Full text

Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. и другие правительственные документы по вопросам образования определяют ряд стратегических и первоочередных задач, направленных на обеспечение высокого качества образования и создание системы его мониторинга. Современная педагогическая наука и практика указывают на необходимость перехода от традиционных способов сбора информации об образовательной организации и реальном состоянии дел в ней к новым и более современным. При этом выдвигаются требования целенаправленного, непрерывного, комплексного и системного характера получения информации о режиме функционирования и развития как самой образовательной деятельности, так и её отдельных элементов. Основополагающей идей мониторинга качества образования является выработка и своевременное принятие адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогическое прогнозирование дальнейших образовательных результатов.

Анализ существующих систем внутришкольной оценки качества образования и публикации в научной литературе позволяют заключить, что основной подход к оценке качества образования строится на результатах образовательной деятельности и не всегда учитывает условия осуществления, содержание и организацию образовательной деятельности, качество управленческой структуры и её функции. В большинстве систем получаемая информация носит преимущественно количественный, неполный и недостаточный характер для объективного и всестороннего анализа и оценки состояния качества образования в организации. В результате она не обладает той необходимой прогностической силой, основываясь на которой можно принимать управленческие решения, нацеленные на обеспечение необходимого качества образования в современных условиях.

На основании вышеизложенного и с учетом анализа текущего состояния имеющихся систем внутришкольной оценки качества образования можно выделить следующие противоречия:

-          между объективной потребностью в получении высокого качества образовательных услуг и отсутствием, несмотря на ряд исследований, теоретического обоснования подходов и методик построения и реализации системы внутришкольной оценки качества образования;

-          высоким уровнем требований к системе обеспечения качества образования в общеобразовательной организации и недостаточной разработкой механизмов и критериев его оценки;

-          общетеоретическим характером моделирования систем управления качеством образования на институциональном уровне и недостаточной практической разработанностью систем внутришкольной оценки качества образования.

Таким образом, одним из инновационных направлений деятельности современной образовательной организации является построение новой внутришкольной системы оценки результатов своей деятельности как средства обеспечения качества образования с учетом специфики и инновационного потенциала развития.

Управление современной школой требует не только обоснованности решений, но и особого построения структуры управления. Непременным условием эффективности этой структуры выступает ее аналитико-оценочное сопровождение, осуществляемое в соответствии с требованиями государственного (муниципального) заказа, и наличие диагностического инструментария оценки самой структуры управления, влияющей на качество реализации функций управления.

Необходимость построения научно обоснованной системы оценки качества образования в образовательной организации определяется требованиями международного стандарта ISO 9000 и ст. 28 п.13 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Для обеспечения соответствующего качества образовательных услуг и программ, объективности и надежности контроля и оценивания результатов деятельности образовательной организации в современных условиях требуется создать надежный инструмент повышения эффективности и ответственности субъектов образовательной деятельности.

Основополагающей идеей новой внутришкольной системы оценки качества образования выступает формирование её как совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку актуального состояния образовательной организации, образовательных достижений обучающихся, а также выявление условий, влияющих на качество деятельности и её результатов.

Проведенный анализ систем мониторинга во многих образовательных организациях дает основание констатировать, что базовые элементы системы оценки качества образования созданы, и они могут служить фундаментом для выстраивания новой модели институциональной оценки качества образования. Однако можно выделить и негативные факторы имеющихся систем мониторинга:

1)     некоторые элементы не соответствуют международным стандартам измерительных материалов;

2)     использование системы мониторинга требует значительных ресурсных затрат, направленных на поддержание её в актуальном состоянии;

3)     ощущается недостаточная квалификация педагогических и управленческих кадров в области педагогических измерений, технологий их организации и проведения;

4)     не всегда правильно и адекватно интерпретируются результаты оценивания;

5)     наблюдается наличие некритичных дефектов системы управления.

Возможность снижения описанных выше рисков достигается за счет разработки базовых принципов оценки качества и параметров внутренней системы оценки качества в образовательной организации, организации подготовки кадров и их повышения квалификации в области оценки и управления качеством образования, определении основных направлений использования современных информационно-комму­никационных технологий при реализации системы оценки качества.

Общий замысел новой модели внутришкольной системы оценки качества состоит в объединении существующих внешних и внутренних процедур оценки, координации управленческих действий в образовательной, воспитательной, обеспечивающей и инновационной деятельности, оценке внутренних ресурсов образовательной организации и структур управления, а также возможности её реализации в любой образовательной организации.

Действующее законодательство РФ и запросы рынка образовательных услуг выдвигают перед образовательной организацией ряд требований при формировании собственной внутришкольной системы оценки качества, что, в свою очередь, диктует необходимость определения нормативно-правовых оснований при построении модели внутришкольной системы оценки качества образования и ее методической разработки.

Нормативной базой для построения новой системы оценки качества образования являются:

-          Закон РФ «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012 г.;

-          Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.;

-          Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы»;

-          Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг.;

-          Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования.

Организационно-методические условия обеспечиваются посредством объединения совокупности требований к кадровому потенциалу, материально-технической базе, финансированию и т. д.

Нормативно-правовые: документы институционального уровня, которые направлены на регламентацию деятельности в рамках системы оценки качества и связаны с внедрением и дальнейшим использованием новой предложенной модели.

Кадровые: овладение педагогическими и управленческими работниками школы знаниями в области квалиметрии, ИКТ-компетентности, анализа и интерпретации данных и т. п.

Технические: наличие в образовательной организации коммуникационных и технических средств в центрах формирования информации, объединенных в единую локальную сеть, наличие баз данных и информационных систем автоматизированной обработки поступающей информации.

Организационные: четкое закрепление и распределение в нормативных документах ролей между субъектами деятельности и их обучение.

Мотивационные – основаны на своевременном получении оперативной информации и создании условий заинтересованности всех субъектов образовательной деятельности в постоянном функционировании модели оценки качества образования (например, уменьшение объема документации, сокращение временных затрат на получение запросов по качеству, результатам и условиям деятельности и прочее) [1].

Определенные выше условия образуют систему, которая обеспечивает целостность и динамичность реализации процесса изменений внутришкольной системы оценки качества образовательной организации.

Концептуально новая система внутришкольной оценки качества образовательной деятельности представлена на рисунке.

 

Модель внутришкольной оценки качества

 

В настоящий момент просматривается следующая структура системы внутришкольной оценки качества образования.

1)     Качество управления как инструмент диагностики структуры управления образовательной организации и функций управления.

Реализация указанного компонента позволит оценить состояние системы уп­равления в образовательной организации, выявить несоответствие фактического и желаемого значения характеристик состояния (дефектов структуры), что позволит соотнести с качеством реализации функций управления, оказывающих значительное влияние на качество деятельности всей образовательной организации и качество результатов.

2)     Качество условий как оценка качества процесса обеспечения (кадровое обеспечение, учебно- и научно-методическая работа, финансово-экономическое обеспечение, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение и др.).

3)     Качество реализации образовательной деятельности (соответствие содержания образования ФГОС, профильность школы, педагогические и информационные технологии, профессиональный рост педагогов школы, результативность профессиональной деятельности педагога, интеграция с сообществом и сетевое взаимодействие и т. п.).

4)     Качество результатов (обученность и интеллектуальная развитость обучающихся, сформированность основных нравственных качеств личности, творческое развитие личности, сохранение здоровья, коммуникативность и социализированность личности, наличие положительной самооценки и защищенность личности учащегося, удовлетворенность педагогов процессом и результатами деятельности учащихся, удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка и др.).

Важно понимать, что в полной мере оценить качество образования в конкретной образовательной организации возможно лишь при сопоставлении её внутренней и внешней оценок. Внешнюю оценку деятельности условно можно разделить на два направления: ведомственная и общественная. Общественная оценка включает в себя учет актуального потребительского запроса, ответственность и оценку за результаты деятельности образовательной организации работодателями или образовательными организациями (профессиональными или высшими), активность образовательной организации в общественной жизни с точки зрения развития жизни. Данный компонент будет также важным элементом модели внутренней оценки качества образовательной деятельности.

Все вышеперечисленные элементы образуют целостную комплексную систему внутреннего мониторинга, реализация которого обеспечивает надежное и достоверное выявление качества образовательных результатов конкретной организации.

Комплексная и единая оценка образовательной организации в рамках модели внутришкольной оценки качества образования формируется в SWOT-анализ. Такой подход позволит обеспечить более четкую оценку ключевых процессов деятельности образовательной организации; выявление сильных и слабых сторон на основе показателей и индикаторов, имеющих количественное представление, позволит сформировать ориентиры в условиях конкурентной среды; получаемая информация будет фиксироваться четко и сжато. В каждой из составных частей SWOT-матрицы формулировки можно упорядочить по значимости, чтобы выделить элементы, которые оказывают наибольшее влияние на качество деятельности образовательной организации.

Необходимым компонентом внутренней системы оценки качества образования является создание кабинета мониторинга, главная задача которого – проведение компьютерной диагностики качества обучения, хранение контрольно-оценочного фонда и др. 

Немаловажным направлением построения новой внутришкольной системы оценки качества образования является пересмотр и изменение нормативно-право­вой базы, направленные на законодательное закрепление форм, технологий и механизмов новой системы внутришкольной оценки качества образования, упорядочение инновационных процессов в рамках реализации программы развития образовательной организации.

Необходимым условием является изменение содержания Положения об инновационной деятельности в образовательной организации с акцентом на следующие компоненты:

-           «Субъекты и объекты инновационной деятельности», в котором приводится перечень субъектов инновационной деятельности, их прав и обязанностей, перечень объектов инновационной деятельности;

-          «Формирование и механизмы реализации инновационных проектов», в котором находит свое отражение порядок формирования инновационной деятельности, механизмы реализации;

-          «Поддержка реализации инновационной деятельности», в котором нормативно закрепляются основные формы поддержки на уровне руководства, источники и объекты финансирования, полномочия органов государственно-общественного управления в рамках оказания поддержки инновационной деятельности.

Положение о системе внутренней оценки качества образования и Положение о внутришкольном контроле требуют корректив, отражающих логику структуры и методики выполнения диагностических процедур в рамках системы внутришкольной оценки качества образования.

Организуемая инновационная деятельность в рамках внутришкольной системы оценки качества образования предполагает взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон. При этом основными целевыми партнерами являются: субъекты образовательной деятельности, заинтересованные в высоком уровне качества образования; руководящие и педагогические работники образовательных организаций, проектные и инновационные команды, работающие по проблеме выстраивания систем мониторинга качества образования; социальные партнеры и вышестоящие органы управления образования, заинтересованные в получении результатов по моделированию внутришкольной системы оценки качества образования.