Новые подходы к обеспечению профессиональной подготовки учителя отображают осознание фундаментальной зависимости общественных перспектив от развивающихся качеств личности студента, его профессионального образования. Инструментальные возможности педагогической деятельности содержат в себе как потенциал гуманной поддержки процесса становления ребенка в учебно-воспитательной среде, так и угрозу авторитарного нивелирования его личностной неповторимости. Только гармонично развитый учитель способен к обеспечению гуманности организованного им педагогического процесса. Это обусловливает необходимость пересмотра приоритетов в системе профессиональной подготовки учителя, где наряду с формированием профессиональных знаний, умений и навыков становится значимой профессиональная культура будущего специалиста.
Сегодня учеными исследуются разнообразные проблемы формирования профессиональной культуры. В частности, общие основы профессиональной культуры рассматривают Н. Крылова, Н. Ничкало, Т. Саломатова, О. Смирнова, Г. Соколова и др.; отдельные аспекты профессиональной культуры учителя освещаются в работах Т. Бутенко, В. Вилкова, В. Грехнева, И. Зязюна, В. Кан-Калика, Я. Коломинского, В. Кременя, В. Кудина, С. Мельничук, А. Мудрика, В. Чайки и др.
Проблемы профессиональной подготовки будущих учителей физического воспитания исследовали Г. Бабушкин, А. Бурханов, Е. Вильчковский, Г. Генсерук, Л. Деминская, А. Емец, В. Корецкий, А. Конох, П. Красавцев, А. Кузьмин, О. Петунин, И. Струнин, Л. Сущенко, Б. Шиян, В. Шмелев и др.; изучением проблем формирования личности студентов факультета физического воспитания занимались Н. Зубанова, И. Кобер, М. Кошман, А. Кочетов, М. Кричвалуший, Г. Ложкин, В. Петров, М. Прохорова и др.; формирование готовности к профессиональной деятельности будущих учителей физического воспитания исследовали М. Данилко, А. Деркач, Н. Лупандина, В. Наумчук, Г. Презлята, В. Сластенин, В. Чичикин и др.
Профессиональную культуру будущих учителей физического воспитания мы рассматриваем как сложное интегральное личностное образование, характеризующееся наличием мотивации к физкультурным и спортивным занятиям, представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и физическом развитии, устойчивых профессиональных и личностных ценностей, профессионально значимых знаний, умений и навыков, качеств личности, направленных на развитие общей культуры учащихся во время занятий физической культурой и спортом.
В структуре профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания выделены мотивационно-аксиологический, когнитивно-праксеологический и личностно-поведенческий компоненты.
Целью статьи является обоснование критериев и показателей, при помощи которых возможно оценить уровень сформированности компонентов профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания.
Для оценивания уровней сформированности мотивационно-аксиологического компонента профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания был выбран наставительно-ценностный критерий, показателями которого являются направленность на педагогическую деятельность, мотивация достижения успеха в профессиональной деятельности и наличие профессионально-педагогических ценностных ориентаций.
Следует отметить, что профессиональная направленность личности исследователями трактуется по-разному. Одни из них (В. Бобрицкая, Е. Витун, С. Гладкий, В. Головина, М. Гринева, А. Короткова, В. Маслякова и др.) рассматривают профессиональную направленность как характеристику, проявляющуюся во взаимодействии потребностей, мотивов, наклонностей, интересов, идеалов, мировоззрения, убеждений. Другие (Н. Белкина, А. Бойко, Ю. Васьков, В. Кремень. М. Пашков, О. Полякова и др.) связывают профессиональную направленность личности с проявлением интереса, в состав которого входят эмоции, мотивы, интеллект, воля, и определяют ее как форму осознания объективных ценностей профессии или как иерархическую систему мотивов и потребностей.
Профессиональная направленность личности учителя, по мнению Т. Зубаревой, включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности. Основа педагогической направленности – интерес к профессии учителя, который проявляется в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями [1].
Другим показателем наставительно-ценностного критерия считаем мотивацию к достижению успеха. Мотивация достижения – это стремление человека достичь значительных результатов, успехов в профессиональной деятельности, одна из разновидностей мотивации деятельности, связанной с потребностью индивида достичь успехов и избегать неудач в профессии. В ее основе лежат эмоциональные переживания, связанные с принятием окружающими успехов, которых достиг специалист.
Успех в любой деятельности, по мнению С. Фармачей, зависит не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения, потому что человек с высоким уровнем мотивации достижения, пытаясь получить высокие результаты, упорно работает ради достижения поставленных целей [2]. При такой мотивации действия учителя направлены на достижение положительных результатов. Учителя с такой мотивацией характеризуются активностью, инициативностью, готовностью взять на себя ответственность, адекватной самооценкой, они проявляют настойчивость в достижении поставленной цели, не боятся преград, а ищут пути их преодоления, отдают предпочтение нестандартным задачам, имеют потребность в эффективности своих действий. Важным является и то, что, когда их действия приводят к достижению поставленной цели, это доставляет им радость.
Следующим показателем наставительно-ценностного критерия является наличие профессионально-педагогических ориентаций. Теоретический анализ научной литературы свидетельствует о том, что ценности и ценностные ориентации, влияя на ситуативные мотивы личности, ее сознание и подсознание, создают базис для формирования жизненной позиции. Ценностные ориентации способны определить направленность деятельности, интеллекта, что обусловливает важность формирования устойчивых ценностных ориентаций для профессионального становления будущих учителей. Профессионально-ценностные ориентации представляют собой систему устойчивого отношения личности к педагогическому труду, формирующегося на основе осознанных педагогических ценностей и воплощающихся в профессиональной деятельности, определяя ее содержательное наполнение и пути достижения профессиональных целей. Сформированные профессионально-ценностные ориентации педагога являются одним из самых важных элементов успешной профессиональной деятельности, потому что стимулируют его профессионально-личностное развитие, активизируя внутренние механизмы личности (потребности, интересы, мотивы, установки, отношения), играют стратегическую роль в поведении и деятельности, определяют направления профессиональной деятельности, корректируют деятельность студента при помощи оценок, ориентаций и установок, обеспечивая взаимосвязь личностного и предметного в деятельности на основе личностной ориентации [3].
Если говорить о подготовке будущих учителей физического воспитания, то она должна быть направлена на формирование гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций студентов, чья дальнейшая профессиональная деятельность предусматривает гармоническое развитие основных составляющих здоровья школьников. Чтобы достичь необходимых результатов, необходимо формирование мотивации учителя физического воспитания к деятельности на основе аксиологии, знание и понимание учителем физического воспитания основных положений аксиологии, осознание и соблюдение педагогических ценностей, а также сформированности профессионально-личностных ценностей учителя физического воспитания.
В. Бальсевич выделяет такие ценностные ориентации учителя физического воспитания: общий уровень знаний о методах и средствах физического развития и усовершенствования человека; общий научно-технологический потенциал физической культуры, составляющий ее интеллектуальную основу и содержащий в себе значительный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о накопленном обществом опыте физического воспитания и физической подготовки молодежи; опыт организации физической активности [4].
Для оценивания когнитивно-праксиологического компонента выбран знаниево-деятельностный критерий, первым показателем которого выступают знания студентов относительно профессиональной культуры учителя физического воспитания. По мнению Л. Кацевой, студентов следует вооружить понятийным аппаратом и системой знаний, необходимых для выполнения задач будущей деятельности, при этом обеспечить развитие умственных способностей, операций и процессов, видов и форм мышления в соответствии с задачами и условиями профессиональной деятельности, потому что чем более развито профессиональное мышление, тем сильнее его влияние на профессиональный интерес [5].
Ученые (Н. Зволинская, О. Коростелева, В. Маслов и др.) совокупностью знаний о физической культуре и человеке, занимающегося физкультурно-спортивной деятельностью, считают опыт эмоционально-ценностных отношений, моральные нормы, умения передавать ценности физической культуры – то есть совокупность, достаточную для продуктивного общения носителя спортивного опыта с другим человеком (учащимся) с целью гармонизации его природных физических данных [6].
В процессе формирования профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания считаем необходимым приобретение студентами стабильных знаний, умений и навыков относительно соблюдения правил этического поведения во время уроков физической культуры и во внеурочной физкультурно-спортивной деятельности, умений налаживать доброжелательную атмосферу, владение культурой движений и речевой культурой и т. д.
М. Бондаренко расширяет вышеуказанный перечень знаний, и с этим нельзя не согласиться, дополняя его знаниями о составляющих здоровья, путях его сохранения и укрепления; понятиями о профессиональных заболеваниях и их профилактике; об оказании первой помощи, а также о вредном влиянии на организм «интеллектуальных отравлений» и способах их предупреждения [7].
Еще одним показателем знаниево-деятельностного критерия является наличие у будущих учителей физического воспитания коммуникативно-организационных умений – умений использовать различные механизмы формирования межличностных отношений участников педагогического процесса, создавать коммуникативную сеть занятий, организовывать свою деятельность и деятельность детей в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса. К задачам физического воспитания Л. Сущенко относит также обеспечение рационального формирования индивидуального фонда двигательных умений и навыков, укрепление, сохранение и восстановление здоровья человека, формирование его мотивационных установок на физическое и духовное самоусовершенствование; формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; культивирование здорового образа жизни; обеспечение физического усовершенствования как условия достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности [8].
Организационная деятельность является реализацией на практике проектов учителя и условием целенаправленного и реального проектирования. В деятельности учителя каждое педагогическое действие имеет организационный характер и предусматривает такие аспекты, как организация изложения материала (рассказ, беседа, лекция); организация своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности); организация деятельности студентов (коллективной, групповой, индивидуальной); организация контроля результатов педагогического воздействия и корректирования. Успех деятельности зависит от умения учителя соединять все эти аспекты [9].
Организационные умения тесно связаны с коммуникативными, поскольку от них зависят педагогически целесообразные отношения педагога с учащимися, коллегами, родителями. Педагог является участником этого процесса, учитывая то, что в процессе его общения с учеником реализуются не только функции обучения и воспитания, но и решаются иные педагогические задачи. Коммуникативные умения – это умения будущего учителя устанавливать контакт с окружающими людьми, вызывать доверие, управлять самим собой и процессом общения, понимать мысли и влиять на поведение, эмпатийно относиться к потребностям других; адекватно воспринимать их психическое состояние; прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации между участниками педагогического процесса [10].
Таким образом, коммуникативно-организационные умения направлены на налаживание доброжелательных взаимоотношений с учащимися и коллегами в процессе профессиональной деятельности, общение с учащимися, их родителями, привлечение учащихся к организованной коллективной деятельности; это умения выражать и отстаивать свою точку зрения, спорить, выслушивать мнения других, планировать и организовывать свою деятельность в будущем.
Следующим показателем знаниево-деятельностного критерия является наличие у будущих учителей физического воспитания умений эмоциональной саморегуляции. Отметим, что эмоции играют значительную роль в общении учителя с учащимися, в создании у них положительного эмоционального заряда на получение знаний и на усвоение учебного материала. Частые негативно окрашенные состояния педагога, считает Р. Мильруд, снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность во взаимоотношениях с классом и с коллегами, способствуют возникновению и укреплению в структуре характера и профессиональных качеств отрицательных черт, разрушают здоровье [11].
Л. Митина утверждает, что для решения основной задачи педагога по созданию условий для более полного личностного роста необходима актуализация эмоционально окрашенных отношений, значимых и для самого учителя, и для учеников. Наличие этих отношений повышает эффективность и привлекательность учебного процесса. Педагог должен следить за своим психологическим состоянием, поскольку от него, во-первых, зависит успех учебно-воспитательной работы, а во-вторых, личность учителя оставляет отпечаток на детях, склонных к подражанию. Учитель должен владеть такими качествами, как самообладание и самоконтроль; сосредоточенность на содержании учебного материала, который должен быть усвоен учениками; умение сохранять состояние бодрости; умение управлять своим вниманием; тонкое понимание учеников; умение жить вместе с ними, не утрачивая при этом своего педагогического достоинства; уметь поддерживать доброжелательные отношения с детьми, коллегами по работе. Недопустимыми для учителя являются как состояние неуверенности, так и излишняя самоуверенность; состояние повышенной возбудимости, раздражения, предвзятое отношение к ученику [12].
Эмоциональная саморегуляция предусматривает реализацию таких способностей, как распознавание собственных чувств и эмоций; владение своими чувствами и эмоциями, понимание чувств и эмоций других людей. Таким образом, формирование умений эмоциональной саморегуляции является актуальным как для личностного, так и профессионального развития учителя.
Критерием оценивания личностно-поведенческого компонента был выбран индивидуально-побудительный, в состав которого входят морально-волевые качества, умение принимать решения, конфликтоустойчивость.
Первым показателем указанного критерия является наличие у будущего учителя физического воспитания морально-волевых качеств, очень важных в его дальнейшей профессиональной деятельности. В. Сухомлинский акцентировал внимание на том, что физическое воспитание является условием духовной жизни ребенка, указывая, что физическая культура не может ограничиться культурой тела и здоровья. Она касается таких сложных сфер человеческой личности, как нравственное достоинство, чистота личности и благородство чувств и отношений, жизненный идеал, моральные и эстетические критерии, оценки окружающих и самооценка.
Отметим, что на необходимость формирования морально-волевых качеств указывается и в Отраслевом стандарте направления подготовки «Физическое воспитание», в котором отмечается, что будущий учитель физического воспитания должен: руководствуясь принципами гуманизма и демократизма, учитывая национальные ценности, обычаи и традиции, при реализации учебно-воспитательного процесса в разных возрастных группах, используя разнообразные общепедагогические методы воздействия, а также специфические факторы и пути влияния на формирование личности с целью формирования основ рационального поведения, этических норм и навыков, уметь: формировать нравственное сознание, идейные убеждения и мотивы деятельности (в частности, и физкультурно-спортивной), которые согласуются с идеалами коллективизма, гуманизма; формировать нравственный опыт, твердые привычки соблюдения этических норм, навыков общественно полезного поведения, а также норм физкультурной и спортивной этики; способствовать максимальному развитию физических и духовных способностей человека, достижению всесторонней подготовленности к творческому труду; формировать активную жизненную позицию.
Важными для профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания считаем сформированность у них таких морально-волевых качеств, как ответственность, честность, справедливость, уважение к ученикам, смелость, решительность, инициативность и т. д.
Другим показателем индивидуально-побудительного критерия являются умения принимать решения, поскольку учителю постоянно приходится быстро реагировать на ситуации, возникающие в процессе взаимодействия с учениками на уроке или во внеучебной деятельности. Принятие решения неотъемлемо от ситуации, в которой оказывается учитель. Во время согласованного принятия решения студенты учатся прогнозировать действия и идеи друг друга, интерпретировать разные элементы ситуаций, овладевать умениями корректировать свою деятельность и деятельность партнеров, что позволяет решать поставленные задачи и устанавливать более тесные деловые контакты. Таким образом, умение учителя принимать правильные решения в нестандартных ситуациях, не вредящих ученикам, является важным показателем его профессиональной культуры.
Еще один показатель этого критерия – конфликтоустойчивость. Это связано с тем, что деятельность учителя физического воспитания насыщена разнообразными конфликтными ситуациями, возникающими при проведении подвижных игр, спортивных мероприятий, соревнований и т. д. Таким образом, важным в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом вузе является формирование у них умений не допускать возникновения конфликтов в учебно-воспитательном процессе или находить целесообразное решение, удовлетворяющее его участников.
По мнению Г. Ложкина, конфликт отображает столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, ценностей двух и более людей, а также действия, препятствующие достижению желаемого результата деятельности, удовлетворению значимых личностных потребностей и целей. С другой стороны, можно утверждать, что для учителя конфликтность не является желательным качеством, потому что она разрушает систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя состояние глубокого стресса, чувство неудовлетворения [13]. Считаем, что будущие учителя должны уметь разрешать и предупреждать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не усугубить их. Это будет способствовать не только формированию их профессиональной культуры, но и сохранению собственного психологического и профессионального здоровья, поскольку бесконфликтное поведение создает комфортные условия труда как для школьников, так и для учителей, делает педагогическую деятельность конструктивной, позволяет решать проблемные вопросы на основе дружелюбности, сотрудничества и взаимодействия.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что высокий уровень сформированности профессиональной культуры характерен для 14,3% будущих учителей физического воспитания ЭГ и для 12,9% КГ, достаточный уровень зафиксирован у 19,0% студентов ЭГ и 19,4% КГ, удовлетворительный уровень выявлен у 27,8% респондентов ЭГ и 29,0% КГ, низкий уровень засвидетельствовали 38,9% будущих учителей ЭГ и 38,7% КГ.
Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания во время обучения в педагогическом вузе.