В дошкольном возрасте у ребенка происходит накопление разнообразных практических умений и навыков, развиваются умственные способности, формируются морально-этические качества [1].
Много факторов влияет на всестороннее развитие ребенка. Одним из главных факторов является книга. Книга может быть той пищей для ума и сердца, которая дает силу для нравственного созревания человека. Она может объединить людей разного возраста. Видя книгу в руках у взрослых, ребенок с малых лет начинает интересоваться ею. У ребенка проявляется интерес к книге, поэтому, чтобы он не угас, его нужно удовлетворить. Чем больше места будет уделено в ней общению с книгой, тем лучше для самого ребенка.
Чтение – это праздник ума и сердца. Это занятие никогда не станет старомодным, несмотря на то, что есть современные средства информации – кино, телевидение, компьютер, интернет. Чтение несет содержание, а вместе с ним и новые знания о реальной жизни.
Неизгладимое впечатление на малыша производит чтение наизусть родными какого либо произведения. Если ребенок слышит от старших братьев или сестер наизусть « Айболита» или « Муху Цокотуху» во время игр, не имея перед собой книгу, он тоже хочет так научиться.
Именно книга учит детей с малых лет анализировать свои и чужие поступки, учит чувствовать и переживать события вместе с главными героями, помогает выражать свое отношение к окружающему миру.
Уже с раннего возраста многие умные родители приобщают детей к миру книг. Но в силу возрастных особенностей малыши еще не умеют читать, но им доступны – рассматривание ярких картинок в книге, практические действия с ней. Для малышей сегодня выпускаются различные книжки – малышки: мягкие, которые развивают тактильную чувствительность; книжки для купания, которые не намокают: малыши могут купаться и с удовольствием рассматривать иллюстрации; фигурные книги в форме какого либо животного; музыкальные и т.д.
Не нужно думать, что дети не понимают смысл произведений. Конечно, книги нужно подбирать согласно возрасту ребенка, а не брать все подряд. Не нужно читать 2-х летнему ребенку волшебные сказки, где содержание детям часто непонятно. Сейчас на книжных полках можно увидеть адаптированные для малышей сказки для детей 5-6 лет, такие как, « Золушка», « Красавица и чудовище», «Русалочка» и т. д. Такие сказки не принесут пользы для развития ребенка, т. к. упрощенный язык, отсутствие красочных эпитетов, делают произведение неинтересным для ребенка и у него пропадает интерес к сказкам, даже зачастую качественным.
Выбор книги не может быть случайным: она должна быть хорошо оформлена и обладать воспитательными достоинствами. Выбирая сказки, необходимо обратить внимание на тот факт, что малышам до двух лет нужны книги с большим количеством иллюстраций.
В раннем возрасте ребенок понимает смысл прочитанного пока только через картинку, у него еще нет собственного опыта.
Для детей старше 3-х лет, текста должно быть больше, чем иллюстраций. Слушая какую-то историю, ребенок представляет себе ситуацию, развивается воображение. После того, как выбрана книга или произведение, важно правильно преподнести её ребенку. Если взрослый прочитает её выразительно, с логическими паузами, различным темпом, то такое чтение ребенок запомнит надолго, и содержание произведения прочно сохранится в его памяти. И наоборот, если взрослый читает ребенку только для того, чтобы быстрее от него отвязаться, невыразительно, второпях, то такое чтение никакой пользы не принесет, ребенок пропустит её мимо ушей.
В раннем возрасте для ребенка не так важно содержание читаемой ему книги, а более важен тот момент, что мама сидит рядом, он слышит её родной голос и ребенку спокойно и уютно.
Начиная с 2-3 лет ребенок активно познает окружающий мир. Просто рядом посидеть с мамой его уже не устраивает, он несет ей охапку книг, чтобы она ему почитала. Порой бывает, что не дослушав одну сказку, ребенок несет еще одну. Для детей этого возраста очень полезны и интересны книжки – игрушки, где можно какие то детали шнуровать, снять с пуговицы и опять одеть, открыть и закрыть замочек на страничке «а что там?», пищать, потрогать руками, а может быть и зубами, т. е. ребенок осваивает новый предмет практическими действиями.
При покупке книг для малышей очень важно оценить качество иллюстраций. Дети 2-3 –х лет понимают окружающий мир буквально, у них нет еще воображения и фантазии. Так, если взрослые покупают своему ребенку книги о животных, то нужно искать такие, где они нарисованы реалистично: т. е окрас не голубой или красный, а именно такой, какие они бывают в жизни. Иллюстрации должны быть четкими и крупного размера.
Естественно, качественные книги не могут стоить дешево, но покупая детские книги с не очень качественными картинками, дети рискуют получить неверные представления об окружающем мире.
Малышам очень нравится, когда взрослые читают им вслух. Они могут слушать уже в тысячный раз сказку про « Теремок», и каждый раз она будет им интересна. Этого можно добиться, если читать сказку с разными интонациями. Очень интересно наблюдать за поведением детей 2-х летнего возраста, когда читается отрывок, «подошел к теремку волк и зарычал»…
Все больше молодых родителей предпочитают развивать своих детей чуть ли не с рождения. И это правильно: дошкольный возраст – это то драгоценное время для интеллектуального и познавательного развития ребенка, упустив которое ребенок не получает многих знаний.
Следует отметить, что любовь к чтению как раз формируется в раннем возрасте. Если ребенку регулярно читают книги, рассматривают с ним иллюстрации, если дети видят читающих родителей, то они сами невольно с младенчества тянутся к книгам и так постепенно к школе формируется стойкий интерес к чтению и будущая успешность в школе.
У детей 2-3 лет можно развивать интерес не только к книге, но и к детским журналам [3]. В каждой книге есть определенная тематика (сказка, стихотворение), но так как у малышей непроизвольное и очень непродолжительное внимание, то слушать даже недолгое время у них не получается и дети начинают отвлекаться. Вот здесь отлично подходит журнал. Отличие журнала от книги в том, что на каждой странице новое задание: то сказка, то описание какого то животного, то игра, то стихотворение, то загадка и т. д.
При выборе детского журнала необходимо ознакомиться с тем, на какую возрастную категорию ориентирован журнал, иначе ребенку будет неинтересно, если содержание будет или слишком простое или очень сложное, не по возрасту.
Начинать чтение лучше всего с тех страниц, которые наиболее привлекли внимание ребенка. Не стоит читать сразу весь журнал маленькому ребенку, даже если содержание соответствует его возрасту: лучше прочитать сегодня одно, завтра другое.
Но также есть другая категория родителей, которая предпочитает развивать своих детей другим, более легким путем – компьютером.
В наш современный информационный век компьютер прочно вошел в нашу жизнь и жизнь наших детей. Сейчас дети уже в 1-2 года уже спокойно могут включить компьютер и поставить себе мультики. Многим родителям это очень удобно: в квартире чисто, игрушки никто не раскидывает, тишина, никто не мешает криками «расскажи сказку или почитай мне».
Конечно компьютер не такая плохая вещь, как может показаться. В продаже есть много познавательных мультфильмов, аудиосказок для малышей. Но никакая сказка или стихотворение не произведут должного эффекта на маленького ребенка, которая была прослушана на компьютере, в сравнении с той, которая была прочитана вместе с мамой или папой. Важен телесный контакт, умение обсудить произведение. Важно озвучить свое мнение и выслушать суждения ребенка: почему понравилась сказка? Кто главные герои? Чем закончилась сказка?
Часто при прослушивании даже коротких сказок дети проявляют неусидчивость, очень часто отвлекаются, не могут ответить на простые вопросы, очень редко можно наблюдать тот факт, что дети испытывают какие то чувства и эмоции. При чтении той же сказки из книги у детей интерес к ней намного возрос. Они рассматривали обложку, иллюстрации, рассказывали, каких животных они знают. При чтении дети внимательно слушали, с интересом наблюдали за сюжетом, мало кто отвлекался, детям было интересно, чем же закончится сказка. Замечено, что в семьях, где чтение перед сном является неотъемлемым атрибутом засыпания ребенка, дети вырастают более спокойными, интеллектуально развитыми и с хорошей речью.
Многие родители и сами не читают и ребенка не стараются заинтересовать книгами [2].Они считают, что маленькие дети не понимают содержание произведений, и им лучше и понятнее посмотреть мультфильмы, чем почитать сказку. Зачастую, сами взрослые не понимают, что лишая своих детей книг, они обедняют их духовное развитие.
Иногда родители прибегают к чтению, но ни как к развивающему занятию, а с целью насильно накормить его (ложечку за маму, за папу), или по пути домой из детского сада: ребенок возвращается возбужденный, уставший. Ясно, что от такого чтения ничего хорошего не получается. Ребенку книги очень надоедают, он их перестает любить и старается всеми силами от них отбиться.
Важно учитывать тот факт, что детям читают различные произведения в течение дня в детском саду. Чтобы ребенка не переутомить чтением, не отбить у него желание слушать сказки дома, необходимо расспрашивать детей дома о том, что читали в детском саду, понравились ли сказки и хочет ли он послушать еще.
Полезно после чтения еще раз посмотреть иллюстрации. Теперь они будут восприниматься ребенком более осмысленно. Картинка поможет глубже понять текст. Обычно бывает, что до чтения произведения картинка воспринимается поверхностно, а после прочтения ребенок замечает те детали, которые до этого не замечал.
Невозможно воспитать у ребенка любовь к книге и чтению, если он не умеет ею правильно и бережно пользоваться. Прежде всего сначала необходимо научить детей самостоятельно рассматривать книгу. Делать это нужно только за столом. Чтобы книга не портилась и не рвалась, нужно приучать ребенка брать её только чистыми руками, аккуратно перелистывать страницы, чтобы уголки не порвать. Нельзя разрешать даже маленькому ребенку перегибать переплет книги. Многие родители наивно полагают, что маленькому ребенку можно разрешать все, пока он не вырос. Но это ошибочное мнение. Если ребенок с малых лет не привык аккуратно обращаться с книгой, потом ждать от него бережливости в более старшем возрасте не приходится. И ругать его за это бессмысленно, виноваты родители, которые сразу это не пресекли. Правила обращения с книгой прививаются детям без назидания, личным примером взрослых. Но если мама или папа учат ребенка любить книгу, не рвать её, а сами на глазах у ребенка могут позволить себе вырезать понравившиеся рецепты из книги или вырвать неинтересные страницы, то такой пример нельзя считать правильным, скорее наоборот.
Очень хорошим средством воспитания любви и уважения к книге является его посильное участие в починке книг; можно посвятить этому занятию выходной день. Ребенок будет очень рад, если они с мамой вместе будут вырезать полоски из цветной бумаги для подклеивания книг; можно организовать сюжетную игру « Доктор Айболит», где мама будет доктором, а ребенок будет приносить на прием свои больные книжки. После такой совместной деятельности ребенку вряд ли захочется рвать книги.
Можно предложить ребенку составить свою мини библиотечку. Положить на одну полочку сказки, а на другую книги про животных. Необходимо приучать самого ребенка обращать внимание на порядок его книжного шкафчика. С возрастом ребенка библиотека его пополняется и чтобы ребенок не рвал и не выбрасывал книги, которые уже вышли из его возраста, необходимо убирать книги на время, а через некоторое время опять достать их, тогда у ребенка сохранится интерес к ним, т. е. должна быть сменяемость книжного ассортимента.
Можно с ребенком посмотреть мультфильм « В стране оживших игрушек», обсудить после просмотра, почему сломанные игрушки и порванные книги плачут, как им можно помочь.
Родителям необходимо усвоить, что хорошая детская книга, прочитанная с душой с любимым ребенком – это прекрасная возможность вернуться в свое детство, еще лучше понять внутренний мир своего ребенка, обогатить его внутренний мир и подарить ему радость от общения с книгой.
Книга всегда была и будет постоянным спутником наших детей и умным помощником для молодых родителей.