Full text

Термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 г. в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». Дополнительное образование является составной вариативной частью общего образования. Это высоко внутренне мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании, творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. В настоящее время многими исследователями дополнительное образование детей рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование детей является поисковым образованием, апробирующим иные, нетрадиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющим личности разнообразные возможности выбора своей судьбы.

Своеобразие дополнительного образования проявляется в следующем:

-          в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

-                    свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

-          возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

-          творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

-          особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

-          возможности получить допрофессиональную подготовку и др.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его следующие основные функции:

1)     образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2)     воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя, формирование культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3)     креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4)     компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах деятельности;

5)     рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

6)     профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ученика, включая предпрофессиональную ориентацию;

7)     интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

8)     функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9)     функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Одной из важных функций дополнительного образования является функция социализации. Под социализацией сегодня понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В процессе социализации осуществляется социальная адаптация детей. Социальная адаптация в современных научных источниках информации рассматривается с позиции приведения индивидуального и группового поведения личности в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей [1].

Следует отметить, что адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация связывается со способностью организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.). Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Выделяют две особые формы социальной адаптации:

1)     девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения. Девиантная адаптация имеет два подвида: неконформистская адаптация (преодоление личностью внутригрупповой проблемной ситуации необычными способами и путями) и новаторская (инновативная, творческая) адаптация (деятельность или роль, в ходе которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в различные области культуры);

2)     патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики. Патологическая адаптация представляет собой активность личности в социальных ситуациях, которая осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящая в состав невротических и психотических синдромов) [2].

Л. С. Чудиловская выделяет следующие психологические причины трудностей социальной адаптации детей: нарушения развития интеллектуальных функций, неразвитость эмоционального интеллекта, низкий уровень коммуникативных умений и навыков, несформированность социальных мотивов, высокий уровень тревожности, неадекватная самооценка, робость и др. [3]

К основным причинам нарушения (срыва) адаптации относятся следующие: неадекватность требований педагога, родителей; стресс из-за ограничения времени; перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические); несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям детей; нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий; нарушения психического и физического здоровья ребенка; психологическая и функциональная неготовность к новым условиям и требованиям процесса обучения, жизни в целом.

В. В. Фалилеев, изучая вопросы психологической адаптации человека, приходит к следующим выводам: 1) психологическая адаптация человека происходит благодаря наличию нервной системы; 2) окружающая среда непосредственно оказывает влияние на эффективность функционирования нервной системы; 3) профилактика стрессов, аффектов, фрустраций является условием эффективности протекания психологической адаптации человека; 4) гармония психических процессов – залог успешной адаптации человека [4].

В качестве критериев преодоления трудностей социализации современными авторами называются следующие: социальная адаптированность – способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть социально-ролевым поведением; устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств; готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению. В качестве необходимого условия успешной социализации детей рассматривается формирование развивающего психологического пространства в условиях учреждения дополнительного образования [5].

Регуляторами адаптации выступают мотивы, навыки и умения, опыт, знания, воля, способности человека.

Результат успешной социальной адаптации проявляется в формировании самосознания, ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным взаимоотношениям с окружающими.

В наших исследованиях мы показали, что «трудные», дезадаптированные дети требуют особого подхода, основанного на использовании в работе с ними технологий психолого-педагогической поддержки, которая может осуществляться в том числе в процессе дополнительного образования [6].

В рамках Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы социализации детей с трудностями социальной адаптации на основе использования воспитательной компоненты программ дополнительного образования детей» был проведен круглый стол по теме «Методическое обеспечение реализации воспитательных функций в программах дополнительного образования детей с трудностями в социальной адаптации», в работе которого приняли участие педагоги, методисты, руководители структурных подразделений, администрация учреждений дополнительного образования, учителя общеобразовательных школ и школ-интер­натов, представители психологических центров, специальных (коррекционных) образовательных учреждений разных видов, социальные педагоги, тренеры и инструкторы по физической культуре, преподаватели вузов и колледжей и др.

Для обсуждения на круглом столе были предложены следующие вопросы:

-          Какие категории детей испытывают трудности в социальной адаптации?

-          Что для таких детей предлагает современное дополнительное образование (каков спектр программ)?

-          Какие технологии (формы, методы работы) облегчают социализацию детей с трудностями социальной адаптации в дополнительном образовании?

-          Каково качество методического обеспечения современных программ дополнительного образования детей?

-          Какие социальные партнеры сегодня активно участвуют в реализации программ дополнительного образования для детей с трудностями социальной адаптации?

В ходе обсуждения предложенных вопросов, прослушивания докладов выступающих, подведения итогов работы круглого стола были выявлены следующие актуальные проблемы социализации детей с трудностями социальной адаптации посредством использования различных программ дополнительного образования, а именно:

-          проблемы социальной адаптации детей в рамках программы «Мыс Доброй Надежды» областного туристического палаточного лагеря для детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-                    проблемы конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска» в рамках реализации программы педагогического сопровождения «Свобода и ответственность»;

-          проблемы организации коррекционно-развивающих музейно-педагогических занятий «Музей – дом чудес и красоты» (из опыта работы ТОХМ с «Валеоцентром»);

-          проблемы использования оздоровительных фитнес-технологий социально-адаптивной направленности физического воспитания детей (мастер-класс);

-          проблемы адаптации детей из семей мигрантов;

-                    проблемы разработки комплексных программ по укреплению здоровья молодежи;

-          проблемы формирования ценностных представлений о семье как направления социализации детей в системе дополнительного образования;

-                    проблемы реализации конкретных программ дополнительного образования детей;

-          проблемы методического обеспечения реализации воспитательных задач в программах дополнительного образования детей с трудностями социальной адаптации;

-          проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в процессе его социализации;

-          проблемы выделения сущностных характеристик воспитательного компонента дополнительных образовательных программ;

-          проблемы формирования у студентов педвуза ценностного отношения к детям с ослабленным здоровьем, испытывающим трудности в социальной адаптации;

-          проблемы социальной адаптации и профориентирования воспитанников клубного формирования;

-          проблемы профилактики зависимостей средствами дополнительного образования и др.

Было выявлено, что из общего контингента детей с трудностями социальной адаптации, посещающих различные программы дополнительного образования, 4% составляют дети из неблагополучных семей, 2% – инвалиды.

По окончании работы круглого стола его участникам было предложено заполнить анкеты, специально разработанные с учетом специфики проводимой конференции. Анализ анкет позволил выявить особенности современного дополнительного образования детей с трудностями социальной адаптации и выделить его основные проблемы.

При ответе на вопрос о том, какие программы дополнительного образования детей реализуются на базе Вашего учреждения (организации, центра и т. д.), были перечислены названия различных программ, предназначенных для детей разных возрастов, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста («Природа и фантазия», «Бумагопластика», «Юный полиглот», «Твой мир», «Танцевальная студия», «Занимательный французский», «Янг юзер», «Фантазеры», «Занимательная математика», лепка, хор, пленэр, театральная студия и др.) и заканчивая подростками и старшими школьниками («Есть мнение», «Лыжные гонки», «Баскетбол», «Футбол», «Самбо», «Французский как второй» и др.). Имелись также программы для разновозрастных групп («Воспитание родным краем», «Турист-краеведы», «Спортивный туризм», «От истоков к успеху», «Профициат», «Тульский край» и др.). Было отмечено, что в последнее время распространение получают семейные программы («Усадебный мир» и др.).

Самое большое количество программ дополнительного образования было заявлено ГОУ ДОД ТО «Областной центр развития творчества детей и юношества», где реализуется 71 дополнительная образовательная программа для детей от 5 до 18 лет по направлениям: художественно-эстетическое, социально-педагогическое, естественнонаучное, спортивно-физическое, научно-техническое и др.

Большинство из участников конференции, принявших участие в опросе, сами являлись авторами различных программ дополнительного образования (82%).

На вопрос, где рассматривалась и кем утверждалась Ваша программа, было указано, что большинство программ рассматривалось на педагогических советах и утверждалось администрацией учреждений (91%). Однако вопрос о размещении программ дополнительного образования в открытом доступе на сайтах учреждений в настоящее время решается с трудом.

На вопрос, как формируется контингент участников программ дополнительного образования детей, были получены такие ответы: посредством рекламы в СМИ, взаимодействия со школами, по заявлениям родителей, по желанию детей, в соответствии с рекомендациями педагогов, администрации, из уст в уста, с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с уставом учреждения и др.

Среди категорий детей, испытывающих трудности социальной адаптации, которые составляют основу групп участников программ дополнительного образования детей в учреждениях, из которых приехали участники конференции, были названы следующие:

-          дети из семей мигрантов – 45%;

-          дети из неблагополучных семей – 54%;

-          дети с ограниченными возможностями здоровья – 54%.

Также указывались дети из многодетных семей, из неполных, находящиеся под опекой, дети и подростки, попавшие в сложную жизненную ситуацию, дети, отстраненные от социума, гиперактивные, агрессивные и др.

Однако в целом ситуация свидетельствовала об отсутствии систематично обновляемой статистики о детях с трудностями социальной адаптации, посещающих программы дополнительного образования.

На вопрос, какого рода трудности в социальной адаптации испытывают дети, которым адресованы данные программы дополнительного образования, были получены ответы:

-          дефицит общения;

-          боязнь публичных выступлений;

-          неразвитость коммуникативных умений и навыков, способностей;

-          несформированность социальных мотивов;

-          проблемы социофобии;

-          заниженная самооценка;

-          неуверенность в себе;

-          неадекватные представления о своей личности;

-          застенчивость;

-          различные страхи;

-          тревожность;

-          агрессивность;

-          неадаптивная социализация и др.

На вопрос, чьи потребности, интересы, запросы учитываются в первую очередь при составлении программ дополнительного образования, были получены следующие ответы:

-          детей, имеющих трудности в социальной адаптации, – 45%;

-          родителей – 54%;

-          органов образования – 23%;

-          сотрудников, реализующих программы дополнительного образования, – 9%.

На вопрос, как учитываются особенности учащихся с трудностями социальной адаптации при составлении и реализации программ дополнительного образования, были получены следующие ответы:

-          посредством индивидуального подхода;

-          составления индивидуальных программ;

-          выстраивания индивидуальных траекторий по итогам диагностики и т. д.

На вопрос, какие воспитательные задачи решаются в ходе реализации программ дополнительного образования детей с трудностями социальной адаптации, были получены следующие ответы:

-          выработка навыков разговора, отстаивания своей точки зрения;

-          формирование умения выстраивать межличностные отношения в группе;

-          решение задач адаптации к современным условиям жизни;

-          формирование адекватной самооценки;

-          снятие эмоциональных зажимов;

-          формирование социально значимой мотивации;

-          освоение социальных различных ролей;

-          развитие социально-бытовых навыков;

-          развитие различных видов деятельности;

-          эмоциональная поддержка ребенка;

-          выработка механизмов адаптивного поведения;

-          формирование ценностей и культуры здорового образа жизни;

-          профориентация и др.

Среди реализуемых направлений воспитательной работы были названы следующие: социально-адаптационное, социально-культурное, личностно-адаптацион­ное, физкультурно-оздоровительное, коррекционно-образовательное, культурно-до­суговое.

На вопрос о том, имеет ли представляемая программа дополнительного образования детей четкую соотнесенность с определенным учебным предметом или носит интегративный, общекультурный характер, были получены следующие ответы:

-          соотнесена с учебным предметом – 54% (в качестве предметов назывались обществоведение, история, литература, иностранный язык, физкультура и др.);

-          имеет интегративный, общекультурный характер – 46%.

На вопрос, какие подходы, технологии, формы, методы работы с детьми, имеющими трудности социальной адаптации, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в дополнительном образовании, были получены следующие ответы:

-          индивидуальный подход – 54%;

-          дифференцированный подход – 34%;

-          информационно-коммуникативные технологии – 23%;

-          технология личностно-ориентированного взаимодействия – 34%;

-          технология сотрудничества – 23%;

-          другой вариант ответа: в зависимости от потребностей и запросов участников образовательного процесса осуществляется выбор технологий форм и методов, всё индивидуально.

На вопрос о социальных партнерах, с которыми осуществляется взаимодействие при реализации программ дополнительного образования детей, имеющих трудности в социальной адаптации, были получены следующие ответы:

-          осуществляется взаимодействие с общественными организациями – 23%;

-          осуществляется взаимодействие со СМИ – 34% (телеканалы – ТВЦ, Тула, Первый Тульский и др.);

-          осуществляется взаимодействие с религиозными организациями – 23%;

-          осуществляется взаимодействие учреждениями культуры, музеями, библиотеками – 79% (музей оружия, музей искусств, АХКМ, районные библиотеки, краеведческие музеи, школьные библиотеки, школьные музеи и др.);

-          осуществляется взаимодействие с другими центрами – 23% (центр социальной защиты, центр «Добродетель» и др.);

-          другой вариант ответа: Останкино.

На вопрос, осуществляется ли корректировка программ дополнительного образования, как часто, с какой целью, были получены следующие ответы:

-          да, с учетом времени и требований;

-          нечасто;

-          после прохождения и анализа реализации программы;

-          да, в зависимости от контингента учащихся;

-          осуществляется, если есть необходимость;

-          обновление содержания программ в соответствии с современными подходами в теории и практике;

-          один раз в два года.

При указании наиболее значимых результатов реализации программ дополнительного образования в работе с детьми, имеющими трудности социальной адаптации, были названы следующие:

-          достаточный уровень сформированности учебной деятельности;

-          повышение уровня обученности и уровня развития личности ребенка;

-          победы в конкурсных мероприятиях различного уровня;

-          затруднились ответить 54%.

На вопрос, с какими проблемами в реализации программ дополнительного образования для детей с трудностями социальной адаптации Вы сталкиваетесь, были даны следующие ответы:

-          отсутствие научно-методического обеспечения – 34%;

-          отсутствие заинтересованности детей – 9%;

-          трудности по формированию групп – 9%;

-          обучение учеников на дому – 9%,

-          затрудняюсь ответить – 45%.

На вопрос, в какой форме осуществляется оценка результативности реализуемых программ дополнительного образования, были получены следующие ответы:

-          выставка творческих работ детей – 9%;

-          концерт – 9%;

-          компьютерная презентация – 9%;

-          отчет руководителя на совещании – 23%;

-          другие варианты ответа: оценка через интернет-сайт, мониторинг, диагностика обучающихся, анализ результативности участия в конкурсах, соревнованиях, балы, видеозаписи и др.

На вопрос, какие критерии используются в Вашем учреждении (центре, организации и т. д.) для оценки эффективности реализуемых программ дополнительного образования детей, были получены следующие варианты ответов:

-          востребованность детьми;

-          индивидуальная карта успешности;

-          затруднились ответить 79%.

На вопрос, где обсуждался (распространялся, внедрялся, обобщался) опыт реализации Ваших программ дополнительного образования, были получены следующие варианты ответов:

-          на педагогических советах – 79%;

-          на заседаниях учебно-методических объединений – 23%;

-          на курсах повышения квалификации – 34%;

-          другой вариант ответа: в журнале «Дополнительное образование и воспитание».

На вопрос, проводилась ли общественная экспертиза реализуемых Вашим центром (учреждением, организацией и т. д.) программ дополнительного образования детей, были получены следующие варианты ответов: да – 46% (в ходе аттестации, лицензирования); нет – 54%.

На вопрос, проходили ли Вы повышение квалификации по проблемам реализации программ дополнительного образования детей с трудностями социальной адаптации, были получены следующие ответы: да – 46%; нет – 54%.

На вопрос, считаете ли Вы, что современные программы дополнительного образования детей с трудностями социальной адаптации нуждаются в корректировке, были даны следующие ответы:

-          в концептуальном плане – 9%;

-          на содержательном уровне – 23%;

-          на технологическом уровне – 23%;

-          на организационно-управленческом уровне – 23%;

-          на контрольно-оценочном уровне – 45%.

На вопрос, готовы ли Вы принять студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого на базе Вашего центра (организации, учреждения и т. д.) для прохождения практики, выполнения дипломной работы, были получены следующие варианты ответов: да – 91%; нет – 9%.

На вопрос, нуждаетесь ли Вы в научной, методической помощи при создании и реализации программ дополнительного образования детей с трудностями социальной адаптации, были получены следующие ответы: да – 54%; нет – 46%.

На вопрос, чем Вам была интересна работа на конференции, были даны следующие ответы: возможностью …

-          приобретения новых знаний – 45%;

-          презентации опыта собственной работы – 9%;

-          обмена опытом по проблеме реализации программ дополнительного образования детей с трудностями социальной адаптации – 45%;

-          открытия – 9% (открытие «тактильной книги»);

-          знакомства с новыми направлениями и формами работы с детьми, имеющими трудности социальной адаптации, при реализации программ дополнительного образования – 45%;

-          межличностного общения в сообществе профессионалов и расширения профессиональных контактов – 34%;

-          получения импульса для профессионального саморазвития – 34%.

На вопрос, порекомендуете ли Вы своим коллегам принять участие в подобной конференции, 100% респондентов дали утвердительный ответ.