Full text

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества возрастают требования к системе образования, качеству подготовки профессионалов и уровню сформированности их профессионально-значимых характеристик, которые в, значительной степени закладываются на вузовском этапе профессиональной подготовки.

В российском обществе имеется, повышенная-потребность в квалифицированных специалистах в области психологии и решении актуальных психологических проблем, появившихся в последнее десятилетие. В связи с этим возникла острая - необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров психологов в вузе. Быстро меняющиеся социально – экономические и политические условия развития общества актуализируют проблему развития личностно-профессиональных качеств и профессиональной успешности личности студентов-психологов, несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом. Однако в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Эффективность профессиональной деятельности молодого специалиста, занятого в сфере «субъект-субъектных» отношений во многом обуславливается умением понимать свои эмоции, распознавать эмоции других людей, в том числе,и в развитии эмоционального интеллекта [1].

В психологию термин «эмоции», ввел В. Вунд, по его мнению — это прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций [2].

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [3].

В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру, и они тесно связаны, с центральными личностными образованиями, самосознанием и личностной, идентичностью. Е.П. Ильин рассматривает эмоции как «рефлекторную психовегетативную реакцию; связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации» [4].

Если раньше считалось, что эмоции лишь сопровождают когнитивные процессы человека, то современной психологией доказан тот факт, что эмоциональные реакции часто предшествуют рациональным. Эмоциональность признается ключевым фактором достижения успеха личностью, более существенным, чем интеллектуальные способности.

Под культурой эмоций психолога понимается целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, которая представлена системой знаний психолога о развитии эмоций, умениями и способами анализа эмоций, управления ими, оказания эмоциональной поддержки людям, обратившимся за помощью, развитие которых в целом способствует вербализации эмоций психолога, его эмоциональной открытости и эмоциональной эмпатии. Таким образом, эмоции выступают одним из видов отношений психолога к себе и людям, с которыми он может взаимодействовать [5, 6, 7].

Прoявление эмoций не вcегда желательнo, так как при cвoей избытoчноcти oни могут дезoрганизовать деятельнoсть или их внешнее прoявление мoжет пocтавить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому. C другой cтороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение cпоcобствуют оcуществлению человеком какой-либо деятельности, общению. Без контроля cвоих эмоций человек не может преуcпевать в карьере и личной жизни, так как уcпешное решение раcпространенных проблем завиcит от понимания эмоций и контроля над ними. Большинcтво эмоциональных cитуаций cодержит обстоятельcтва, которые должны оцениваться здравым смыслом.

Контроль и управление эмоциями являются особенно важной способностью психологов по причине того, что работа психолога предполагает постоянный контакт с большим количеством людей. Для психолога очень важно уметь понимать и объяснить природу своих эмоций, также важно правильно понимать эмоции других людей и пытаться управлять ими в целях достижения наилучшего результата в работе [8].

Понимание роли и особой значимости эмоций в жизни людей повлекло за собой появление в психологической науке такого понятия как «эмоциональный интеллект».

Эмоциональный интеллект – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих принимать адекватные решения и действовать на основе результатов интеллектуальной обработки эмоциональной информации; это форма приобретаемого опыта в эмоционально-социальной сфере, базирующегося на развивающихся способностях к пониманию и управлению эмоциями в условиях социума, что позволяет более целостно воспринимать человека, даёт более емкую характеристику индивида в единстве его чувств, ума и воли. Следует подчеркнуть, что это не просто эмоциональная развитость, а согласованность этих фундаментальных составляющих психики. При этом для эмоциональной компетентности наиболее актуальными являются две сферы: способность человека к самоопределению и самоуправлению и способность человека к управлению взаимоотношениями с другими людьми. Эмоциональный интеллект человека проявляется в данном случае в умении действовать адекватно обстоятельствам, достигаемое не просто через понимание эмоций и чувств, а через управление и контроль за этими первичными, обязательными свойствами человеческой психики. Пределом совершенства можно считать умение человека определить и проконтролировать эмоции применительно к конкретной ситуации и в конкретный момент. Это придаёт реальную значимость эмоциональной компетентности в профессиональной и личной жизни, так как такой вид компетентности, в инструментальном значении, позволяет успешно применять умственные способности и эффективно взаимодействовать с окружающим миром [9].

По мнению Горелова Н.С. эмоциональный интеллект представляет собой конечный продукты принятия решений на основе отражений и осмыслений эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющий личностный смысл. Эмоциональный интеллект продуцирует неочевидный способ активности для достижения целей и удовлетворения потребностей личности [10].

Обсудим далее несколько теоретических подходов к пониманию феномена эмоционального интеллекта, его структура и предпосылки развития рассматривались такими зарубежными учеными как Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Р. Бар-Он.

Термин «эмоциональный интеллект» был впервые введен американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Майером. Как отмечает О.А. Айгунова, введение понятия «эмоциональный интеллект» основывалось на неоднородности понятия «интеллект» и неоднозначности понимания тесной связи интеллектуальных операций с эмоциями. Д. Майер и П. Сэловей предложили свою концепцию эмоционального интеллекта: «Эмоциональный интеллект - это способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности» выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Идентификация эмоций. Включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т. е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений [11].

Р. Бар-Он определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями, где выделяются пять сфер компетентности, выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя – осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения – эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации – решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями – устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение – счастье, оптимизм [12].

Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П. Сэловея и Дж. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным.

Концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмена основана на ранних идеях П. Сэловея и Д. Мэйера выделяют два типа навыков, присущих людям, обладающим высоким эмоциональным интеллектом: личностные навыки (способности, определяющие способы управления собой) и социальные навыки (способности, определяющие способы управления отношениями людей). Под эмоциональным интеллектом Д. Гоулман понимал «такие способности, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться». Согласно Д. Гоулману, структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих [13]:

1) идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;

2) управление эмоциональными состояниями – контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;

3) способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

4) способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;

 5) способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их.

Структура эмоционального интеллекта Д. Гоулмана иерархична. Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими; одним из аспектов управления эмоциями является способность продуцировать эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращѐнные к другим людям, являются детерминантой четвѐртой: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения. В дальнейшем Д. Гоулман доработал структуру и в настоящее время она включает четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причѐм применительно к различным категориям людей эта структура несколько различается [13].

Изучением эмоционального интеллекта в современной отечественной психологии занимаются многие учѐные: И.Н. Андреева, И.В. Дробышевская, И.Н. Мещерякова.

Согласно И.Н. Андреевой, эмоциональный интеллект определяется как способность взаимодействовать с внутренней средой своих чувств и желаний; способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность какого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды. И.В. Дробышевская, опираясь на определение эмоционального интеллекта, в качестве критериев сформированности эмоционального интеллекта также выделяет эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты:

  • · эмоциональный критерий рассматривается автором как комплекс внутриличностных и межличностных качеств. Показателями данного критерия являются развитие умения распознавать свои эмоции, понимать и прогнозиро- вать состояние свойств другого человека;
  • · когнитивный критерий представляется как совокупность знаний об эмоциональном интеллекте. В качестве показателей данного критерия рассматриваются освоение знаний об эмоциональном интеллекте, развитие умения осуществлять самоанализ и развитие навыков рефлексии; поведенческий критерий подразумевает конкретные поведенческие реакции. В качестве показателей данного критерия определяется развитие умения управлять своими эмоциями, быть коммуникабельным и гибким в межличностных контактах [14].

Анализ современной психолого-педагогической литературы,позволили рассматривать эмоциональный интеллект как сложное интегративное образование, включающее совокупность когнитивных, поведенческих и собственно эмоциональных качеств, обеспечивающих осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие.

Для будущих психологов эмоциональный интеллект, формирование которого способствовало необходимо для успешной будущей профессиональной деятельности. Эта успешность связывается с осуществлением субъектом своей деятельности как конкурентоспособного специалиста за счѐт профессиональной компетентности и уровня профессиональных знаний, умений и навыков, умения и способности взаимодействовать с окружающим субъекта профессиональным сообществом, управлять своей эмоциональной сферой и, соответственно, отношениями с субъектами совместной с ним деятельности, является предметной областью эмоционального интеллекта.

Представление об успешности будущего психолога как конкуренто-способного субъекта будущей профессиональной деятельности связывается с умением взаимодействовать с профессиональным сообществом, управлять своей эмоциональной сферой и, соответственно, отношениями с субъектами совместной деятельности. Эмоциональный интеллект в единстве своих структур- ных компонентов (когнитивного, аффективного и поведенческого) выступает именно таким, наиболее подходящим средством, которое связано с управлением эмоциональной сферой, еѐ рефлексией и пониманием. Для дальнейшего изложения материала под эмоциональным интеллектом студентов мы будем понимать профессионально важное качество, обеспечивающее осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, обусловливающее успешность учебной деятельности, и представляющее собой интегративное образование, степень сформированности которого определяется когнитивным, поведенческим и эмоциональным компонентам].