Происходящие в нашей стране изменения ориентированы на развитие государства и общества, однако подчас они сопровождаются негативными явлениями: классовым расслоением общества, социально-правовой незащищенностью. Все это обусловливает изучение имеющегося опыта, связанного с организацией положительной практической, добровольной и бескорыстной помощи слабым слоям населения. Активную деятельность в этом направлении осуществляют волонтеры.
Волонтерство сегодня – это бескорыстная и добровольная деятельность на благо других, выходящая за рамки дружественных и семейных отношений [1]. Это показатель, который, возможно, наиболее точно отображает уровень гражданской активности и установку на общественную деятельность. Развитый институт волонтерства/добровольчества является характерным признаком устойчивой и обогащенной опытом социально-педагогической системы.
Волонтерские организации в России в большинстве ориентированы на молодежь, не обремененную многочисленными семейными проблемами и постоянной трудовой занятостью. Часто благотворительные сообщества организуются при вузах, школах.
Вопросы организации и содержания волонтерской деятельности рассматриваются как отечественными авторами (Л. И. Акатов, В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе, Л. E. Шевчук и др.) в работах конференций, круглых столов и семинаров, так и зарубежными деятелями международных организаций в области социальной работы (С. Маккарлей, С. Линч, М. Олчман, П. Джордан, А. Ребер и др.).
Задача нашего исследования – определить специфику социально-педагогической деятельности студентов-волонтеров в условиях вуза и проанализировать основные формы социально-педагогической деятельности студентов-волонтеров.
Волонтерская деятельность в вузе – это общественно полезная деятельность студентов, направленная на оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, обеспечивающая развитие у студентов нравственных ценностей и профессионально значимых личностных качеств.
Существует несколько различных видов волонтерства:
- Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
- Благотворительность или служба на благо других. Первичный бенефициарий – это не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
- Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления – от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.
- Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
Таким образом, можно сказать, что добровольная работа студентов в учреждениях, соответствующих их интересам и направленности, безусловно, плодотворно влияет на профессиональное становление студентов и на развитие их познавательных интересов, позволяет раскрыть внутренний потенциал студентов, помогает определиться в выборе профессиональной специализации.
Следует отметить, что если привлекать студентов к волонтерской работе с самого начала обучения в вузе, то они прочно усваивают необходимые теоретические и практические знания, научаются применять их на практике. Теория должна всегда подкрепляться практикой как неотъемлемой, важной составляющей профессиональной подготовки будущего социального педагога.
Рассмотрим, как студенты факультета психологии и социальной педагогики осуществляют социально-педагогическую деятельность в качестве волонтеров.
Прежде чем приступить к социально-педагогической деятельности в качестве волонтера, каждый студент нашего факультета получает личную карточку волонтера, в которую вносят записи об участии студента в определенной волонтерской деятельности и количестве часов занятости.
Личная книжка волонтера особенно необходима ребятам, которые проходят конкурсный отбор для поездки в детский лагерь в качестве вожатых, так как работодатели смотрят на опыт работы и предпочитают брать студентов с опытом волонтерской деятельности.
Разработана памятка для обеспечения безопасности работы студентов-волонтеров с детьми, подростками, молодежью и другим контингентом населения.
Учебно-методическая подготовка студентов осуществляется при прохождении таких учебных курсов, как «Практикум по волонтерской деятельности», «Социально-педагогическая профилактика зависимости от ПАВ», а также в рамках городской программы отдела по делам молодежи администрации города, семинаров-практикумов детских оздоровительных учреждений.
На сегодняшний день сложились следующие основные направления социально-педагогической деятельности студентов-волонтеров в условиях вуза:
1) поддержка социально незащищенных групп населения (помощь детям-сиротам, безнадзорным и подросткам в критических ситуациях, помощь и услуги пожилым людям, инвалидам);
2) пропаганда здорового образа жизни, профилактика алкоголизма, наркомании, курения и других асоциальных явлений в молодежной среде;
3) помощь при организации и проведении массовых мероприятий международного, всероссийского, регионального, муниципального уровней и др.
Рассмотрим более подробно работу по каждому направлению.
С целью поддержания социально незащищенных групп населения, в частности детей-сирот, нами была разработана программа «Мы умеем все!».
Актуальность предлагаемой программы в том, что в настоящее время в Таганроге существует четыре центра помощи детям (бывшие детские дома) и один социальный приют. Центр помощи детям – это государственное казенное социальное учреждение с правом ведения дополнительной образовательной жизнедеятельности.
Данная комплексная программа направлена на обучение и организацию практических занятий для детей; помощь в овладении социально полезными знаниями, умениями и навыками в таких областях, как ведение домашнего хозяйства, основы самообслуживания (умение самостоятельно готовить, делать уборку и т. д.), правовое информирование, психологическая помощь с целью социализации и дальнейшей адаптации детей в современном обществе. Объединение усилий и совместная помощь общественных организаций, волонтерских отрядов, педагогических вузов и администраций воспитательных учреждений таким детям, несомненно, приведут к положительному результату и активизации жизненной позиции ребенка, находящегося в центре помощи детям.
Исходя из этого, мы разделили содержание обучающей программы на два основных этапа:
- Индивидуальная работа с детьми, их психологическая адаптация к присутствию студентов-волонтеров.
- Проведение в каждом центре помощи детям в течение двух месяцев обучающих кружков по трем направлениям:
- навыки самообслуживания (кулинарные навыки, ведение домашнего хозяйства);
- правовое информирование;
- психолого-педагогическая работа.
Разработанная нами комплексная программа обучения ребят из центра помощи детям способствует приобретению воспитанниками жизненно необходимых знаний и умений, обеспечивает адаптацию и социализацию будущих полноправных граждан нашей страны. Дети получали базовые практические навыки самообслуживания, правовую информацию и смогут определиться в своих профессиональных интересах. С помощью студентов-волонтеров мы старались привлечь детей к социально полезной деятельности и выработать у них активную жизненную позицию.
Студентами-волонтерами совместно с воспитанниками центра помощи детям проводятся сезонные акции по благоустройству территории социального учреждения «Хорошо в доме, хорошо и самому». Основная цель акций – создание положительной эмоционально-психологической атмосферы в межличностном пространстве как одного из важнейших профилактических факторов, приобщить детей и подростков к посильному бытовому труду.
Используются в практике материалы разработанной программы «Социальная экология», разделы «Экология личности», «Экология социальной среды».
Одним из наиболее удобных и доступных вариантов социально-педагогической деятельности студентов-волонтеров с детьми является организация работы летних детских площадок по месту жительства. Многие летние детские площадки создаются преимущественно для организации досуга детей из неблагополучных семей, которые в летний период не едут в детские оздоровительные лагеря, а остаются дома – а следовательно, на улице.
В ходе работы студенты-волонтеры выявляли способности и интересы детей, а затем планировали работу с учетом их возрастных особенностей. Посредством сюжетно-ролевых игр, совместных занятий ручным трудом расширяли круг познавательных интересов. Такие формы работы, как коллективно-индивидуальная лепка, рисование, поделки из бумаги по типу оригами, способствовали не только развитию мелкой моторики, координации и четкости движений, но и сближению детей, развитию способности понимать проблемы других, оказывать им помощь.
Таким образом, формы социально-педагогической деятельности студентов-волонтеров были направлены прежде всего на объединение различных категорий детей как с особыми потребностями, так и с нормальным развитием.
С целью осуществления профилактических мероприятий по наркомании студентами-волонтерами нашего факультета было проведено исследование ситуации распространения наркомании среди подростков в 2015 г.
На основе анализа медицинской документации и информации УВД были получены следующие статистические данные:
- в Таганроге число наркоманов превышает 7% всего населения;
- с 2012 по 2015 г. число наркоманов среди молодежи увеличилось в 12 раз;
- каждый наркоман привлекает к наркотикам 10–15 человек в год;
- на учете в наркологическом диспансере состояло 1532 человека, из которых 1002 по поводу наркомании.
Далее, в рамках акции «Спасибо, нет!», охватившей все школы города, сузы, начальные курсы вузов, было проведено анкетирование, в результате которого выяснилось следующее:
- 48% подростков сталкивались с проблемой наркомании в различных жизненных ситуациях (сам, знакомые, соседи);
- 58% наркоманов начали принимать наркотики из-за пагубного влияния сверстников; 28% – от любопытства; 10% – из-за семейных проблем;
- самый распространенный наркотик, который принимают подростки, – гашиш, марихуана;
- 13–14 лет – самый распространенный возраст, когда подросток начинает курить и употреблять наркотики и алкоголь;
- потребителями наркотиков являются от 7 до 10% обучающихся;
- 33% можно отнести к группе явного риска – потенциальным потребителям;
- постоянно употребляют наркотики 1%, время от времени – 7%.
Полученные данные позволили определить основные направления и пути решения проблемы:
1) повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками;
2) выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.
С этой целью был проведен конкурс школьных агитбригад «Здоровый образ жизни – да! Наркотики – нет!». Конкурс был организован с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних, формирования у подростков негативного отношения к наркомании, ответственного отношения к своему здоровью и пропаганды здорового образа жизни. Участие в конкурсе приняли все школы Таганрога.
В профилактической работе использовались такие тренинги, как «Тренинг Джеффа», мозговой штурм «Причины и последствия»; игры «История про…», «Ассоциации», «Социум».
Для решения проблем ЗОЖ использовались такие формы, работы как дискуссия в кругу «Ценность здоровья в современном социуме». Обсуждались факторы, негативно воздействующие на здоровье человека, и их нейтрализация в повседневной жизни: быту, образовании, трудовой и досуговой деятельности. Рассмотрены способы противостояния стрессам, применение адекватных форм поведения в проблемных ситуациях, формирование навыков противостояния воздействию манипуляторов.
Студентами-волонтерами в течение года проводятся квартальные тематические мероприятия по профилактике употребления подростками наркотических веществ «Занятия по развитию жизненных целей воспитанников детского дома как способ формирования здоровьесберегающих поведенческих установок».
Для школьников был разработан сценарий тренинга, направленный на профилактику вредных привычек. Тренинг включал в себя ряд занятий продолжительностью 60–120 минут в зависимости от сложности проводимых упражнений. Количество детей в группе – 10–15 человек.
Одним из этапов волонтерской деятельности была самостоятельная деятельность участников. Данный этап предполагает стимулирование активности самих участников волонтерского движения и заключается в самостоятельной разработке и реализации подростками проектов, пропагандирующих здоровый образ жизни среди учащихся МОБУ СОШ № 4 и молодежи Таганрога.
Данный этап реализуется в следующей последовательности:
- планирование и разработка волонтерами акций, направленных на информирование и приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
- реализация проектов в практической деятельности (проведение лекций, практических занятий, акций, демонстраций, развлекательных мероприятий);
- подведение итогов и обсуждение полученных результатов – оценка эффективности работы школы волонтеров, развитие рефлексивных навыков у подростков, совместное определение перспектив дальнейшей работы.
Вся практическая деятельность подростков осуществлялась под наблюдением и при сопровождении специалистов-координаторов студентов-волонтеров.
С целью оказания помощи при организации и проведении массовых мероприятий международного, всероссийского, регионального, муниципального уровней студенты-волонтеры нашего факультета принимали участие в чемпионате мира по водным видам спорта в Казани, в Универсиаде-2013 в Казани, на Олимпийских зимних играх в Сочи в 2014 г. Многие студенты участвуют в таких акциях, как «Добровольцы – детям», «Под флагом добра», «Ночь в музее», бывают общественными наблюдателями на ЕГЭ, проводят экологические акции.
Эффективность волонтерской деятельности студентов факультета психологии и социальной педагогики мы оценивали на основе результатов анкетирования в соответствии со следующими уровнями:
- низкий – в волонтерском движении участвует не более трети студентов, планы волонтерской деятельности формируются по мере возникновения новых задач, диктуемых сверху, не определяются заранее; студенты не понимают актуальности проводимых мероприятий, не участвуют в разработке программ и мероприятий волонтерской деятельности, которые разрабатываются деканатом, кураторами, не имеют достаточно полной обратной информации от населения о реакции на оказанную волонтерами помощь;
- средний – волонтерами являются примерно две трети студентов факультета, планы волонтерской деятельности составляются заранее и предполагают участие наиболее активных студентов в разработке мероприятий по основным направлениям волонтерской деятельности; студенты анализируют отзывы населения о волонтерской деятельности и понимают значимость проводимой работы;
- высокий – в волонтерской деятельности участвуют практически все студенты факультета, планы и программы волонтерской деятельности составляются заранее на основе анализа актуальных проблем региона, города, района; студенты проявляют инициативу и творчество в разработке программ и мероприятий по разным направлениям волонтерской деятельности: студенты специально изучают мнение населения об оказанной волонтерами помощи, проведенных мероприятиях и осознают высокую социальную значимость проводимой работы.
Анкетирование, в котором участвовали 50 студентов факультета психологии и социальной педагогики, показало, что 88% опрошенных отмечают высокий уровень организации волонтерской деятельности на факультете, 10% респондентов констатировали средний уровень, один человек (2%) отметил затруднение в оценке уровня организации волонтерского движения на факультете.
Акции, проводимые в рамках волонтерской деятельности, отмечены многочисленными грамотами, дипломами, благодарственными письмами от разных организаций и благотворительных фондов города.
К волонтерской деятельности студентов факультета можно отнести также шефскую помощь старшекурсников студентам младших курсов, участие студентов в работе психологической службы вуза [2–4]. Влияние участия в волонтерской деятельности на становление профессионально значимых качеств будущих специалистов подтверждают проведенные на факультете исследования преподавателей кафедр педагогики и психологии личности и социальной педагогики и психологии [5–11].
На основании проведенного исследования можно предложить рекомендации студенческому активу по организации волонтерской деятельности обучающихся в вузе:
- для активизации участия студентов в волонтерском движении необходимо разработать планы по основным направлениям волонтерской деятельности и обсудить их в студенческих группах, на факультетах;
- необходимо выявить наиболее актуальные, по мнению студентов, направления волонтерской деятельности;
- целесообразно привлекать широкие массы студенчества к разработке программ и мероприятий по разным направлениям волонтерской деятельности;
- важно обсудить с волонтерами итоги проведенных мероприятий, эффективность использованных методов, реакцию населения на оказанную волонтерами помощь для актуализации у них чувства социальной значимости проведенных мероприятий.