Full text

Россия по своей сути аграрная страна. Основным ресурсом нашего государства является шестая часть мировой суши, на которой проживает менее 150 млн человек. Наше богатство находится под нашими ногами. В этом наше счастье и беда одновременно. Счастье – в практической неограниченности ресурсов, а беда – в отсутствии мотивации по их бережному использованию.

Логистика является инструментом рационального использования ресурсов, сокращения затрат времени и денег на пути доведения продукции до потребителей. Возможности логистики в повышении эффективности процессов закупки, транспортировки, хранения и распределения материальных потоков признаны во всем мире и используются во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве.

По данным Всемирного банка на 2015 г., Россия по уровню развития логистики находится на 94-м месте из имеющихся 155. Сосед России – Финляндия – на 12-м месте. Среди стран БРИК Россия занимает последнюю позицию. России необходимо улучшить свои позиции с логистической инфраструктурой (83-е место), показатель своевременности доставки (88-е место), уровень логистической компетентности специалистов (88-е место). Недостатки развития как логистики в целом, так и транспортной логистики в частности сильно затрудняют рациональное функционирование логистических цепей, что наносит большой ущерб экономике страны. Следует помнить, что в развитых странах логистика дает 10–15% ВВП, в России – только 1,5–2%.

Накладные расходы в поставках продукции сельскохозяйственного назначения, по нашим оценкам, часто превышают 40%. Средние логистические расходы по данным европейских стран составляют 15%. Таким образом, логистика потенциально может снизить их в три раза [1].

Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07. 2012 г. № 717.

Целями государственной программы на период до 2020 г. являются [2]:

-           обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

-           повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;

-           обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

-           воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;

-           устойчивое развитие сельских территорий.

Для достижения этих целей в государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в федеральных целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:

1)     стимулирование роста производства основных видов сельскохозпродукции;

2)     создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;

3)     повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

4)     поддержка малых форм хозяйствования;

5)     техническая и технологическая модернизация, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;

6)     рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание организационно-экономических условий для расширенного воспроизводства;

7)     совершенствование системы информационного обеспечения в сфере АПК;

8)     научное обеспечение реализации мероприятий по развитию агропромышленного производства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

9)     совершенствование управления в сфере агропромышленного комплекса;

10)  повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.

Анализ содержания министерских программ показывает, что при их наличии сельское хозяйство в своей массе с логистикой не знакомо. Необходимо дать четкое понимание логистического подхода к построению цепей доведения сельскохозяйственной продукции до потребителей через все технологические звенья ее переработки. Функционально логистика сельского хозяйства должна включать:

-          системное планирование и управление;

-          закупочную деятельность;

-          транспортировку;

-          управление запасами;

-          переработку, производство, упаковку;

-          складирование, хранение;

-          распределение, сбыт;

-          сервисное обеспечение;

-          информационную систему.

Конечной целью логистической системы является удовлетворение потребностей потребителя. Результат должен проявляться в снижении конечных цен за счет уменьшения логистических издержек, в предотвращении колебания цен на продукты [3].

Логистика предоставляет множество механизмов снижения затрат. Одним из наиболее простых и эффективных является исключение из продуктовых цепей лишних посредников. Значительная экономия может быть получена внедрением бесперегрузочных процессов.

Большие возможности имеет планирование количественных показателей, которое в рыночных условиях требует особых подходов. В этой области находится заключение контрактов с производителями сельскохозяйственного сырья и продукции, финансовое и товарное кредитование производителей, лизинг техники.

Важным направлением деятельности является стандартизация качества продукции и процессов. Необходима четкая и прозрачная система установления закупочных цен, основанная на сортности товара с дифференцированием по условиям производства и транспортировки.

Анализ рынка показывает, что в настоящее время около 50% сельскохозяйственной продукции и продуктов питания закупается за рубежом [4]. Таможенные службы, входящие в систему сельскохозяйственной логистики, должны обеспечить необходимое регулирование поступления импортных продуктов, учитывающее возможности их местного производства. Региональные логистические сельскохозяйственные комплексы должны создавать инфраструктурный каркас продовольственной самостоятельности России.

Примерная схема логистической инфраструктуры зернового направления представлена на рисунке.

 

 

Логистическая инфраструктура зернового рынка [5]

 

Планирование логистической инфраструктуры основывается на сопряжении финансовых возможностей экономики, структурных особенностей производства и потребления продукции, транспортного развития регионов, в том числе и утилизации отходов [6].

По направлениям сельскохозяйственная логистика может быть разделена:

-          на зерновую;

-          мясную;

-          молочную;

-          плодоовощную;

-          рыбную;

-          невозделываемую (природную);

-          ресурсную (сельскохозяйственная техника);

-          логистику удобрений.

Логистические сельскохозяйственные комплексы должны включать участки и службы:

-          приема и первичной обработки;

-          лабораторного контроля;

-          разделки;

-          переработки;

-          охлаждения, заморозки;

-          хранения;

-          упаковки;

-          транспортировки.

Важным направлением логистической деятельности в сельском хозяйстве является ресурсное обеспечение производителей продукции. Поставка техники, запасных частей, расходных материалов, сервисное обслуживание должны быть органично встроены в систему сельскохозяйственной логистики.

Еще одно направление – обеспечение сельского хозяйства удобрениями. В настоящее время потребление удобрений в России оценивается в 4,5 млн т в год. Для сравнения в 1990 г. потреблялось 24 млн т. Здесь у нас предстоит значительное увеличение объемов, и основная нагрузка ляжет на железную дорогу. В целом транспортный комплекс России должен быть максимально ориентирован на потребности сельского хозяйства.

Сдерживающим фактором в продвижении логистики в сельское хозяйство является подготовка кадров в системе образования [7], место логистики в образовании [8], информационные технологии [9]. Эффективность логистики зависит от сформированных компетенций людей, использующих ее принципы [10–12].

В заключение можно с уверенностью сказать, что у логистики есть все возможности помочь сельскому хозяйству, повысить его эффективность и приблизить его продукцию к потребителям. Для этого нужно внимание государства к данной проблеме, привлечение науки к выработке эффективных решений и подготовка специалистов в области сельскохозяйственной логистики.