Full text

Электронная коммерция в России в настоящее время еще не решила ряд вопросов и проблем, а поэтому анализ основных тенденций и закономерностей развития является одним из условий её дальнейшего развития.

Однако, не смотря на существующие проблемы и некоторое отставание от темпов развития этого сегмента экономики за рубежом, так, например, в 2013 доля интернет-продаж в общем объеме розничных продаж составляла в Великобритании около 13%, а в России - 2%, в целом электронная коммерция сегодня позволяет организациям значительно сокращать финансовые и временные ресурсы, повышать конкурентоспособность, выходить на новые рынки сбыта и т.д.

Электронную коммерцию часто рассматривают как форму совершения сделок, при которой их заключение и исполнение осуществляется с помощью электронных средств коммуникации [3]. Нередко электронная коммерческая деятельность ассоциируется исключительно с операциями через Интернет [4]. Отдельные авторы рассматривают электронную коммерцию, как систему хозяйственной деятельности предприятий, основанной на применении современных телекоммуникационных технологий [5, 20]. В отдельных случаях под электронной коммерцией понимается технология, обеспечивающая полный замкнутый цикл операций, включающий заказ товара (услуги), проведение платежей, участие в управлении доставкой товара (выполнения услуги). [1].

Под электронной коммерцией понимается любой вид деловых операций и сделок, предусматривающий использование информационных технологий и коммуникационных сред [6]. Под электронной коммерцией подразумеваются и отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и государственными органами на основе электронных сообщений [2] или сфера деловой деятельности, включающая электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю [7].

Анализ рынка интернет-торговли за 2014 год показал, что рынок электронной торговли, остается одним из наименее подверженных надвигающемуся экономическому кризису. По предварительным оценкам Data Insight [10] здесь наблюдается лишь замедление темпов роста по сравнению с 2013 г.

Так, в 2013 по сравнению с 2012 г рост за год в рублях составил + 28%, тогда как в 2014 рост с предыдущего года только +26% в рублях.

При этом в реальном исчислении в 2014 г. объем российский рынка розничной интернет-торговли достиг 660 млрд руб. – что на 27% больше, чем в 2013 г. Эта цифра включает в себя как интернет-продажи физических и виртуальных товаров (440 млрд), так и продажи авиабилетов, железнодорожных билетов и билетов на развлекательные мероприятия (220 млрд) [8].

В объем интернет-продаж процентном отношении составил около 2% от общего объема российских розничных продаж. В основном это характерно для таких сегментов рынка, как электроника и бытовая техника, одежда и обувь, компьютеры, ноутбуки и комплектующие, а также автозапачасти. По оценкам Data Insight, доля розничных продаж для этих товарных категорий уже превысила 10%. Кроме этого наибольшим спросом пользуются услуги салонов красоты, развлечения и спорт, организация ужинов и туристические услуги, покупка программного обеспечения [10].

Подтверждением роста популярности интернет-торговли является увеличение количества онлайн-покупателей. С 2012 года исследователи отмечают ежегодный прирост на 6 млн. человек, которые получали свой первый опыт интернет-покупок. Однако в России проникновение интернет-торговли в среду пользователей, да и населения в целом, все еще невысоко по сравнению, например, с Великобритания, где до 85% интернет-пользователей покупают онлайн

При анализе причин неудовлетворённости пользователей возможностью приобретения товаров через интернет, факторами, влияющими на решение покупателей, являются: информация о товаре на сайте, ценообразование, условия доставки. Однако ключевыми факторами все же выступают доверие к онлайн магазинам и онлайн платежам. По этой причине порядка 30% интернет- пользователей России заявляют, что они никогда не делают покупки через Интернет, в то время как в большинстве западных стран аналогичный показатель не превышает 10-20% [9].

Поэтому в кратко- и среднесрочной перспективе все в России оплата наличными в момент доставки останется основным способом оплаты физических товаров. Банковские карты будут использоваться все чаще для оплаты услуг, виртуальных товаров и цифрового контента, в дальнейшем интегрируясь с такими системами как Qiwi+Visa или Яндекс.Деньги+MasterCard. Электронные деньги (Яндекс.Деньги, VISA Qiwi Кошелек, Webmoney и Paypal), скорее всего, в дальнейшем будут развиваться, в основном, для оплаты товаров и услуг по более низкой цене.

И, наконец, оценка роста рынка электронной коммерции в столицах и регионах показывает, что Москва и Санкт-Петербург перестают быть исключительными центрами интернет-торговли. Так, если в 2013 г в столицах и регионах объем рынка составил по 260 млрд. руб., то в 2015 наблюдается уже смещение в сторону регионов - 480 млрд. руб. в регионах и 365 млрд. руб в столицах, что указывает на более высокую покупательскую активность (кол-во заказов на душу населения) в городах с населением от 300 тысяч до одного миллиона, чем в Москве.

Выводы.

Эксперты считают, что в ближайшей перспективе будет наблюдаться:

- некоторое снижение покупательской активности, связанное с уменьшением покупательской способности населения.

- возрастанием сегмента цифровых товаров и билетов. Для клиентов такие покупки быстрее и удобнее, а для бизнеса — выгоднее из-за снижения затрат.

- рост сферы услуг по интернет-маркетингу. Это касается как агентств, так и облачных сервисов и инструментов по управлению интернет-маркетингом.

- доминированием крупных игроков. Растет доля крупных розничных сетей, осваивающих интернет-продажи. Примеры холдинга X5, сетей «М.Видео», «Эльдорадо» и «Связной» вынуждают приходить в онлайн других крупных продавцов. Так, в тестовом режиме заработали площадки «Метро» и «Леруа Мерлен». На очереди — приход в онлайн-бизнес «ОБИ», «36.6», «Боско», «Рив Гош» и других розничных сетей. 

Научный руководитель: Швецов Сергей Алексеевич
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия