В настоящее время возрастают требования к способности человека к самосовершенствованию и саморазвитию, социальной и профессиональной мобильности, к уровню интеллектуального развития, поскольку именно эти качества определяют его ценность профессионала в современном обществе. Поэтому система высшего образования должна обеспечивать формирование перечисленных качеств с целью обеспечения дальнейшего самосовершенствования выпускника вуза.
Выпускник высшего учебного заведения, будущий профессионал, должен обладать рядом умений, среди которых одно из важнейших мест занимают аналитические: способность находить, интерпретировать, критически оценивать и включать в свою деятельность новую информацию, формировать и управлять информационными, а также создавать новую информацию с помощью современных информационных технологий. Поэтому одной из основных целей в профессиональной подготовке является формирование у студентов базовых знаний и практического опыта профессиональной деятельности аналитического уровня.
Образовательные стандарты последнего поколения не говорят о способах и средствах формирования профессиональной аналитической компетенции. Это и есть проблема высшего образования. Кроме того, анализ научных работ и образовательной практики показывает, что процесс формирования аналитической компетенции студента недостаточно полно изучен на теоретическом и технологическом уровне, а потому недостаточно активно, в основном стихийно внедряется в практику обучения. Имеющиеся работы не универсальны, поскольку исследователи связывают аналитическую компетенцию либо с конкретными направлениями подготовки, либо с конкретной областью ее применения.
Аналитическая компетенция представляет собой комплекс специальных мыслительных действий, направленных на выявление, оценку и обобщение полученных знаний, анализ и перевод их в новое качественное состояние [1].
Аналитическая компетенция является примером метапредметных компетенций. Она включает в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, исследовательскими, творческими процессами познания студентов.
Для высшего образования в условиях реализуемого компетентностного подхода важно рассматривать степень сформированности аналитической компетентности как единой системы знаний, умений, способностей, качеств личности и опыта, которые способствуют выполнению поставленных перед специалистом-профессионалом аналитических задач.
Е. А. Сулейманова отмечает, что процесс формирования аналитической компетенции представляет собой деятельность, состоящую в освоении, творческом применении, создании новых способов деятельности аналитического характера и накоплении ее опыта, в результате которой изменяется не только объект деятельности, но и субъект этой деятельности – человек [2].
На наш взгляд, спонтанная, несистематичная работа по привитию студентам навыков аналитической деятельности в ходе традиционных учебных занятий и средствами внеучебной работы не может служить базой для формирования одноименной компетенции. Только системное использование возможностей нескольких современных педагогических технологий (исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной и др.) способно обеспечить решение поставленной задачи.
Многие ученые говорят о наличии огромного потенциала в формировании аналитической компетенции на материале разных областей математики и информатики.
Для решения проблемы эффективного формирования аналитической компетенции студентов математического профиля необходимо:
1) уточнить понятие аналитической компетенции студентов, обозначить структуру аналитической компетенции;
2) разработать модель формирования аналитической компетенции на основе интеграции существующих подходов (системного, деятельностного, компетентностного и герменевтического), отражающую функциональные взаимосвязи ее структурных компонентов;
3) предложить и апробировать методику развития аналитической компетенции студентов, которая позволит реализовать модель и сформулировать комплекс педагогических условий для ее реализации;
4) сформулировать критерии для оценки сформированности аналитической компетенции студентов.
Составляющими аналитической компетенции являются профили компетенций, связанные с управлением информацией и знаниями, а также профили компетенций, связанные с анализом и синтезом реальной производственной ситуации.
Аналитическая компетенция включает в себя:
1) способность оценить и обосновать эффективность предложенного для использования множества информационных ресурсов;
2) способность оценить и классифицировать данные, умение преобразовать информацию в знания, анализировать ее, хранить, эффективно применять и делиться полученными знаниями;
3) способность объективно оценить позитивные и негативные аспекты компонента системы информационных ресурсов;
4) способность к оперативной аналитической оценке информационных потоков, полученных от каждого компонента информационной системы;
5) умение оперативно и эффективно производить анализ и сравнение информационных потоков;
6) способность формулирования на основе полученной информации общих аналитических выводов и заключений;
7) способность интерпретировать, систематизировать, оценивать и использовать информацию в контексте решаемой управленческой задачи или проблемы;
8) способность к комплексному теоретическому и ситуационному анализу педагогических, социально-экономических и культурных процессов в образовательной среде;
9) способность самостоятельно осваивать новые средства коммуникации и работы с информационными потоками;
10) способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной теоретической задачи;
11) способность к эффективному поиску информации в Интернете;
12) умение понимать основные принципы развития информационной среды;
13) умение вести эффективную дискуссию в глобальных сетях, представлять и защищать результаты своей работы;
14) навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации; навыки работы с основными статистическими пакетами и программами анализа сетей;
15) способность к сравнительному анализу и синтезу;
16) способность к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов;
17) умение визуализировать полученные в рамках анализа данные, способность к научной интерпретации полученных данных;
18) способность определять и разрабатывать индикативные показатели деятельности образовательных сообществ, выстраивать на их основе самостоятельные системы оценок.
Перечисленные составляющие аналитической компетенции расширяют аналитические возможности и профессиональную компетентность человека-профессионала, что подтверждает необходимость формирования на высоком уровне аналитической компетенции на всех уровнях высшего образовании: в бакалавриате, в магистратуре и в аспирантуре.
Анализ структуры аналитической компетенции обучающихся (целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный и научно-теоретический блоки) показывает, что сформировать составляющие всех компонентов компетенции невозможно средствами одной педагогической технологии.
Модель формирования аналитической компетенции построена на основе принципов преемственности, последовательности и систематичности, сознательности, активности и доступности обучения и отражает процесс ее развития в контексте принятия решений в единстве инструментального и содержательного аспектов.
1) Цель – развитие аналитической компетенции студентов в вузе.
Данная цель исходит из государственного и социального заказа системе высшего образования на формирование личности, способной адаптироваться к условиям жизнедеятельности в информационном обществе, а также на специалиста, способного применять технологии аналитической деятельности в своей будущей профессиональной деятельности.
2) Содержание – процесс формирования аналитической компетенции студентов в вузе в рамках изучения различных дисциплин (общепрофессиональных дисциплин, дисциплин специализации, учебной и производственной практик, дипломного проектирования) – представляет собой развитие того или иного структурного компонента аналитической компетенции студентов вуза. При этом необходимо переосмыслить содержание учебных дисциплин в контексте поставленной цели.
3) Технологические стратегии погружения студентов в аналитическую деятельность: исследовательская, проектная, информационно-коммуникационная, дидактическая многомерная технология в образовательном процессе (методы, формы и средства организации образовательного процесса, направленные на развитие аналитической компетенции студентов в вузе). Основными формами организации обучения являются традиционные формы (лекция, практические занятия, самостоятельная работа студентов, консультация, научно-исследовательская работа и др.) с использованием репродуктивных методов, проблемного изложения, эвристических и исследовательских методов.
Условия эффективной реализации модели формирования аналитической компетенции:
1) обеспечение студентов средствами и способами аналитической деятельности, то есть базовыми знаниями и умениями в проведении аналитической деятельности, в соответствии с этапами принятия решения;
2) повышение активизации учебной деятельности студентов;
3) внедрение в учебный процесс практико-ориентированных заданий, способствующих сбалансированному развитию различных стилей восприятия студентов;
4) использование в образовательном процессе специальных аналитических комплексов;
5) обеспечение положительной мотивационной среды для формирования аналитической компетенции;
6) учет межпредметных связей в процессе преподавания профессиональных дисциплин.
Необходимо заметить, что указанные условия образуют систему и взаимодополняют друг друга, поскольку без создания положительной мотивации нельзя начинать процесс обучения; с другой стороны, активизация учебной деятельности студента может сформировать положительную мотивацию к данной деятельности. Таким образом, сформулированные условия отображают особенность предлагаемой методики формирования аналитической компетенции, являясь ее составной частью.
На основании опыта организации различных видов учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности и его анализа можно сделать вывод о видах критериев сформированности аналитической компетенции: широте и глубине предметных знаний; трансформации имеющихся знаний, умений и навыков, а также технологий аналитической деятельности; умениях проводить оценку ситуации и самооценку.
Уровень развития аналитической компетенции студентов измеряется системой критериев: мотивационно-целевым, когнитивно-деятельностным, оценочным и рефлексивным. Критерии позволяют оценить осознание студентом мотивов и целей аналитической деятельности; наличие у студента технологической базы для осуществления аналитической деятельности; степень освоения студентом технологической базы аналитической деятельности; сформированность у студента рефлексивной культуры.
Критерии |
Мотивационно-целевой– осознание мотивов и целей аналитической деятельности |
Когнитивно-деятельностный–владение технологиями аналитической деятельности, а именно знание методов и средств осуществления аналитической деятельности |
Оценочный – на основании опыта применения методов и средств осуществления аналитической деятельности |
Рефлексивный – сформированность рефлексивной культуры
|
Низкий уровень (владение слабо выражено или отсутствует) |
Опосредованный интерес к аналитической деятельности как интерес к выполнению учебного задания; испытывает затруднения при самостоятельной постановке целей своей деятельности |
Решает типовые задачи с посторонней помощью, затрудняется самостоятельно применять имеющиеся знания в типовой ситуации |
Аналитическую деятельность осуществляет только при наличии инструкции |
Неполно и недостаточно аргументированно проводит самооценку и взаимооценку |
Средний уровень (владеет) |
Непосредственный интерес к аналитической деятельности, т. е. студент демонстрирует интерес к поиску, сбору, сравнению, обобщению информации, необходимой для решения задачи; самостоятельно ставит общие цели деятельности и испытывает затруднения при самостоятельной постановке конкретных целей деятельности |
Самостоятельно применяет имеющиеся знания в типовой ситуации |
Аналитическую деятельность осуществляет при наличии укрупненного алгоритма |
Полно и аргументированно проводит самооценку и взаимооценку по предложенным критериям и умеет скорректировать их |
Высокий уровень (владеет в совершенстве) |
Устойчивый интерес к аналитической деятельности; самостоятельно ставит общие и конкретные цели, направленные на решение задачи |
Самостоятельно применяет имеющиеся знания в нестандартной ситуации |
Генерирует новые способы аналитической деятельности на основе имеющегося опыта |
Полно и аргументированно проводит самооценку и взаимооценку по самостоятельно разработанным критериям |
Средствами диагностики выступают: беседа, наблюдение, анкетирование, самооценка, экспертная оценка, анализ ответов студентов на учебных занятиях, тестирование, анализ продуктов деятельности, анализ документов (практические, лабораторные, письменные задания и работы).
Необходимо заметить, что эти критерии и показатели находятся в тесном единстве и взаимодействии, образуя целостную систему, и по существу помогают ориентироваться в исследовательской деятельности, достигать поставленных целей.
Проведенная работа подтвердила, с одной стороны, актуальность проблемы формирования аналитической компетенции студентов вуза, обусловленную потребностью общества в профессионально компетентных, творчески мыслящих профессионалах, способных находить нестандартные решения и вовлекать сотрудников в эффективную, результативную, творческую, инновационную деятельность, а с другой – наличие в педагогической теории и практике резервов и возможностей для ее решения.