Самарская область – один из крупнейших инновационных центров России. Её будущее сопряжено с реализацией целого ряда инновационных проектов, среди которых – развитие технопарка «Жигулевская долина» в г. о. Тольятти, создание технополиса «Гагарин-Центр» в г. о. Самара, формирование инновационного территориального аэрокосмического кластера. Не стоит забывать и об имеющемся заделе в виде высокой концентрации обрабатывающего и высокотехнологичного производства, мощного научно-инновационного потенциала. Несмотря на достаточно твердые позиции в области инноваций, Самарская область имеет и ряд проблем, которые выступают в качестве препятствий на пути инновационного развития региона.
По значению российского регионального инновационного индекса (далее – РРИИ) на 2013 г. область занимает 25-е место. Следует отметить, что с 2010 г. индекс РРИИ неуклонно падает. Так, в 2010 г. регион занимал 15-е место, а в 2012 г. – 20-е. Несмотря на понижение индекса РРИИ регион входит в так называемую вторую группу [1], к которой относятся относительно стабильные регионы.
Остановимся более подробно на анализе основных факторов инновационного развития. Согласно исследованию НИУ ВШЭ к таковым относятся социально-экономические условия развития инновационной деятельности, научно-технический потенциал, инновационная деятельность, качество инновационной политики (см. рис. 1).
Как следует из рис. 1, социально-экономические условия развития инновационной деятельности включают в себя «оценку экономического, образовательного и информационного уровня их развития, характеризуют создание, адаптацию, освоение и реализацию инноваций» [2].
С 2008 г. регион потерял одну позицию в ранге ИСЭУ – опустился с 4-й до 5-й, а индекс составил 0,5132 [3]. Достоинством социально-экономических условий Самарской области является весомый образовательный потенциал.
Рис. 1. Факторы инновационного развития региона
Помимо этого Самарская область занимает в своей группе 1-е место по численности занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслях промышленного производства. Ведущую роль в развитии экономики региона играют такие секторы, как электроэнергетика, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка.
В 2015 г. в регионе сложилась весьма напряженная социально-экономическая ситуация, во многом связанная с факторами макроэкономического характера.
С одной стороны, в регионе снизился индекс промышленного производства за счет негативных тенденций на автомобильном рынке страны; понизился внешнеторговый оборот на 32,5%; произошло замедление инвестиционной активности; снизилась реальная заработная плата на 8,9% [4]. С другой стороны, в 2015 г. в области инновационной продукции произведено на сумму 207,7 млрд руб., что оказалось выше среднероссийского показателя; доля прибыльных организаций составила 70,1%, тем самым превысив показатель предыдущего года почти на 30%; продолжают реализовываться крупные инвестиционные проекты; наблюдается положительная динамика процессов естественного воспроизводства населения [5].
Образовательный уровень жителей региона характеризуется достаточно высокими показателями. По итогам переписи населения Самарская область в Приволжском федеральном округе смогла занять второе место после Республики Татарстан по количеству человек, имеющих высшее образование (643 311 чел.), и первое место – по количеству населения с послевузовским образованием – 17 762 чел. [6].
Информационный уровень развития региона характеризуется амбивалентными тенденциями. По индексу готовности региона к информационному обществу Самарская область занимает по России 29-е место, а по ПФО – 6-е [7], что свидетельствует о среднем уровне готовности к информационному обществу. Лидирующие позиции область занимает по показателю ИТК-инфраструктуры, а также по уровню человеческого капитала. Худшие результаты – по оценке использования механизмов открытого правительства. Здесь регион занял 56-е место из 82. Кроме этого область сдвинулась вниз на 49 мест в показателе ИТК в бизнесе и заняла 75-е место.
Следующий фактор инновационного развития региона– научно-технический потенциал –складывается из показателей уровня финансового и кадрового обеспечения научных исследований и разработок, публикационной и патентной активности, числа создаваемых передовых производственных технологий, поступлений от экспорта технологий [8].
Следует отметить, что область характеризуется высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала, что создает весьма благоприятный климат для инновационного развития.
Индекс научно-технического потенциала региона неуклонно растет. Так, в 2008 г. Самарская область занимала 21-е место; в 2010 г. – 16-е; в 2012 г. – 13-е, а в 2013 г. – 12-е место и входит в подгруппу с высокими значениями показателей кадрового, финансового потенциала и результативности науки.
Основой научного потенциала выступает академическая, вузовская наука, а также научные подразделения промышленных предприятий. Фундаментальная наука Самарской области развивается: Самарский научный центр Российской академии наук объединяет 9 научно-исследовательских учреждений РАН [9].
В Самарской области 55 высших учебных заведений, среди которых 30 вузов – юридические лица. Подготовка специалистов проходит для 19 отраслей экономики более чем по 400 специальностям и направлениям подготовки. В 2014/2015 учебном году в вузах Самарской области обучались 120 385 чел., из них в государственных (за исключением федеральных) и муниципальных вузах обучались 2467 чел., в негосударственных вузах – 13 301 чел.
В 2014 г. правительство области выделило 15,88 млн руб. с целью развития кадрового потенциала высшей школы, а также для привлечения к научно-исследовательской работе студентов, аспирантов и молодых ученых. По итогам переписи населения 2010 г. на каждую 1000 чел. приходится 7 человек с послевузовским образованием, что обеспечивает первенство Самарской области в Приволжском федеральном округе.
Количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретения, несмотря на незначительные колебания, остается на достаточно высоком уровне (см. рис. 2). По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Самарская область за период с 2006 по 2015 г. по показателям заявок на ОПС в Приволжском федеральном округе имеет лучшие показатели наряду с Республикой Татарстан, Нижегородской областью и Республикой Башкирией [10]. Коэффициент изобретательской активности составил 2,91, что позволило занять Самарской области третье место по округу [11]. На конец 2015 г. в Самарской области зарегистрировано 27 патентных поверенных [12], что позволяет региону выйти на первое место в Приволжском федеральном округе.
Согласно данным Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в 2015 г. удельный вес инновационной продукции составил 18,4%, что превышает среднероссийский уровень. Заняв 4-е место, область вошла в группу регионов России с высокой инновационной активностью.
Рис. 2. Количество поданных заявок на выдачу патентов в Самарской области в 2015 г.
Самарская область занимает 34-е место в рейтинге регионов по показателям собственно инновационной деятельности, которая отражает сравнительную оценку интенсивности процессов создания, внедрения и практического использования технологических, организационных и маркетинговых инноваций в субъектах Российской Федерации [13]. Следует отметить, что по данному показателю с 2008 г. регион теряет свои позиции: в 2008 г. область занимала 4-е место; в 2012 г. потеряла 19 позиций и заняла 23-е место; в 2013 г. – уже 34-е место в рейтинге.
Регион вошел в так называемую третью группу регионов по показателю индекса инновационной деятельности. Это означает, что здесь не наблюдается каких-либо принципиальных технологических сдвигов в экономике, а также интенсивного массового освоения результатов исследований и разработок.
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, чрезвычайно мал, что определяет аутсайдерство области по Приволжскому федеральному округу. Несмотря на небольшие колебания, в 2014 г. он составил всего 5,3%, а инновационная активность предприятий составила всего 5,8%, что отбрасывает регион почти на последнее в Приволжском федеральном округе 13-е место [14]. Что касается организационных и маркетинговых инноваций, то здесь удельный вес организаций составляет 1,4 и 0,9 соответственно (см. рис. 3).
Низкий уровень инновационной деятельности может быть связан с целым рядом причин. Однако наибольший интерес представляет проблема негативного отношения к инновациям со стороны жителей региона. По результатам исследования, которое охватило 1004 респондента, было выделено четыре группы респондентов по отношению к инновациям (см. рис. 4).
К первой группе, наиболее многочисленной, так называемым пассивным сторонникам изменений, относятся те, кто достаточно комфортно чувствует себя в изменяющихся условиях – 21%, а также те, кто с течением времени привыкает к изменениям – 25% респондентов. К группе пассивных противников мы отнесли 26% опрошенных, которые не любят изменений, однако понимают, что без них невозможно. В группу активных сторонников изменений вошли 11% респондентов. Это те люди, которые оценили свое самочувствие в предложенной ситуации как отличное. Группу активных противников составили те, кто не может и не хочет приспосабливаться к изменениям. Она оказалась самой малочисленной и составила 7% от числа опрошенных [15]. Положительным моментом является то, что сторонников инноваций почти половина опрошенных, однако тех, кто готов активно поддерживать новшества и выступать их инициатором, чрезвычайно мало.
Рис. 3. Удельный вес организаций Самарской области в 2014 г., осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе организаций, %
Рис. 4. Группы респондентов по отношению к инновациям, %
Оценка еще одного фактора инновационного развития региона – инновационной политики – позволяет оценить проработанность нормативно-правовой базы, наличие специализированных координационных органов и институтов развития, относительный уровень бюджетных затрат на науку, технологические инновации и инновационную инфраструктуру [16].
С 2008 г. индекс качества инновационной политики Самарской области претерпел существенные изменения. Так, с 2008 по 2012 г. регион потерял 20 позиций в рейтинге – с 32-го места показатель снизился до 52-го, однако в 2013 г. занял 39-е место, а индекс составил 0,3945 [17, 18]. Указанные изменения не позволили выйти области из третьей группы, к которой относятся регионы, прекратившие либо государственные программы по инновационному развитию, либо деятельность специализированных координационных органов по инновационной политике.
В регионе создана комплексная система инфраструктурных организаций – институтов инновационного развития. К ним относятся Инновационный фонд Самарской области, Региональный центр инноваций, Региональный венчурный фонд Самарской области, Центр инновационного развития и кластерных инициатив, нанотехнологический центр, технопарк «Жигулевская долина», особая экономическая зона «Тольятти».
Затраты на научные исследования и разработки с 2012 г. снизились и составили 14 596,4 млн руб. Тем не менее регион занимает 2-е место по данному показателю в ПФО. Затраты на технологические инновации в регионе составили 57 558 336,9 млн руб. (3-е место в ПФО) [19].
В Самарской области продолжается развитие кластерной политики. В регионе приняты программы развития кластера медицинских и фармацевтических технологий, автомобильного и аэрокосмического кластеров. Также идет развитие нефтедобывающего, химического, агроиндустриального, транспортно-логистического и туристическо-рекреационного кластеров.
Подводя итог анализу основных факторов инновационного развития Самарского региона, можно отметить следующее. Регион характеризуется амбивалентностью инновационного развития. Несомненно, к сильным сторонам региона можно отнести высокий уровень образования населения, научно-технический потенциал региона, развитую инфраструктуру. Потенциал развития Самарской области заложен в увеличении количества организаций, занимающихся технологическими, организационными и маркетинговыми инновациями, развитии нормативно-правовой базы инновационной политики региона, а также в формировании лояльности населения к новшествам.