональной сферы свойственно несовпадение темпов и срока созревания: умение понимать эмоциональное состояние человека по его экспрессивным выражениям значительно повышается в период с четырех до пяти лет, а умение антиципировать мимику человека, опираясь на контекст ситуации, преимущественно доминирует в период с пяти до шести лет, что не дает более точно зафиксировать чувствительный период развития перцептивного компонента в дошкольном возрасте [15].

На наш взгляд, именно осознание дошкольником своих истинных чувств, а также их адекватное выражение и восприятие у других является важным условием продуктивности выполнения деятельности, обретения целостности своего «Я». Нарушение контакта с истинными чувствами приводит к разрыву с собственной индивидуальностью ребенка.

Исследование проводилось на базе МАДОУ «Русалочка» и МБДОУ «Солнышко» г. Губкинский ЯНАО. В исследовании принимали участие 50 детей подготовительных групп. На момент исследования МАДОУ «Русалочка» работало по программе «Радуга» Т. Н. Дороновой, направленной на физическое развитие детей; МБДОУ «Солнышко» работало по программе «Развитие» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова, направленной на художественно-эстетическое развитие детей.

Проанализировав данные методики с помощью методики «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго на выявление способности дифференцировать эмоциональные состояния, мы обнаружили в проводимой первой серии только высокий уровень перцептивного компонента эмоциональной сферы у старших дошкольников. Полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровню

дифференциации эмоциональных состояний, % (Серия 1. Схематические

изображения эмоций; приоритетные программы «Радуга» и «Развитие»)

 

Приоритетные программы ДОУ

Высокий уровень эмоциональной сферы

Злость

Грусть

Радость

«Радуга»

100

100

100

«Развитие»

100

100

100

 

Нами был зафиксирован высокий уровень дифференциации эмоциональных состояний у 100% детей старшего дошкольного возраста, то есть они способны адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценить мимическое проявление (злость (гнев); печаль (грусть); радость).

Во второй серии методики «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго мы зафиксировали три уровня перцептивного компонента дифференциации эмоциональной состояний у старших дошкольников.

Высокий уровень – дошкольник дает подробный и развёрнутый ответ, способен оценивать лицевую экспрессию и адекватно обозначать эмоциональные состояния.

Средний уровень – у респондента при ответе на задание появляются затруднения в опознании и назывании изображений мальчиков и девочек, ребенок способен оценивать настроение и обозначать эмоции с помощью взрослого.

Низкий уровень – ребенок не способен выполнить задание даже с помощью взрослого, не называет настроение, не может изобразить его. Данные отражены в табл. 2.

Необходимо отметить, что затруднения вызвала именно вторая серия методики «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго. Некоторые из старших дошкольников, сомневаясь в правильности собственного ответа, пытались привлечь сверстников или психолога. На этом этапе мы выявили, что дети, занимающиеся по программам «Радуга» и «Развитие», хорошо определяют ярко выраженные эмоции (радость и обиду), а изображение пограничных эмоций, таких как приветливость, задумчивость, сердитость, страх и удивление, вызывает у них затруднение.

Количественный анализ полученных результатов выявил у старших дошкольников, занимающихся по двум приоритетным программам, одинаковые показатели высокого уровня (100%) при восприятии эмоций явной радости, сердитости и обиды как девочки, так и мальчика.

Высокий уровень восприятия страха мальчика превалирует у дошкольников, занимающихся по программе «Радуга», над показателями детей, работающих по программе «Развитие» на 32%; а в восприятии страха девочки программа «Радуга» выше в показателях программы «Развитие» на 28% (j* = 2,52 при р = 0,01); средний уровень, наоборот, был выражен больше у дошкольников, занимающихся по программе «Развитие», чем у сверстников, занимающихся по программе «Радуга»: страха девочки на 24% (j* = 2,22 при р = 0,01) и мальчика на 32%. Низкий уровень восприятия страха девочки наблюдается только у детей, работающих по программе «Развитие» (4%).

 

 

Таблица 2

Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням

перцептивного компонента эмоциональной сферы, %

(Серия 2. Изображение эмоций на фотографиях мальчиков и девочек;

приоритетные программы «Радуга» и «Развитие»)

 

Уровни перцептивного

компонента эмоциональной сферы/показатели

Приоритетные программы ДОУ

«Радуга»

«Развитие»

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Явная радость

М

100

100

Д

100

100

Страх

М

100

68

32

Д

92

8

64

32

4

Сердитость

М

100

100

Д

100

100

Приветливость

М

80

20

48

44

8

Д

80

20

52

40

8

Удивление

М

92

8

40

56

4

Д

96

4

36

56

8

Обида

М

100

100

Д

100

100

Задумчивость

М

100

72

28

Д

92

8

60

40

Примечание. Д – девочка, М – мальчик.

 

Высокий уровень восприятия приветливости также преобладает у старших дошкольников,  занимающихся по программе «Радуга», над детьми, занимающимися по программе «Развитие»: мальчика на 32% (j* = 2,41 при р = 0,01), девочки на 28% (j* = 2,13 при р = 0,01). Средний уровень восприятия был в большей мере представлен у детей, занимающихся по программе «Развитие», чем у сверстников, работающих по программе «Радуга»: на 24% (j* = 1,85 при р = 0,01) – приветливость мальчика и на 20% – приветливость девочки. Низкий уровень восприятия приветливости наблюдается только у детей, занимающихся по программе «Развитие» (8%).

Высокий уровень восприятия удивления мальчика превалирует у испытуемых, работающих по «Радуге», над показателями детей, занимающихся по программе «Развитие»: на 52% (j* = 4,23 при р = 0,01), так же как и удивления девочки на 60% (j* = 5,13 при р = 0,01). Средний уровень восприятия удивления мальчика был выше на 48% (j* = 3,94 при р = 0,01) и девочки на 52% (j* = 4,55 при р = 0,01) у испытуемых, занимающихся по программе «Развитие». Низкий уровень различения удивления мальчика (4%) и девочки (8%) имеет место у старших дошкольников, занимающихся по программе «Развитие».

Высокий уровень различения задумчивости мальчика преобладает у детей,  занимающихся по программе «Радуга», на 28%, так же как и удивления девочки на 32% (j* = 2,81 при р = 0,01). Средний уровень восприятия удивления мальчика был выше на 28% и девочки на 32% (j* = 2,81 при р = 0,01) у испытуемых, занимающихся по программе «Развитие».

Таким образом, мы зафиксировали высокий уровень развития перцептивного компонента эмоциональной сферы у старших дошкольников, занимающихся по программе «Радуга», более низкие показатели наблюдаются у испытуемых, работающих по программе «Развитие».

Нами была зафиксирована гетерохронность развития перцептивного компонента эмоций, а именно у дошкольников 5–6 лет, занимающихся по программе «Радуга», выражена высокая способность оценивать лицевую экспрессию и адекватно обозначать эмоциональные состояния людей (радость, страх, сердитость, приветливость, удивление, обида и задумчивость). Одновременно у детей, занимающихся по программе «Развитие», имеет место способность оценивать лицевую экспрессию радости, сердитости и обиды и появляются затруднения в опознании и назывании эмоций страха, приветливости, удивления и задумчивости.

Половой диморфизм проявляется в том, что девочки затрудняются назвать экспрессивные эмоциональные образы страха, задумчивости и удивления, в то же время мальчики не дифференцируют эмоцию приветливости.