Full text

В настоящее время в российской экономике наблюдается тенденция к сдержанному росту объемов экспорта промышленных предприятий, вызванная противоречивыми экономическими, политическими, организационно-правовыми процессами, происходящими в России ввиду нестабильности деловых и торговых отношений с западноевропейскими странами, поэтому перед предприятиями остро стоит вопрос поиска способов повышения эффективности экспортной деятельности и разработки новых стратегий по управлению экспортом, а также анализа их реализации.

В экономической литературе изучаются частные аспекты осуществления экспортной деятельности: формирование и развитие экспортного производства, подверженность влиянию внешних и внутренних факторов, анализ конкурентных позиций на мировых рынках сбыта, развитие экспортоориентированной политики, выбор экспортной стратегии и т.д., в то время как комплексная оценка проблем эффективности управленческой деятельности и способов ее улучшения недостаточна освящена [1].

Для приведения к общему виду и оценки экспортной политики производственных предприятий важно определить наиболее значимые доминанты, влияющие на систему ее проведения. Они определяются стратегическими и тактическими целями работы конкретного предприятия, т.е. проводится анализ следующих составляющих: потенциал зарубежного рынка, внешнеэкономическая политика импортирующих стран, конкурентное преимущество предприятия, система своевременного и адекватного отражения ситуаций на внешних рынках, система синхронизированной работы всех звеньев предприятия, выполняющих экспортные функции.

При проведении более серьезного экономического анализа эффективности экспорта проводится расчет показателей, отражающих действительное состояние и развитие производственного предприятия, а именно: показатели экономического эффекта и эффективности от осуществления экспортной деятельности, показатель эффективности производства и реализации продукции на внутреннем рынке [4].

Кроме математических расчетов важно выбрать метод оценки экспорта предприятия: по сравнительным преимуществам, по теории равновесия фирмы и отрасли, по рыночным позициям фирмы: структурный или функциональный подход, по методу «профилей» и качеству продукции и матричный метод [3].

Стабильное развитие промышленных предприятий в долгосрочной перспективе связано с определением стратегического плана действий с поправкой на постоянно варьирующиеся требования потребителей относительно объема и качества продукции. Поэтому перед маркетинговой службой любого предприятия стоит задача раскрытия потенциала производственных возможностей в двух основных аспектах: поддержание или увеличение объема поставок на уже занимаемый сектор рынка и освоение новых рынков сбыта посредством поиска способов выхода на быстрорастущие рынки с высоким спросом и недостаточной степенью его удовлетворения.

В общем случае под экспортной стратегией предприятия понимаются программы действий по выявлению приоритетных направлений работы предприятия на зарубежном рынке с учетом имеющихся производственных ресурсов и требований внешнего рынка. Наиболее эффективными являются следующие варианты стратегического поведения: внедрение инноваций, диверсификация экспорта, интернационализация, сегментация или кооперация [2].

Повышения результативности от внедрения предприятием новой экспортной стратегии можно добиться с помощью использования таких резервов, как: собственная разработка комплектующих; продажа экспортной продукции по лицензионным соглашениям; осуществление производства на площадях, приближенных к зарубежному рынку; внедрение информационной системы по изготовлению экспортных заказов и сбору информации о рынке.

Эффективное развитие экспортной деятельности не только предприятий, но и государств - важный аспект участия в ускорении социально-экономического развития общества. Благодаря увеличению экспортного потенциала промышленных предприятий и созданию условий для поставки продукции на внешние рынки обеспечивается возможность получения иностранной валюты для импорта отсутствующих в стране товаров, конвертируемость национальной валюты и устойчивое соотношение курсов. В связи с этим создание благоприятных условий для развития экспорта должно стать одной из главных задач внешнеэкономической политики страны.

 

Научный руководитель: Яшин Сергей Алексеевич,
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия