Full text

Культура в большинстве исследований как общей человека, включает в компоненты.

Обобщая различные взгляды на компоненты культуры студентов [1–3], можно выделить когнитивный, эмоциональный, волевой и коммуникативный компоненты.

в формировании культуры считается его к занятиям культурой. И именно рассматривается как важное у студентов здорового организации и досуга, и духовных сил [4].

По мнению В. В. Толмачевой, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни должно стоять в центре культуры у будущих педагогов [5]. Однако, как отмечает автор, ответы респондентов позволяют утверждать, что здоровье пока не является их естественной потребностью, а рассматривается как условие других ценностей.

в воспитании здоровья стать целенаправленное и осознанной мотивации, на глубоких и , потребности заботиться о своем знаниями и составлять самостоятельно оздоровительные [5]. Это особенно важно, на наш взгляд, при подготовке будущих педагогов, и, безусловно, важно формирование культуры здоровья у будущих педагогов по физической культуре. При этом на сегодняшний день в литературе недостаточно представлены универсальные методы изучения культуры здоровья, не разработаны и комплексные методики формирования культуры здоровья студентов.

Анализ литературы позволил обнаружить противоречие между формирования культуры у будущих педагогов культуры и отсутствием методики, позволяющей ее у студентов колледжа культуры.

Нами была сформулирована цель исследования, которая заключается в совершенствовании а формирования культуры у студентов колледжа посредством комплексной методики.

В качестве испытуемых выступили студенты колледжа физической культуры СибГУФК с I по IV курс.

исследования – процесс культуры здоровья у колледжа физической .

Предмет исследования – методика формирования здоровья у студентов физической культуры.

В исследовании мы предположили, что культуры здоровья студентов колледжа физической будут выше, применить комплексную включающую диагностический, потребностно-мотивационный и конструктивный блоки формирования культуры здоровья студентов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой обозначены следующие задачи исследования:

  1. Определить основные содержательные и структурные характеристики культуры здоровья личности, принципы и педагогические условия, обеспечивающие формирование культуры здоровья студентов.
  2. Выявить уровень культуры здоровья студентов колледжа физической культуры.
  3. Разработать комплексную методику формирования культуры здоровья студентов и выявить ее эффективность.

Состояние культуры здоровья студентов колледжа определялось посредством использования анкеты А. М. Лощакова «Культура здоровья будущего педагога». Данная анкета позволяет оценить состояние ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов культуры здоровья.

Результаты анкетирования показали, что студенты слабо информированы о здоровом образе жизни и факторах, его составляющих. Обращает на себя внимание особенно низкий уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Студенты рассматривают ценность «здоровье» наряду с другими приоритетами, проявляют ситуативный интерес к проблемам формирования культуры здоровья. Несмотря на то что будущие педагоги отмечают значимость проблемы формирования собственной культуры здоровья и культуры здоровья своих воспитанников, для них характерны фрагментарные, узкоприкладные знания. При этом опрашиваемые демонстрируют разрозненные знания и отдельные умения по вопросам культуры здоровья, не умеют компетентно отбирать информацию для обеспечения педагогической деятельности.

Ценностно-мотивационный компонент культуры здоровья на достаточно высоком уровне у всех студентов, независимо от курса (от 74 до 81%), про остальные компоненты нельзя сказать однозначно.

Когнитивный компонент на более высоком уровне у студентов IV курса и низкий на I курсе, что может быть связано в том числе и с процессом обучения в колледже. Деятельностный и рефлексивный компоненты не имеют значимых различий у студентов разных курсов. На наш взгляд, это может быть связано с отсутствием систематической работы по формированию культуры здоровья студентов.

Исследование уровня культуры здоровья студентов колледжа физической культуры позволяет констатировать, что высокий уровень не обнаружен ни у одного студента, средний уровень – у 33% опрошенных, низкий – у 67%.

На основе проведенного исследования была разработана комплексная методика формирования культуры здоровья у студентов колледжа физической культуры, рассчитанная на все время обучения в колледже (4 года) и включающая реализацию следующих блоков: диагностического, потребностно-мотивационного, конструктивного (см. таблицу).

 

 

Содержание методики формирования культуры здоровья

у студентов колледжа физической культуры

 

Блоки формирования культуры здоровья студентов

Цель

Методы формирования культуры здоровья студентов

Ожидаемый результат

Диагностический

Определение исходного уровня культуры здоровья студентов

Анкетирование по вопросам теоретической осведомленности студентов и уровня формирования здоровья

Исходный уровень культуры здоровья студентов колледжа

Потребностно- мотивационный

Формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, осознанной потребности в занятиях физической культурой

Учебные занятия по дисциплинам общеобразовательного цикла, специальным дисциплинам, кураторские часы, учебно-тренировочные занятия по избранному виду спорта

Сформированная осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой; мотивация на ведение здорового образа жизни; отношение к здоровью как основной ценности человека

Конструктивный

Формирование поведенческого аспекта культуры здоровья студентов колледжа физической культуры

Воспитательная работа по формированию культуры здоровья студентов колледжа физической культуры

Повышение уровня культуры здоровья у студентов колледжа физической культуры

 

Первый блок формирования культуры здоровья у студентов колледжа физической культуры диагностический. Цель данного блока – определение исходного уровня культуры здоровья студентов.

При выявлении культуры здоровья у студентов колледжа физической культуры необходимо опираться на структуру культуры здоровья. Наиболее представлены в научной литературе ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты культуры здоровья. Выявление начального уровня культуры здоровья позволит оптимально, с учетом особенностей конкретной группы спланировать последующие этапы работы. Получение информации о начальном уровне культуры здоровья возможно с применением методов, описанных в литературе, по каждому компоненту отдельно. Это позволит увидеть проблему более объемно. Но возможно, как в нашем случае, провести экспресс-обследование в форме анкеты, разработанной А. М. Лощаковым. При этом данную анкету следует использовать в начале каждого года обучения, на каждом курсе, что позволяет выявить динамику.

Второй блок формирования культуры здоровья у студентов колледжа физической культуры потребностно-мотивационный. Цель данного блока – формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, осознанной потребности в занятиях физической культурой.

Потребностно-мотивационный блок предлагается реализовывать через воспитательную и внеклассную работу – кураторские часы, конкурс буклетов, выступление агитбригады, демонстрацию фильмов, день здоровья и другие формы работы. При этом предпочтение отдается включению интерактивных и активных методов работы со студентами (дискуссии, деловые игры, групповая работа).

Результатом данного блока должна стать сформированная осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой; мотивация на ведение здорового образа жизни; отношение к здоровью как основной ценности человека.

Третий блок – конструктивный. Цель – формирование поведенческого аспекта культуры здоровья студентов колледжа физической культуры.

В данном блоке предусматривается как воспитательная и внеурочная деятельность (кураторские часы, демонстрация опыта, ролевые игры, спортивные мероприятия, проектная деятельность), так и учебные формы: занятия по физической культуре, учебно-тренировочные занятия по избранному виду спорта, а также изучение дисциплин общеобразовательного цикла (например, «Химия», «Биология»).

Комплексная методика формирования культуры здоровья студентов колледжа физической культуры рассчитана на весь период обучения студентов в колледже и включает в себя мероприятия разного уровня и разнообразные формы организации с учетом курса обучения.

С целью выявления эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент в течение учебного года. В эксперименте приняли участие 110 студентов колледжа физической культуры с I по IV курс.

После эксперимента ценностно-мотивационный компонент у большинства студентов разных курсов находится на среднем уровне. У студентов I курса различия не достигли достоверного уровня, а у студентов II, III и IV курсов колледжа физической культуры наблюдается значимая динамика развития ценностно-мотивационного компонента (Р ≤ 0,01).

При оценке когнитивного компонента культуры здоровья было выявлено, что у студентов I и II курсов данный компонент находится на самом низком уровне по сравнению с другими компонентами. После эксперимента уровень развития данного компонента вырос у студентов всех курсов. Безусловно, такие результаты связаны с проведенной работой, поскольку когнитивная составляющая формируется значительно быстрее, чем личностные аспекты культуры здоровья.

Исследование деятельностного компонента культуры здоровья студентов выявило умение будущих педагогов отбирать знания по вопросам здоровья и здорового образа жизни, культуры здоровья будущих педагогов, наличие соответствующих умений. Студенты всех курсов отмечают важность наличия хорошего здоровья, для них характерно стремление вести здоровый образ жизни. Большинство обучающихся I–IV курсов проводят работу по укреплению своего здоровья, посещают учебно-тренировочные занятия по избранному виду спорта, соблюдают режим дня, правильно питаются и считают недопустимыми вредные привычки. Можно отметить, что после эксперимента высокий и средний уровни деятельностного компонента достоверно возросли (Р ≤ 0,05), что может свидетельствовать об эффективности разработанной нами комплексной методики.

За период эксперимента увеличились также и показатели рефлексивного компонента культуры здоровья студентов всех курсов колледжа физической культуры, а именно показатели высокого и среднего уровней данного компонента.

Таким образом, внедрение в учебно-воспитательный процесс колледжа физической культуры комплексной методики формирования культуры здоровья студентов, включающей диагностический, потребностно-мотивационный и конструктивный блоки, позволило совершенствовать процесс формирования культуры здоровья у студентов колледжа физической культуры. Динамика уровня культуры здоровья будущих педагогов по физической культуре вызвана, на наш взгляд, комплексным использованием различных форм организации учебной, внеурочной и воспитательной работы со студентами на каждом курсе и включением активных и интерактивных методов во все формы работы со студентами.