Современные методики преподавания базируются на основных дидактических принципах обучения [1]:
- принцип доступности содержания;
- принцип научности;
- принцип последовательности и цикличности;
- принцип сознательности усвоения;
- активность и самостоятельность;
- индивидуализация и коллективность обучения;
- эффективность учебной деятельности;
- связь теории и практики;
- принцип наглядности.
Все эти принципы в сочетании с применением информационно-коммуникационных технологий позволяют успешно построить учебный процесс с точки зрения эффективности обучения.
Одним из важнейших принципов обучения является принцип наглядности, который задействует все органы чувств обучающегося в усвоении учебной информации. Этот принцип подразумевает применение всевозможных средств наглядного обучения, применяемых в обучении техническим дисциплинам и подразделяемых на следующие группы.
- Натуральные средства (механизмы и узлы, приборы, приспособления, инструменты, образцы материалов, образцы деталей и т. д.).
- Изобразительные средства (плакаты, макеты, схемы, таблицы, графики, диаграммы, фотографии, модели, иллюстрации и т. д.).
- Технические средства:
а) светотехнические (телепередачи, учебные кино- и видеофильмы и т. д.);
б) звукотехнические (радиопередачи, лингафонное оборудование, аудиозаписи и т. д.);
в) средства программного обучения (обучающие программы, тренажеры и т. д.);
г) web-технологии (сайты, блоги, форумы, чаты и т. д.).
Использование компьютера как средства обучения реализует возможность сочетания разнообразных средств наглядности, технических средств контроля и оценки результатов процесса обучения, тренажерных устройств. Компьютер в этом случае выступает как аудиовизуальный концентратор внимания, используемый для представления учебной информации, проверки качества усвоения учебного материала.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет реализовать приближение обучения к научному поиску, творческому выдвижению идей решения поставленных задач, самостоятельности в принятии решения.
Применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий позволяет:
а) повысить интерес обучаемого к предмету;
б) индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
в) привить навыки самоконтроля обучаемого;
г) контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
д) способствовать развитию зрительной памяти, логического мышления.
Применение принципа наглядности в процессе преподавания технических дисциплин имеет ряд особенностей по сравнению с преподаванием общеобразовательных дисциплин, связанных со спецификой содержания таких дисциплин, а также методикой изучения. Если при освоении общеобразовательных дисциплин наглядные средства помогают лучше усвоить принцип (основную идею), то при изучении технических дисциплин на первый план выступают конкретное устройство объекта, рабочая схема, взаимодействие узлов и механизмов.
И здесь одним из эффективных средств, используемых в обучении, являются специализированные обучающие программы, которые создаются «специально» для облегчения задачи обучения как для обучающегося, так и для преподавателя. Термин «специализированные» означает, что эти программы предназначены для решения специальной обучающей задачи: изучения отдельной темы учебного модуля (курса), изучения отдельного устройства, узла и т. д. Такими приложениями преподаватель пользуется как готовым учебным наглядным техническим средством.
Преимуществами использования компьютерных обучающих программ как средств обучения являются:
- самостоятельность обучения;
- быстрый поиск необходимой информации;
- более наглядная и компактная подача учебного материала;
- быстрый переход и/или возврат к нужному разделу, понятию и т. д.;
- выбираемый обучающимся темп обучения, не зависящий от остальных обучающихся (по своим возможностям);
- возможность тиражирования и обеспечение доступности учебных материалов;
- уменьшение затрат на преподавание (временных и материальных).
Следующим эффективным средством обучения являются контролирующие программы, которые позволяют в виде тестов, заданий, упражнений оценить качество усвоения учебного материала.
Преимущества использования компьютерных контролирующих программ:
- возможность дополнения вопросов высококачественными рисунками, схемами и т. д.;
- наличие обратной связи;
- возможность ограничения времени на выполнение отдельных заданий и/или всего комплекса заданий;
- быстрое получение результатов проверки;
- отсутствие субъективной оценки результатов контроля;
- наличие обучающих функций в виде всплывающих пояснений, аудиосообщений и т. д.
Таким образом, перспективным средством реализации принципа наглядности является применение программ, позволяющих использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий и реализующих функции обучающих и контролирующих программ. Такие приложения способны обеспечить следующие формы эффективного обучения в учебном процессе:
- Интенсификация обучения за счет:
- использования эффективных методик индивидуального обучения – «один преподаватель – один ученик»;
- использования основных принципов педагогики и психологии и их реализация при создании обучающе-контролирующих программ;
- постоянного контроля процесса обучения со стороны программ, адекватного действиям индивидуального преподавателя;
- полисенсорного воздействия и повышения наглядности изложения материала путем широкого использования высококачественных иллюстраций, двух- и трехмерной графики, звукового дикторского сопровождения, видеороликов.
- Обеспечение возможности расширения задач и объема теоретической подготовки за счет интенсификации обучения.
- Обеспечение возможности реализации ряда высокоинформативных тестов для формирования реалистичной самооценки ученика и возможность учета времени выполнения задания.
- Реализация гибкой логики изучения учебного материала, обеспечивающая:
- индивидуальный контроль учебного процесса для каждого обучаемого и адаптацию программы к его интеллектуальным возможностям;
- необходимый уровень усвоения материала путем допуска обучаемого к очередной учебной порции только после проверки усвоения материала предыдущей, осуществляемой по результатам выполнения учебных заданий.
- Контроль процесса обучения программой индивидуально для каждого обучаемого путем введения в обучающую программу блока статистической обработки характеристик процесса обучения, проведение исследования эффективности обучения, выявление сложных и недостаточно хорошо изложенных разделов, заданий и доработка программы в интересах повышения эффективности обучения.
В качестве примера эффективного применения наглядных средств обучения приведем использование созданного нами приложения, сочетающего в себе обучающие и тестирующие функции. Это приложение предназначено для использования в учебном процессе в дисциплинах, содержащих разделы по устройству автомобиля, законодательству в сфере дорожного движения, основам безопасного управления транспортными средствами.
Приложение представляет собой совокупность форм, связанных между собой кнопками перехода. После запуска приложения на экран выводится главная форма, которая представляет собой окно для выбора модулей программы и содержит кнопки перехода к соответствующим модулям [2] (см. рис. 1).
Рис. 1. Главная форма приложения
Основные модули программы:
- «Учебный курс» – переход к форме «Разделы», содержащей выбор раздела;
- «Руководство» – содержит руководство по использованию программы;
- «О программе» – назначение и структура программы;
- «Контроль знаний» – итоговое тестирование обучающегося;
- «Выход» – осуществляет закрытие приложения.
Форма «Руководство» содержит общую информацию о программе и правилах работы с ней. С данной формы можно напрямую осуществить переход к началу учебного курса либо вернуться в главное меню с помощью кнопки «Назад».
После нажатия кнопки «Учебный курс» появляется форма «Разделы» (рис. 2), содержащая кнопки, позволяющие выбрать раздел обучающего курса: «Основы законодательства в сфере дорожного движения (ДД)», «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (ТС)», «Основы безопасного управления транспортным средством (ТС)» и кнопку «Назад» для выхода в главное меню программы.
Рис. 2. Форма «Разделы» для выбора разделов учебного курса
После выбора раздела учебного курса открывается соответствующая форма, которая содержит названия подразделов выбранного раздела (см. рис. 3).
Например, при выборе темы подраздела «Основные понятия и термины» и нажатии кнопки «Переход к теме» открывается форма, содержащая основные понятия и термины [3] по выбранной теме из правил дорожного движения, сопровождаемые иллюстративным материалом (см. рис. 4). При нажатии кнопки «Нормативные и правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения» открывается форма, на которой размещены ссылки на документы Microsoft Word, содержащие информацию по каждой из тем (рис. 5).
Рис. 3. Форма выбора подраздела соответствующего раздела
Рис. 4. Пример формы, содержащей понятия и определения
Рис. 5. Форма «Нормативные и правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения»
При выборе раздела «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» необходимо определить тему для изучения из поля со списком (см. рис. 6), например «Общее устройство ТС». При нажатии кнопки «Переход к теме» открывается форма, содержащая изображение транспортного средства, отдельно на полях формы содержится пронумерованный список с названием механизмов, узлов, агрегатов и деталей автомобиля (рис. 7). После изучения устройства автомобиля можно осуществить проверку своих знаний. Нажатием на кнопку «Проверь себя» осуществляется запуск формы для проверочного тестирования (рис. 8).
Рис. 6. Форма раздела «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»
Рис. 7. Форма темы «Общее устройство ТС»
Рис. 8. Форма для работы в режиме тестирования
При нажатии кнопки «Контроль знаний» главной формы приложения открывается форма, содержащая тест (рис. 9). Тест содержит 110 вопросов по разделам курса. По окончании тестирования при нажатии кнопки «Результат» появляется сообщение о количестве вопросов и правильных ответов на них.
Рис. 9. Форма с вопросами теста
Опыт использования описанного приложения в учебном процессе позволяет сделать вывод о том, что применение обучающе-контролирующих программ повышает эффективность усвоения учебного материала на 25% по сравнению с применением стандартных средств обучения: изобразительных (схем, рисунков), натуральных (узлов и агрегатов), контролирующих (тестов, контрольных работ).