Full text

Современная политика Российской Федерации в уголовно-исполнительной сфере исходит из необходимости проявления гуманного отношения к преступившим закон лицам. На сегодняшний день перед нашим государством стоят высокие цели повышения эффективности работы исправительных учреждений, сокращения рецидива преступлений, который, согласно официальным статистическим данным, превышает отметку в 50%, разработки соответствующих реалиям нормативных правовых актов, направленных на социальную адаптацию осужденных.

На достижение вышеуказанных целей и задач направлен весь процесс исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, а также наказаний, не связанных с лишением свободы. Данный процесс построен по принципу прогрессивной (ступенчатой) системы, при которой правовое положение осужденного меняется бессрочно и комплексно в зависимости от его поведения в период отбывания наказания.

Определенным значимым этапом в реализации идей прогрессивной системы на ведомственном уровне нормативно-правового регулирования является система «социальных лифтов» [1]. Отдельные авторы в данном контексте называют систему «социальных лифтов» «ведомственным этапом» апробации некоторых положений Концепции [2], хотя ни в Концепции, ни в других нормативных правовых актах уголовно-исполнительного законодательства упоминания о системе «социальных лифтов» мы не находим.

При анализе соотношения системы «социальных лифтов» и прогрессивной системой между ними иногда ставится знак равенства [3]. По нашему мнению, «социальные лифты» являются лишь элементом прогрессивной системы. Эта позиция подтверждается некоторыми учеными. По мнению Т. Ф. Минязевой, элементом прогрессивной системы отбывания наказания выступает система «социальных лифтов», которая, в свою очередь, также реализует принцип индивидуализации исполнения наказания [4]. По мнению Л. Н. Одинцовой, в основе прогрессивной системы лежит активное правопослушное поведение осужденных, в основе системы «социальных лифтов» – пассивное поведение, направленное на соблюдение норм правил внутреннего распорядка исправительного учреждения [5], хотя на ведомственном уровне правового регулирования системы «социальных лифтов» предполагается активное поведение осужденного, а не пассивное.

Понимание системы «социальных лифтов» в научной и иной литературе достаточно разное. Ее содержание связывают с новой системой воспитательной работы, системой стимулов к законопослушному поведению, что, несомненно, имеет прямое отношение к элементам прогрессивной системы, которые закреплены в законодательстве, в частности, в форме института изменения условий отбывания наказания [6].

По мнению Л. Н. Одинцовой, под «социальными лифтами» следует понимать систему стимулирования правопослушного поведения осужденных, направленную на достижение целей уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ) посредством снижения объема правоограничений [7].

Отдельные авторы рассматривают понятие системы «социальных лифтов» через призму стимулирования правопослушного поведения осужденных. Они отмечают, что понятия «социальные лифты» и «стимулы» применительно к сфере деятельности уголовно-исполнительной системы в настоящее время не дифференцированы и могут рассматриваться как взаимодополняющие понятия [8].

В «Методических рекомендациях по использо­ванию системы “социальных лифтов” в исправитель­ных учреждениях ФСИН России в условиях дей­ствующего законодательства» устанавливаются критерии оценки поведения осужденного: а) со­блюдение установленного порядка отбывания наказания; б) стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативным мерам ресоциализации; в) иные события и действия, свидетельствующие об активной позиции осужденного [9].

Оценка критериев поведения осужденного производится специально создаваемой для этой цели комиссией ИУ в форме аттестации. По результатам аттестации осужденного комиссия принимает решение, от которого напрямую зависит пенитенциарная мобильность осужденных. По мнению отдельных ученых-пенитенциаристов, из опыта реализации «социальных лифтов» заслуживает внимания именно практика аттестаций осужденных и основанная на ней их дифференциация [10]. В состав аттестационной комиссии входят: представители общественных объединений и религиозных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, различные специалисты исправительных учреждений, включая воспитателей, педагогов, психологов.

В 2010 г. в рамках пилотного проекта по внедрению системы «социальных лифтов» в ряде территориальных органов ФСИН проводился эксперимент, в котором было задействовано 79 825 осужденных [11]. Результаты проводимого эксперимента подвергались непрерывному мониторингу сотрудников НИИ ФСИН России на основании материалов информационных сводок, получаемых из исправительных учреждений ФСИН России.

В результате проведенного эксперимента была проделана большая работа, и в течение 2011 г. системой «социальных лифтов» была охвачена практически третья часть (29,3%) всех осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. В результате проведенного эксперимента количество осужденных, которым были улучшены условия отбывания наказания, за 2011 г. составило 20 746 человек, которым ухудшены условия отбывания наказания – 2891 человек.

Таким образом, количество осужденных, которым улучшены условия отбывания наказания, в 7 раз превысило число осужденных, которым условия ухудшены. В целом распределение осужденных по видам условий отбывания наказания составило: облегченные условия – 16, 5%, обычные условия – 77, 5%, строгие условия – 6% [12].

По мнению большинства сотрудников (60,8%), внедрение системы «социальных лифтов» существенно повысило стимулы к законопослушному поведению осужденных [13].

Применение системы «социальных лифтов» означает прозрачность критериев оценки их поведения в период отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. По прибытии в исправительные учреждения осужденные в карантинном отделении знакомятся с системой «социальных лифтов». В территориальных органах ФСИН разрабатываются специальные листы ознакомления с системой «социальных лифтов» единого образца, которые после ознакомления осужденного под подпись приобщаются к его личному делу. В комнатах воспитательной работы, а также в комнатах ожидания родственников располагается наглядная агитация о системе «социальных лифтов». С осужденными также проводится разъяснительная работа на занятиях по социально-правовым вопросам, которая позволяет преодолеть недоверие к вводимой системе «социальных лифтов» и добиться понимания у осужденных и их родственников истинной цели нововведения [14].

На сегодняшний день использование системы «социальных лифтов» продолжается в ряде территориальных органов ФСИН России. Так, например, за 1-й квартал 2015 г. в исправительных учреждениях УФСИН России по Кировской области прошли аттестацию по системе «социальных лифтов» 1847 человек. Из прошедших аттестацию по системе «социальных лифтов» четверо осужденных переведены из строгих в обычные условия отбывания наказания, 84 человека переведены в облегченные условия. В колонию-поселение переведены 44 осужденных, 23 осужденным решением суда заменена неотбытая часть наказания более мягким видом. Условно-досрочно от отбывания наказания в 1-м квартале 2015 г. освобожден 101 осужденный, прошедший систему «социальных лифтов» [15].

Применяется система «социальных лифтов» и в УФСИН России по Чувашской Республике. В первом полугодии 2015 г. в исправительных учреждениях УФСИН проведено 149 заседаний комиссий по оценке поведения осужденных и определению условий отбытия наказаний по системе «социальных лифтов». Количество осужденных, прошедших аттестацию по системе «социальных лифтов», освобожденных условно-досрочно из мест лишения свободы, составило 144 человек [16].

Важным аспектом применения системы «социальных лифтов» именно при условно-досрочном освобождении является то, что в настоящее время суды при рассмотрении материалов дела осужденного стали более тщательно и объективно их исследовать и выносить решение, в какой-то мере опираясь и на вывод аттестационной комиссии в рамках системы «социальных лифтов». Отдельными авторами предлагается закрепить в действующем уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве условие – наличие положительного решения аттестационной комиссии о степени исправления осужденного для применения к нему УДО, замена наказания более мягким видом, перевод в другое исправительное учреждение и др. В этом случае система «социальных лифтов» будет более действенной [17].

По нашему мнению, система «социальных лифтов» в первую очередь должна быть направлена на подготовку осужденного к освобождению и последующую его социальную адаптацию. При реализации данной идеи необходимо взаимодействие двух систем – «прогрессивной» и «социальных лифтов». Как и любые системы, они должны характеризоваться наличием и взаимосвязью элементов, ее составляющих, а также целью, которая их объединяет.

Тем не менее при реализации современной прогрессивной системы, а также системы «социальных лифтов» возникает ряд проблем. Во-первых, не предусматривается переходный режим отбывания наказания перед досрочным освобождением и освобождением рецидивоопасной категории лиц по отбытии срока наказания. Большая часть осужденных освобождается, минуя колонии-поселения, т. е. без надлежащей адаптации к условиям свободы и закрепления в новых условиях результатов исправления, достигнутых в закрытых учреждениях. При этом многим осужденным перевод в колонию поселение вообще запрещен законом. Во-вторых, в России нет законодательства, регулирующего надзор за освобожденными, и в связи с этим отсутствует заключительный этап прогрессивной системы отбывания наказания [18].

В российском уголовно-исполнительном законодательстве не предусмотрено три важнейших этапа прогрессивной системы: начальный (изучение, классификация, распределение по отрядам и начало отбывания наказания), переходный (социально-адаптационный) и заключительный (контроль за поведением осужденных, управление их адаптацией в условиях свободы). В результате этого все этапы «прогрессивной системы» не определены, а те, которые есть, не взаимосвязаны и не следуют последовательно друг за другом, получается разорванная цепочка процесса исполнения наказания. Такая «прогрессивная система» не нацелена на достижение ее главной цели – постепенной подготовки осужденных к жизни на свободе.

На наш взгляд, прогрессивная система отбывания наказания должна стать своеобразной пенитенциарной идеологией, т. е. принципом, который бы реализовывался через институты подготовки осужденных к освобождению, изменение условия отбывания наказания, досрочного освобождения и т. п. Как известно, ст. 8 УИК РФ подобного принципа не предусматривает [19].

Прогрессивная система, например, при улучшении поведения осужденного должна выглядеть следующим образом:

1-й этап – изменение условий отбывания наказания в лучшую сторону в одном ИУ (при отсутствии взысканий);

2-й этап – изменение вида ИУ (положительно характеризующимся осужденным);

3-й этап – перевод в колонию-поселение, или замена наказания более мягким, или перевод для проживания за пределы ИУ (для решения проблемы социальной адаптации твердо вставших на путь исправления);

4-й этап – после успешного испытания осужденных на 3-м этапе – помилование, условно-досрочное освобождение (не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания).

Все указанные элементы прогрессивной системы взаимосвязаны, следуют друг за другом, образуя своеобразную «цепочку». Прежде чем осужденный будет представлен к условно-досрочному освобождению или помилованию, то есть к последнему звену цепочки, он должен пройти все ее предыдущие звенья. Такой процесс реализации прогрессивной системы отбывания наказания реально направлен на достижение ее основных целей: стимулирование исправления осужденных и постепенная подготовка их к жизни на свободе. Соответственно, применение и реализация системы «социальных лифтов» должны быть построены именно по предлагаемой прогрессивной системе.

Считаем необходимым для повышения результативности внедрения системы «социальных лифтов» и выполнения требований ст. 87 УИК РФ в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН РФ продолжать работу по созданию помещений с более высоким уровнем материально-бытовых условий и технической оснащенности для осужденных, прошедших комиссию по оценке поведения по системе «социальных лифтов» и переведенных в облегченные условия отбывания наказания [20]. Отряды облегченных условий отбывания наказания есть во многих исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России. В них создаются более комфортные условия проживания: спальные помещения рассчитаны на четырех человек, с одноярусными кроватями. Помещения отряда полностью укомплектованы мебелью и бытовой техникой (DVD, телевизоры, музыкальные центры). Осужденные, содержащиеся в отрядах с облегченными условиями содержания, могут заводить домашних питомцев, размещать в спальных помещениях аквариумы с рыбками и др. В результате внедрения передового опыта по созданию отрядов облегченных условий отбывания наказания прослеживаются существенные различия между обычными условиями отбывания наказания и облегченными.

Также считаем необходимым создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-эконо­мического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.