Существующий кризис идентичности в современном российском обществе влияет на все сферы жизни, в том числе и на экономическую. Готовность региональной экономики к переходу к сетевой форме организации экономики определяется как инфраструктурными и технологическими факторами, так и наличием региональной экономической идентичности.
В сетевой экономике технологии развития компетенций являются сетевыми. Чтобы компетенции развивались, необходимо создание площадок их интенсивного взаимодействия. Такими площадками могут быть кластеры, технологические платформы, предпринимательские ассоциации, стратегические альянсы и т. д.
Наличие многообразных связей мировых лидерских проектных групп привнесло новые качества в понятие стержневой компетенции. Теперь к навыкам и умениям разрабатывать новые технологии и продукты и производить их добавились увлеченность и преданность делу, ассоциативный опыт. На перекрестках сетей уникальные контакты создают уникальные комбинации компетенций, которые не поддаются копированию, то есть устойчивые конкурентные преимущества. К. К. Прахаланд и Г. Хэмел отмечают: «…стержневые компетенции компании практически невоспроизводимы ее конкурентами, поскольку они представляют собой сложное взаимодействие отдельных индивидуальных технологий и навыков» [1]. Комбинацию таких стержневых компетенций в сети также невозможно скопировать внешними организациями. Компетенции выращиваются не в матричных структурах, а в стратегических бизнес-единицах (СБЕ). Поэтому компетенции имеют портфельный характер, по сути комбинационны и предрасположены к сетевому взаимодействию. Сама природа СБЕ предрасполагает к сетевому взаимодействию, поскольку компетенции являются фрагментом мозаики определенной экосистемы. Ядро портфельных компетенций – источник новых возможностей развития.
Сеть стратегических альянсов – это не только явные, формализованные группы, действия, технологии, но и неявные. Здесь неявное лидерство, меняющиеся комбинации лидерских взаимодействий, лидерских инициатив (ассоциативное лидерство) – серьезный актив. Чтобы сохранить позиции, необходимо сохранить явное и неявное ассоциативное лидерство.
Если в регионе система высшего образования оторвана от бизнес-проектов, это затрудняет создание стержневых компетенций. Для решения этой проблемы необходимо приобретение опыта в ходе как непрерывных экспериментов, так и оттачивания рутинных взаимодействий. Стержневые компетенции – это процесс, «форма существования» [2].
Ключевые компетенции позволяют взаимодействовать региону с мировыми игроками как равноправными партнерами, обеспечивают доступ на внешние рынки.
Аксиома. Конкурентные преимущества (КП) инновационного региона, его ключевые инновационные компетенции формируются на перекрестках инновационных потоков, в инновационных кластерах – неравновесных системах, на границе хаотических инновационных состояний. Для субъектов инновационного кластера характерно самопроизвольное изменение поведения.
Закономерность. Основу сетевых инновационных связей составляет соответствие уровня компетенции двух и более сетевых игроков.
Так, исходным шагом вхождения российской компании «Электрон» в глобальные сети стало создание собственной научно-инженерной школы. Это позволило ей установить «горизонтальные» отношения с глобальной корпорацией. Горизонтальные отношения – это отношения равных уровней. Если один из партнеров специализируется на сборке техники и не имеет R&D-подразделений, то горизонтальные отношения устанавливаются на уровне совместных предприятий по сборке импортной техники. Так, на территории развивающихся стран ТНК передают местному производителю из производственной цепочки конечных продуктов минимальное количество сборочных операций. Самыми прибыльными в глобальной цепочке являются продажа и сервисное обслуживание, поэтому они закрепляются за ТНК. В случае если один из партнеров имеет R&D, сетевые отношения достигают самой высокой планки, определяют уровень ее работ в данном подразделении. Уровень R&D является технологическим потолком, выше которого ТНК партнерские сетевые отношения, как правило, не устанавливает. Если R&D контрагентов сети способны к фундаментальным технологическим прорывам и работают в одном инновационном пространстве, они формируют устойчивые цепочки горизонтальных отношений. Это инновационное партнерство полного цикла.
Аксиома. Сетевая комбинация компетенций является ценным ресурсом. Такие комбинации могут включать в себя как превосходство отдельных компетенций, так и их равенство.
Аксиома. Сетевая комбинация компетенций определяет их ценность. «Центр тяжести» отдельных компетенций уходит за пределы отдельных компаний. Это формирует основу сетевых отношений и повышает роль пространственного (регионального) фактора.
Закономерность. Взаимодействия сетевых процессов разработки новых видов продукции и бизнеса создают петли усиления имеющихся и формирующихся конкурентных преимуществ.
Устойчивое сетевое движение КП в петлях усиления поощряет тесные контакты с контрагентами, их информационных полей. Необходимость междисциплинарного, межотраслевого общения в процессе развития явных и неявных знаний, технологий создает основу формирования кластеров.
Закономерность. Сетевая организация является, по сути, самоорганизацией равноправных партнеров, самоорганизация характеризуется доминированием неформальных связей и отношений над формальными. Неформальные связи результативны при наличии определенного разнообразия компетенций, знаний, интересов и опыта партнеров.
Закономерность. Наличие неформальных компонентов инновационных взаимосвязей локализует сетевые связи. Соотношение формальных и неформальных технологических связей определяет степень локализации сетевой организации. Формальные связи способствуют межрегиональной, глобальной рассредоточенности инновационной сети.
Закономерность. КП в сетевой глобальной экономике приобретают сетевые свойства. Прежде всего это качество внешнеэкономических сетевых связей региона. Если определять конкурентные преимущества региона, то нужно исходить из количества компаний, способных выходить на уровень партнерства полного цикла. Это конкурентные преимущества первого уровня. Конкурентные преимущества второго уровня – это когда R&D-подразделения региональных компаний выполняют частные прикладные работы. Конкурентные преимущества третьего уровня – это выполнение функций сборочного звена в глобальной инновационной или индустриальной цепочке добавленной стоимости (ДС). Конкурентные преимущества четвертого уровня – это вхождение в федеральные инновационные или индустриальные сети.
Другой вариант установления горизонтальных отношений с мировыми игроками – это технологический союз с нишевым игроком. Так, компания «Электрон» параллельно с установлением сетевых отношений с GE, Siemens, Philips и Toshiba формировала сетевые связи с компаниями среднего бизнеса (немецкой фирмой малого бизнеса Inter Medical) в целях овладения недостающими компетенциями.
Крупные компании с большим трудом генерируют прорывные технологии, поэтому они приобретают преимущества в результате поглощения средних лидеров или небольших инновационных стартапов.
Закономерность. КП региона формируются как в мировых технологических и информационных потоках, так и в контуре региона в виде компетенций межотраслевого, междисциплинарного взаимодействия, умений стыковать технологические потоки и адаптировать их к потребностям регионального развития, умений вести переговоры и формировать сетевые отношения.
Технологический аспект конкурентоспособности привносит объективность, в то же время в органической среде бизнеса конкурентные преимущества имеют персонифицированный характер и связаны с личностью предпринимателя, лидера, их связями, качеством сетевого партнерского взаимодействия. Предпринимательский ресурс в сетевой экономике приобретает сетевые многомерные свойства, новые качества гибкости, мобильности. Это создает возможность формирования таких сетевых бизнес-моделей, которые управляют процессами интеграции различных продуктов в сетевую совокупность, в этом смысле сетевым продуктовым дизайном.
КП имеют финансовую проекцию. Важны компетенции, повышающие капитализацию сетевых компаний. Они формируются в процессе накопления опыта работы контрагентов сети на глобальных финансовых рынках. Так, российская компания Yota Devices, продукция которой заняла первое место на всех престижных профильных международных выставках и фестивалях, не в состоянии создать соответствующий сегмент рынка. Для построения глобальной раскручивающейся сети необходим первоклассный финансовый менеджмент, маркетинговая поддержка, радикальная перестройка операционной деятельности на основе вхождения в глобальные технологические сети. И главное, необходимы большие финансовые ресурсы. Все это превращается в непреодолимые препятствия «выращивания чемпиона».
КП создаются в пространстве насыщенного информационно-технологического обмена, креативного саморазвивающегося производства. Развитие предполагает столкновение разнообразных креативных точек зрения, дискуссию, что возможно при уравновешении прямых и обратных связей. Создание множества петель «прямая – обратная связь» порождает особый контур сетевых отношений
К. Клок и Дж. Голдсмит выделяют «процессы-отношения», связанные с реанимацией обратных связей, формированием креативной среды, и «процессы формирования консенсуса», связанные с выработкой решений в команде, согласованием и посредничеством, – это сетевые процессы [3]. Если в региональной экономике эти процессы присутствуют как стратегические, это позволяет точкам роста работать более интенсивно, носителям фундаментальных компетенций более тесно взаимодействовать, преумножать их и транслировать по сетям.
Закономерность. Сети придают КП динамический характер, совершают их диффузию. Конкурентные преимущества в современной экономике без сетевого движения быстро угасают, и наоборот. Чем более широкий спектр отношений в сети устанавливается, тем более динамично развиваются конкурентные преимущества.
Ареалами максимального разнообразия отношений являются сетевые узлы, характеризующиеся сгустком сетевых связей. Не случайно конкурентные преимущества концентрируются в узлах сети.
КП, генерируемые кластерами, имеют территориальную проекцию и выражаются в территориально-структурных и компонентно-структурных процессах. Здесь важно преодоление территориальной инерции. П. М. Полян и А. И. Трейвиш пишут о том, что территориальная структура инерционна. Она накапливает прежние изменения, аккумулирует новые, консервируя их. Современный территориальный подход должен учитывать законы агломерации, подчиняющие экономические процессы пространственным, а также законы пространственного разнообразия (ландшафтного, этнического, регионального, ментального, жизнедеятельности) [4]. Важно также, чтобы кластерный подход приобрел большую географическую направленность и учитывал потенциал определенного региона [5].
М. Кастельс использует теорию сетей для анализа городской среды. Сетевые структуры развертываются как на внутригородском уровне, так и между глобальными городами. Параллельно появляются информационно-властные узлы в глобальных городах, которые замыкают на себе основные потоки информации, финансовые ресурсы и становятся центрами принятия стратегических управленческих решений. Последние инициируют процессы достраивания глобальных цепочек добавленной стоимости, являющиеся движителями развития современной экономики, в частности региональной и муниципальной.
КП региона определяются качеством связности его субъектов, позволяющей достичь синергии. Прежде всего речь идет об агломеративной связности, являющейся основой кластерного взаимодействия.
Закономерность. Агломеративная связность основана на межмуниципальных взаимодействиях, межмуниципальных инициативах и проектах. Эффективные горизонтальные взаимодействия внутримуниципального масштаба стремятся выйти на межмуниципальный уровень, поскольку открывают новые ресурсные источники. Таким образом, чтобы регион приобретал или воспроизводил конкурентные преимущества, он должен проводить политику всемерного поощрения межмуниципальных инициатив и проектов.
Сетевая экономика способствует атомизации как ее субъектов, так и части агломераций. Микроагломерации связаны с совместными действиями ряда муниципальных образований в решении определенной проблемы.
Закономерность. В региональной экономике конструкция городской агломерации оказывает сильное воздействие на контур конкурентных преимуществ. Попытки сформировать их за ее пределами чреваты неудачей.
В узлах сети, в узлах агломерации может наращиваться ДС.
Если методической, методологической основой индустриального развития региона являлась концепция регионального программного стратегического планирования, то инновационное развитие опирается на концепцию поляризованного развития региона. Мировой опыт свидетельствует о том, что применение подхода, поощряющего формирование и развитие полюсов экономического роста, концентрации ресурсов и инфраструктуры в локальных территориях, создает эффект экономического чуда, создает условия для развития новых стратегических процессов. Важно, чтобы данные центры поляризации были внешнеэкономически открыты и вписаны в глобальные цепочки ДС. Важно также создать инфраструктуру расширения успеха и трансферт волн предпринимательский активности и предпринимательских инициатив, предпринимательских проектов на другие территории.
Аксиома. Динамика экономической активности региона является производной динамики полюсов регионального развития.
Системы мезоэкономики насыщены значительно большим количеством связей, ресурсных потоков, разнонаправленных тенденций, чем отдельные компании. Мезоэкономика характеризуется более высокой степенью неопределенности последствий принимаемых управленческих решений и высокой сложностью расчета вероятностей возникновения новых возможностей. В то же время в среде действия различных сил, разнообразных тенденций прослеживается общий тренд, формирующий основу устойчивого развития региональной экономики – перемещение все большего объема ресурсов в цепочки более высокой ДС. Такие структурные изменения, обновление отраслей его специализации открывают новые возможности сетевого развития региона.
Аксиома. Конкурентные преимущества компании/региона определяются прежде всего организационными инновациями. Организационные инновации призваны усилить синергетические эффекты взаимодействия всех видов ресурсов и в итоге повысить капитализацию компании/региона.
Аксиома. Мониторинг организационных преимуществ связан с изучением соответствия доминирующих форм организации цепочкам добавленной стоимости, на которых они работают. Так, для сырьевой экономики характерны линейно-функциональные структуры, индустриальной – дивизиональные, инновационной – матричные и сетевые. За каждым из видов структур стоит определенная форма предпринимательской активности.
Стратегическим ресурсом мезоэкономики является предпринимательский, в частности способности предпринимателей развивать свои организационные преимущества.
Закономерность. Главным потенциалом мезоэкономики является потребность предпринимателя в высших формах организации. Последние составляют вершину организационной пирамиды, в основании которой находятся простейшие линейно-функциональные структуры, в верхней части – органические структуры и сетевые процессные системы.
Петли усиления конкурентных преимуществ мезосистемы связаны с трансфертом организационного опыта, позволяющим выходить на новые более высокие цепочки добавленной стоимости.
Закономерность. Если в отраслях специализации региона доминируют матричные структуры, регион начинает переходить к сетевому типу организации. Для инновационного региона характерна особая сеть связей между различными СБЕ, формирующая на пересечениях разных видов деятельности узлы, или ключевые компетенции. Выход региона на новые параметры устойчивости связан с параллельным формированием его новых регуляторов.
Закономерность. Абстрактные механизмы равновесной цены, закона спроса и предложения дополняются конкретными целевыми способами координации. Взаимодействие двух способов регулирования в сетевой организации осуществляется в двух направлениях:
- конкретные, целевые координационные действия выходят за пределы отдельной компании и распространяются на всю сеть;
- абстрактные механизмы регулирования законов спроса, предложения и экономического равновесия проникают в компанию.
Компании, объединенные в сеть, используют потенциальные выгоды, которые появляются в результате согласованных действий. Сети расширяют области предпринимательского, технологического и организационного успеха, делая региональную экономику более процветающей. Примерами регионального сетевого партнерства являются альянсы, согласованность действий региональных компаний на уровне функциональных зон, проектов, команд, стратегических бизнес-единиц, отдельных специалистов. К такому сотрудничеству склонны организации, имеющие развитые горизонтальные связи и отношения, самоорганизующиеся структуры и независимые проектные группы. В тех регионах, где развиты формы внутренней предпринимательской самоорганизации, сетевые отношения развиваются более масштабно и успешно.
Современные сети создают возможности для многомерного обмена знанием, формирования сбалансированных портфелей интеллектуальных продуктов, компетенций. Обмен двух идей рождает новое знание. Обмен двух интеллектуальных продуктов создает условия для формирования третьего, четвертого и т. д. В определенных точках обмена рождаются информационные потоки. Работает информационный мультипликатор. В сети рождаются новые формы присвоения, распоряжения, использования интеллектуальных продуктов, позволяющие в ходе информационного обмена преумножить ценность объекта присвоения, сформировать стоимость интеллектуальных продуктов. Это формирует новые типы конкурентных преимуществ. Сетевое ускоренное движение знаний, технологий в новой экономике оказывает решающее воздействие на процессы капитализации компаний, уровень конкурентоспособности регионов и стран.
В такой креативной сети созданы благоприятные условия для «умных компаний», главным ресурсом которых становятся знания. Эти компании превращаются в движущую силу инновационной региональной экономики. Для трансформации индустриального региона в инновационный необходима определенная критическая масса умных компаний. Последние, с одной стороны, создают постоянный поток новых инновационных предложений, с другой – устойчивый спрос на инновационные продукты. Умные компании вступают во взаимоотношения с рынком посредством менеджеров по работе с клиентами, понимающих конкретные устремления как индивидуальных, так и сетевых потребителей. Они создают новые типы сетевого сотрудничества компаний и специалистов, формируя стоимость на перекрестках индивидуального или коллективного обмена идеями, навыками, опытом. Такие перекрестки насчитывают десятки и сотни сотрудников и напоминают высокоспециализированные мастерские из областей высоких технологий.
Закономерность. Сеть может быть мобильной, если ее участники минимизируют свой организационный масштаб. Гигантомания и сетевая организация – две малосовместимые альтернативы.
Масштабные, глобальные структуры, отрицающие сетевые отношения, утрачивают устойчивость. Качественно меняется процесс формирования бренда. Классический вариант стереотипного бренда, поддерживающего гигантоманию, стал исчезать в западных странах в конце 1990-х – начале 2000-х. Сегодня бренд предполагает привнесение в ценность продукта инициативы покупателя, индивидуального потребительского выбора.
Закономерность. Региональные инновационные сети третьего поколения в качестве субстанции имеют не фирмы, а стратегические бизнес-единицы, проектные группы. СБЕ в компании имеют ограниченные горизонтальные связи. Их партнерские сетевые отношения устремлены вовне – прежде всего в региональную сеть. Это предопределяет «атомизацию» региональных инновационных сетей.
Атомизация в сети вызывает общий тренд раскручивания базовых региональных компаний, которые вынуждены подчиняться законам сети. Последнее связано с тем, что базовые региональные компании часто конкурентные преимущества приобретают в инновационных сетях, вовлекая в свою структуру некоторые «атомы» сетей.
Закономерность. К конкурентным преимуществам относятся организационные компетенции, способности реализовывать организационные инновации нового поколения. Их развитие – стратегический процесс повышения конкурентоспособности региона. Параллельно происходит формирование лидеров новой генерации.
Организационные компетенции современной компании нацелены на развитие компании как пространства инициатив. Новое качество партнерских сетевых отношений связано с необходимостью создания нового масштаба инициативного, проектного действия. Чем больше инициатив приходится на одного инженера или носителя фундаментальных компетенций, тем лучше.
Как пишут А. А. Максименко и О. В. Павлова, в противостоянии сетей победят те компании, которые обладают сильной организационной культурой; «сети смогут существовать настолько долго, насколько они могут поддерживать свою идентичность и противостоять (или находить консенсусы) идентичности других сетей, в том числе национальным идентичностям других государств» [6].