Современное образование претерпевает серьезные изменения, связанные с переходом общества в постиндустриальную фазу. Произошла смена типа организационной культуры с научного на проектно-технологический. В результате этих трансформаций бывшие профессии обеспечивают лишь одну-две ступени больших технологических циклов, и для успешной профессиональной деятельности, а также построения карьеры человеку важно быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь возможность активно и грамотно включаться в эти циклы [1].
Соответственно, чтобы быть эффективным участником данного процесса, нужно обладать необходимыми для этого умениями и навыками в рамках определенной системы действий. Серьезную помощь в овладении необходимым для жизни в современном обществе инструментарием должен оказать институт образования.
Школа реагирует на вызовы современности оптимизированными подходами к процессу обучения и воспитания. Эти новые подходы к педагогическому процессу находят свое отражение в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов.
Эти нормативные документы включают требования к результатам освоения образовательных программ, к структуре этих программ, к условиям реализации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов РФ. Особый интерес педагогов в структуре стандарта вызывают требования к результатам освоения образовательных программ, где наряду с предметными результатами указаны еще две категории: личностные и метапредметные. Последние включают в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Заслуживают внимания и подходы к обучению, указанные в тексте стандарта, и прежде всего системно-деятельностный подход [2].
В условиях трансформации современного общества новые технологии охватывают все аспекты образовательного пространства: от содержательного компонента до материально-технической базы образовательного учреждения. Но самое главное, изменения должны начинаться с трансформации мировоззрения педагога как руководителя одного из механизмов социализации подрастающего поколения. Соответственно, к учителю, как и к другим профессиям, применимы те же требования, которые появились в условиях нового типа организационной культуры общества.
Ключевым компонентом деятельности работника образования является постоянная работа над собственным развитием. Иными словами, это формирование своей собственной личности, один из элементов которой – способность к продуктивной профессиональной деятельности, способность создавать что-то непохожее на то, что сделано другими, и в этом выразить себя, свою индивидуальность [3].
Перед учителем стоит сложная цель развиваться самому, чтобы помогать совершенствоваться другим. Овладение необходимыми компетенциями позволит создавать благоприятную образовательную среду.
Трудность продуктивности образовательного пространства школы в целом и урока в частности состоит еще и в том, что в процессе образования формируется личность. Это абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия [4].
Время школьной поры – период становления личности, развития способностей и проявления одаренности. Это этап серьезных глубинных процессов интеграции и дифференциации качеств и свойств психики человека.
Соприкосновение в процессе педагогической деятельности с таким тонким и сложным явлением, как личность ребенка, требует ориентации на педагогические технологии, которые позволят продуктивно формировать новые социально значимые качества ученика.
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют педагога на системно-деятельностный подход. И это не случайно. Важно то, что деятельностное обучение – это не просто понимание принципов, концепций, методов и подходов, это способность запоминать выученное и применять полученные знания на практике [5].
Соответственно, развитие метапредметных умений возможно только через активную и продуктивную деятельность. Поэтому в тесте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования указан термин «универсальные учебные действия». Он означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (личностные; регулятивные; познавательные; знаково-символические; коммуникативные компетенции) [6]. Образовательный процесс, таким образом, должен формировать внутренние потенциальные возможности каждого ученика.
Компетенции являются значимыми результатами образования. Соответственно, они должны быть сформированы у всех обучающихся, должны пронизывать все учебные предметы, проходить через все этапы образования и разрабатываться на достаточно высоком уровне [7].
Применение системно-деятельностного подхода позволит формировать актуальную на сегодняшний день исследовательскую компетенцию школьников.
Исследовательская компетенция – совокупность интеллектуальных, личностных и деятельностных характеристик индивида, реализуемых в продуктивной научно-исследовательской работе. Критерий сформированности компетенции – готовность к данному виду деятельности [8].
Ее значимость определяется прежде всего тем, что в результате освоения образовательных программ обучающиеся должны быть способны самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию [9]. Это возможно только в том случае, если дети научатся целеполаганию, планированию и поэтапному решению поставленных перед ними задач.
В практическом результате это позволит работать над новым материалом при помощи нестандартных методов и выполнять разнообразные творческие работы. В них может быть раскрыт собственный экспериментальный материал, на основе которого будут сделаны соответствующие выводы и проведен анализ.
Соответственно, в процессе работы над формированием исследовательской компетенции школьников происходит реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Развитие исследовательской компетенции в рамках общего образования – явление не новое. Историческое образование – благоприятная среда для формирования этих умений и навыков. Но при этом необходимо помнить, что работа педагога в данном направлении достаточно сложна и трудоемка. Объяснение этому кроется в сущности самой исследовательской деятельности, которая есть субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом [10].
Для того чтобы отдельный учащийся или группа учеников могли создать субъективно новое, необходимо, чтобы они овладели уже имеющейся в культуре системой знаний.
Развитие в рамках исследовательской деятельности возможно только в том случае, когда учащиеся занимаются систематически, изучая опыт предыдущий поколений и формируя свои компетенции.
Из этого следует, что исследовательская деятельность для школьников – оптимальный механизм формирования универсальных учебных действий и приобретению метапредметных результатов обучения. Научное познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут что-то познавать (исследовать) лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения ученых к другому [11].
Овладение приемами исследования осуществляется постепенно под руководством учителя, начиная с изучения истории в 5-м классе. Формирование исследовательской компетенции возможно в рамках урочных занятий, а во время внеурочной деятельности – при самостоятельном выполнении соответствующих домашних заданий, работе над сообщениями, докладами, рефератами.
Механизм формирования приемов исследовательской деятельности проходит определенные ступени.
Первая ступень – «Старт». На этом этапе учитель руководит процессом выполнения задач, необходимых для овладения определенным приемом. Для облегчения работы используются памятки-алгоритмы (характеристика исторического деятеля, составление плана, алгоритм анализа исторического источника и др.).
Во время уроков ученики работают над несложными историческими источниками. Проводят атрибуцию, извлекают необходимую для решения поставленных задач информацию.
Вторая ступень –«Промежуток». Когда учащиеся знают определенный алгоритм работы, возможна тренировка изученных приемов в новых условиях. Для этого используется новый материал, к которому применимы знакомые алгоритмы.
При этом нужно учитывать, что, несмотря на наличие определенного шаблона, продукт мыслительной деятельности школьников каждый раз наполнен разным содержанием. Например, даже при наличии алгоритма невозможно дать абсолютно одинаковые характеристики разным историческим деятелям. Соответственно, каждое задание требует активизации творческого потенциала и мыслительной активности. Шаблоны же нужны для того, чтобы учащийся знал, в каком направлении двигаться. Они играют роль маяков в бесконечном море учебной информации.
Третья ступень – «Вершина». На данной ступени учащиеся самостоятельно продолжают выполнять действия. Они составляют учебные планы, проводят самостоятельный обстоятельный анализ исторического источника, его атрибуцию и верификацию, дают развернутую характеристику событию или персоналии. На данном этапе памятки становятся неактуальными в связи с тем, что учащиеся знают технику выполнения того или иного творческого задания.
Исследовательская компетенция является достаточно сложной для учащихся в плане ее освоения. У этого обстоятельства есть одна объективная причина – особенности психологического развития в рамках определенного возраста.
На пропедевтическом этапе, который длится с 5-го по 7-й класс, учащиеся под руководством учителя, а в последующем и самостоятельно, учатся применять технические приемы самостоятельной работы. Они составляют простые планы тезисов, аннотаций, учатся отбирать необходимый для работы материал. На основе этого они пишут небольшие по объему и несложные по содержанию рефераты, доклады и сообщения. Презентация результатов проходит, как правило, в рамках урока.
В 8–9-х классах технические приемы усложняются. Учащиеся работают с документами, составляют развернутые планы, занимаются конспектированием текста, оформляют научный аппарат реферата, проводят рецензирование, работают с библиотечными каталогами, составляют библиографические списки и др. Продолжается работа по написанию рефератов, докладов, сообщений, презентация которых проходит в рамках уроков истории.
В 10–11-х классах объем работы и сложность деятельности увеличиваются. На этом этапе под руководством учителя определяется тема исследований учеников. Далее происходит работа с научно-справочной литературой. Определяется проблема, намечаются пути решения. Помощью в этом учащимся являются методические рекомендации по написанию и оформлению реферата. Презентация проектов проходит в камках школьной конференции. Лучшие работы отправляются на конкурсы разных уровней.
На всех стадиях школьного обучения учащиеся знакомятся с этапами исследования.
Учащиеся узнают, что существует определенный алгоритм, который помогает исследователю. Это является важнейшим условием эффективности работы. Учащиеся получают памятку следующего содержания.
Этапы выполнения школьниками научно-исследовательской работы
- Выбор направления и темы исследования.
- Постановка цели, задач и гипотезы.
- Фиксирование и предварительная обработка данных.
- Обсуждение результатов исследования.
- Оформление результатов.
- Представление исследовательской работы [12].
Несмотря на получение памятки учениками, учитель руководит процессом исследования и корректирует его (при необходимости).
Важным моментом начала исследования является мотивация. Она своего рода предшественник приобщения учеников к иссследованию [13]. Данному компоненту деятельности нужно уделить серьезное внимание как ключевому, потому что проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [14].
При решении проблем мотивационного характера нужно учитывать психологические особенности учеников основной и старшей школы.
У подростков слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг [15]. На этом этапе важно показать значимость исследовательской деятельности для поддержания дальнейшего интереса и возможного выбора будущей профессии. Введение элементов поощрения, а также применение парциальной положительной оценки в период работы способствует повышению уверенности. Естественно, оценка должна быть, как правило, адекватна действительным достижениям человека [16].
Старшеклассники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии [17]. Поэтому ориентиром к исследовательской деятельности станут те ученики, которые имеют склонности к гуманитарным предметам в частности и научной деятельности вообще.
В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения [18].
В рамках мотивационной составляющей процесса исследовательской деятельности необходимо уделить внимание его окончанию. Завершающий этап, когда происходит представление результатов исследования, может служить мощным стимулом для последующей деятельности. Для учеников это момент «славы», момент признания значимости его деятельности. Проходит он обычно в рамках презентаций результатов исследований.
Таким образом, механизмы формирования исследовательской компетенции являются неотъемлемой частью процедуры развития метапредметных умений в рамках универсальных учебных действий. Работа по овладению учащимися приемами исследовательской деятельности сложна и трудоемка. Поэтому начинается она с этапа, когда учащиеся переходят в 5- класс и только приступают к изучению истории, и длится вплоть до окончания 11-го класса, проходит в рамках уроков и во внеурочное время под руководством учителя, который использует различные приемы и методы.